Как не сойти с ума от ребенка с задержкой развития

Как не сойти с ума от ребенка с задержкой развития thumbnail

úÄÒÁ×ÓÔ×ÕÊÔÅ ×ÓÅ, ÎÅÄÁ×ÎÏ ÚÁÒÅÇÉÓÔÒÉÒÏ×ÁÌÁÓØ, ÏÞÅÎØ ÐÒÉÑÔÎÏ ÞÕ×ÓÔ×Ï×ÁÔØ ÔÁËÕÀ ÐÏÄÄÅÒÖËÕ ÏÔ ÔÁËÉÈ ÖÅ ÍÁÍ ËÁË É ÔÙ ÓÁÍÁ. ëÏÇÄÁ ÔÏ É Ñ ÏÓÏÚÎÁÌÁ- ÍÏÊ ÒÅ£ÎÏË ÎÅ ÔÁËÏÊ ËÁË ÏÂÙÞÎÙÅ ÄÅÔÉ, ËÏÔÏÒÙÈ ×ÉÄÉÛØ ËÁÖÄÙÊ ÄÅÎØ ÎÁ ÕÌÉÃÅ. ëÁË ÔÏ ÐÒÉÈÏÄÉÌÏÓØ ÖÉÔØ. é ×ÏÔ ÓÐÕÓÔÑ 4 ÇÏÄÁ ÔÁËÉÈ ÐÅÒÅÖÉ×ÁÎÉÊ ÇÄÅ ÔÏ ÎÁÔËÎÕÌÁÓØ ÎÁ ÓÌÏ×Á, ËÏÔÏÒÙÅ ÐÏÐÁÌÉÓØ ÎÁ ÇÌÁÚÁ ÕÖÅ ÎÅ ÐÏÍÎÀ ÇÄÅ… üÔÏ ÐÒÉÔÞÁ, ÐÏÓÌÅ ËÏÔÏÒÏÊ Ñ ÐÒÏÒÅ×ÅÌÁ ÞÁÓÁ 2, ×ÍÅÓÔÅ ÓÏ ÓÌÅÚÁÍÉ ÐÒÉÛÌÏ ÎÅÍÎÏÇÏ ÐÒÉÎÑÔÉÅ Ó×ÏÅÇÏ ÒÅ£ÎËÁ, ÍÏÖÅÔ É ÅÝ£ ËÏÍÕ ÐÏÍÏÖÅÔ :

ðÏÑ×ÌÅÎÉÅ
ÒÅÂÅÎËÁ × ÜÔÏÍ ÍÉÒÅ – ×ÅÌÉËÏÅ ÔÁÉÎÓÔ×Ï. ðÏÞÅÍÕ ÎÁÛÉ ÄÅÔÉ ÐÒÉÈÏÄÑÔ
ÉÍÅÎÎÏ Ë ÎÁÍ?.. íÎÏÇÉÅ ÖÅÎÝÉÎÙ ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÍÁÍÁÍÉ, ÐÏÔÏÍÕ ÞÔÏ ÏÞÅÎØ
ÜÔÏÇÏ ÈÏÔÑÔ, ËÔÏ-ÔÏ – ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÄÁ×ÌÅÎÉÑ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ÓÏÃÉÁÌØÎÏÇÏ
ÏËÒÕÖÅÎÉÑ É ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅÍÎÏÇÉÅ ÒÅÛÁÀÔ ÐÏÄÁÒÉÔØ ÖÉÚÎØ ÒÅÂÅÎËÕ, ÏÔÄÁ×ÁÑ
ÔÁËÉÍ ÏÂÒÁÚÏÍ ÄÁÎØ ÔÒÁÄÉÃÉÉ. ÷ ÜÔÏÍ ÇÏÄÕ ÏËÏÌÏ 100.000 ÖÅÎÝÉÎ ÓÔÁÎÕÔ
ÍÁÔÅÒÑÍÉ «ÏÓÏÂÅÎÎÙÈ» ÄÅÔÅÊ. úÁÄÕÍÙ×ÁÌÉÓØ ÌÉ ×Ù ËÏÇÄÁ-ÎÉÂÕÄØ, ÐÏ ËÁËÏÊ
ÐÒÉÞÉÎÅ ÖÅÎÝÉÎÁ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÍÁÍÏÊ ÉÍÅÎÎÏ «ÏÓÏÂÅÎÎÏÇÏ» ÒÅÂÅÎËÁ?
íÎÅ
ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ çÏÓÐÏÄØ. ïÎ ÓËÌÏÎÉÌÓÑ ÎÁÄ úÅÍÌÅÊ É Ó ÏÓÏÂÏÊ
ÏÓÔÏÒÏÖÎÏÓÔØÀ, ÚÁÂÏÔÏÊ É ÔÝÁÔÅÌØÎÏÓÔØÀ ÒÁÂÏÔÁÅÔ ÎÁÄ ÐÒÏÄÏÌÖÅÎÉÅÍ ÒÏÄÁ.
íÎÅ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÅÔÓÑ, ËÁË ïÎ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔ ÚÁ ÌÀÄØÍÉ É ÄÁÅÔ ÕËÁÚÁÎÉÑ ó×ÏÉÍ
ÁÎÇÅÌÁÍ Ï ÐÏÒÑÄËÅ ÚÁÐÉÓÅÊ × ÇÉÇÁÎÔÓËÏÊ çÌÁ×ÎÏÊ ËÎÉÇÅ.

