Гармоничное развитие личности каждого ребенка

Гармоничное развитие личности каждого ребенка thumbnail

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Что такое гармоничное развитие

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

Общие принципы гармоничного развития детей

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

Гармоничное развитие детей 1 года жизни

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие дошкольника

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.

Особенности гармоничного развития подростка

Гармоничное развитие подростков

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Источник

Вы, наверное, не раз слышали от своего ребёнка слова: «Я сам!» Часто они больше похожи на требование, нежели на попытку попросить разрешение. Я сам буду кушать, сам полью цветочки, сам вымою посуду, сам погуляю с собакой, сам дойду до школы, сам встречусь с друзьями в другом конце города, сам стану работать, не закончив учёбу… В каждом возрасте то, что ребёнок хочет, может и должен делать «сам», представляет собой разные по степени сложности, ответственности и риска вещи. Например, для двухлетнего крохи покушать самостоятельно и не перепачкаться – уже достижение. А в пятнадцать лет и в комнате убрать надо, и посуду помыть, и уроки выполнить на «отлично», и питомца выгулять… Да мало ли какие обязанности возложили на плечи подростка родители!

Каждый взрослый примерно помнит, как он становился самостоятельным. Опираясь на личный опыт, он пытается составить примерную воспитательную схему, которой будет придерживаться. Но вот вопрос: не являясь ни психологом, ни педагогом, сможет ли он сделать всё правильно? Не превратит ли своего малыша (конечно, исключительно из лучших побуждений!) в избалованного лентяя или в человека с гипертрофированным чувством ответственности? Без всяких сомнений, искать ответы на важные вопросы, связанные с воспитанием детей, нужно у профессионалов. Среди них – учителя, врачи, психологи и детские писатели.

Мы обратились за разъяснениями к современному поэту Аркадию Млынашу, автору сборника стихов «Страна Ясами» и «Добрые соседи». Значимая часть его творчества посвящена детской самостоятельности. Многие произведения пытаются объяснить, как действовать правильно и как не попасть в скверную ситуацию. Кроме того, писатель является отцом и дедушкой, то есть имеет не только теоретический, но и практический опыт общения с малышами.

Итак, что и с какого возраста ребёнку можно делать самому?  

«Если исходить из опыты себя теперешнего – то всё и как можно раньше, – говорит Аркадий. – Но это называется – «так бы мне хотелось» (улыбается) Однако жизнь диктует свои условия. Не буду оригинален, если скажу, что все дети в раннем возрасте стараются помогать родителям в работе по дому. И тут главное – своими словами и действиями не дать потухнуть той маленькой искорке их желаний. Ведь не секрет: когда приходишь усталый, если на работе не ладится, передача по телевизору, которую ждёшь с нетерпением… Да мало ли причин, чтобы отказать ребёнку из соображений, что сам сделаешь быстрее, лучше, и ничего не разобьётся, не надо будет переделывать – так этого не хочется… Начинать можно и нужно с малого. Первое «поле деятельности» – это собрать игрушки, сложить свою одежду аккуратно перед сном. Поставить тапочки, чтобы утром они быстро нашлись. Кстати, о тапках:

Всё из-за тапок

Я утро всегда начинаю с зарядки,
Ищу под кроватью пропавшие тапки –
Ползу по-пластунски, сдирая коленки.
Чего только нет на полу возле стенки:
Солдатики, мячик, игрушки, машинки,
Детали от «Лего», наклейки, резинки…
Мне хочется всё посмотреть и потрогать,
Но мама мне сверху твердит очень строго:
«Давай обойдёмся сегодня без ссадин,
А то опоздаем опять в детский садик!»

А тапки судачили тихо в сторонке:
«Не дали с утра наиграться ребёнку».

Одна моя знакомая, коллега по цеху, устроила проверку этого стихотворения в детской аудитории. Ребята очень любят посмотреть на такие ситуации со стороны. И часто случается так, что себя они узнают в литературном герое, но посмеяться над забавной историей не отказывают себе в удовольствии. И на таком «отрицательном» смешном примере родителям проще привить ребёнку элементарные правила поведения и необходимые бытовые навыки. Кроме того, чувство юмора – не последний фактор в развитии интеллекта. И развивать его психологи рекомендуют именно на таких смоделированных ситуациях. Одним словом, насмеялась она со своими учениками от души над тапочным квестом, что меня очень порадовало! Да и мыть посуду вполне по плечу маленьким помощникам. И не надо бояться за посуду. Всякое случается, но с возрастом понимаешь, что разбитая посуда – это такая малость. Даже любимая чашка или тарелка из сервиза, или даже ваза – как
говорили в Одессе: «Чтобы только такое горе и было!» Я до сих пор мою всю посуду – так приучила меня моя мама. И дети мои, и внучки, а битые тарелки – да кто их считал? (улыбается) А какая получается при уборке квартиры охота с пылесосом на пыль и паутину! Нужно подкрасться незаметно и захватить в плен, чтобы не портили здоровье домочадцев. А соревнование – конкурс Бабы Яги: кто быстрее заметёт – вполне по силам юным дарованиям (на мётлах прилетели, убрали и улетели…).
Одно из простых, но очень ответственных дел – это охрана накрытого для принятия пищи стола от домашних, и не совсем, питомцев. Дети ответственно подходят к доверенным им поручениям.

