Звук и буква а сайт развитие ребенка
Кнарик Мурадян
Конспект занятия по развитию речи «Звук [А] и буква А»
Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала, середины и конца слова. Развивать фонематический слух, слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Характеристика звуков.
Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.
Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.
– Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня.Она приготовила для вас задание: Послушайте и назовите первый звук в словах: автобус, антенна, арбуз, акробат.
– Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
– Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])
– Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
Уточнение артикуляции звука.
– Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
– Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
Игра «Поймай звук»
– Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
Развитие артикуляционной моторики.
– Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
– упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
– упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
– А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
-Голосовые упражнения:
– Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;
– А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Среди звуков, среди слогов, среди слов
Физкультминутка
Гриша шел — шел – шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два – грибок, (Наклоны вперед.)
Три – грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
– Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Давайте попробуем сделать букву А из бумаги. Аппликация буквы «А»
Источник
ЗВУК И БУКВА «А»
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «А» – поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Как плачет, кричит девочка? А-а-а – показывают горло врачу (качаем малыша, поет певица).
Б) Упражнение «Хлопни на звук «А»:
А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А.
2) Назови слова на звук «А»:
Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, антенна, аппарат, апрель, аптека, аппетит, армия, аромат, асфальт, атрибуты, аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан.
3) Назови имена на звук «А»:
Аня, Алеша, Андрей, Алиса, Анжелика, Алёна, Антон, Артем, Артур, Алина.
4) Назови слова, в которых звук «А» в конце:
Зима, снежинка, книга, сосна, ветка, сорока, ворона, синичка, сова, береза, кукла, ручка, бочка, лиса, картина, зайчиха.
5) Запомни слова, в которых звук «А» в середине слова:
Сад, мак, шкаф, кран, лак, шарф, рак, шар, зал, жар, краб, чай, флаг, сам, плащ.
6) Придумай слова, в которых звук «а»:
В начале: август, астры, аист …
В середине: сад, батон, кулак, ладонь, мак, …
В конце слова: сестра, голова, груша, …
7) Назови овощи и фрукты, в которых есть звук «а»:
Алыча, капуста, баклажан, …
8) Каких зверей лечил Айболит? (назвать только тех из них, в названии которых есть звук «а»):
Зайка, лиса, …
Какие фрукты, имеющие в названии звук «а», растут в Африке? (апельсины, бананы, …
Какие лекарственные растения ты знаешь? (малина, мята, липа, ромашка, …
9) Ответь на вопросы, слова на звук «а»:
Кто это? (аист, Аня, артист, англичанин, американец, …
Что это? (арбуз, альбом, абажур, автомат, …
10) СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОРОТКИМ СЛОВОМ «А» (используя в предложении слова на звук «а»).
Аня рисует, а Андрей читает.
Мама купила арбуз, а бабушка купила апельсины. И т.д.
12). ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Всех на свете он добрей, Чтоб тебя я повез,
Лечит он больных зверей, Мне не нужен овес.
И однажды бегемота Накорми меня бензином,
Вытащил он из болота. На копытца дай резины,
Он известен, знаменит, И тогда, поднявши пыль,
Это доктор … (Айболит). Побежит … (автомобиль).
13). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Стою на крыше – К нам приехали с бахчи
Всех труб выше. Полосатые мячи.
(Атенна) (Арбузы)
14). ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Астра, азбука, айва. Б) Что везешь, автомашина?
Начинаются на «А»; Всё, что есть на гласный «А».
И кончаются на «А». Вот арбузы, апельсины,
Астра, азбука, айва. Абрикосы и айва.
В) Пословицы и поговорки: Г) Скороговорки:
«Азбука – к мудрости ступенька». «У Аграфены и Арины растут георгины».
«Аккуратность человека красит». «Алеша Ульяне сигнал подает,
«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут». Ульяна услышит – Алешу найдет».
Д) Считалки:
– Аист-птица, аист-птица, Мы делили апельсин,
Что тебе ночами снится? Много нас, а он один.
– Мне? Болотные опушки! Эта долька – для ежа,
– А еще? Эта долька – для стрижа,
– Еще? Лягушки! Эта долька – для утят,
Их ловить – не изловить… Эта долька – для котят,
Вот и все! Эта долька – для бобра.
Тебе водить! А для волка… кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда.
Е) Стихотворение про букву:
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Ё) Сочиним сказку:
З а й к а
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть. (Заяц.)
У него был огород, где он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей – зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида и т.д.) Зайчатки были рады.
Игры для закрепления темы “Звук и буква “А”
Игра “Найди пару”. Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук [А].
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра “Найди звук А”. Цель: упражнять в умении находить позицию звука [А] в слове (в начале, в середине, в конце).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Источник
Тема: «Звук и буква А».