– áÍÓÔÒÏÎÇ,
âÅÔÔÉ, ÓÙÎ. ó×ÑÔÏÊ ÐÏËÒÏ×ÉÔÅÌØ – íÁÔÆÅÊ, – ÇÏ×ÏÒÉÔ ïÎ. – æÏÒÒÅÓÔ,
íÁÒØÅÒÉ, ÄÏÞØ. ó×ÑÔÏÊ ÐÏËÒÏ×ÉÔÅÌØ – óÅÓÅÌÉÑ. òÏÔÌÉÄÖ, ëÜÒÒÉ, ÂÌÉÚÎÅÃÙ.
ó×ÑÔÏÊ ÐÏËÒÏ×ÉÔÅÌØ… ÎÁÚÎÁÞØ ÅÊ öÉÒÁÒÁ. ïÎ ËÁË ÒÁÚ ÐÒÉ×ÙË ÉÍÅÔØ ÄÅÌÏ Ó
ÂÏÇÏÈÕÌØÎÉËÁÍÉ.

îÁËÏÎÅà ïÎ ÓÏÏÂÝÁÅÔ ÎÏ×ÏÅ ÉÍÑ ÁÎÇÅÌÕ É, ÕÌÙÂÎÕ×ÛÉÓØ, ÇÏ×ÏÒÉÔ:

– äÁÊ ÅÊ ÏÓÏÂÅÎÎÏÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ…

áÎÇÅÌ ÏÂÅÓËÕÒÁÖÅÎÏ ÓÐÒÁÛÉ×ÁÅÔ:

– ðÏÞÅÍÕ ÉÍÅÎÎÏ ÅÊ, çÏÓÐÏÄØ? ÷ÅÄØ ÏÎÁ ÔÁË ÓÞÁÓÔÌÉ×Á.


éÍÅÎÎÏ ÐÏÔÏÍÕ, ÞÔÏ ÏÎÁ ÔÁË ÓÞÁÓÔÌÉ×Á, – ÕÌÙÂÁÅÔÓÑ çÏÓÐÏÄØ. – îÅÕÖÅÌÉ Ñ
ÄÁÍ «ÏÓÏÂÅÎÎÏÇÏ» ÒÅÂÅÎËÁ ÍÁÔÅÒÉ, ËÏÔÏÒÁÑ ÎÅ ÚÎÁÅÔ, ÞÔÏ ÔÁËÏÅ ÓÍÅÈ? üÔÏ
ÂÙÌÏ ÂÙ ÖÅÓÔÏËÏ.

– îÏ ÅÓÔØ ÌÉ Õ ÎÅÅ ÔÅÒÐÅÎÉÅ? – ÓÐÒÁÛÉ×ÁÅÔ ÁÎÇÅÌ.


