Игра как особое пространство развития ребенка четвертого года жизни

Татьяна Лумпова
Консультация «Игра как особое пространство развития ребенка»

Игра-одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствамобщения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность егоучебной и трудовой деятельности,его отношения с людьми. Фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева(20-30-егоды); позднее игре были посвящены работы Ф. И. Фрадкиной, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой. Большая ошибка, что полноценная в воспитательном отношении игра может развиваться без влияния среды и определенного руководства со стороны взрослых.

Цель игры достигается тогда, когда учтены факторы, формирующие игровую деятельность,а также внутренние закономерности развития этой деятельности. Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву,заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий. Направленных на выявление специфических свойств, предметов и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственно предметной деятельности. Хорошая игра- действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Все игры можно разделить на две группы. Первая группа- это игры. Где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер- ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. Вторая группа – это обучающие игры, в которых взрослый, сообщая правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх решаются задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение программного материала и правил, которым следуют играющие. Игра -самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игровые импровизации, игра-экспериментирование с различными предметами и материалами, дидактические игры- все это проводится начиная со второй младшей группы.

В средней и старшей группах, к ним добавляются игровые импровизации и театрализация.

Начиная с подготовительной группы добавляется игра-фантазирование. Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, с интеллектуальным решением игровых задач нужно комплексно руководить ее формированием.

Используемая литература.

1. Т. И. Бабаева «Детство» Санкт-Петербург Детство-пресс 2014г.

2. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» Москва «Просвещение» 2009г.

3. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» Москва «Просвещение» 2008г.

4. З. М. Богуславская Е. О. Смирнова «Развивающие игры» Москва «Просвещение» 2009г.

Источник

Шарина Дарья Владимировна
Доклад «Игра как особое пространство развития ребенка» (игра в содержании ФГОС до и программы «Детство»)

1. Основное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Такой деятельностью в этом возрасте выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Именно в игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Неповторимая специфика дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру и не ставят в ней каких – то иных целей, чем играть. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие полезное и увлекательное, сплачивает и объединяет, доставляет радость.

Менджерицкая Д. В., в своей книге “Воспитателю о детской игре”, говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, который придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным “участником жизни взрослых” (Д. Б. Эльконин).

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память, открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. Кроме того, в игре ребенок учится пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Впервые предпринял попытку систематического изучения игры немецкий психолог К. Гросс в конце XIX в. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности, в этом есть основное значение детской игры.

К. Бюлер в качестве главной мотивации игры рассматривает удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса.

Г. Спенсер говорит о том, что игра является средством избавления от нереализованной энергии.

С. Холл «Теория рекапитуляции». Игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую.

А, например, фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.

В нашей стране теорию детской игры разрабатывали педагоги и психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др. Существует несколько определений игры, затрагивающих разные аспекты этого понятия. И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Д. Б. Эльконин : «Игра – это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».

С. Л. Рубинштейн: игра «является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности». Ее мотивы заключены не в «…вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности».

Л. Ф. Обухова: «Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования».

Н. К. Крупская: «Игра для дошкольников – способ познания окружающего; игра для них – учёба, игра для них – труд.».

Д. В. Менджерицкая: «Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта».

В. А. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Итак, игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом ее процессе.

2. Игра в содержании ФГОС ДО.

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательных документов РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, и потому принят к обязательному исполнению.

Общие положения ФГОС в главе первой, говорят о том, что одним из основных принципов Стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Также в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему указывается, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)

В пункте 2.7. обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы:

• в раннем возрасте (1 год – 3 года) – это игры с составными и динамическими игрушками;

• для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…»

В третьей главе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.2.5. перечисляются условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; …

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой и других видах деятельности

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …»

Обозначены и требования к развивающей предметно-пространственной среде, глава 4 пункт 3.3.4. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Что же касается результатов, то в 5 главе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» даются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, пункт 4.6.:

• … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …;

• … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; …

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

• ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. …

3. Игра в программе “Детство”

Почему игра стала самостоятельным разделом программы «Детство»? При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Задача программы – сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру, культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления. Именно поэтому в программе «Детство» выделен раздел «Игра как особое пространство развития ребенка.», в котором определен перечень игр и усложнение задач по возрастам. Следует отметить, что именно в программе «Детство» в разделе «Игра как особое пространство развития ребенка…» был одним из первых особо выделен на каждой возрастной ступени подраздел «игровое экспериментирование с предметами и материалами». Это содержание нацеливает педагогов на стимулирование исследовательской активности и экспериментирования дошкольников в свободной познавательно – игровой деятельности.

Результаты освоения ребенком данной образовательной области к концу дошкольного детства следующие:

• Ребенок проявляет интерес к разным видам игр.

• Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

• Активность детей проявляется по – разному: в сочинительстве, исполнительстве, режиссерстве и др.

• Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм.

• В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям.

Используемая литература:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Краснощекова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1982.

4. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования« (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

5. Интернет – ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/ Игра

Источник

Слайд 1

«Содержание психолого-педагогической работы с детьми по ФГОС ДО в рамках образовательных областей» Подготовила: Станиславская К.С. Игра как особое пространство развития ребенка

Слайд 2

Жизнь ребенка через ворота детской игры «Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками , а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры » А . Г. Асмолов,академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования

Слайд 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования • Игры с природными объектами • Игры с игрушками • Игры с животными

Слайд 4

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе детей Сюжетные самодеятельные игры • Сюжетно – отобразительные • Сюжетно-ролевые • Режиссерские • Театрализованные

Слайд 5

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры • Сюжетно-дидактические • Подвижные • Музыкально-дидактические • Учебные

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе взрослого Досуговые игры • Интеллектуальные • Игры-забавы, развлечения • Театрализованные • Празднично-карнавальные • Компьютерные

Слайд 7

Народные игры Обрядовые игры • Семейные • Сезонные • Культовые Тренинговые игры • Интеллектуальные • Сенсомоторные • Адаптивные Досуговые игры • Игрища •Тихие игры • Игры-забавы

Слайд 8

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация  Характерная черта – самостоятельность детей  Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления  Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают ПРЕДПОСЫЛКИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ  Первый этап – ознакомительная игра Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы  Второй этап – отобразительная игра Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта  Третий этап – сюжетно- отобразительная игра Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни

Слайд 9

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ (А.П. Усова) Уровень неорганизованного поведения , которое ведёт к разрушению игр других детей  Уровень одиночных игр, на котором ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть  Уровень игр рядом, когда дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью  Уровень кратковременного общения, на котором ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу  Уровень длительного общения, на котором наступает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры  Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Слайд 10

КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ Сюжет игры Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих  Содержание игры Т о, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности  Роль И гровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже

Слайд 11

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований: Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми

Слайд 12

Метод руководства сюжетно-ролевой игрой Н.Я. Михайленко и Н.А Коротковой Первый принцип : для того, чтобы дети овладели игровыми умениям,воспитатель должен играть вместе с ними Второй принцип : на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми « открывался»и усваивался новый, более сложный способ построения игры Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам

Слайд 13

Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой 1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности 2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры ) 3. Развивающая предметно-игровая среда 4 . Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Слайд 14

Творческое конструирование Виды творческого детского конструирования Из природного материала Из бумаги Из бросового материала Формы организации обучения конструированию Конструирование по условиям Конструирование по замыслу Конструирование по теме Конструирование по образцу

Слайд 15

Взаимосвязь конструирования и игры Ранний возраст: конструирование слито с игрой Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом

Слайд 16

Создание условий для развития свободной игровой деятельности С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь: создавать в течение дня условия для свободной игры детей; определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей ).

Слайд 17

педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Слайд 18

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности . Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Источник