Литература развития ребенка начальной школы

Литература развития ребенка начальной школы thumbnail

Литературное развитие.

В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к литературному искусству, ставится проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности школьника. В этой области наметилось два направления.

Сторонники одного направления – психологи и методисты (В. В. Давыдов, Ю. М. Полуянов, Л. И. Айдарова, И. И. Долецкая, Д. М. Дубовис, Г. А. Цуккерман и др.) предполагают, что можно сократить путь, ведущий школьников к пониманию художественного произведения как искусства с помощью формирования у них теоретического мышления. «Всю систему обучения, – пишет В. В. Давыдов, – необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них научно-теоретического мышления». Если ученики, по его мнению, уже в младших классах «приобретут способность оперировать теоретическими знаниями, то тем самым они окажутся подготовленными к дальнейшему длительному изучению пути основ наук».

Л. И. Айдарова и Г. А. Цуккерман вводят с первого класса курс поэтики, «чтобы дать ребёнку способ модельного описания впервые открываемых им свойств изучаемого предмета, чтобы обеспечить движение от абстрактного к конкретному… Это даёт возможность ставить уже в младших классах задачи настоящего литературоведческого исследования». Такое обучение позволяет дать учащимся в младших классах представление об особенностях произведений разных жанров – былины, сказки, басни, баллады, песни и даже о специфике литературных направлений – классицизме, романтизме, реализме. Художественное произведение как особый мир образов и чувств писателя отодвигается на второй план.

Несомненно, роль и значение теоретических знаний в постижении искусства общепризнанны. Мнение человека, который не является сторонником данного направления. «Можно, конечно, научить младшего школьника, – утверждает Л. И. Божович, – относительно сложным формам мышления, которыми он будет даже спонтанно пользоваться. Но ведь конкретность детского мышления не случайна: она связана с его общей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее познакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество физических знаний и навыков. Лишив ребёнка всего этого, мы создаём условия, при которых абстрактное мышление приобретает у него бессодержательный и схоластический характер. Несвоевременно ускоряя развития абстрактного мышления, мы нарушаем закономерный ход психического развития ребёнка, качественно своеобразную структуру его возрастных особенностей».

Представители другого направления связывают продвижение школьников к глубокому постижению произведений художественной литературы как искусства с работой над их общим развитием.  Такой подход ясно выражен в работах Л. В. Занкова и руководимой им лаборатории. Занков выделяет два пути, ведущих к достижению оптимальных результатов в обучении: прямой и косвенный.

Прямой путь в приобщении школьников к художественной литературе как к искусству – это, прежде всего, накопление специальных знаний о литературе, обучение школьников анализу произведения. Косвенный путь – это достижение оптимальных результатов в обучении благодаря общему развитию детей. Само общее развития рассматривается не как стихийный, чисто возрастной процесс, а как цель и результат специально построенной системы обучения. Признавая значение теоретических знаний, специфических для восприятия и понимания художественных произведений, а также образного мышления, Л. В. Занков отводит главную роль работе над общим развитием младших школьников, т. е. развитию таких общих сторон психики, как ум, воля и чувства в их единстве.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве»

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Читайте также:  Лурии и юдовича речь и развитие психических процессов у ребенка

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Учёными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена».

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Программа по формированию читательского интереса, составленная учителем начальных классов Музыкой Л. А., оказалась очень эффективной: во-первых, все дети её класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; в-третьих, анкетирование, проведённое администрацией школы, показало, что уроки литературного чтения для них самые любимые. Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.

Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.

Источник

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника

В связи с развитием информационно-компьютерных технологий на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Следовательно, страдают речь, грамотность, моральное воспитание, аффективная сфера, а самое главное интеллект. Неслучайно роль художественной литературы в умственном развитии младшего школьника так внимательно и предметно изучалась отечественными и зарубежными учеными: Н.Н. Черевичной, В.П. Ягунковой, А.В. Пионтек, З.Н. Клопертанец, П.М. Якобсоном, Г.Нилом и др.

Согласно исследованию детского внеклассного чтения, проведенного в нескольких регионах России (2014), большинство школьников уделяют чтению 1–2 часа в неделю, прочитывая за месяц 1–2 книги. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране. Статистический анализ, показывает: 30 % школьников6–11 летчитают 1–2 часа в неделю; 29,8 % посвящают чтению 3–4 часа; 41 % школьников указанного возраста прочитывают 1–2 книги в месяц; у 37,8 % количество книг в месяц возрастает до 3–5. Более 10 книг читают за месяц только 5 % ученики младших классов [3, с. 178].

В ФГОС начального образования заложены возможности и ресурсы воспитания у детей интереса к чтению и книге. Пожалуй, можно согласиться с тем, что стремление ребенка обучаться и успех обучения подчиняются желанию читать. Неслучайно А. С. Макаренко подчеркивал: «Этот период имеет огромную значимость в жизни ребёнка. Ребёнок входит в отрасль книги и печатного слова, иногда входит неохотно, с трудом справляется с теми техническими трудностями, которые ставит перед ним буква и самый процесс прочтения» [1, с. 33].