ñ ÎÅ ÈÏÞÕ, ÞÔÏÂÙ Õ ÎÅÅ ÂÙÌÏ ÓÌÉÛËÏÍ ÍÎÏÇÏ ÔÅÒÐÅÎÉÑ ÉÌÉ ÞÔÏÂÙ ÏÎÁ
ÂÒÏÓÉÌÁÓØ × ÏÍÕÔ ÂÅÚÙÓÈÏÄÎÏÓÔÉ É ÖÁÌÏÓÔÉ Ë ÓÅÂÅ. ëÏÇÄÁ-ÎÉÂÕÄØ ÛÏË É
ÞÕ×ÓÔ×Ï ÏÂÉÄÙ ÐÒÏÊÄÕÔ, ÏÎÁ ÓÐÒÁ×ÉÔÓÑ Ó ÜÔÉÍ… ñ ÎÁÂÌÀÄÁÌ ÚÁ ÎÅÊ ÓÅÇÏÄÎÑ.
õ ÎÅÅ ÅÓÔØ ÔÏ ÓÁÍÏÅ ÞÕ×ÓÔ×Ï ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÄÏÓÔÏÉÎÓÔ×Á É ÎÅÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ,
ËÏÔÏÒÏÅ ÔÁË ÒÅÄËÏ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ É ÔÁË ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÍÁÔÅÒÉ. ÷ÉÄÉÛØ ÌÉ, Õ
ÒÅÂÅÎËÁ, ËÏÔÏÒÏÇÏ Ñ ÅÊ ÓÏÂÉÒÁÀÓØ ÄÁÔØ, ÅÓÔØ Ó×ÏÊ ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÙÊ ÍÉÒ. ïÎÁ
ÄÏÌÖÎÁ ÂÕÄÅÔ ÎÁÕÞÉÔØ ÅÇÏ ÖÉÔØ × ÅÅ ÍÉÒÅ, É ÜÔÏ ÂÕÄÅÔ ÎÅ ÔÁË-ÔÏ ÐÒÏÓÔÏ.

– îÏ çÏÓÐÏÄØ, Ñ ÎÅ Õ×ÅÒÅÎ, ÞÔÏ ÏÎÁ ÄÁÖÅ ×ÅÒÉÔ × ôÅÂÑ! – ×ÏÓËÌÉËÎÕÌ ÁÎÇÅÌ.

çÏÓÐÏÄØ ÕÌÙÂÎÕÌÓÑ:

– üÔÏ ÎÅ ÉÍÅÅÔ ÚÎÁÞÅÎÉÑ. ñ ÍÏÇÕ ÜÔÏ ÉÓÐÒÁ×ÉÔØ. üÔÁ ÖÅÎÝÉÎÁ ÐÒÅ×ÏÓÈÏÄÎÁ. õ ÎÅÅ ËÁË ÒÁÚ ÓÔÏÌØËÏ ÜÇÏÉÚÍÁ, ÓËÏÌØËÏ ÎÕÖÎÏ.

õ ÁÎÇÅÌÁ ÐÅÒÅÈ×ÁÔÉÌÏ ÄÙÈÁÎÉÅ:

– üÇÏÉÚÍÁ? òÁÚ×Å ÜÔÏ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÄÏÂÒÏÄÅÔÅÌØÀ?

çÏÓÐÏÄØ ËÉ×ÎÕÌ:


