Развитие нейронных связей мозга ребенка

Развитие нейронных связей мозга ребенка thumbnail

Все время говорю о важности формирования у ребёнка новых нейронных связей, но сейчас хочу поговорить про то, как все образуется и переводится у человека в знания, умения и навыки????

Конечно нужно прочитать несколько десятков книг по данной теме, чтобы до конца понять, а что именно я здесь пишу, но постараюсь объяснить максимально просто.

Самой интересно получится ли. Так что дайте пожалуйста обратную связь

нейронные связи

Человек рождается с огромным количеством активных нейронов, но они не имеют особого смысла если между ними не формируются нейронные цепочки.

Нейроны, которые не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка (важно формировать как можно больше связей между ними)

Малыш рождается и не может даже долго взгляд сфокусировать на одном предмете длительное время. И потихоньку тренируется, переводя взгляд с одного предмета на другой (когда родители на что- то указывают и называют, потом ещё раз показывают, то этим формируют новую нейронную связь), каждый раз задерживаясь чуть дольше. И в этом случае сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Именно благодаря опоре на сформировавшиеся нейронные связи, формируется интеллект.

Постепенно ребёнок накапливает знания и опыт (где то просто наблюдая, а где- то самостоятельно его приобретает, например, если обожжется)

И в возрасте от 1,5-2х лет, малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения, типа знакомого лица или игрушки. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например, если ребёнка до этого ударил другой ребёнок

нейронные связи

????Примерно до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается (поэтому важно до этого времени дать ребёнку как можно больше различного опыта и взаимодействия с окружающим миром и людьми) От этого зависит его интеллектуальная деятельность в дальнейшем????

Отмирание активных нейронов заставляет человека соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. ( т. е в какой то момент перестаёт просто копить знания, а учится их соотносить и анализировать)

По проведённым опытам и наблюдениям за развитием мозга у людей, обнаружили, что отмирание незадействованных активных нейронов к семи годам помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целена правленным( при условии, что человек создал много нейронных путей, на которые может опереться в мыслительном процессе)

После семи лет человек создает нейронные связи разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. (И получается как у дерева, вырастают от одного ствола много-много разных веточек, которые цепляются за веточки других деревьев и таким образом информация передаётся.)

Конечно, с возрастом мы получаем новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют (активные нейронные связи)

И если обобщить информацию, то получается, чтобы мозг развивался ему важно не огромное количество несоединенных между собой нейронов, а именно до семи лет на соединять как можно больше нейронных дорожек, ведь тесно переплетенные между собой нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта

Рекомендую к прочтению Некачественное время проведённое с ребёнком

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Источник

Нервную систему человека по праву можно назвать одним из сложнейших устройств, большая часть механизмов которого до сих остаётся загадкой для учёных. Если под микроскопом рассматривать мельчайшие частицы этой системы – нейроны, – мы увидим такие замысловатые переплетения, что не сможем даже точно сказать, где заканчивается один и начинается второй. И переплетения эти всё более усложняются в процессе развития мозга.

Нервные клетки с необычайной скоростью (около четверти миллиона в минуту!) начинают формироваться уже в материнской утробе. К 11–12 неделе внутриутробного развития начинают своё формирование извилины и борозды мозга. К моменту рождения они выглядят всего лишь как схема будущего рисунка борозд. Общая же картина борозд и извилин сложится и будет достаточно устойчивой лишь через год после появления ребёнка на свет. Итак, на момент своего рождения ребёнок имеет почти все нейроны, предусмотренные для него природой. И тем не менее его нервная система ещё очень далека от совершенства: сеть нервных волокон только после рождения начинает своё бурное и неравномерное развитие.

Почему мы не помним первые годы жизни? Почему ребёнку многие знания даются легче, чем взрослому?

Известный факт: как правило, самые первые наши воспоминания относятся к возрасту трёх и более лет. Это объясняется недостатком нейронных связей в раннем детстве. И хотя более ранние переживания «забываются», нельзя сказать, что они проходят бесследно. Ведь именно они помогают подготовить мозг к приобретению новых знаний.

Когда в результате созревания мозга образуется множество нейронных связей, опыт сохраняют только активно используемые связи. К моменту половой зрелости наблюдается массовое исчезновение неиспользуемых связей. Именно здесь, на стыке задатков и воспитания, в окружающей ребёнка среде активизируются и сохраняются нервные связи. Однако если эта среда однообразная и обеднённая, нервные связи не будут использоваться и исчезнут. Это – биологическая основа раннего детского образования. Именно поэтому в раннем детстве, когда ещё востребованы излишние нервные связи, дети могут легче всего овладеть грамматикой и произношением иностранного языка. Если у человека до юношеского возраста не было никаких языковых контактов (письменных или знаковых), то он никогда не выучит ни одного слова.

