Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры

Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «8 марта» г.Зернограда

Развитие грамматических способностей

с помощью игры

Консультация для родителей

учителя-логопеда Батырь И.В.

по

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

ПРЯТКИ С БУКВАМИ.

Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина…

Конек… Гадкий…

Мороз… Царевна…

Гуси… Мальчик…

Красная… Крошечка…

Дюй… Цветик…

Аленький… Золотой…

Бременские… Доктор…

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка “Лиса и заяц”).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка “Репка”).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка “Гуси – лебеди”).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка “По – щучьему веленью”).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( “Сказка о рыбаке и рыбке”).

СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: “Репка”, “Теремок”, “Лиса и заяц”. Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка “Репка”.

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки

Репка – “Вау!”

Дед – “Я вам покажу!”

Бабка – “Чтоб тебя…”

Внучка – “Прикольно”.

Жучка – “Сейчас спою”.

Кошка – “Бубль гум”.

Мышка – “Выходи, подлый трус!”.

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

ИГРА С МЯЧОМ “СКАЖИ НАОБОРОТ”.

Зима – лето.

Жара – холод.

Правда – ложь.

Богач – бедняк.

Горький – сладкий.

Полезный – вредный…

“ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ”

Для игры необходима “волшебная” палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище

Мост – мостик – мостище

Дождь – дождик – дождище

Кот – котик – котище…

“КТО ГДЕ ЖИВЕТ?”

“КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?”

Источник

  Консультация для родителей.

“ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ”

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:

 – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

– сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

– уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

 Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:

– индивидуальные встречи с родителями.

Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты “Особенности вашего ребенка”, для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.

– участие родителей в семинарах по обмену опытом.

На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой логопеда и воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом.

– участие родителей в речевых традициях группы.

“КОПИЛКА СЛОВ”

Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.

“Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО”

В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.

“ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА”

Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.

“МОЙ БУКВАРЬ”

Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник “Путешествие в страну знаний”. Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).

“МАСТЕРСКАЯ БУКВ”

Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).

“СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ”, “СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ”

Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.

“КНИГА СКАЗОК”

Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.

– организовываем познавательную игротеку.

Устраиваем выставки развивающих игр.

– подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в 1 месяц

– оформляем стенд “Советы логопеда”, стенгазеты “Поговорим серьезно”, “Развивающая предметная среда для детей дома” и др.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

      Упражнения 1 комплекса

·         “Ножницы”. Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.

·         “Колокол”. Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.

·         “Дом”. Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

·         “Бочонок с водой”. Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.

·         “Пожарные”. Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.

·         Потешка “Прятки”. Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса

·         “Птички летят”. Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

·         “Птица, высиживающая птенцов”. Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.

·         “Птички клюют”. Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

·         “Полет птицы”. Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

       ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Это особый вид игр, который помогает лучше “разговориться”. Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.

·         ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.

·         ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся “футбольные ворота” из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.

·         СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.

·         ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

                         ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

·         УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня.

     РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

                              С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

ПРЯТКИ С БУКВАМИ.

Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

                                    ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка…                                                 Заюшкина…

Конек…                                                 Гадкий…

Мороз…                                                Царевна…

Гуси…                                                     Мальчик…

Красная…                                              Крошечка…

Дюй…                                                     Цветик…

Аленький…                                            Золотой…

Бременские…                                       Доктор…

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка “Лиса и заяц”).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка “Репка”).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка “Гуси – лебеди”).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка “По – щучьему веленью”).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( “Сказка о рыбаке и рыбке”).

СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: “Репка”, “Теремок”, “Лиса и заяц”. Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Читайте также:  Развитие психических функций ребенка в раннем детском возрасте

Например: сказка “Репка”.

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки

Репка – “Вау!”

Дед – “Я вам покажу!”

Бабка – “Чтоб тебя…”

Внучка – “Прикольно”.

Жучка – “Сейчас спою”.

Кошка – “Бубль гум”.

Мышка – “Выходи, подлый трус!”.

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

                                     ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

ИГРА С МЯЧОМ “СКАЖИ НАОБОРОТ”.

Зима – лето.

Жара – холод.

Правда – ложь.

Богач – бедняк.

Горький – сладкий.