åÓÌÉ ÏÎÁ ÎÅ ÓÍÏÖÅÔ ×ÒÅÍÑ ÏÔ ×ÒÅÍÅÎÉ ÏÔÌÕÞÁÔØ ÓÅÂÑ ÏÔ ÒÅÂÅÎËÁ, ÏÎÁ ÎÅ
×ÙÖÉ×ÅÔ. ðÏËÁ ÏÎÁ ÅÝÅ ÎÅ ÐÏÎÉÍÁÅÔ ÜÔÏÇÏ, ÎÏ ÅÊ ÍÏÖÎÏ ÐÏÚÁ×ÉÄÏ×ÁÔØ. ïÎÁ
ÎÉËÏÇÄÁ ÎÅ ÂÕÄÅÔ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÎÁ ×ÅÒÕ ÌÀÂÏÅ ÌÉÛØ ÓËÁÚÁÎÎÏÅ ÓÌÏ×Ï. ïÎÁ
ÎÉËÏÇÄÁ ÎÅ ÂÕÄÅÔ ÓÞÉÔÁÔØ «ÛÁÇ» ËÁË ÎÅÞÔÏ ÓÁÍÏ ÓÏÂÏÊ ÒÁÚÕÍÅÀÝÅÅÓÑ. ëÏÇÄÁ
ÅÅ ÒÅÂÅÎÏË ×ÐÅÒ×ÙÅ ÐÒÏÉÚÎÅÓÅÔ ÓÌÏ×Ï «ÍÁÍÁ», ÏÎÁ ÂÕÄÅÔ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×Ï×ÁÔØ
ÐÒÉ ÜÔÏÍ ÞÕÄÅ É ÂÕÄÅÔ ÚÎÁÔØ, ÞÔÏ ÜÔÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ ÞÕÄÏ! ëÏÇÄÁ ÏÎÁ
ÂÕÄÅÔ ÏÐÉÓÙ×ÁÔØ ÄÅÒÅ×Ï ÉÌÉ ÚÁËÁÔ Ó×ÏÅÍÕ ÎÅÚÒÑÞÅÍÕ ÒÅÂÅÎËÕ, ÏÎÁ Õ×ÉÄÉÔ
ÍÏÅ Ô×ÏÒÅÎÉÅ ÔÁË, ËÁË ÄÁÎÏ ÅÇÏ ×ÉÄÅÔØ ÌÉÛØ ÎÅÍÎÏÇÉÍ. ñ ÐÏÚ×ÏÌÀ ÅÊ
×ÉÄÅÔØ ×ÅÝÉ ÑÓÎÅÅ, Ñ ÉÍÅÀ × ×ÉÄÕ… ÎÅ×ÅÖÅÓÔ×Ï, ÖÅÓÔÏËÏÓÔØ,
ÐÒÅÄÕÂÅÖÄÅÎÉÅ… É ÒÁÚÒÅÛÕ ×ÏÚ×ÙÓÉÔØÓÑ ÎÁÄ ×ÓÅÍ ÜÔÉÍ. ïÎÁ ÎÉËÏÇÄÁ ÎÅ
ÂÕÄÅÔ ÏÄÎÁ. ñ ÂÕÄÕ ÒÑÄÏÍ Ó ÎÅÊ ËÁÖÄÕÀ ÍÉÎÕÔÕ ËÁÖÄÏÇÏ ÄÎÑ ÅÅ ÖÉÚÎÉ,
ÐÏÔÏÍÕ ÞÔÏ ÏÎÁ ×ÙÐÏÌÎÑÅÔ ÍÏÀ ÒÁÂÏÔÕ ÔÁË ÂÅÚÕÐÒÅÞÎÏ, ËÁË ÂÕÄÔÏ ÏÎÁ ÚÄÅÓØ
ÒÑÄÏÍ ÓÏ ÍÎÏÊ.

-á ËÁË ÎÁÓÞÅÔ ÅÅ Ó×ÑÔÏÇÏ ÐÏËÒÏ×ÉÔÅÌÑ? – ÓÐÒÏÓÉÌ ÁÎÇÅÌ, É ÅÇÏ ÐÅÒÏ ÚÁÍÅÒÌÏ × ×ÏÚÄÕÈÅ.

çÏÓÐÏÄØ ÕÌÙÂÎÕÌÓÑ:

– âÕÄÅÔ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ É ÏÔÒÁÖÅÎÉÑ × ÚÅÒËÁÌÅ.

Источник

У многих родителей детей с проблемами особый взгляд. В глазах тоска, безысходность, усталость – короче, безнадега.
Довольно быстро понимаешь, что ты и твой ребенок никому не нужны. Участие – хотя бы в голосе, не на деле – редкость. Наоборот, общение с чиновниками, даже врачами по вопросам, связанным с больным ребенком – скорейший путь воспитания чувства Глубокой Вины.
Складывается ощущение, что цель государства – принудить родителей и их больных детей сидеть дома и не высовывать носа. Не портить настроение. Конечно, подвижки есть, но пока они едва заметны.
Тем более удивительно было узнать о британской благотворительной организации EvеryChild. Суть их программы – дать родителям передышку. Пусть измученная мама просто погуляет, сходит в кино, побудет одна… С ее ребенком в это время посидит волонтер.
В результате у родителей вырастают крылья. Уже не появляются мысли сдать ребенка в интернат, уйти из семьи (как делают многие-многие мужчины – ломаются первыми) или вообще вскрыть вены.
EvеryChild появилась и в России. Пока в Питере. Под катом – статья из журнала “Русский Newsweek”.
Как родителю ребенка-инвалида не сойти с ума от проблем? В московских центрах “Лекотека” иногда устраивают тренинги для родителей – кто на них был, что вы об этом думаете? Как еще решения проблемы знаете вы? Делитесь опытом!

