Зрительный анализатор в развитии ребенка

Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Это обусловлено прежде всего тем, что, как известно, большой процент информации об окружающем мире получает ребенок через зрительный анализатор.
Нарушение зрения значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира. Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.
В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины. Кроме того, недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких недифференцированных образов, представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их деятельность. Кроме того, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, работа в этом направлении будет продолжаться.

Конспект занятия

по валеологии в старшей группе

Тема :”Смотри, во все глаза”

Цель:
-продолжать формировать интерес к человеку;
– дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
-познакомить детей со строением глаза;
-воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
-привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
-расширять пассивный словарь дошкольников: “зрачок”, “сетчатка”, “радужная оболочка”, “глазной нерв”, “хрусталик”, “мышцы глаза”.

Предварительная работа:
-разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
-разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
-предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного;
-беседа по теме “Зрение”;
-разучивание дидактических и подвижных игр “Рассмотри дерево” (тренировка зрительной памяти); “Найди одинаковые предметы” (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
-рассматривание познавательных рисунков;
-организация сюжетно-ролевой игры “Больница” (на приеме врач-окулист);
-чтение стихотворения А. Барто “Очки”.

Оборудование и материалы:
-иллюстрация “Строение глаза”;
-картинки “Продукты питания;
-игрушка пчела;
-картинки “Хорошо, плохо для глаз”;
-фотоаппарат;
-таблица для определения остроты зрения;
-набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
-медицинский халат для медсестры;

Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?
Дети:
-Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей
Дети заходят в кабинет. Врач (воспитатель, далее врач) проверяет зрение некоторых детей, выписывает рецепты.
Врач:
-Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.
Разыгрывается сценка.
Врач:
-Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
1 ребенок:
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
2 ребенок:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
3 ребенок:
Ты закрой глаза ладошкой. 
Посиди совсем немножко.
3 ребенок:
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
4 ребенок:
Дима хочет быть пилотом –
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши 
Переплыть мечтает Саша.
5 ребенок:
Будет наш Андрей танкистом,
А Сергей парашютистом.
Врач:
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений 
Нам необходимо зренье!
Ребята, как вы думаете, почему?
Дети:
-С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Врач:
-Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Медсестра (достает фотоаппарат):
-Ребята, что это такое?
Дети:
-Фотоаппарат.
Медсестра:
-Посмотрите, сейчас  я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Дети:
-Открывается маленькое круглое отверстие.
Врач:
-Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети:
-Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
Врач:
-Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
Дети выполняют задание.
Врач:
-А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Показывает плакат “Строение глаза”. Дети рассматривают его. Обсуждают.
Врач:
-Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
Физкультминутка ( проводят дети).
1ребенок:
Приступили. Для начала 
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
2 ребенок:
Мы к плечам прижали руки, 
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3 ребенок:
Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4 ребенок:
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Врач:
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
Ребята, почему люди говорят: “Берегите пуще глаза”?
Глаз – очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба – его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Дети:
-Ресницы.
Врач:
-Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия.
Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения).
Врач:
-Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?
Дети:
-Нет, недостаточно.
Врач:
-Почему?
Дети пытаются объяснить.
Врач:
-Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?
Дети:
-Мы снова загораживаем свет рукой.
Врач:
-Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети:
-Свет должен падать слева.
Врач:
-Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети:
-Нет!
Врач:
-Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Глаза способны себя защищать,  но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.
Медсестра (ребенок) предлагает поиграть в игру “хорошо-плохо”. Она говорит о разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.
Врач:
-Давайте сравним эти ситуации,  и если вы считаете, что то, что я говорю правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты :

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка до 3 лет

Ребенок трет глаза грязными руками.

Ребенок читает лицо чистым платком.

Ребенок читает в транспорте.

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Ребенок читает, лежа в постели.

Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

А сейчас проверим ваши глазки.
Физкультминутка “Пчелка”. 
На стене висит изображение пчелки.

Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький – раз,
Красненький – два,
Со скольких цветков я нектар собрала?
Ответы детей.
Врач:
-На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Врач:
-Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев .
Нам надо  всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети:
-Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).
1 задание: расставить матрешки по величине.
2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.
Врач:
-Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
Ответы детей.
Врач:
-Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
Дети перечисляют.
Врач предлагает картинки из набора картинок “Продукты”  – морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д.  Дети выбирают наиболее полезные для глаз.
Физкультминутка “Самолет”.
Врач:
-А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим

“самолетом”.

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят попеременно правую и левую руки и следят за

 ними взглядом

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью

 И следят за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и изображают полет самолета.

Врач:
-А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
4. Не читайте в транспорте.
5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты  с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе.
Врач:
-А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
4. Быстро моргать (1 мин.)
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Врач: 
-Отгадайте загадки:
На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она, 
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо – роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.

Два соседа – непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
-Да, это глаза. Глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз.  Недаром говорят, что глаза – зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и  любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Угощает детей витамином для глаз – морковкой.

Источник

Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Формирование зрительного анализатора начинается  с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.

К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам:

Новорожденный

  • различает только свет и тень – светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.

Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так – зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Читайте также:  Развитие ребенка 10 месяцев режим дня

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.

При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок.

До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).

Также определяют:

  • наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.

Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Как определить зрение ребенка дома

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.

Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.

Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов. Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Как развить зрительное восприятие у дошкольников и школьников? Очень просто, нужна необходимая зарядка для глаз и упражнения.

Для тех кто хочет понять функционированность восприятия нашего зрительного анализатора, советуем познакомится со строением отделов зрительного анализатора понять функцианированность зрительного анализатора.

Давайте рассмотрим:

Строение глазного яблока

Глаз – это периферическая часть зрительного анализатора, который располагается в глазной впадине лицевого скелета черепа. Он состоит из глазного яблока, мышц и вспомогательных защитных образований. Мышцы прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока, обеспечивая его движение. К вспомогательным защитным образованиям относятся: брови, веки с ресницами и слезная железа с протоком, с помощью которых происходит увлажнение поверхности глазного яблока и удаление инородных мелких частиц.

Глазное яблоко состоит из трех оболочек. Форму его определяет наружная белочная оболочка – склера, переходящая спереди в прозрачную часть – роговицу. Роговица хорошо проницаема для ионов Na, K, Cl, лекарственных веществ. Она преломляет лучи света.

Средняя или сосудистая оболочка. В ней выделяют три части: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело, радужную оболочку. Собственно сосудистая оболочка богата кровеносными сосудами. Поэтому она участвует в питании (трофике) глаза.

Ресничное тело проецируется на склеру и связана с ней с помощью ресничной мышцы. Ресничное тело с кровеносными сосудами продуцирует внутриглазную жидкость, принимающую участие в регуляции внутриглазного давления. Радужка содержит пигментные клетки, определяющие цвет глаз. В центре ее имеется отверстие – зрачок, играющий роль диафрагмы (т. е. предохранение глаза от избыточной освещенности) для проникающих в глаз лучей света, благодаря мышцам суживающим и расширяющим его. Осуществляется зрачковый рефлекс в зависимости от освещенности; в темноте зрачок расширяется, на свету – суживается.

В регулировании этого рефлекса принимает участие вегетативная нервная система. Парасимпатический ее отдел – суживает зрачок, а симпатический – расширяет.

Третья, внутренняя оболочка глазного яблока – сетчатка, состоящая из фоторецепторных клеток – палочек и колбочек. Палочек больше, чем колбочек и они располагаются по периферии сетчатки. Палочки обеспечивают ночное видение или видение при слабом освещении, т. к. более чувствительны к свету. Колбочки расположены в центральной части сетчатки. Они обеспечивают дневное зрение, восприятие формы и цвета предмета, т. к. форму человек улавливает за счет игры цвета и полутени. Полагают, что восприятие цвета колбочками связано с наличием трех их типов, которые соответственно реагируют на синий, зеленый и красный цвета. А промежуточные цвета воспринимаются при одновременном раздражении колбочек двух типов и более. В центральной ямке сетчатки содержатся только колбочки, эта область наилучшего видения названа желтым пятном. Участок сетчатки, где сходятся отростки чувствительных нейронов, образующих зрительный нерв, лишен колбочек и палочек, он называется слепым пятном. Восприятие цвета начинается с возбуждения фоторецепторов – палочек и колбочек, им предшествуют проходящие в них фотохимические реакции, формирующие биопотенциал.