Полезный – вредный…

“ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ”

Для игры необходима “волшебная” палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище

Мост – мостик – мостище

Дождь – дождик – дождище

Кот – котик – котище…

“КТО ГДЕ ЖИВЕТ?”

“КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?”

Источник

  Консультация для родителей.

“ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ”

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:

 – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

– сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

– уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

 Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:

– индивидуальные встречи с родителями.

Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты “Особенности вашего ребенка”, для детей – рисуночные тесты). Последующие встречи включают в себя прослеживание динамики речевого развития каждого ребенка; обмен впечатлениями и наблюдениями; рекомендации и задания для ребенка.

– участие родителей в семинарах по обмену опытом.

На таких семинарах родители имеют возможность наблюдать за работой логопеда и воспитателей, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом.

– участие родителей в речевых традициях группы.

“КОПИЛКА СЛОВ”

Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители.

“Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО”

В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.

“ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА”

Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей, воспитателями организуется праздник, где ребенок рассказывает стихотворение на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки), приготовленные дома.

“МОЙ БУКВАРЬ”

Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник “Путешествие в страну знаний”. Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).

“МАСТЕРСКАЯ БУКВ”

Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).

“СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ”, “СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ”

Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в книгу.

“КНИГА СКАЗОК”

Изготавливаем в группе вместе с детьми сказки своими руками, а дома дети вместе с родителями их рассказывают.

– организовываем познавательную игротеку.

Устраиваем выставки развивающих игр.

– подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития.

– оформляем стенд “Советы логопеда”, стенгазеты “Поговорим серьезно”, “Развивающая предметная среда для детей дома” и др.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

      Упражнения 1 комплекса

·         “Ножницы”. Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.

·         “Колокол”. Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.

·         “Дом”. Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

·         “Бочонок с водой”. Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.

·         “Пожарные”. Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.

·         Потешка “Прятки”. Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса

·         “Птички летят”. Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

·         “Птица, высиживающая птенцов”. Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.

·         “Птички клюют”. Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

·         “Полет птицы”. Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

       ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Это особый вид игр, который помогает лучше “разговориться”. Такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выход воздушной струи.

·         ВОЛНЫ. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.

·         ФУТБОЛ. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся “футбольные ворота” из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.

Читайте также:  Как помочь ребенку при замедленном развитии речи

·         СОЛОМИНКА И ВОРОНКА. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.

·         ВОЛШЕБНЫЕ ФЛАКОНЧИКИ. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

                         ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

·         УМЕЛЫЕ РИФМОПЛЕТЫ. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня.

     РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

                              С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

ЗАПОМИНАЕМ БУКВЫ.

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

1.Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

2.Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

3.Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

4.Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

ПРЯТКИ С БУКВАМИ.

Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

                                    ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

ОТГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка…                                                 Заюшкина…

Конек…                                                 Гадкий…

Мороз…                                                Царевна…

Гуси…                                                     Мальчик…

Красная…                                              Крошечка…

Дюй…                                                     Цветик…

Аленький…                                            Золотой…

Бременские…                                       Доктор…

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка “Лиса и заяц”).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка “Репка”).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка “Гуси – лебеди”).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка “По – щучьему веленью”).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( “Сказка о рыбаке и рыбке”).

СКАЗОЧНАЯ ЧЕПУХА.

Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела. За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: “Репка”, “Теремок”, “Лиса и заяц”. Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка “Репка”.

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки

Репка – “Вау!”

Дед – “Я вам покажу!”

Бабка – “Чтоб тебя…”

Внучка – “Прикольно”.

Жучка – “Сейчас спою”.

Кошка – “Бубль гум”.

Мышка – “Выходи, подлый трус!”.

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

                                     ВЕСЕЛОЕ АЗБУКОВЕДЕНИЕ.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

ИГРА С МЯЧОМ “СКАЖИ НАОБОРОТ”.

Зима – лето.

Жара – холод.

Правда – ложь.

Богач – бедняк.

Горький – сладкий.

Полезный – вредный…

“ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ФЕИ СЛОВАРИНЫ”

Для игры необходима “волшебная” палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище

Мост – мостик – мостище

Дождь – дождик – дождище

Кот – котик – котище…

“КТО ГДЕ ЖИВЕТ?”

“КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ?”

Источник