Читайте также:  Развитие ребенка после года как

Желание читать сопровождает детей с первых лет жизни, а результат приобщения к литературе будет базироваться опыте эмоциональных переживаний сюжетов и ролей, полученном в дошкольном возрасте. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Большинство педагогов убеждены, что успех развития интереса к чтению поэтической литературы у младших школьников зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать.

Исследователи детского чтения отмечают, что литературное творение выступает перед ребенком в целостности фабулы и поэтической формы. Если ребенок настроен к литературному творению, то его восприятие будет стопроцентным. А для этого необходимо акцентировать внимание детей не только на сюжете, но и на драматических способах языка сказки, повести, элегии и других творениях поэтической литературы. Со временем у младших школьников складывается предпочтительное отношение к литературным творениям, а также поэтический вкус [3, с.179].

Анализ исследований показывает, что чтение художественных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения — формирование личности учащегося [5, с.139].

Ученые отмечают, что прочтение поэтической литературы способствует обретению эстетичного блаженства, а, значит, воспитывает младшего школьника чувственно. Благодаря чувственным импрессиям осуществляется и фиксация визуального восприятия. В это связи, считает О.В.Ткаченко, чтение художественных произведений решает следующие задачи: расширяется и углубляется кругозор ребенка, обогащаются его знания и эмоции; посредством книги усиливается воспитательное воздействие на ребенка; книги способствуют обогащению и развитию языка [5, с.139]. По мнению автора, влияние литературы на формирование личности младшего школьника осуществляется посредством восприятия. Восприятие тесно связано с пониманием — проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [5, с.139].

Анализ литературных сведений и собственных наблюдений позволяет утверждать, что поэтическая литература служит разносторонне-развивающим средством. Благодаря чтению художественной литературы, отмечает И..Н.. Чакова, у младшего школьника развивается речь, обогащается словарный запас, что помогает ему выражать свои мысли в устной и письменной форме, и понимать сказанное другими людьми, грамотно строить предложения [6, с.127]. В процессе чтения произведений художественной литературы, подчеркивает исследователь, у ребенка развивается логическое мышление, формируются конкретные понятия и представления; он учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира, учится объяснять жизнь и видеть связь одного явления с другим, что обеспечивает познание реальной действительности [6, с.127].

Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Ребенок из книг узнает обо всем, что его интересует. Поэтическая литература влияет на развитие образной памяти и совершенствование оперативной памяти и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей [6, с.127].

На основании этого можно утверждать, роль поэтической литературы в умственном развитии младшего школьника, является неоспоримой. Однако наряду с этим встает проблема чтения книг современными детьми. Педагоги, психологи, филологи озабочены тем, что в век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Читайте также:  Картинки для развития ребенка 3 лет

Педагогамии психологами давно доказано, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Между тем доказано, что так называемая «врожденная грамотность» тоже результат начитанности человека. Исследователи отмечают, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов, а при письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге [2, с.2310]. В связи с этим, главной целью в деятельности педагога начальной школы должно быть приобщение детей к сфере книг и поэтической литературе, развитие интереса к чтению, стремления слушать сказки, стихи, рассказы. В младшем школьном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, повести, элегии, потешки, а также наблюдать за развитием сюжета в сказке, переживать персонажам [2, с.2310].

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению [4, с.245]. Чтобы процесс декламации стал для младших школьников личной необходимостью, очень полезны игры. Огромную роль играют вечера чтений, наполненные живым, умным словом. Плохо читающие школьники обречены на неуспеваемость в средних и старших классах. Для формирования у ученика потребности в декламации и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя –способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель [3, с.178]. В связи с этим, предлагают Максимова А.А. и Саввинова Р.В., в рамках проверки знаний младших школьников по поэтической литературе надо организовывать викторины, кроссворды. При заполнении опросных листов по викторине школьники ещё раз применяют источник, заостряют внимание на определенные фрагменты, кажущиеся раньше не значительными, думают, лучше запоминают [3, с.179].

Таким образом, подводя итоги, мы пришли, к выводу — роль поэтической литературы в умственном развитии младшего школьника, является неоспоримой. Поэтическая литература служит разносторонне-развивающим средством: развивается память, речь, творческое воображение, учит детей мыслить образами, расширяется словарный запас и кругозор. Также развивается образная память и совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений. В связи с эти педагоги и родители, должны знакомить и приобщать детей к чтению художественной литературы.

Литература:

  1. Васинская Н.В., Щербинина Н.А. Технология продуктивного чтения // Тр. междунар. конф. «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности». — Махачкала, 2014. — С.33–34.
  2. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. — 2014. — №9–10. — С. 2308–2311.
  3. Максимова А.А., Саввинова Р.В. Развитие читательской деятельности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Научный поиск в современном мире». — Саратов, 2014. — С. 178–179.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010. — 687 с.
  5. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. — 2015. — №1(40). — С. 138–146.
  6. Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». — Оренбург, 2013. — С.126–129.

Источник