(c) “Русский Newsweek”, 20 июля 2009 года, “Право на передых”, Елизавета Маетная

Эксперимент со службой передышки в Петербурге прошел удачно: нашлись добровольцы, готовые сидеть с тяжело больными детьми

Беременность у Алины К. была сложной, а роды – преждевременными. Врачи ей сразу посоветовали отказаться от ребенка. В девять месяцев ее дочь Катя не переворачивалась, в годик не пошла, в полтора у нее началась эпилепсия. К трем годам у нее уже был детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна. Пять лет родители за нее бились, но Сергей, муж Алины, заявил, что уходит, потому что больше не может. «Я решила спасать семью», – вспоминает Алина. Она попыталась на две недели устроить дочку, чтобы съездить с мужем в отпуск. Ей предложили только один вариант – отдать Катю в детский дом. Через неделю в детдоме Катя умерла.

В России 534 000 детей-инвалидов. Это правительственная статистика. Из них три четверти живут в семьях, как жила Катя. Больше половины семей с такими тяжело больными детьми распадаются, а каждая четвертая в итоге не выдерживает и отдает ребенка в специализированный интернат. «Эти дети остались бы в семьях, если бы их родители хотя бы иногда могли отдыхать», – говорит директор российской программы британской благотворительной организации EvеryChild Джоанна Роджерс.

Родители устают от больных детей. С 70-х годов в США, Британии и других странах Европы действуют так называемые службы передышки для родителей, которые воспитывают детей-инвалидов. Более того, эту услугу гарантирует государство. В прошлом году EveryChild организовала такую же службу в Санкт-Петербурге: нашлись-таки добровольцы, готовые на время подстраховать замученных родителей и пожить некоторое время с больным ребенком. В Питере 15 000 детей-инвалидов. У родителей 40 из них теперь есть возможность передохнуть. Им помогают такие же родители, как они, пенсионеры и соцработники.

СТО РУБЛЕЙ В ЧАС

Анне Курбатовой 32 года. Ее сыну Теме 12 лет, и у него ДЦП. Ольге Маллаевой – 35, ее сыну Юре – 13, у него тоже ДЦП, но он год назад научился ходить, а Тема без инвалидной коляски или ходунков и шагу ступить не может. И вот Анна дает Ольге передышку: Тема с Юрой полчаса болтают в комнате, а потом просятся на улицу. «Мы раз в неделю выходим на прогулку, чаще не получается – я одна поднять Тему с коляской не могу», – говорит Аня. Пандусов в их подъезде нет, и выйти во двор целая история. Аня с Ольгой тащат коляску на улицу, Ольга бежит за справками, чтобы переоформить сыну инвалидность, а Анна остается с двумя детьми.

Она живет напротив легендарной «Авроры», и к скрюченному мальчишке в инвалидной коляске в их дворе давно уже привыкли. Незнакомые же пялятся как ненормальные или виновато опускают глаза, говорит Анна, поэтому Тема гулять не любит, а любит сидеть перед телевизором или зависать сутками с компьютерной игрой или на сайте vkontakte.ru. Тема – на домашнем обучении.

В отличие от Темы Юра, несмотря на инвалидность, ходит в обычную школу и учится почти на все пятерки. Он рассказывает: «Когда я пошел в школу, дал клятву – взяться за себя и каждый день делать гимнастику». Пять лет, говорит, халтурил, мама заставляла заниматься, но лишь год назад всерьез взялся за дело. Теперь он может преодолевать небольшие расстояния без коляски и ходунков. Юра учит испанский, катается на лошадях и легко заводит новых знакомых: «Я надеюсь, что все люди добрые и будут мне помогать».

Его мать Ольга качает головой: со своим высшим образованием она моет полы в больнице – на другую работу ее не берут, когда узнают, что она одна воспитывает инвалида. Ольга пытается подработать: государство ей дает 8500 рублей в месяц – плата по уходу за инвалидом, детская пенсия и компенсация за монетизацию, – а это мало. Анна Курбатова тоже воспитывает Тему одна. Она «бомбит» на машине. С Юрой Анна тоже сидит не просто так: за эти передышки EveryСhild ей платит 100 рублей в час. «Большинство родителей тяжелых детей боятся отдавать их чужим людям», – говорит менеджер проекта Ирина Зинченко. Она объясняет почему: не хотят чувствовать себя обязанными, к тому же если человек работает бесплатно, с него не спросишь.