Развитие мозга ребёнка в первые годы жизни

Для оптимального развития мозга ранние годы являются критическим (сензитивным) периодом. На протяжении всей жизни наши нервные ткани изменяются. Генетическая программа диктует нам общее строение мозга, а жизненный опыт руководит деталями.

Все компоненты нейронных ансамблей новорождённого характеризуются структурной незрелостью. В первый год с максимальной скоростью происходит типизация и увеличение размеров нейронов, рост коры головного мозга. Однако в разных зонах мозга в зависимости от функциональной значимости и нагрузки можно наблюдать свой собственный темп развития клеток, клеточных ансамблей и волокнистых структур.

Первыми созревают и к трём годам замедляют свой рост проекционные области коры головного мозга: двигательные, чувствительные, зрительная, слуховая, обонятельная.

До двух лет наиболее активно (гораздо активней, чем у взрослого) происходит образование синапсов – мест соединения нейронов, и к семи годам их количество достигает уровня взрослого человека. Этот избыточный рост и образование синапсов имеет огромное функциональное значение, закреплённое эволюционно. Он является основой для накопления и усвоения опыта. Следовательно, мозг ребёнка функционально готов к большей нагрузке, чем это обеспечивает процесс воспитания.

Читайте также:  Ребенку пятый месяц развития ребенка

Своевременность решает всё: биологические причины раннего развития

У трёхлетних детей клетки и поля уже значительно дифференцированы, а к семи годам не отличаются от клеток и полей взрослого. Ассоциативные зоны коры, связанные с мышлением, памятью и языком, развиваются в последнюю очередь. И вместе с их развитием происходит бурное развитие умственных способностей ребёнка.

Особую важность представляет собой вовсе не количество нейронов – ими природа одаривает ребёнка сполна ещё в самом начале его жизненного пути. Известно, что при рождении удельный вес нейронов значительно превышает вес волокнистых структур, которые формируются несколько позже. Определяющую роль играет показатель жизнеспособности нейронов – степень развития их дендритных деревьев (отростков, посредством которых передаётся информация). Такое развитие нейрона напрямую зависит от степени его вовлечённости в деятельность, включённости в обработку информации. Так, к 5–6 годам удельный вес волокон значительно превышает вес клеточных структур везде, кроме лобных долей, развитие которых достигнет того же результата лишь к 10–12 годам жизни.

Биологический отбор функционально задействованных клеток и самоуничтожение клеток, не включённых в процесс обработки информации, выдвигает одно из главнейших требований к педагогическому воздействию – своевременность решает всё. Здесь речь идёт как о времени включения ребёнка в ту или иную деятельность, так и об уровне нагрузки.

Источник

Многие родители, выбирая методики воспитания и развития малыша, стремятся опираться на научные знания. Особенно доверяют нейронауке: есть мнение, что способности ребенка зависят от развития нейронных связей в его мозге.

  • 13 неочевидных признаков рассеянного склероза

Многие видели картинки, которые наглядно показывают, что в детстве мозг человека активно наращивает нейронные связи. Проще говоря, клетки, которые проводят сигналы в мозгу, растут и ветвятся как огромный и очень труднопроходимый лес. Чем больше этих самых связей, тем больше самых разных операций способен производить мозг. А значит, способности человека растут. С началом полового созревания процесс роста нейронной сети замедляется — именно поэтому многие полагают, что ребенка нужно обучать как можно раньше (потом может стать поздно).

Что подтверждено наукой?

Действительно, наиболее активный рост нейронной сети и формирование связей происходит у маленьких детей. Они познают и усваивают новое в значительно больших объемах, чем взрослые.

Развитие нейронной сети, то есть обучение, идет максимально активно на положительных эмоциях. То есть радость полезна для развития мозга! А вот негативные эмоции или скука развитию не способствуют: что-то усвоится, но объем будет маленький, а процесс будет идти медленно. 

  • Самый сложный звук: как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Возможности для развития каждого малыша обусловлены массой причин: от заложенных природой особенностей организма до состояния здоровья в первые годы жизни. Несмотря на то, что ученым известно, какой участок мозга за какую функцию отвечает, система работает намного сложнее. Нейросеть может пропускать сигнал в обход пораженного участка и активировать «посольства» в других зонах головного мозга при необходимости. 

