Воображение ребенка и его развитие
Источник: izZaMKADya.ru
Воображение – это уникальная способность человека воссоздавать мысленно те или иные ситуации, предметы, образы или придумывать их, даже если они не существуют на самом деле. Человек с его помощью может найти выход из какой-либо ситуации, прокручивая ее в голове вновь и вновь, ища при этом самый безопасный и удобный для себя итог. При помощи воображения человек создает все вокруг, что уже существует в современном мире и то, что будет существовать. Поскольку наше с вами воображение никогда не останавливается на достигнутом, а ищет новые горизонты для развития.
Воображение – это уникальная способность человека
Немного о том, почему развивать воображение очень важно в детском возрасте
Как мы говорили выше: весь мир и то, что нас окружает, создано воображением человека, его фантазиями и мечтами. Если бы не этот навык, то не было бы современной архитектуры, электричества, научных открытий, великолепных художественных книг и человек бы не научился снимать современные фильмы и многого другого. Если сказать пафосными и громкими словами… Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву. Благодаря ему мы многогранны и воспринимаем мир таким, какой он есть и пытаемся сделать его лучше.
На минуту вообразите, что человек не обладает навыком воображения… Это был бы скучный и однообразный мир без интересных и фантастических сказок, увлекательных и интересных детских игр, захватывающих дух музыкальных произведений и многого другого. Мы бы жили скучно и однотипно. Вот всего несколько строк о пользе воображения для человека.
Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву.
Воображение человека начинает активно проявляться в возрасте от пяти до пятнадцати лет и именно в это время необходимо заниматься развитием этого навыка у ребенка. Если этого не делать, то можно получить, абсолютно, неинтересного и скучного сноба, для которого учеба станет камнем преткновения и у него полностью, будет отсутствовать желание открывать для себя что-то новое и интересное. Но если переусердствовать в развитии воображения, то ваш малыш может уйти в свой выдуманный мир, начать дружить с придуманным другом или представлять, что он абсолютно другой человек. Здесь самое главное выдержать «золотую середину».
Современные психологи воображение разделяют на три типа. На это влияет три способа его формирования:
- Первый тип – творческое воображение. Здесь ребенок фантазирует только при помощи своего ума. Он не берет за основу уже существующие вещи, а воссоздаёт все самого нуля. Это самый лучший тип воображения. Его необходимо развивать в первую очередь.
- Второй тип – воссоздающее воображение. Здесь ребенок воссоздаёт в голове то, что мог прочесть в книге или услышать от кого-то историю, которая вызвала у него определенный интерес.
- И третий тип – это воображение, абсолютно, неуправляемое и безудержное. Вот именно при этом типе ребенок начинает выдумывать для себя новый мир, невидимого друга или представлять себя другой личностью. Этот тип развивать не желательно.
Этапы развития воображения соответствующие определенному возрасту ребенка
Самостоятельно воображение начинает развиваться у детей в возрасте примерно двух лет. Например. Малыш играет с медвежонком, но уже не просто ходит с ним по квартире, а начинает кормить его, укладывать спать и выгуливать. Здесь воображение ребенка ограничено его восприятием мира. Он проделывает с игрушкой то, что проживает сам.
В возрасте после трех лет игры ребенка становятся более сложными. При игре с тем же медвежонком во время кормления он может попросить у вас ложечку или просто взять предмет, отдаленно напоминающий ее и кормить, таким образом, игрушку. В этом возрасте ребенок начинает фантазировать в своих играх, то он капитан корабля, то уходит в поход и при этом ему необходимо собрать сумку с необходимыми вещами. Как правило, вещи малыш собирает себе сам.
В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию. Все его воображаемые игры и ситуации происходят для него на самом деле. Он по-настоящему ощущает себя космонавтом покорившим космос и путешественником прошедшим долгий и сказочный путь и так далее. В этом возрасте ребенку свойственно придумывать в своих играх новых героев. Рисунки становятся сложнее и красочнее.
В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию.
По истечении некоторого времени ребенок начинает различать реальность и вымысел. Его фантазии и мечты становятся более приземленными и реальными.
В возрасте пяти-шести лет, ребенок начинает фантазировать уже внутри себя. Он строит воздушные замки, рисует картины и создает новых героев своих игр уже внутри своей головы. А это очень важный этап, так как во время таких фантазий вырабатывается самопроизвольное, но контролируемое воображение, которое пригодится во время школьного обучения.
Как же развить у малыша воображение?
Вы, как родитель должны учесть несколько интересных моментов в общении со своим малышом. Вот несколько действенных способов, которые помогут вам в этом.
Первый способ
Необходимо разнообразить материалы, из которых сделаны игрушки. Таким образом, играя в игры, ребенок испытывает максимальное количество тактильных ощущений, изучает новые запахи и ароматы. Необходимо с малышом ходить в театры и музеи, гулять на свежем воздухе (во время прогулки можно поиграть в такую игру «На что это похоже?», например, дерево, облако, куст). Он должен научиться воспринимать и принимать для себя новые ощущения. Воспринимать и создавать мысленно новые образы и вспоминать уже виденное ранее.
Второй способ
Рисование. Во время рисования малыш строит в своем воображении собственный мир, который перемещает на лист бумаги и окрашивает его теми цветами, которые он видит. Используйте различные виды средств для рисования (краски, гуаши, мелки, карандаши и фломастеры).
Третий способ
Чтение. Оно особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове. Здесь уже вашей фантазии нет предела. Вы можете просто почитать красочную и интересную книжку или рассказать фантастическую историю, или удивительную сказку. Также очень хорошо развивает воображение – разгадывание загадок.
Чтение особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове.
Ребенку необходимо собственное время, когда он может быть наедине с самим собой, когда он просто может послушать музыку, полистать книжку или просто поразмышлять лежа на кровати. Если ребенок себя чувствует в полной безопасности, то здесь он может проявить действительно раскрепощенное и фантастическое воображение.
Развивайте в своем малыше воображение, и может быть, он сделает неординарное открытие в будущем.
P.S. С уважением администрация сайта: izZaMKADya.ru
Источник
Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.
Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.
В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.
Зачем работать с воображением в детском возрасте
Дважды два – четыре
Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.
Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.
Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.
«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»
Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.
Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).
В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.
Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик
Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.
Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.
Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.
Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.
Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.
Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:
- От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
- В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
- 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
- 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.
Упражнения на развитие воображения у дошкольников
На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:
- Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
- Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
- Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
- Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.
Развитие воображения в младшем школьном возрасте
Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.
Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.
Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).
Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).
Для развития воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».
Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).
В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.
Познавательная активность ребёнка в этот период должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.
Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.
Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.
Упражнения для развития воображения у младших школьников
Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:
- «Подготовь рассказ по картинке». После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т.д.
- «Загляни в будущее». В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
- «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.
Как развивать воображение у подростка
Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.
В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.
«Врагом» в этот период станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.
Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:
- Опытно-экспериментальная деятельность. Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
- Моделирование. Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
- Театр. Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.
Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.
Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.
Источник