Зрительно моторные координации в развитии ребенка
Глущенко Елена Юрьевна
Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников
Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет.
На базе зрительно – моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма. Причем умение рисовать мало влияет на уровень развития зрительно-моторной координации (у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой).
Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка будет недостаточно развита и зрительно – моторная координация. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук (возрастные нормы):
0-3 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6 – 12 мес. Развивается “единое” поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1 – 2 года. Чертит штрихи и “каракули”. Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг – в круглую. Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий. ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивает страницы книги.
2 – 3 года Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. ребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы.
3 – 4 года. Может держать карандаш пальцами. Обводит по контурам, копирует крест, копировать формы несколькими цветами. Хватает катящийся к нему мяч, собирает и строит постройки из девяти кубиков.
4 – 5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы, квадрат, звезду. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека. Дорисовывает три части в недорисованную картинку. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботики.
5 – 6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.
К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Родителей и педагогов должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости,он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Ребенок может хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки, но на самом деле нарушение зрительно-моторной координации у дошкольникаможно увидеть в отклонении физических качеств: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений.
Исходя из выше сказанного, основная задача в работе родителей и педагогов состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных и зрительно – моторных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, дислексии. Не допустить перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность детей.
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!
Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать следующие формы работы:
Традиционные
– Самомассаж кистей и пальцев рук;
– Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
– Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
-Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.
– Графические упражнения: «Штриховка» – вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.
– Лабиринты
– Дорисовывание изображений предметов, картинки.
– Графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда;
– Любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков.
– Копирование изображений по клеткам в тетради.
– Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
– Игры: Конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики, пазлы)
– Игры –головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.
Нетрадиционные
– Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок»,
– Упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными
щётками и т. п. ;
– Игры с крупой (Выкладывание из круп по образцу)
– Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук).
Так же зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие эффективно развиваетсяпри выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».
Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.
Источник
Хочешь узнать больше о том, как развивается зрительно моторная координация у детей? Ну, мы можем помочь! Пора узнать полезные упражнения, которые ускоряют развитие твоего ребенка. Развитие координации у детей от рождения и до возраста 18 месяцев должно проходить под контролем специалистов и с помощью родителей.
Что такое зрительно моторная координация у детей?
Зрительно моторная координация у детей — это взаимодействие между глазами и руками, чтобы направлять их. Будучи взрослыми, мы используем этот навык даже не задумываясь. Мы берем ключи от машины, играем в видео игры и участвуем в спортивных состязаниях. Без этого навыка мы не смогли бы выполнить даже самые простые задачи.
Почему зрительно моторная координация у детей так важна?
В то время, как новорожденные способны к рефлексивному захвату, они еще не в состоянии координировать то, что они видят с движением своих рук. Изучение этой критически важной способности включает, как умственное, так и физическое развитие твоего ребенка. Развитие зрительно моторной координации — один из первых навыков детей по настоящему взаимодействовать с окружающим миром. Кроме того, это помогает ребенку развить уверенность и желание учиться и развиваться дальше.
Способность твоего ребенка овладеть зрительно моторной координацией — это его первый важный шаг. Шаг к тому, чтобы быть в состоянии прокормить, одеть себя и практиковать важные жизненные навыки. Зрительно моторная координация у детей помогает развить хорошее чувство равновесия. Хотя точная временная шкала варьируется от ребенка к ребенку, увидишь, что твой ребенок начинает экспериментировать с глазами и руками с раннего детства. И есть вещи, которые ты, как мама, можешь сделать, чтобы помочь развить это пожизненное мастерство.
Как улучшить координацию рук и глаз у ребенка?
Как и многие другие развивающие навыки, которые твой ребенок будет получать в раннем возрасте, хорошая координация рук и глаз достигается за счет игр. Сейчас мы обсудим, что происходит во время развития зрительно моторной координации. Разберемся, как ты можешь стимулировать скоординированное развитие движений рук и движений глаз твоего малыша.
Зрительно моторная координация у детей — движение рук
Твой ребенок начинает жизнь еще не зная своего тела. Хватание и попытки тянуться, которые ты наблюдаешь в начале жизни своего ребенка, называются примитивным рефлексом. Как следует из названия, он является рефлексивным ответом организма на внешние раздражители.