Интеллект (как способность оперировать абстрактными понятиями) — вовсе не приоритет первого года развития. Интеллект развивается, когда малыш осваивает мир при помощи органов чувств

Любые действия, которые кажутся нам простыми, на самом деле очень сложные и задействуют массу  разных отделов головного мозга. Ребенок протянул руку и взял игрушку? Это потом он будет делать это автоматически, а в процессе обучения его мозг проделал огромную работу: от получения зрительных сигналов и их анализа до включения волевого импульса, координации моторных движений, анализа тактильных ощущений и всплеска радости от успеха. 

Что на практике?

Родителям, которые хотят стимулировать развитие мозга своего ребенка важно помнить об эмоциях и разнообразии сигналов. 

1. В развитие малыша очень важны искренние позитивные эмоции! Самые сильные положительные стимулы дети получают от позитивного контакта с близкими людьми — именно поэтому радостный и спокойный кроха прекрасно развивается, если с ним ничем специально не заниматься. Общение, телесный контакт, разговоры, песенки — мощные развивающие инструменты!

2. Разнообразие сигналов — это телесные ощущения, привычные и необычные звуки, визуальные образы, вкусы. Ребенок, которого учат по какой-то определенной методике при помощи пособий просто автоматизирует узкие навыки. В то же время малыш, который ползает по всей квартире и экспериментирует с предметами, получает намного больше.

3. Детки очень любит добиваться успеха — это мощный развивающий толчок. Важно давать им возможность ставить собственные цели и достигать их. Взрослым нужно замечать эти цели, но будь внимательна — речь идет о простых манипуляциях с предметами и банальных движениях. Постарайся не пресекать инициативу малыша, если она не несет угрозы его жизни, и радоваться тому, чему искренне радуется он.

Когда не получается

Свобода выбора ребенка — залог выстраивания нейронных связей, идеальных для того мозга, которым кроху одарила природа. 

Методики раннего развития работают только в том случае, если вы их органично вплетаете в комфортную и радостную естественную жизнь. Однако иногда ребенок может сам не справляться. Как это понять?

  • 5 элементарных советов, как ускорить развитие речи малыша

Помни, что именно физическое развитие на первом году жизни показывает нам, как мозг малыша справляется со своими задачами — на него можно воздействовать через тело.

Врач индивидуально подберет массаж и специальную физкультуру по поведению малыша.  Задача специалиста — не научить ребенка сидеть или стоять вовремя, а активизировать его мозг, подтолкнуть его к самостоятельному развитию, к выстраиванию тех самых нейронных связей.

Источник

Развиваясь из зародыша ещё в утробе матери, ребёнок получает информацию извне в виде звуков, света и различных веществ, как полезных, так и не очень. Нейроны, получающие и обрабатывающие информацию, создают “Образ” источника информации и вырабатывают “модель поведения” в ответ на раздражитель(информацию). Получая информацию в месте-раздражителе нейрон опрашивает мозг по связям-синапсам, если есть комбинация связей-“Образ”-знакомая мозгу, значит есть “модель поведения”, значит организм не беспокоится – это комфорт.

Если раздражитель новый, нейроны реагируют образуя новые связи-синапсы, которые совместно с уже имеющимися связями образуют новый “образ” и вырабатывают наиболее комфортную “модель поведения”. Нейронная сеть растёт.

С ростом массы тела растёт и количество нейронов, образующих новые связи, и соответственно образов. Идёт процесс “ОБРАЗОВАНИЯ”. На данном этапе-в пузике-количество и качество раздражителей формируют первоначальные, базовые модели поведения. Тепличная жизнь будущей мамочки формирует скудный набор базовых моделей. Слишком буйная жизнь будущей мамаши насыщает восприятие нейронов эмбриона раздражителями низкого качества, отсюда набор образов и базовые модели поведения соответствующего плана. В идеале маме необходимо вести здоровый и активный вид жизни, и у будущего ребёнка образуется благоприятный начальный набор нейронных связей – набор базовых Образов – ещё до рождения.

То, что происходит после рождения, хорошо показано в видео с канала Монтесорри:

Мозг питают впечатления мира. Дайте их ребёнку.