Прежде чем стать «второй мамой», нужно закончить «школу приемной семьи». Это 72 часа занятий. Учат, как правильно обращаться с ребенком-инвалидом, как оказать ему медицинскую помощь и просто найти с ним контакт. У большинства детей тяжелая умственная отсталость, и они даже слово «мама» не говорят. Всего за год подготовили 36 принимающих семей. В школе отсеивается примерно треть, и это хороший результат, утверждают в EveryChild, – в Британии сходит с дистанции примерно каждый второй.

Анна не только сидит с Юрой, но и сама иногда отдает своего Тему, чтобы отдохнуть. «Вторую маму» для Темы она присмотрела на занятиях в школе приемной семьи. 24-летняя Тоня Попова отличалась от всех спортивной фигурой, теперь она часами гуляет с Темой и умудряется затаскивать его коляску в музеи. Аня даже смогла на три дня уехать за границу. «В моей жизни была сплошная чернуха, и я уже всерьез задумывалась, не отдать ли Тему в интернат, – говорит она. – Если бы не служба передышки, неизвестно, чем бы дело кончилось».

В начале проекта родители заполняли подробные анкеты – их просили от нуля до десяти оценить свое качество жизни. «Почти везде в графе “свободное время” и “планы на будущее” стоял жирный ноль», – говорит психолог Наталья Изак. Через год там появились «пятерки».

ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО

В сентябре прошлого года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Одна из ее статей гарантирует каждому инвалиду инклюзивное образование – то есть право на учебу в обычной школе вместе нормальными детьми. У 8-летнего Владика тоже ДЦП, и его мать, Любовь Чушева, попробовала в мае устроить сына в специализированную школу для инвалидов «Озерки», оборудованную большими лифтами и пандусами. Ей там отказали. «Кто будет с вашим ребенком за такую зарплату возиться? У нас из-за кризиса всех сокращают! – чуть не плача Чушева пересказывает ответ директора школы. – Владик, мне сказали, необучаемый».

По данным Минобразования, в России 17 300 детей признаны необучаемыми по медицинским показаниям. Например, у ребенка тяжелая умственная отсталость. «С большинством из них просто не хотят или не умеют работать», – считает Марина Павловская из интерната для умственно-отсталых детей в Бельском Устье, в 120 км от Пскова. В этом интернате на практике доказали, что признанных необучаемыми детей-инвалидов можно научить и читать, и писать, и танцевать, и петь. И даже нашлись семьи, готовые взять таких детей к себе домой, в том числе и 16–17-летних. Правда, из 85 воспитанников интерната в семьях живут лишь четверо.

В 487-й питерской школе с Любовью Чушевой были немногим любезнее: «У нас ни пандусов, ни лифта, а первоклашки занимаются на пятом этаже. Будете его на себе таскать?» В итоге Владику предложили домашнее обучение, но тут уже отказалась Люба. Владику, как и любому ребенку-инвалиду, нужно общение, а при такой учебе ни контактов с ровесниками, ни праздников, ни работы со специалистами у него не будет, объясняет она. У детей с ДЦП изначально страдает еще и воля – за них все делают, им помогают, говорит психолог EveryChild Марьяна Жужуева: «Им обязательно надо общаться с обычными детьми – они видят, что бывает по-другому, и им есть куда тянуться».

Во дворе, где живет Владик, пандус появился только после того, как Чушева написала прокурору города. А вот добиться, чтобы уменьшили поребрик, как говорят в Питере, она пока не смогла: «Весь двор из-за вашей коляски переделывать? Вы в своем уме?» – так, с ее слов, отреагировали в ДЭЗе. Губернатор Матвиенко предлагает учиться жить по-европейски, но добиться ничего нельзя, жалуется Любовь Чушева. Например, социальное такси для инвалидов есть, но оно везет только в больницу, аптеку или социальный центр, а в гости – уже нет. И на конюшню в двух километрах от города, где бесплатно занимаются с детьми-инвалидами, оно тоже не поедет – только по Питеру.

«Насколько все тяжело и ужасно, понимаешь, когда попадаешь в семью, где есть больной ребенок», – говорит волонтер EveryChild Соня Колбанцева. Ей 24 года, и она работает в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства для детей-инвалидов от нуля до трех лет. Соня опекает двух мальчиков с ДЦП и девочку с серьезным нарушением интеллекта. Очень много детей становятся инвалидами во время родов, из-за ошибок акушерок, утверждает она: у нее самой пока детей нет, но теперь и рожать страшно.

У Натальи Галкиной деньги есть, и она стала волонтером службы передышки по другим причинам: «Я знаю, что такое растить ребенка-инвалида: у моего Илюши тоже ДЦП и умственная отсталость, ему 12 лет, но он не ходит и не говорит». Пока Илюша в школе, она приезжает на своем джипе Volvo за пятилетней Ульяной Морозовой, грузит ее в коляску, и они едут гулять в парк. У девочки синдром Дауна, и она тоже не ходит. «Если мы не поможем друг другу, нам никто не поможет», – объясняет Наталья. Выбивать льготы от государства лично у нее нет ни сил, ни желания. «Лучше потратить это время на ребенка», – говорит она.

У Ульяны Морозовой полтора года назад появилась сестренка Марина – абсолютно здоровая девочка. «Гулять одной с двумя колясками невозможно», – говорит ее мама Ольга. Когда она узнала про службу передышки, решила воспользоваться. С государством она предпочитает не связываться: «Столько раз орали и отказывали». Ольге еще не так трудно – у нее есть муж. Социальные же службы Питера пока идеей службы передышки не прониклись. Ирина Зинченко из EveryChild рассказывает, что специально для чиновников из соцзащиты они устроили презентацию по итогам года, но никто не пришел.

Источник

«Нет!», «Не хочу», «Не буду!». Как-то совсем незаметно ваш доброжелательный и улыбчивый малыш превратился в принципиального непослуху. В доме поднимается крыша от капризов, истерик и плача, на туалетном столике родителей поселяется успокоительное. У ребенка кризис трех лет. Как выжить и не сойти с ума?

«Ребенка словно подменили!» – этой расхожей фразой растерянные мамы и папы чаще всего характеризуют поведение своего отпрыска в тяжелый кризисный период. На любую просьбу или предложение «виновник торжества» ставит вердикт «нет!», отстаивая свои интересы до хрипоты в горле. Что происходит? И как с этим справиться?

Первые звоночки

В возрасте двух – трех лет в жизни каждого малыша появляется местоимение «я». Это только начало процесса становления личности ребенка и точка отсчета периода негативизма, кризиса трех лет.

До этого момента малыш ощущал себя с мамой единым целым, теперь же он отдельная самостоятельная личность, у которой на все про все есть свое личное мнение. Доказывать его приходится всеми доступными средствами, в том числе, применяя тяжелую артиллерию – истерики и капризы. А ведь как иначе, если все важные для крохи вопросы решают за него родители?

Услышав первое категоричное «нет» из уст своего ребенка не стоит паниковать, совсем напротив, вы должны порадоваться. Ведь ваш малыш перешел на новый психологический этап, сейчас формируется его индивидуальность. Это так же важно как, к примеру, его первые самостоятельные шаги.

От того, какую линию поведения вы выберите в отношении ребенка, который испытывает на себе все прелести переходного периода, зависят ваши дальнейшие с ним взаимоотношения.

Как справиться с непослухой?

Первое, что нужно сделать родителям – это успокоиться. Акцентировать свое внимание на том, что ребенку сейчас 3 года, а вам, к примеру, 33. Вы старше, мудрее, обладаете определенным жизненным опытом, а значит, сумеете пройти этот тяжелый период в жизни собственного ребенка без потерь для своего здоровья (или хотя бы новых приобретений в виде ранней седины).

Запаситесь терпением и настройтесь на долгую работу, вам предстоит внести существенные коррективы в свое поведение и отношения с ребенком, возможно, полностью сменить вектор воспитания.

Если вы считаете глупым и недопустимым «плясать под дудочку трехлетки» (увы, некоторые родители воспринимают это именно так), поспешим вас предупредить – демонстрация бескомпромиссности и авторитарности под лозунгом «Я покажу тебе, кто в доме хозяин» в период негативизма крохи приведет к печальным последствиям:

Первый вариант: Вы «поломаете» ребенка, воспитав его закомплексованным и безвольным человеком, болезненно зависимым от чужого мнения.

Второй вариант: Отношения с ребенком перейдут в состояние «перманентной войны», когда на каждое ваше действие будет находиться эффективное противодействие. Дальнейшее развитие событий предугадать несложно – ребенок станет неуправляемым.

Памятка для родителей: Как правильно себя вести?

Детские психологи и педагоги разработали рекомендации, которые помогут родителям выработать правильную тактику поведения в отношении взрослеющего крохи:

Помните о самоконтроле. Не повышайте голос, если ребенок отказывается выполнять ваши просьбы. Во-первых, это не имеет никакого смысла, во-вторых, переходя на крик, вы демонстрируете ребенку собственное бессилие.