К ресничному телу с помощью связок подвешен хрусталик, расположенный сзади зрачка. Он представляет собой двояковыпуклую, прозрачную линзу, которая способна изменять свою форму. К нему подходит ресничная мышца, которая изменяет его кривизну, т. е. хрусталик выполняет роль аккомодации.

Аккомодация – это приспособление глаза к видению различно удаленных предметов.

Таким образом, хрусталик преломляет и фокусирует лучи света на сетчатку.

Глазное яблоко заполнено прозрачной массой, напоминающей гель. Эта масса расположена между хрусталиком и сетчаткой глаза и названа стекловидным телом.

Основные функции стекловидного тела:

1. Защитная (предохраняет от смещения хрусталик, сетчатку, ресничное тело).

2. Создает постоянство внутриглазного давления.

Итак, орган зрения включает:

1.оптический аппарат, воспринимающий энергию светового раздражителя (световых волн), куда входит: роговица, водянистая влага (пропускает лучи света), радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. В целом это система линз, формирующая на сетчатке перевернутое и уменьшенное изображение рассматриваемых предметов.

Функции зрения

Части зрительного анализатора. Проводящий путь зрительного анализатора.

Зрительный анализатор состоит из трех частей: периферической (орган зрения или глаз), проводниковой (зрительный нерв, зрительный тракт, подкорковые структуры: верхние бугры четверохолмия в среднем мозге, зрительные бугры (подушка таламуса) ядра глазодвигательного нерва в среднем мозге и т. д.), корковый конец анализатора – затылочная доля больших полушарий головного мозга.

Проводящий путь

От рецепторов сетчатки импульсы идут по зрительному нерву (II пара ЧМН). Части волокон, идущих от боковых отделов сетчатки не перекрещиваются, а другая половина зрительного нерва переходит на противоположную сторону второго зрительного нерва, образуя зрительный перекрест. Эти волокна правого и левого зрительного нерва вместе с не перекрещенными, после перекреста образуют зрительный тракт, идущий, сначала, в подкорковые центры, а затем в корковый конец зрительного анализатора – затылочная доля больших полушарий головного мозга.

Читайте также:  Рекомендации по развитию компетенций у ребенка

Острота зрения

В подкорковых структурах сосредоточены клетки, воспринимающие яркость, контуры, форму предметов. А корковый конец нужен для узнавания определенного образа. Это идет путем сравнения образов, хранящихся в памяти.

Острота зрения или visus – это наименьшее расстояние между двумя точками, которые глаз способен видеть раздельно.

В норме visus (острота зрения) равна 1.0

Она определяется с помощью буквенных или фигурных стандартных таблиц (см. практ. занятие)

Пространство, которое человек может видеть фиксированным взглядом, называется полем зрения.

Оно определяется с помощью периметра Форстера. Различают отдельно поле зрения для левого и правого глаза и общее поле зрения. Для белого цвета самое широкое, самое узкое – для зеленого, желтого (см. практ. занятие)

Ощущение глубины пространства обеспечивается бинокулярным зрением. У человека с нормальным зрением при рассматривании предмета двумя глазами изображение падает на симметричные (идентичные) точки сетчатки, а корковый отдел анализатора объединяет его в единое целое, давая одно изображение. Бинокулярное зрение – это способность двух глаз соединять изображения и видеть как единый образ предмета. Если же изображение падает не на симметричные точки двух сетчаток, то изображение раздваивается. Поэтому при надавливании на глаз сбоку начинает двоиться в глазах, т. к. нарушилось соответствие сетчаток.