Читайте также:  Аномалия развития стоп у ребенка

Создавать собственный разум новорожденный начинает с фиксирования в волокнах собственного мозга информации, которую он воспринимает из окружающего мира. Каждое изображение, каждое взаимодействие, какими бы обыденными они ни были, как след в памяти остаётся пережитым опытом в соединениях нейронов.

Эти соединения нейронов называются синапсами. Они начинают формироваться, пока ребёнок находится в утробе матери, затем их количество стремительно растёт с момента рождения. От 700 до 1000 новых связей в минуту создаётся в первые пять лет жизни. Всё, что мы делаем вместе с ребёнком или в присутствии ребёнка, всё, что он воспринимает, создаёт связи в его мозге. Таким образом, возникает огромное количество синапсов.

В доказательство – небольшое сравнение. В мировой сети Интернет 100 000 миллиардов связей между страницами Интернета – мы называем их гиперссылками. Но в мозге взрослого в три раза больше связей между нейронами.

А в мозге ребёнка – в 10 раз больше связей, чем в мировом Интернете – 1 000 000 миллиардов синаптических связей. Значит, ему достаточно взаимодействовать с миром вокруг, чтобы создать такое множество нейронных связей. Очевидно, что нехватка исследований на протяжении этого периода не даёт пищи для мозга и разрушительно влияет на развитие ума.

Как дом, построенный на непрочном фундаменте, слабые основы, заложенные в детстве, негативно влияют на структуру мозга того взрослого, которым станет ребёнок. На протяжении этого периода очень важно питать мозг ребёнка, позитивно беседуя с ним и позволив ему исследовать мир.

Затем, по окончании этого периода создания миллиардов нейронных связей, мозг начинает генеральную уборку. Взросление характеризуется потерей 2/3 возможностей, чтобы стать экспертом в 1/3 наиболее используемых областей. Так что не беспокойтесь, человек с годами не становится глупее, он просто становится специалистом в том языке, культуре, поведении, которые он регулярно воспринимал и воспроизводил.

В результате, после создания множества связей, те связи, которые используются чаще всего, укрепляются, и наоборот: те связи, которые используются меньше всего, слабеют и самоуничтожаются. Этот процесс называется “синаптический прунинг”. Важно помнить, что мозг не обязательно сохранит лучший опыт, а скорее тот, который был наиболее частым. Поэтому на нас лежит большая ответственность: наш выбор и наши привычки способны усилить одни связи и ослабить другие. Эта пластичность мозга, таким образом, и открывает множество возможностей, и является источником уязвимости.

Главный вывод в том, что мозг ребёнка питаем мы и окружающий мир – так давайте дадим ему лучшее!

Источник

В серии образовательных видео “Три ключевых принципа раннего развития”, подготовленных центром развития ребенка университета Гарварда, показан процесс формирования нейронных связей между участками младенческого мозга. Авторы ставили своей целью донести до зрителя доказанный факт, что здоровое гармоничное развитие ребенка в первые годы жизни создает фундаментальную базу для всех его дальнейших успехов в образовании, профессии и социальных связях. Ранее развитие напрямую связано с будущим здоровьем ребенка, а также помогает в формировании успешной модели родительского поведения, необходимой для следующих поколений.

По словам директора центра Джека Шонкофа (Jack Shonkoff), младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга, далее в процессе взросления их количество будет только уменьшаться. У новорожденного крайне мало связей между этими клетками, поэтому его мозг начинает формировать нейронные связи: примерно 700 связей в секунду в течение первых пяти лет жизни.

Обратная связь с ребенком – основа развития нейронных связей

Наши гены – это всего лишь схематичный план того, каким человек может стать. Именно пережитый опыт и окружающая среда определяют, как именно в человеке проявятся (и проявятся ли вообще) генетические предрасположенности. Совместно гены и окружающая среда создают “архитектуру” мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные склонности.

Одним из ключевых элементов формирования качественных нейронных связей для младенца является взаимодействие со значимыми взрослыми. Через мимику, жесты и первые звуки ребенок собирает от взрослых информацию о внешнем мире. Взрослый “принимает” вербальный или мимический запрос ребенка и тут же отвечает на него словом или эмоцией. Получая обратную связь, ребенок открывает для себя основы устройства этого мира.

Такое взаимодействие становится основой развития нейронных связей, и каждый следующий навык, приобретаемый по мере взросления ребенка, опирается на предыдущие знания. Наглядно это можно увидеть на примере развития навыка чтения: ребенок сначала видит картинки и слышит от родителя название изображения, затем он понимает, что изображенные символы (буквы) можно обозначать звуками и складывать в слова, ребенок слышит читающего вслух родителя и вскоре начинает читать сам. Но каждый следующий этап в развитии этого навыка опирается на предыдущий опыт.

