Задержка развития логического мышления у ребенка

Марина Кукушкина
Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

1. Проблемность

Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления,а именно:

– в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

– в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

– в длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

– в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

2. Этапы работы.

Исходя из всего вышеизложенного,были намечены следующие этапы работы:

1. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей с ЗПР.

2. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей с ЗПР.

3. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие познавательную активность ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

4. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

5. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.

3. Цели и задачи обучения и воспитания.

Цель: создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения;

Задачи:

1. Формировать у детей следующие операции: анализ – синтез; сравнение; использование частицы отрицания «не»; классификации; упорядоченность действий; ориентировка в пространстве;

2. Формировать у детей умения: рассуждать, доказывать, логически мыслить;

3. Поддерживать у детей познавательный интерес;

4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; желание вовремя придти на помощь сверстникам.

4. Система работы

4.1. Классификация игр.

развивающие (т. е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении):

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, гры Никитина, математический планшет; пособие «Интошка».

– игры на развитиепространственного воображения:

Игры с различным конструктором.

Блоки Дьенеша

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Палочки Кюизенера

Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия.

Игры Никитина

Игры Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.

Математический планшет

Развивает умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями, способствует развитию мелкой моторики и координации движений руки, развивает сенсорные способности, смекалку, воображение, развивает индуктивное и дедуктивное мышление.

Читайте также:  Обучение и развитие ребенка в утробе матери

Пособие «Интошка»

В процессе работы с данным пособием развиваютсявсе когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные. Кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание. Мыслительные процессы, речь, формируется содружественные движения глаз и руки.

5. Организация работы на занятиях

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, математический планшет, пособие «Интошка» игры со строительным материалом.

6. Организация совместной и самостоятельной деятельности

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, разработан следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

понедельник -Пособие «Интошка» -Игры на развитие мелкой моторики

– Блоки Дьенеша

вторник -Блоки Дьенеша -Игры Никитина

среда -Математический планшет -Пособие «Интошка»

четверг – Кубики «Сложи узор»

– игры Никитина

– палочки Кюизенера;

– математический планшет;

пятница – Палочки Кюизенера

-Пособие «Интошка»

-игры со строительным материалом

Здесь мы предусмотрели следующие пункты:

· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.

Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

4. Работа с детьми. Дифференцированный подход.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Дети распределяются на три группы: сильные-средние-слабые.

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных».

Выводы

Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей). Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования развивающих игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом.

Таким образом, использованная система развивающих игр и упражнений способствует формированию логики мысли, смекалки, и сообразительности, пространственных представлений, развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Технологическая карта проекта

Название проекта

Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры

Тип проекта

Познавательный

Возраст детей

5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности Годовой

Цель Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения

Задачи 1. Создать педагогические условия, систему работы по развитию логического мышления у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр и упражнений;

2. Обеспечить положительную динамику развития логического мышления;

3. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах интеллектуального развития дошкольников.

Ресурсы 1. Дети, воспитатели, родители;

2. Блоки Дьенеша, альбомы для игр с логическими блоками;

3. Палочки Кюизенера, альбомы «Посудная лавка, «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки», «Страна блоков и палочек»;

4. Игры Никитина, «Сложи узор», альбом заданий «Чудо кубики»;

5. Математические планшеты;

6. Пособие «Интошка»;

7. Конструктор (лего, магнитный «Magformers», конструктор «Полиндрон-гигант», «Огромные шестеренки», «Строительство дома», «Транспорт», «Рыбалка», «Шнуровка», мягкие модули.)

Этапы Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей с ЗПР.

На формирующемэтапе было проведено:

1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;

2. Преобразование предметно – пространственной развивающей среды;

3. Апробация авторских разработок.

Заключительный этап: подведение итогов, публичное представление итогов совместной деятельности.

Новизна опыта Состоит в создании системы использования современных развивающих игр, нацеленных на развитие логического мышления познавательных интересов детей с ЗПР.

Описание опыта Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей.

Читайте также:  Общения в развитии личностных качеств ребенка

Логические блоки Дьенеша.