Анализируйте поведение ребенка. За каждым «бунтом» малыша стоит нереализованная детская потребность. Попробуйте понять, чего от вас добивается кроха? Что он хочет вам сказать?

Будьте спокойны. Если плохое поведение ребенка вас настигло в общественном месте, позвольте себе игнорировать советы и рекомендации окружающих. Вам и так сейчас непросто, поэтому не разменивайтесь по мелочам. Возьмите ребенка на руки, фиксируя его плечи и руки (если это возможно) и унесите подальше от публики. Дождитесь, пока ребенок придет в себя, и затем четко одним-двумя предложениями объясните, что так вести себя недопустимо, потому что…

Воспитывайте в ребенке самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка те вещи, которые он может делать сам. Даже если у вас лимит времени. Представьте себе ситуацию, вы каждое утро в спешке застегиваете крохе молнию на курточке, затем возникает момент, когда вы готовы подождать, пока ребенок сам справиться с этой задачей, но … он отвечает вам «нет!». Справедливо? – Да, ведь вы сами приучили его ждать, пока мама все сделает сама. Остается пожинать плоды.

Определите границы позволенного. С учетом возраста ребенка создайте четкую систему правил, в которых будут свои «нельзя». Соблюдайте ее непоколебимо, будьте последовательны! То, что не разрешается в будни должно запрещаться и в выходные. Если мама что-то запрещает, другие члены семьи ее должны в этом поддерживать.

Применяйте конструктивное наказание. Ребенок должен четко знать, за какое действие, почему и как он будет наказан. За нанесенный в гневе вред – протереть, склеить, починить. За причиненную боль или обиду – извиниться. За систематические нарушения – остаться без просмотра любимого мультфильма на какой-то период. Каждое наказание должно быть равносильным поступку малыша, не проявляйте чрезмерную строгость.

Будьте гибкими. Научитесь вести с ребенком диалог. Прислушивайтесь к его мнению и пожеланиям. Принимайте сторону ребенка всегда, когда это возможно. Помните, вы – союзники, друзья, которые всегда могут договориться, стоит только захотеть.

7 способов договориться с малышом

Предложите ребенку выбор. Вам нужно срочно выходить, а кроха не желает одеваться в детский сад? – Предложите ему выбрать, какой сегодня надеть свитшот, серый или голубой? Как только малыш остановится на каком-то цвете, приступайте к одеванию. Все пройдет гладко.

Играйте вместе с малышом. Ребенок отказывается есть? – Не настаивайте! Пригласите его на ужин великанов. Дайте крохе большую ложку, и трапеза состоится без нервов и усилий с вашей стороны.

Соберите стратегический запас. Капризы легче предотвратить, чем пережить. Соберите небольшую коллекцию «отвлекалок» – предметов, которые способны переключить внимание ребенка. Пусть это будут мыльные пузыри, воздушные шары или пальчиковые куклы – все, что может в нужный момент сгладить зарождающийся маленький бунт.

Предупреждайте. Ребенку будет легче переключиться между делами, если вы заранее будете информировать его о своих планах: «сейчас мы посмотрим мультфильм, а потом пойдем в детский сад».

Заручитесь поддержкой ребенка. Вместо приказов и уговоров что-либо сделать, попробуйте увлечь малыша, попросив его вам помочь. «У меня не получается открыть дверь, ты не мог бы помочь мне?».

Снимите напряжение. В период негативизма малышу приходится тяжелее, чем нам, родителям. Помогите ему снять напряжение! Время от времени устраивайте веселые спортивные состязания, практикуйте бои подушками. После хорошей «разрядки» всегда приходит умиротворение и спокойствие.

Создавайте ритуалы. Нелюбимые для ребенка дела и процедуры можно перевести в приятную плоскость. Ребенок не желает умываться и чистить зубы? – Практикуйте после успешного завершения банных дел «время комплиментов». Подведите ребенка к зеркалу и хвалите его потрясающую улыбку. Будьте уверены, ребенку это понравится!

Кризис трех лет практически всегда направлен на маму – того человека, с которым ребенок чувствует себя в безопасности, в чьей поддержке нуждается больше всего. Чаще обнимайте, целуйте своего ребенка, и любые невзгоды вам будут нипочем.

Источник