По результатам исследования 2008 года, проведенного Центром развития ребенка университета Гарварда, ученые выделили факторы, негативно влияющие на развитие мозга ребенка:

  • бедность семьи;

  • психические заболевания родителей или опекунов;

  • неполная семья (воспитание ребенка только одним из родителей);

  • плохое обращение с ребенком (жестокость, равнодушие со стороны взрослых);

  • низкий образовательный уровень матери.

Совокупность нескольких факторов усиливает негативное влияние на развитие ребенка, а при наличии всех шести факторов развитие мозга происходит медленнее в 90% случаев.

Уже в возрасте 18 месяцев у детей можно заметить разницу в словарном запасе, которая напрямую связана с уровнем образования и дохода родителей. Словарный запас трехлетних детей в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, в два-три раза больше, чем у их сверстников, родители которых не получили среднего образования. Таким образом, при поступлении в начальную школу дети из менее образованных семей уже отстают от своих ровесников, кроме тех случаев, когда речевые навыки детей помогало развить социальное окружение (родственники, детские ясли и сады, другие мамы с детьми разных социальных классов и т.д.).

Большинство родителей согласны с идей раннего развития ребенка, вопросом остается, что именно считать развитием, и не будут ли постоянно появляющиеся новые методики перегружать ребенка.

Шон Бротерсон (Sean Brotherson), специалист в области семьи и образования, дает советы, как родители и учителя могут стимулировать развитие у детей когнитивных функций и способностей к обучению.

Бротерсон утверждает, что при создании стимулирующей развитие окружающей среды, ключевыми являются два фактора:

1) непрерывный поток новых задач, требующих усилий ребенка. При этом, важно, чтобы задач было как не слишком много, так и не слишком мало, и они отвечали уровню развития ребенка на данном этапе. Отклонения в любую из сторон приведут к тому, что ребенку будет или слишком скучно и неинтересно с игрушками/заданиями или к тому, что ему будет сложно и тоже неинтересно. Родителям важно следить, чтобы уровень сложности игры ребенка соответствовал его индивидуальному уровню развития.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка по семаго

2) Постоянная обратная связь с ребенком при освоении им нового знания или навыка. Ребенку важно поделиться результатом и услышать мнение взрослого, причем, как одобрение, так и критику. Выражая негативное мнение, взрослый может одновременно подсказать, как в данной ситуации можно было повести себя по-другому.

Одним из популярных методов раннего развития сегодня становится обучение ребенка разным языкам с раннего возраста. Соблазн вырастить ребенка-билингву крайне велик. Действительно, ведь просто владея несколькими языками, человек уже получает существенное конкурентное преимущество в современном мире.

До недавнего времени бытовало мнение, что если ребенка с раннего возраста обучать нескольким языкам, то в итоге он толком не научится говорить ни на одном. Проведенные недавно исследования доказали, что это не так. Более того, дети-билингвы демонстрируют высокую способность концентрироваться и игнорировать отвлекающие факторы, лучше справляются с ситуацией одновременного выполнения дел (мульзадачность) и обладают развитыми логическими навыками. Билингвы также дольше сохраняют психическое здоровье в пожилом возрасте: одно из исследований старческого слабоумия показало, что в среднем у билингв симптомы деменции начинаются на четыре года позже по сравнению с их моноязычными сверстниками.

Директор нью-йоркской англо-французской билингвистической школы Шон Линч (Sean Lynch) утверждает, что у детей-билингв развитие социального интеллекта происходит раньше, чем у их сверстников, говорящих только на одном языке. Он говорит, что дети по природе своей эгоцентричны, и до трех лет ребенку довольно трудно объяснить, что его желания и мысли не универсальны для всех окружающих его людей. Знание же нескольких языков само по себе разбивает подобную эгоцентричную модель мира: ребенок точно знает, что мир многообразен хотя бы потому, что люди используют разные языки, и простые слова, вроде “собака” или “дерево” для разных людей звучат по-разному.

У билингвизма есть и недостатки, так, например, исследование университета Конкордия в Монреале выявило, что в мультиязычных семьях дети в раннем возрасте часто смешивают слова, и в итоге разговаривают на причудливой смеси из нескольких языков. Часто так бывает, если сами родители смешивают языки в собственных фразах или выбирают для ребенка слова, которые “легче” произносятся на каком-либо из языков. Однако, ученые сделали вывод, что это краткосрочный недостаток билингвизма, и в старшем возрасте дети уже умеют разделять языки, на которых говорят.