Чтобы помочь своему ребенку понять причинно — следственную связь между его движениями и окружением прикрепи погремушку рядом с ним. Такие ранние игры по координации рук и глаз помогут ребенку узнать, что его физическая активность влияет на внешний мир. А еще ребенок поймет, что его руки и тело принадлежат ему и находятся под контролем.
После того, как твой ребенок начинает исследовать свои руки больше, тебе пора начать упражнения, которые требуют от него использования мелкой моторики. Твой ребенок будет сначала добираться до предметов, используя свои ладони, но не сможет подобрать более мелкие объекты таким образом. Позволь своему ребенку взаимодействовать с предметами, которые требуют использования пальцев. Это поможет малышу развивать мелкую моторику.
Зрительно моторная координация у детей — движение глаз
Глаза твоего ребенка обеспечивают сенсорный ввод, необходимый для управления его руками. Глаза и острота зрения твоего ребенка быстро развиваются в течение первых нескольких месяцев жизни.
Тем не менее, многие дети испытывают какие-либо нарушения зрения. Возможно, что ты заметила задержку в развитии координации рук и глаз своего ребенка. Например, такие как большое время реакции или трудность достижения объектов. В таком случае виновником этого может быть зрение ребенка. Сегодня терапия зрения для маленьких детей доступна и эффективна. Обратись немедленно к детскому терапевту.
Зрительно моторная координация у детей — развитие мозга
Мозг — это центр, который обрабатывает визуальный ввод, переводит мысли в физические реакции и проводить сенсорную интеграцию между ними. Двигательная активность твоего ребенка экспериментирует при развитии его зрительно моторной координации. Здесь происходит усиленная тренировка мозга и улучшается когнитивное развитие твоего малыша. Понимать то, как развивается мозг твоего ребенка в это время очень важно. Это является важной частью понимания развития зрительно моторной координации у детей.
Как все это вместе влияет на развитие малыша?
Улучшение зрительно моторной координации потребует интеграции физического, зрительного и умственного развития твоего ребенка. По мере того, как эти навыки развиваются в координации друг с другом, ты заметишь, что ребенок переходит от более простых физических движений к более сложным. Движение обеих сторон тела твоего ребенка симметрично, уступит место двусторонней интеграции. Другими словами — способности ребенка управлять каждой стороной своего тела независимо или совместно. Двусторонняя интеграция моторики развивает способность ребенка делать скоординированные усилия между его руками и пальцами, чтобы манипулировать объектами.
Важной частью способности ребенка к развитию двусторонней интеграции будет освоение срединной линии. Средняя линия — это центр тела, который разделяет правую и левую стороны. Дети осваивают способность перемещать свои руки и ноги через их среднюю линию. В это время они учатся многим другим видам активностей, такими как ползание, чтение и письмо. Вдруг ты заметила, что ребенок использует свою правую руку для действий, которые происходят на правой стороне тела, а затем переключается на левую сторону при работе с действиями, происходящими на левой стороне. В таком случае есть некоторые вещи, которые ты можешь сделать, чтобы помочь стимулировать более двустороннюю интеграцию. Играй с ребенком в простые игры, например твистер. Это, занимательный способ помочь своему ребенку пересечь его среднюю линию спонтанно.
По мере своего роста, дети отдают предпочтение доминирующей руке и совершенствуют навыки координации, которые они изучили ранее в жизни. Когда ребенок становится все более умелым, ты можешь предоставить ему активности и игрушки , которые позволят малышу на практике улучшить координацию рук и глаз. Это могут быть игра в поймать мяч или занятие ребенком йогой. Если твой ребенок не соответствует основным этапам развития зрительно моторной координации, то физиотерапевт может определить проблему и работать с ним, чтобы помочь достичь своих целей.
Читай также о том, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ФОРМАМ И ЦВЕТАМ.
Зрительно моторная координация у детей — этапы развития
Ниже приведены вехи, которые вы должны ожидать, что ваш ребенок ударил в раннем детстве. В то время как каждый ребенок отличается, эти вехи должны произойти вокруг возраста, данного для каждого.
Симметричное движение рук ребенка
Этот этап развития зрительно моторной координации ребенка наступает в возрасте от 0 до 2 месяцев.
На этом этапе движения рук и ног твоего ребенка будут плавными и симметричными. Он еще не может перемещать левую сторону тела, не двигая правую сторону. И он еще не должен показывать предпочтения при движении какой-либо из сторон своего тела.
Соединяя руки на средней линии
Этап развития наступает в возрасте от 1 до 4 месяцев.
