Роль общения в развитии ребенка ситуативно деловое общение
Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает складываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит на смену ситуативно-личностному общению и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста.
Чтобы лучше понять специфику второй в онтогенезе формы, перечислим главные особенности ситуативно-личностного общения ребенка со взрослыми.
Ситуативно-личностное общение — ведущая деятельность в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуникативной потребности в этом возрасте является удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Средствами общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация). В процессе ситуативно-личностного общения начинает формироваться привязанность ребенка к близким, закладываются основы личности и самосознания. Под влиянием общения развивается познавательная активность младенца по отно-
шению к предметному миру. Появление целенаправленных движений к предметам и действий с игрушками знаменует его переход к новой ведущей деятельности — предметно-ма-нипулятивной. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому, что приводит к появлению новой формы общения — ситуативно-деловой .
Место ситуативно-делового общения в системе общей жизнедеятельности ребенка. В раннем возрасте общение утрачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция — оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главными поводами для контактов со взрослыми становятся действия с предметами.
Содержание потребности в общении. На протяжении раннего возраста основным содержанием коммуникативной потребности является потребность в сотрудничестве со взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два компонента: деловое общение, объектом которого для ребенка является взрослый, и собственно предметное взаимодействие, в котором внимание ребенка направлено на предмет.
В этом возрасте ему нужно от взрослого прежде всего соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелатель-нот внимании, сформированная на предыдущей возрастной ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.
Это означает, что при организации предметного взаимодействия с детьми воспитателю необходимо не только давать ребенку образцы правильных действий, но и выражать ему личностную адресованность, оказывать эмоциональную поддержку.
Мотивами, побуждающими ребенка к общению, являются те качества взрослого, ради которых он вступает во взаимодействие с ним. Главным поводом для таких контактов являются действия с предметами, поэтому,на центральное
74 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
4. Развитие общения ребенка со взрослыми
место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенок проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действиям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего возраста взрослый нужен ребенку как:
• партнер по игре;
• образец для подражания;
• эксперт по оценке умений и знаний.
В совместной деятельности со взрослым указанные качества проявляются в их совокупности.
Иллюстрацией сказанного может служить ситуация, описанная Д.Б. Элькониным в статье о развитии предметных действий.
«Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сначала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его заводить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это самостоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести его. Лишь через 2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках оценки правильности производимого действия»1.
Средства общения представляют собой операции, с помощью которых каждый участник взаимодействия строит совместные действия. Можно выделить три основные категории средств общения ребенка с окружающими: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Экспрессивно-мимические средства передают отношение ребенка к ситуации общения: взгляды, улыбки, мимика,
Элъконин Д.Б. Психология игры. М., 1989. С. 137.
жесты, экспрессивные вокализации. Они появляются уже в первые месяцы жизни малыша и продолжают использоваться на протяжении всей жизни человека. Они выражают внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.
По мере развития ребенок осваивает новый класс коммуникативных средств: предметно-действенные, которые возникают в его совместной деятельности со взрослым. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда малыш еще не умеет говорить.
Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание их взрослому, вкладывание в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому: приносит ему свои игрушки, складывает их рядом или кладет на колени.
К предметно-действенным средствам относятся также ло-комоции и позы детей, с помощью которых малыш выражает готовность к взаимодействию, показывает, к какому его виду он приглашает взрослого. Например, тянется к взрослому, чтобы тот взял его на руки, воспроизводит какое-то движение, чтобы напомнить взрослому о той игре, элементом которой является это движение (это может быть игра-забава, танец, гимнастическое движение); демонстрирует какое-то действие с предметом, или «рисунок» действия, используя его как инициативный акт в общении (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).
Подобные действия не просто выражают готовность к общению, а говорят о том, какого рода общение для него предпочтительнее. Это действия уже достаточно высокого класса, так как они строятся на произвольной основе, изображают элементы той деятельности, в которую ребенок стремится вступить. Это своеобразные пиктограммы актов общения.
И, наконец, появляются речевые средства общения: сначала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, затем практически полноценной активной речи, использование которой расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка.
76 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
4. Развитие общения ребенка со взрослыми jj
Источник
- Основные средствами общения ребенка
- Формировании привязанности
Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы -tволосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например «в козу» (Идет коза Рогатая…) или «по ровненькой дорожке… В яму бух!». От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым. Это означает, что, общаясь со взрослым, мла денец второго полугодия стремится удовлетворить уже потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся человек, но и как партнер по совместным действиям.
Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивномических, становятся предметные действия и локомоции: позы и жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).
Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативноделовой. Такое общение происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно-личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
Другим, также необходимым условием является организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Исследования показали, что усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекают успешнее, если происходят в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.
Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в формировании привязанности. В одной экспериментальной работе изучалось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полугодия жизни различные варианты общения:
- ситуативно-личностное — ласковое обращение и разговор;
- ситуативно-деловое — демонстрация новых игрушек и действий с ними;
- речевое, познавательное общение — чтение детских книжек.
Оказалось, что младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпочитали ситуативноделовое общение со взрослым.
Результаты данной работы позволяют говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потребности в общении, соответствующей возрасту ребенка.
Источник
Общение со взрослыми влияет на ведущую деятельность: в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные действия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия взрослого он овладевает культурными способами обращения с предметами, усваивает смыслы и операционально-техническую сторону предметно-орудийных действий. Сотрудничество со взрослым является главным, решающим психологическим условием формирования предметной деятельности ребенка.
В совместной деятельности со взрослым складываются > предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная игра. Взрослый открывает ребенку мир условного использования предметов, показывает ему первые игровые действия, предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предметами-заместителями. В процессе такого взаимодействия возникают зачатки ролевого поведения ребенка, закладываются основы будущей сюжетно-ролевой игры.
Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из потребности в общении, в целях общения и в условиях общения. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая коммуникативная задача — понять обращенную к нему речь и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для ребенка практическую необходимость усвоить и актуализировать связь между предметом и его словесным обозначением. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи. В сотрудничестве со взрослым развивается речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за пределы частной ситуации «на простор широкой познавательной деятельности» *.
Общение со взрослыми является одним из решающих факторов развития личности и самосознания ребенка. Опыт ситуативно-делового общения влияет на развитие у ребенка представления о себе и своих возможностях. Под влиянием
1Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. С.282.
совместной и индивидуальной предметной деятельности происходит дифференциация общей и конкретной самооценки. Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотрудничества со взрослыми стимулирует формирование таких личностных качеств, как любознательность, стремление к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность в деятельности.
В рамках ситуативно-делового общения закладываются предпосылки перехода на новый, более высокий уровень общения — внеситуативно-познавательное общение, которое зарождается в период, когда ребенок овладевает активной речью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает источником знаний о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью исследовательских действий. Единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир является общение с окружающими взрослыми. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.
Наиболее яркие доказательства влияния общения на психическое развитие ребенка психологи находят в домах ребенка. Практически по всем направлениям развития у воспитанников этих учреждений наблюдается та или иная степень отставания. И дело не только в том, что в дома ребенка часто поступают дети, отягощенные плохой наследственностью и болезнями. Опыт усыновления детей показывает, что как только малыши из дома ребенка попадают в семью, у них достаточно быстро происходит компенсация отставания в психическом развитии. В многочисленных исследованиях доказано, что основная причина задержек в развитии воспитанников домов ребенка кроется в неадекватно построенном общении персонала с детьми. Особенно ярко отставание про-
78 II- Особенности развития ребенка раннего возраста
5. Развитие речи 79
является в развитии тех видов деятельности и таких качеств личности, которые требуют для своего формирования индивидуального, личностного подхода к ребенку. Известно, что дети из домов ребенка опережают своих сверстников по уровню овладения бытовыми навыками: они лучше пользуются ложкой, быстрее одеваются, приучаются к туалету и пр. Подобные действия нетрудно сформировать путем «натаскивания» ребенка. Что же касается таких фундаментальных для детского развития видов активности, как общение со взрослым, познавательная деятельность, творческая игра, то по уровню их развития воспитанники домов ребенка значительно отстают от своих сверстников из семьи.
Особенно заметно отставание в личностном развитии детей в домах ребенка. Малыш, растущий в благоприятных условиях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжелателен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет внимания взрослых, охотно откликается на их инициативу, настойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка, как правило, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружающим, у него не сформированы привязанности ни к взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельности и на развитии речи, приводя к их задержкам.
В то же время практика коррекционной работы с такими детьми показывает, что отклонения в их психическом и личностном развитии, возникшие на ранних ступенях онтогенеза, не являются фатальными и преодолеваются при условии организации такой педагогической работы, в центре которой стоит формирование адекватного возрасту ребенка общения со взрослым и расширение его опыта взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром.
Итоги
В раннем возрасте основной формой общения ребенка со взрослым является ситуативно-деловое общение. Для него характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Ведущими являются «деловые» мотивы. Взрослый выступает для
ребенка как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Основными коммуникативными средствами здесь являются предметно-практические действия и речь.
Наряду с ситуативно-деловым общением сохраняет важное значение и продолжает развиваться сложившееся ранее ситуативно-личностное общение. На основе их к концу раннего возраста начинает складываться внеситуативно-познавательная форма общения.
Источник