Специалисты и педиатры часто советуют мультиязыковым семьям придерживаться правила “один родитель – один язык”, когда ребенок говорит с каждым из родителей на своем языке. Тогда ребенку проще разделять “мамин” и “папин” языки, при этом специалисты рекомендуют также делать “мостики” между языками, например, называя предмет на одном языке, тут же говорить его название на другом.

Недавно центр развития ребенка университета Гарварда выпустил в публичный доступ совместную работу нескольких ученых: “Развитие мозга как “системы управление полетами”.

Авторы публикации сравнили нашу способность обрабатывать информацию с огромным аэропортом, оснащенным крайне эффективной системой управления полетами, позволяющей десяткам самолетов одновременно безопасно садиться и взлетать. Исследователи выделили три типа функций мозга: память, гибкость мышления и самоконтроль, каждой из которых соответствует определенный набор навыков. Ребенок рождается со способностью развить в себе эти функции, но от родителей и окружения зависит, насколько заложенный потенциал будет реализован.

Очевидно, что развитие самоконтроля и способности ставить и достигать цели дает явные преимущества в долгосрочной перспективе. Способность следовать инструкциям, критическое мышление, умение планировать и адаптироваться к изменяющимся условиям – важные навыки для достижения успеха в работе и учебы. Навык самостоятельной и командной работы, осознание собственных эмоций и эмоций других людей – основа успешной социализации. Наконец, развитые функции мозга помогают человеку принимать более ответственные решения в вопросах своего здоровья, включая выбор рациона питания и физической активности.

Ключевыми факторами для формирования фундамента развития этих навыков являются детские социальные отношения, социальная активность и места, где дети проводят большую часть своего времени (дом, школа, секции).

Дети узнают об окружающем мире через свои отношения в нем: с родителями, учителями, сверстниками, социальным окружением. Разумеется, ролевыми моделями чаще всего выступают родители. Ученые Гарварда дают советы семьям, как помочь детям выстраивать гармоничные отношения с внешним миром:

  • поддерживайте усилия ребенка.

  • Моделируйте желаемые навыки в жизни семьи (например, в читающей семье ребенку легче привить любовь к книгам).

  • Будьте вовлечены в деятельность ребенка, где он практикуют свои навыки.

  • Станьте тем человеком, которому доверяет ваш ребенок.

  • Будьте “проводником” своего ребенка из периода детской абсолютной зависимости от вас во взрослый мир самостоятельности и ответственности.

  • Защищайте ребенка от хаоса и жестокости. Токсичный стресс влияет на развитие нейронных связей. Часто такой негативный опыт приводит в дальнейшем к импульсивному поведению и “сделаю-сейчас-подумаю-потом” поступкам. Социальная активность ребенка широко влияет на его эмоциональное, социальное, умственное и физическое развитие.

Стратегией родителей в развитии этих связей может стать:

  • Снижение уровня стресса: как через сокращение стрессовых факторов, так и через предложение ребенку поддержки и совместном преодолении стрессовых ситуаций.
  • Стимулирование социальных связей ребенка, проведение творческих игр в компании с другими детьми (при необходимости – с поддержкой взрослого).
  • Включение в ежедневную рутину физических упражнений. Доказано, что умеренные физические нагрузки снижают уровень стресса и улучшают развитие мозга.
  • Постепенное усложнение детских заданий. Важно найти баланс, чтобы ребенку было непросто и интересно решать новую задачу, но при этом он бы не пришел в состояние беспомощности и растерянности, если задание окажется слишком сложным.
  • Включение повторяющихся действий и ритуалов в каждодневную деятельность ребенка. Дом и все другие места, где ребенок проводит большую часть своего времени должны, по мнению ученых, отвечать следующим требованиям:
  • давать ощущение безопасности.
  • иметь место для творчества, исследований и физических упражнений.
  •  быть стабильными с экономической и социальной точек зрения, так как неуверенность и порождаемая ей тревожность, приводят к стрессу.

Многочисленные исследования подтверждают, если потребности детей в безопасности и социальных отношениях оказываются неудовлетворенными, это приводит к значительному отставанию в развитии когнитивных навыков, что достаточно сложно исправить во взрослом возрасте.

Источник