Рефракция глаза – это преломляющая сила оптической системы глаза, в состоянии покоя аккомодация выражается в диоптриях (дптр). В состоянии покоя аккомодации преломляющая сила равна 58-60 дптр. При нормальной рефракции параллельные лучи от далеко расположенных предметов собираются на сетчатке в центральной ямке. Такой глаз является нормальным или эмметропическим, в котором возникает действительное, уменьшенное и обратное изображение.

Анализ восприятия на внимание каринок

Как проверить зрительный анализатор у ребенка? Очень просто, можно проверить восприятие зрения с помощью игр.
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

Поскольку игру полезно использовать в работе с разными категориями детей (нормой, ЗПР, логопатами и т. д.), сперва надо выяснить, с картинок какой сложности начинать работу.

Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).

Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.

Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.

Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.

Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.

Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.

Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.

Парные зашумлённые изображения
Это усложнение

Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий

Предложим малышу рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.

1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5-7.
2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках

3. Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
4. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
5. Найти и выделить указанную цифру и букву.
6. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
7. Выделить контуры животных жарких стран.
8. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
9. Выделить силуэты северных животных.
10. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
11. Найти контур животного посреди насекомых.
12. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.Указанный контур дети могут выделить разными способами:• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.Как мы уже замечали, наложенных изображений в интернете море. Но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.

Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
Назови все предметы и всех животных на картинках. Как их можно назвать одним словом?
Кто спрятался на рисунках? Назови и сосчитай!
Кого увидел волк?
Посмотри внимательно на картинку, найди и сосчитай всех черепах.
Какие животные спрятались на рисунке

Скачать здесь

Аномалии рефракции и их коррекция

При постоянной избыточной кривизне хрусталика, параллельные световые лучи преломляются перед сетчаткой, в результате чего возникает близорукость или миопия. Близкие предметы близорукий видит хорошо, а удаленные расплывчато. Коррекция близорукости – использование рассеивающих двояковогнутых линз.

Если же кривизна хрусталика недостаточна, то световые лучи фокусируются за сетчаткой и возникает дальнозоркость или гиперметропия. Коррекция такой аномалии проводится с помощью очков с двояковыпуклыми собирающими линзами.

Методы исследования зрительного анализатора

1. Определение остроты зрения по таблице Головина – Сивцева. Таблица состоит из двух половин: правая – с буквами, а левая – с полукольцами. В каждой половине имеется 12 строчек разной высоты. Величина букв, знаков в строчках убывает сверху вниз. Слева от строчек буквой «D» обозначено расстояние с которого видна буква нормальному глазу, а с правой стороны от строк указана острота зрения. Исследуемый находится на расстоянии 5 м от таблицы. Острота зрения определяется по формуле: d V (visus) = ─ D

Для правого и левого глаз, где d – 5м, а D – расстояние с которого должна быть видна прочитанная строка.

В норме острота зрения (V) = 1,0 для обоих глаз.

2. Определение поля зрения с помощью периметра Форстера. Этот метод включает в себя: а) определение поля зрения для белого цвета б) определение границ цветового зрения

Убеждаются что:

– периферическая часть сетчатки не воспринимает цвет, т.к. там находятся рецепторные клетки – палочки

– цветовое поле зрения не совпадает для разных цветов (самое узкое поле зрения на зеленый цвет).

3. Исследование аномалий рефракции (близорукости или дальнозоркости). Оно заключается в подборе коррегирующих стекол, что позволяет подобрать соответствующие очки.

Преломляющая сила линз выражается в диоптриях (1 диоптрий соответствует расстоянию 1м).

4. Определение цветового зрения с помощью полихроматических таблиц по Рабкину. Принцип заключается в том, что при нарушении цветоощущения исследуемого, он не может судить о цвете, яркости, насыщенности. Так как в этих таблицах имеются фоновые кружочки одной яркости, но другого цвета, составляющие для нормально видящего глаза какую – либо цифру или фигуру.

5. Определение зрачкового рефлекса на свет.

Источник