Цель: познакомить со звуком А, закрепить понятие «гласный звук».
Задачи:
1. Продолжать учить выделять гласный звук [А] из состава слогов, слов и предложений, и обозначать его буквой, автоматизировать звук [А] в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать мышление, внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, фонематический слух и восприятие.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: картинки на заданный звук, кукла, схемы звукового анализа и предложения, карандаши, рабочие тетради.
Ход НОД:
1. Организационый момент: Фонетическая зарядка.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А –а-а…)
Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)
Бабушка плохо слышит. Как она переспрашивает внучку? (А?)
С какого звука начинаются слова: аист, адрес, арбуз, абрикос, азбука, аквариум?
Везде мы произносим звук А.
2. Сообщение темы занятия:
Сегодня на занятии мы будем знакомиться со звуком А и учиться его правильно произносить. А как же получается звук а, как мы его с вами произносим?
Мы открываем рот; язычок лежит спокойно внизу, кончик языка за зубами, положите руку на горлышко и произнесите звук а – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает, он не встречает преграды. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Гласные звуки мы будем обозначать обозначаем красным цветом – красным квадратом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном вагончике.
Сегодня мы будем с вами много произносить слов со звуком А.
3. Игра «Доскажи словечко»
Кто-то побывал в огороде, откусил и проглотил кусочек морковки, луковки, редиски. и получилось, например морковк… вместо морковка. Я расскажу, как звучат слова без кусочков, а вы произнесите слова правильно : луковк…, редиск…, малин.., картошк.., земляник…, клубник…
4. Есть много слов, в которых звук А находится не в начале, не в конце, а прячется в середине слова. Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А:
Лу-у-ук, лак, мак, бок, бак, сом, сам, ток, так.
5. Игра «Один и много»
Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе. (например : окно – окна)
Дом – дома;Лицо – лица;Поезд – поезда;Стекло – стекла;Рог – рога;Глаз – глаза;Жеребёнок – жеребята; Доктор – доктора;Ребенок – ребята ;Котёнок – котята;Ведро – ведра;Яйцо – яйца;Кольцо – кольца; Слонёнок – слонята.
6. Игровое упражнение «Кто больше?»
1. Придумайте слова, в которых звук А был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
7. Физминутка
Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.
(ножки топать, после рукой показать в сторону)
Аист отвечает : «Топай правой ногой, топай левой ногой.
(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой)
Шагни правой ногой, шагни левой ногой,
вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)
8. Игра «Закончи предложение словом со звуком А»
На поле расцвел…
Грызет орешки…
Мы купили круглый…
На крыше дома свил гнездо…
9. Знакомство с понятиями: звук (а) и буква «А»
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
или
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
10. Звуковой анализ слова: АИСТ
11. Составление предложения: Папа купил большой арбуз.
12. Работа в альбоме № 1 О.С. Гомзяк, стр. 2.
13. Итог занятия: Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня играли? С какой буквой? Каким цветом обозначаем?
Источник
елена матвейченко
Занятие №1 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению «Звук [А], буква «А»
Занятие №1
Тема: Звук А, буква А.
Цель: помочь детям услышать и выделить звук «А» в словах, упражнять в произношении звука с разной силой голоса, назвать и запомнить слова на «А»; познакомить с графическим изображением звука «А» – буквой «А», учить правильно обводить букву «А», находить букву среди других букв, запомнить месторасположение буквы «А» в кассе букв, разучить стихи про букву «А»; обогащать словарь детей словами: абрикос, ананас, аквариум, касса букв.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушки или картинки с изображением аиста, автобуса, акулы; большая печатная буква А; картинки с изображением «веселой» буквы А; карточка (или изображение на доске) для показа обводки буквы А, цветные маркеры или мелки.
Раздаточный материал: карточки 1 с изображением предметов на звук А (аист, автобус, акула, апельсин, абрикос, арбуз, ананас, аквариум); карточка 2 с изображением буквы А печатной и «веселой»; буква А; кассы букв; фломастеры.
Ход занятия:
I часть
Педагог: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними познакомимся. Первым в гости прилетел аист.Поздороваемся с ним: «Здравствуй, аист!»
– Второй гость приехал – это автобус.Поздороваемся и с ним: «Здравствуй, автобус!»
– Третий гость к нам приплыл – это акула.Поздороваемся: «Здравствуй, акула!»
-С гостями мы познакомились, поздоровались и теперь они хотят с вами поиграть. Вы помните,что все гости добирались к нам по разному: аист – прилетел, автобус – приехал, акула – приплыла.Игра такая: я называю слово, которое обозначает как добирался к нам гость, а вы называете этого гостя. Внимание! Кто приехал?