Задачи использования логическихблоков Дьенеша в работе с детьми:

Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством; Формировать представления о математических понятиях;

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;

Обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

Развивать пространственные представления;

Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Палочки Кюизенера.

Задачи использования палочек Кюизенера в работе с детьми:

Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

Осваивать прямой и обратный счет;

Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на., пользоваться знаками сравнения <, >;

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления;

Научить делить целое на части и измерять объекты;

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Познакомить со свойствами геометрических фигур;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Никитина.

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;

Гармоничное развитие детей эмоционально-образного и логического начал;

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях;

Развитие мелкой моторики.

Математический планшет.

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу;

Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;

Способствовать развитию познавательных функций (внимание, логическое мышление, слуховая память, воображение);

Пособие «Интошка».

В состав комплекта для познавательного развития «Интошка» входят пять тематических наборов с игровыми средствами (в ящиках):

1. «Ориентация по плоскости и зрительно-моторная координация»;

2. «Основные геометрические фигуры и их преобразование»;

3. «Классификация по цвету, размеру и форме»;

4. «Сходство и различия пространственных объектов»;

5. «Элементарные математические представления».

Задачи использования игр в работе с детьми:

Развитие мелкой моторики;

Развитие содружественных движений глаз и рук;

Развитие межполушарных связей;

Развитие внимания, памяти;

Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация, пространственного и креативности мышления;

Развитие речи (фонематический анализ, деление слов на слоги, развитие грамматического строя речи, автоматизация звуков).

Игры со строительным материалом.

Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез (воссоздание объекта).

Ожидаемые результаты В процессе использования развивающих игр и упражнений способствовать формированию логического мышления у детей с ЗПР.

Литература

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.

2. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М, 2008.

3. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПб.

4. Мисуна, Н. С. Развиваем логическое мышление/ Н. С. Мисуна // Дошкольное воспитание, 2005.

5. Финкельштейн, Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера/ Б. Б. Финкельштейн. 2003.

Источник

Дорошина Елена
Формирование словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством развивающих игр

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Данные формы мышления образуют единый процесс познания ребенком реального мира.

Изначально происходит формирование наглядно-действенного мышления,

т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие, познания свойств и отношений окружающих его предметов.

В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает мыслить при помощи образов. Например, ребенок может представить себе, как должен действовать изображенный на картинке мальчик, у которого укатилась игрушка под шкаф.

Читайте также:  Сколько должен спать ребенок развитие 1 год

А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности.

У детей дошкольного возраста основной вид деятельности – игра.

В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности.

Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления.

Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении. У большинства дошкольников с задержкой психического развития, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи, выявлено снижение познавательной активности.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую логические задачи, упражнения, включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

Длительность занятий составляет обычно – 15-20 минут. Не нужно нагружать ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий.

В статье предложены основные логические упражнения:

Игра «Угадай предмет по его части»

Цель: развивать логическое мышление, воображение

Описание: Педагог показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Сначала можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).

• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).

• Если два больше одного, то один. (меньше двух).

• Если Маша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Маши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая. (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).

Игра «Разложи предметы»

Цель: учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на основе общих признаков

Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни- деревянные, а другие -пластмассовые: пирамидки, машинки, грибочки, елочки по две; две одинаковые коробочки

Описание: Педагог рассматривает с детьми с ребенком все игрушки и просит разложить их в две коробочки таким образом, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем то похожие между собой.

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Оборудование: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п., вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку, оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Из чего сделано»

Цель: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: педагог называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: волк,ворона,собака,лиса;яблоко,елка,морковь,огурец и т. д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.

Игра «Бывает -не бывает.».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: Ребенок должен представить себе ситуацию, и решить, бывает данная ситуация в жизни или нет. Например: «Мы надеваем сапоги на голову», «Мыши ловят кошку», «Мальчик купается в снегу» и т. д.

Игра «Угадайка-ка: Плывет-Тонет»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

Описание: Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие-тонут. Педагог называет попарно группу предметов: деревянная и металлическая линейки, деревянная и металлическая пуговицы, деревянный и металлический кораблики и т. д.

Источник