Цена победы…

Скатерть в складках, всюду пятна.
На полу – яичко «всмятку».
Этикеткой «Орбит с мятой»
Забавляется сквозняк.
В луже пролитого чая
Муха плавает большая.
Чашка с чуть надбитым краем
Дополняет кавардак.

Вся семья в дверях застыла,
А в глазах: «ЧТО ЭТО БЫЛО?
Чья неведомая сила
Разорила завтрак наш?
Взбунтовалась скороварка?
Ей на печке стало жарко?
Или соковыжималка
Вдруг пошла на абордаж?»

Сын сказал, взяв веник в руки:
«Не пугайтесь, это – мухи!
Им набить хотелось брюхи,
Съесть наш праздничный пирог.
Переносчики хворобы
Не попробовали сдобы…
Жаль, готовить надо снова:
Сами видите ИТОГ!»

Дети любят помогать готовить, им можно доверять такие несложные вещи, как разбить и взбить яйцо для пирога или омлета, сделать несложные бутерброды, украсить их. Я с детства любил готовить и приучил к этому своих детей. Это не обязательно, но неплохо – в жизни всегда пригодится (улыбается). Иногда, конечно, случаются курьёзы, как это произошло с  героем моего стихотворения:

Помощник…

Не вышел красным борщ у мамы.
Такое с ней случалось редко:
Томат забыла. Эту драму
Поведала она соседке…

Я думал: будут мной гордиться.
Считал, что цвет исправить нужно!
Напрасно, вглядываясь в лица,
Я ждал, когда наступит ужин.

В кастрюле жидкость – цвета розы.
Но мама этому не рада.
Вопрос ко мне звучал серьёзно:
«Не знаешь, где моя помада?»

Да мало ли, что может делать ребёнок сам, главное, чтобы он принял решение самостоятельно. А дело родителей – поддержать  его начинания:

Я умею

В детской бродит сонный лучик.
Строгий взгляд с утра у мишки!
У меня несчастный случай:
Порвалась на части книжка.

Я собрал её, жалея,
Может, плохо, может, косо.
Взял у папы тюбик клея.
Взял тихонько, взял без спроса.

Мне хотелось по секрету
Излечить её страницы,
Чтобы снова в сказке этой
Расцвело перо Жар-птицы…

Почему-то хвост у волка
Оказался возле шеи.
Пусть накапал клей на полку…
Мама, видишь – я умею!»

Ещё один камень раздора в большинстве семей, где есть дети – это домашние питомцы. Завести кошечку, собачку или хотя бы хомячка – мечта каждого малыша. Да и психологи в один голос советуют удовлетворить эту просьбу. Ведь от животного очень много пользы в воспитательном процессе! Теоретически, родители с этим согласны. Но на практике они понимают – кормить, поить, мыть, выгуливать, убирать – всё придётся делать им. А откуда взять время? Так нужен или не нужен питомец, и кого лучше завести своему ребёнку? Аркадий Млынаш делится своим мнением:

«Что касается домашних питомцев – сразу возникает извечный вопрос: кто за ними будет ухаживать? Опять же: птички, рыбки, хомячки – всё, что находится в замкнутом пространстве: клетке, аквариуме, банке и так далее – это с самого раннего возраста. Ухаживают малыши вместе с родителями, им это нравится, и это – здорово. Домашние питомцы приучают детей к самоорганизованности, заботе о ближних. Мои дети, и я сам, выросли среди попугайчиков, черепах, рыбок, кошек и собак.
Короче, полный набор. Не весь «набор» одновременно, но два-три разных вида питомцев присутствовали. Внучки тоже растут с собачками и кошками. Конечно, это зависит от жилплощади, терпения. Кошки – это желание знакомить элементы мебели с их когтями, собак – необходимо выгуливать в любую погоду… Нюансов хватает. Не все родители готовы идти на эти «жертвы». Некоторые дети очень изобретательны в своих попытках заполучить питомца:

Питомцы бывают разные

Друга-щенка попросила в подарок:
В школе и дома прилежной была.
Мама сказала: «А как же порядок –
Площадь у нас для собаки мала.

Ты – не принцесса, квартира – не замок,
Где все тебе угодить норовят…»
Выслушав это, ответила маме:
«Я заведу дождевого червя!

Червь не подвержен печали и грусти,
Не поцарапает новый диван.
И никого никогда не укусит,
Ищет себе пропитание сам.

Думаю, выход отличный, что надо!
Выполню заданный на дом урок –
И поищу червяка у ограды…»
Утром проснулась, а рядом – щенок.

А вообще есть немало случаев, когда питомцы успешно защищали и спасали своих хозяев. Тут нет единых рецептов. Можно только сказать, что ребёнок рядом с животным растёт более самостоятельным и серьёзным. Хотя это может быть только моим мнением».

С домашними делами и детской самостоятельностью всё более или менее понятно: главное для родителей – запастись терпением и разрешать крохам потихоньку приобщаться к хозяйству и нести ответственность. Но едва ли не страшнее кошки с самыми длинными когтями и ящика разбитой посуды для любых мам и пап – позволить своему ребёнку самостоятельность за пределами уютной и безопасной квартиры.

«Когда ребёнка можно отпускать одного гулять или в школу, чтобы это было безопасно? – уточняет Аркадий Млынаш. – Всё зависит от места, где вы живёте, где находится школа, надо ли переходить улицы с активным движением автотранспорта, наличия игровых площадок возле дома. Сам я с раннего возраста был самостоятельным. Если кто-нибудь знает, что означает словосочетание «одесские дворы», тот меня поймёт. Все гуляли без присмотра и одновременно все друг за другом приглядывали (улыбается). В школу ходили всей улицей, поэтому в дополнительном присмотре со стороны родителей не было необходимости. То же могу сказать и о своих детях. Что касается внучек, стараемся привить им самостоятельность. Очень им хочется поступать по-своему».

Пока ребёнок маленький, любое дело фактически является проявлением доброй воли и желания. Но стоит ему подрасти, и появляется то, что он обязан делать. Прежде всего, речь идёт о домашних заданиях. Немало анекдотов сложено на эту скользкую и проблемную тему. И соседи выучат урок, и собака повторит материал, а школьник так и будет смотреть на родителей и хлопать длинными ресницами. Знакомая ситуация? Возможно, результат окажется лучше, если допустить, что ребёнок сам способен решить все задачи правильно, и даже позволить ему ошибиться, может быть, несколько раз получить плохую оценку, но тем самым сформировать чувство ответственности за свои поступки? Показать на собственном примере, что учитель – не добрая мамочка, и вряд ли разрешит переделать завтра то, что поленился сделать сегодня?

«С какого возраста разрешать детям делать уроки самостоятельно, опять же, зависит от родителей и детей, – убеждён Аркадий Млынаш. – От их доверительных отношений в семье. От школы, от подачи учебных дисциплин. От желания учиться и от целей, которые ставит перед собой сам ребёнок, от совпадения их с целями и желаниями его родителей. Помогать детям лучше, чем их контролировать. Но не каждому такое счастье… Очень хорошо помогают примеры для сравнения:

А в нашей школе – лучше!

Костёр, пещера, полумрак.
Учитель дышит в спину.
Не угодишь ему никак.
Указка – как дубина.

Ни на минуту не уйдёт,
Стоит всё время рядом.
Нагнётся к уху и орёт:
«Что задавали на дом?

А это чьи следы? Медведь?
Какой: пещерный, бурый?»
Попробуй только не ответь –
Мгновенно «спустит шкуру».

А может за ногу держать
Вниз головой над кручей…

Проснулся, начал размышлять:
Нет, в нашей школе лучше!

И, наконец, новомодная тенденция, пришедшая к нам с Запада и вызывающая массу споров – когда молодым людям пора начинать работать? Традиционно в русских семьях этот момент наступает после колледжа или университета. Однако всё больше и больше ребят хотят стать независимыми как можно раньше, встречая всяческие предубеждения и сопротивление со стороны старших родственников.

«Мои дети – сын и дочь – начали зарабатывать на карманные расходы с 14-ти лет, – делится опытом Аркадий. – В то время это было очень сложно реализовать. Но им очень хотелось доказать в первую очередь самим себе, что могут заработать какие-либо деньги на свои нужды. К слову сказать, сын купил себе велосипед, дочь – купальные принадлежности для поездки на море. В стране, где я сейчас живу, школьники с 14-ти лет во время каникул почти все работают. Это в порядке вещей. Кто тратит на себя, а кто помогает своей семье».

Воспитание малыша – основная и одна из самых сложных задач для каждого человека. Есть даже мнение, что ребёнок – это экзамен родителя перед Богом. Вырастить цельную, счастливую, самодостаточную и самостоятельную личность, которая сумеет добиться успеха – разве не мечта каждой мамы и каждого папы?

«Я считаю, что если вовремя поддержать детей-«Ясамов», то есть детей, желающих в раннем возрасте делать всё самостоятельно, то это само собой перейдёт в понимание необходимости выполнения некоторых обязанностей, желание что-то делать. И слово «должно» тут несколько, на мой взгляд, неуместно. Можно, конечно, заинтересовать, но лучше, если желание помочь близким людям прививается с детства».

Купить сборники стихотворений Аркадия Млынаша «Страна Ясами» и «Добрые соседи» можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Источник