Дети отвечают: Автобус!
– Кто приплыл?
Дети: Акула!
– Кто прилетел?
Дети: Аист!
– Хорошо поиграли,а сейчас гости просят вас отгадать загадку: «С какого звука начинаются слова – а-а-аист, а-а-автобус, а-а-акула?»
Дети называют звук «А».
– Ребята, мы услышали этот звук ушками, «поймали» его и теперь можем этот звук пропеть долго и протяжно.
Дети поют: А-а-а-а!
– Можем пропеть его громко: А-а-а!
– Можем пропеть его тихо: А-а-а-а…
– Можем прокричать его коротко и отрывисто: А!
– Вот и познакомились мы со звуком А. Помогли нам в этом наши гости – аист, автобус, акула. Гостям у вас очень понравилось и они дарят вам свои фотографии.
Дети берут карточку 1 и рассматривают все рисунки, называют то, что нарисовано. Педагог обращает внимание детей на то, что там не только аист, автобус и акула, но и другие предметы на звук А – апельсин, абрикос, арбуз, ананас, аквариум. Педагог предлагает детям разукрасить некоторые картинки, а оставшиеся разукрасить дома. Еще раз повторить все слова на А.
Физкультминутка «Автобус»
Педагог: – Ребята, давайте покатаемся на автобусе со звуком А.
Дети выстраиваются друг за другом, первый водитель, остальные двигаются за ним припевая звук А, то тихо, то громко.
II часть
Педагог: – Очень хорошо работали наши ушки – «поймали» (услышали) звук А, а теперь будут работать наши глазки. Потому что, звук А сейчас превратится в букву А, которую мы не только увидим, но и потрогаем, обведём, разукрасим, слепим и выложим из палочек. Закройте глаза.
Педагог выставляет на доску букву А.
Педагог: глазки открываются, буква появляется!
Дети открывают глаза, видят букву А и, по предложению педагога,здороваются с ней: «Здравствуй буква А!»
Педагог: – Посмотрите, какая большая и красивая буква А! У неё две длинные ножки, а по середине перекладинка. Вот как она пишется.
Педагог пишет на доске букву А,комментируя написание: «Ведем линию вверх, на горку и вниз, с горки, а потом рисуем перекладинку».
Педагог: -А сейчас давайте погладим букву А. Сначала обведём в воздухе ту букву А, которая на доске, но по правилам – поднимаемся на горку, спускаемся с горки и перекладинка. А теперь погладим букву А, которая у вас в тарелочках.
Дети берут букву из тарелочки и обводят её указательным пальчиком правой руки. Педагог проверяет правильность обводки буквы А.
Педагог: Маленькая буква А, которую вы обводили пальчиком очень хочет с вами подружиться и поселиться в своей квартире в большом доме для букв, называться он будет «касса букв».
Дети берут букву и вкладывают в первую ячейку кассы.
Раздается стук.
Педагог: – Кто к нам идёт? (на доске появляются 2 картинки, 1 – с изображением буквы А в виде человечка с расставленными ногами, 2 – в виде ракеты). Это «веселая» буква А, которая рассказывает вам,что:
1. «Букву А узнать легко, ноги ставит широко».
2. «Знает Вова, знает Света «А» похожа на ракету».
Дети повторяют первое стихотворение стоя, широко расставив ноги. Второе стихотворение произносят изображая ладонями полет ракеты.
Педагог: Буква А дарит вам свою фотографию.
Дети берут карточку 2, рассматривают. По просьбе педагога показывают пальчиком большую букву «А», маленькие «А», «весёлую» «А» и ищут букву А которая спряталась на цветочке, на бабочке, на кораблике.
Педагог: – Возьмите красный фломастер – он превращается в «красную машину», которая поедет по дороге буквы А. (Показывает еще раз правила обводки буквы – вверх, вниз, перекладина).
Дети обводят букву А красным фломастером, потом синим, зелёным, жёлтым.
Педагог предлагает забрать домой карточки 1 и 2, разукрасить все рисунки и обвести оставшиеся буквы «А» дома.
Итог занятия.
Дополнительная работа:
1. Штриховка буквы «А».
2. Обводка буквы «А»в игре: «Тот кто букву А, найдёт, тот её и обведёт» (первый вариант – среди картинок, второй вариант – среди других букв.)
3. Слепить из пластилина букву «А».
4. Выкладывание буквы «А» из палочек.
5*. Шнуровка буквы А на полотне, состоящем из рядов дырочек отмеченных разным цветом.
По заданию воспитателя дети должны продевать (снизу или сверху) шнурок в определённую дырочку и протягивать его. Работу лучше проводить индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека.
6. Повторить стихи про «весёлую» букву А.
Источник