Ребенок сводит руки вместе хлопающими движениями. Как мило!
Помести любимую игрушку или бутылку над грудью ребенка (средняя линия его туловища). Его руки должны двигаться вместе и симметрично.
Малыш обхватывает свои ручки
Этап развития наступает в возрасте от 3 до 5 месяцев.
После того, как ручки малыша находятся в соединенном положении над его средней линией, твой ребенок может начать играть с блокировкой пальцев. В итоге это движение превратится в охватывание одной ручкой другой.
Поддержание ребенком поднятой головы и взгляд вперед
Этап развития малыша наступает с 4 до 5 месяцев.
Теперь твой малыш способен поднимать и держать голову, чтобы смотреть на предметы прямо перед ним. Ты можешь подбодрить младенца делать это удерживая интересный ему предмет на его средней линии.
Ребенок тянется к предметам обеими руками
Этап развития координации рук и глаз у детей с 4 до 5 месяцев.
Твой ребенок еще не может двигать правой рукой, не двигая левой рукой. Поэтому, когда он тянется к предмету, он тянется обеими руками.
Ребенок хватает бутылочку обеими руками
Развитие координации у детей с 4 до 6 месяцев.
Пока он еще не в состоянии держать свою собственную бутылочку. Поэтому твой ребенок начинает класть руки на свою бутылку, пока его кормят.
Держит игрушку в каждой руке
Развитие координации у детей с 5 до 6 месяцев.
Твой ребенок способен держать что-то в каждой руке, пусть даже на несколько секунд.
Чтобы поощрять такое поведение, предложи ребенку маленькую игрушку, пока он уже играет с чем-то другим. Оба объекта должны быть маленькими, легкими и легко удерживаться одной рукой.
Тянется одной рукой
Развитие координации у детей с 5 до 7 месяцев.
Ваш ребенок понял, как использовать одну руку, не двигая другую, и он начнет тянуться к маленьким предметам одной рукой, а не обоими.
Переключает внимание с одной руки на другую
Развитие зрительно моторной координации у детей с 5 до 7 месяцев.
Перемещение игрушки из одной руки в другую является важным шагом вперед в развитии твоего ребенка. Это поведение будет начинаться с того, что ребенок сжимает предмет в обеих руках перед перекладыванием. Но, в конечном итоге, он сможет освободить одну руку и взять игрушку другой одновременно.
Ребенок стукает предметами друг по другу держа их перед собой
Развитие координации у детей с 8 до 12 месяцев.
Основываясь на навыках, которые твой ребенок развил в последние месяцы, он начнет стучать предметами друг о друга прямо перед собой.
Зрительно моторная координация ребенка, когда он научился открывать и разворачивать подарки
Развитие зрительно моторной координации у детей с 10 до 12 месяцев.
Пусть твой ребенок увидит, как ты обернете маленький интересный ему предмет. Затем передай этот сверток ему. Твой ребенок должен уже уметь развернуть игрушку.
Ребенок научился свободно использовать обе руки
Развитие координации у детей с 11 до 13 месяцев.
На этом этапе твой ребенок может свободно использовать обе руки во время игры. Он может начать проявлять преимущественное использование одной руки или другой.
Зрительно моторная координация — использование рук совместно
Этап развития наступает с 16 до 18 месяцев.
Ты можешь начать замечать интересный момент в этом возрасте ребенка. Твой ребенок отдает предпочтение своей доминирующей руке, как только он начинает манипулировать предметами, которые он держит. Твой ребенок будет использовать одну руку, чтобы держать объект во время изучения и трогать его другой.
Первые годы твоего ребенка полны увлекательных этапов и здесь ты много что можешь узнать о этих этапах развития.
Отслеживание этапов развития ребенка позволяет тебе активно участвовать в росте своего ребенка. И это может быть очень увлекательно. Но что будет, если твой ребенок не достигнет этих рубежей? Как родители, мы все разделяем эту озабоченность. Но есть вещи, которые ты можешь сделать, чтобы помочь своему ребенку достичь своих целей в развитии. На нашем сайте есть практические руководства, чтобы помочь тебе. Думаем, что ты сможешь сделать все, чтобы помочь своему ребенку добиться успеха.
Мы надеемся, что ты нашла нужную информацию и советы в этой статье «зрительно моторная координация у детей». Рекомендуем поделиться её с другими родителями, которые могут извлечь из этого пользу!
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник