Зоны развития ребенка по возрасту

Зоны развития ребенка по возрасту thumbnail

В этой статье будут рассмотрены вопросы основных принципов развития детей, согласно Л.С. Выготскому и возрастная периодизация детства Д.Б. Эльконина. Многие ученые разделяли детство на периоды в зависимости от тех или иных критериев, но именно представленная периодизация кажется мне наиболее ясной и аргументированной, поскольку опирается на понятия ведущей деятельности и психических новообразований.

Вопрос развития детей был причиной многих сломанных копий среди отечественных и зарубежных психологов. Развитие ведет за собой образование или наоборот? Революционным стали труды Л.С. Выготского о том, что развитие ребенка зависит от образования, которому способствует окружающая среда и взрослые.

Теория зоны ближайшего развития Л.Выготского вошла во все мировые учебники по возрастной психологии. ЗБР — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

Уровень актуального развития — задания, которые малыш может выполнить сам. К примеру, самостоятельно держать ложку.

Зона ближайшего развития — действия, которые ребенок осуществляет с помощью взрослого. В приведенном выше примере, если с помощью взрослого малыш сможет зачерпнуть еду ложкой из тарелки, то это и будет его зоной ближайшего развития. То есть то, что в скором времени он научится делать самостоятельно.

Это основывается на предположении, что, обучаясь какому-то элементарному действию, ребенок параллельно осваивает общий принцип этого действия. К примеру, поднимая крышку коробки, открывается то, что внутри. Значит, если потянуть что-то похожее на крышку наверх, можно увидеть, что сокрыто под ней. В дальнейшем, ребенок начинает открывать не только эту коробку, но и другие предметы с крышкой. Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что малыш умеет, и не учитывать уровень его возможного развития. Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;

  • от его возможностей;

  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

    Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему. Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок принимает и делает внутренними те виды деятельности, которые пришли к нему извне, то есть были внешними. Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия. То есть внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики, и через общую социально-символическую деятельность, в основном речь, формируется основа психики ребенка.

Из вышесказанного формулируется основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Л. Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Дании Борисович Экльконин соглашался с мнением Льва Семеновича Выготского и писал, что развитие ребенка – самообуславливающийся процесс, поскольку это адаптация ребенка с уже врожденной наследственностью к условиям окружающей среды. То есть на развитие влияют 2 фактора: генетический (внутренний) и социальный (внешний).

Продолжая исследования Выготского Эльконин подтверждал, что психическое развитие человека происходит через обучение. А обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, которую демонстрирует взрослый. Может показаться, что игра часто проходит без взрослого, но вполне развивает ребенка. Но надо учитывать, что в игрушки взрослыми уже вложен смысл и потенциал обучения.

Процесс развития ребенка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный.

Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:

  • определенной социальной ситуацией развития или спецификой формы отношений ребенок-взрослый;

  • ведущим типом деятельности;

  • основными психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Эльконин выделяет 2 типа развития ребенка: стабильные периоды с медленными и незначительными изменениями и критические – стремительное развитие с возникновением психических новообразований. И именно это новообразование будет генеральной линией развития в последующий стабильный период.

Периодизация детства по Эльконину:

1️. Кризис новорожденности. Интересно, что этот кризис был открыт последним. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом для себя мире, где холодно, светло, нужно самому дышать, питаться и выделять лишнее. В этот период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого, несмотря на то, что у него еще нет никаких способов взаимодействия, кроме крика. Психологически этот период заканчивает вместе с комплексом оживления, когда малыш начинает общаться с родителями мимикой, движением всего тела и гулением (1,6 – 2 месяца). И на следующем этапе жизни в основном малыш будет тренироваться в общении с окружающими. У него начинается индивидуальная психическая жизнь.

Читайте также:  Общая характеристика психического развития ребенка дошкольного возраста

2️. Младенчество (первый год жизни). Младенцем считается ребенок, который еще не может значительно отползти или отойти от родителя. С появлением некоторой пространственной свободы, у него возникает небольшая самостоятельность. К 4 месяцам у младенца возникает ориентировочная реакция на новые раздражители, это является предвестником манипулятивной деятельности ребенка. К тому же к этому возрасту формируется потребность именно в человеке рядом, а не просто в удовлетворении нужд. Появляются ощупывающие движения, но они еще не направлены. Взгляд малыша уже сосредоточен, может следить за предметами и заинтересовывается новым. Хватание предметов говорит о восприятии ребенком пространства: сначала он промахивается, но, тренируясь, у него получается все лучше и лучше. И, вот, игрушка поймана с первой попытки. Вся деятельность ребенка на первом году жизни направлена на эмоциональное общение со взрослым и важно ему ее обеспечить.

3️. Кризис первого года. Когда ребенок начинает ходить, он научается просить интересные ему предметы сначала жестом, потом и голосом. Это предметное общение и двигательная самостоятельность разрывают слияние между ребенком и его значимым взрослым. Становится очевидным, что из двое. Это и есть кризис первого года жизни. Новообразования этой ступени:

  • возникновение речи. Конечно, эта речь понятна пока только маме, но это уже общение, хоть и связанное только с ситуацией, в которой возникают малышковые слова.

  • Ходьба. Взрослый помогает освоить трудности перемещения в пространстве. Но если раньше ребенок мог двигаться только вместе с кем-то, то теперь от окружающих достаточно только помощи.

  • Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей.

4️. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Активность ребенка в самостоятельном и совместном освоении предметов, его желание в эмоциональном общении по поводу этой деятельности требует новой системы общения — языка. Да, их теперь двое, но познают мир они пока вместе. К.Левин отмечал, что в этом возрасте предметы притягивают ребенка. Замечена так же слитность действия и восприятия. Орудийное действие этого периода предполагает, что ребенок с помощью взрослого, через совместное действование постигает цель вещей, которая изначально для него не очевидна. Развитие предметного действия происходит через превращение совместного действия в разделенное, а потом и полностью самостоятельное. В это период формируется речь: от ситуативного слова к названиям предметов, функциональным словам, а потом и к предложениям. В начале этого периода ребенок повторял действия взрослого, считая их своими. Потом он замечает, что именно взрослый сначала манипулирует предметами, а он только повторяет. В этот период он может называть себя чужими именами. К концу периода тоддлер выделяет из окружающего мира вещей и людей свое собственное «я». Основное образование этого периода «Я-сам».

5. Кризис трех лет. Распад «мы» и появление «я» сопровождается не очень приятными для родителей симптомами.

  • Негативизм. Бескомпромиссное «неть» на все предложения от родителей, при том, что от других людей предложение может быть принято с первого раза.

  • Упрямство. Ребенок будет настаивать на «неть» не потому, что ему не нравится идея, а потому что он решил отказаться и будет стоять на своем.

  • Обесценивание. Любимые родственники вдруг становятся «плохими и каками».

Все это нужно малышу для выделения собственного «я», это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

6️. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Ребенку уже не интересна совместная деятельность, он начинает стремиться к самостоятельности. Вместе с этим он хочет быть сильнее включенным в жизнь окружающих. Но поскольку ребенок еще не может принять полноценное участие в жизни взрослых, то он начинает играть эту жизнь. Во время игры малыш берет на себя роль какого-либо взрослого человека, воссоздает жизненную ситуацию с помощью игрушек (а не реальных предметов) и действует с этими игрушками, подражая взрослым. В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. Игра — основной и самый важный вид деятельности для этого периода детства. Она постоянно развивается. Сначала ребенку интересны бытовые сюжеты, потом рабочие, потом общественно-политические. Через игровую деятельность ребенок перенимает мораль того общества, в котором живет. Сами действия ребенка постепенно упрощаются до символических, это помогает сосредоточиться на смысле игры. Такой перенос значений в игре — путь к возникновению символического мышления, а правила в игре развивают произвольность ребенка. Кроме игры в этот дошкольный период есть еще и продуктивная деятельность: рисование, лепка, поделки. В начале такой деятельности маленький человек знакомится со свойствами предметов: цвета, форма, возможности. Это дает ему основу для создания индивидуального творчества. С 3 до 7 лет ребенок начинает узнавать, что такое учеба. Но если он научился читать, это не значит, что он готов к школе. Его мышление еще не сформировано для этого, поскольку оно наглядно-образное — может выполнять только конкретные операции. Логика ребенка — эгоцентрична, он не понимает еще противоречий, не может рассуждать. К концу этого периода у ребенка формируется произвольность действий, появляются первые элементы самооценки и оценки. Все эти составляющие личности являются необходимым бэкграундом для возникновения у ребенка желания учиться — быть школьником.

Читайте также:  Если ребенок не ходит в 1 год и 1 месяц развитие

7️. Кризис семи лет. Его характеризует с одной стороны потеря непосредственности, с другой — паясничество и манерничание. Примером проявления кризиса семи лет является симптом «горькой конфеты»: ребенка оценивают хорошо за явно плохую работу, он это понимает и огорчается.

8️. Младший школьный возраст. Ведущая деятельность в этот период — учебная. Ребенок осваивает знания, накопленные человечеством, и через это изменяется сам. Школа требует от него подчинения определенным правилам и это тренирует произвольность. Контроль и оценка учебных действий помогают ребенку учиться. В этом возрасте мышление становится словесно-логическим и рассуждающим, память становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря этим новообразованиям дети способны понимать научные понятия и использовать их.

9. Кризис 11 —12 лет и подростковое детство. Он связан с половым созреванием. Ребенок начинает быстро расти, появляются вторичные половые признаки. Эмоциональный фон подростка нестабилен. Повышается интерес к своей внешности, при этом тяжело переживаются все существующие и вымышленные изъяны. Возникает новый образ своего физического «Я». Новообразование этого периода — чувство взрослости. Ребенку нужны новые границы со взрослыми. А потребность межличностного общения со сверстниками возрастает. Ведущая деятельность этого периода — интимно-личностное общение.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Среда и зоны Монтессори

Система, разработанная Марией Монтессори, существует более ста лет. Долгое время из-за запрета западной пропаганды она была недоступна для отечественных специалистов. Но относительно недавно (в конце 20-го века) они смогли наконец познакомиться с идеями великого педагога, чья методика изменила всю систему воспитания детей. На сегодняшний день, зная принципы данной методики, можно организовать Монтессори среду дома.

Среда Монтессори: принципы зонирования

Принцип Марии Монтессори заключается в простой фразе: «помоги мне сделать это самому». На этом постулате построена вся методика. Основная задача взрослого заключается в организации подготовленной среды Монтессори, которая будет максимально способствовать развитию дошкольника. Именно правильно организованная развивающая среда Монтессори — ключевое понятие в авторской методике.

Правильно организованная развивающая среда Монтессори

И в ее организации (дома или в детском саду) очень важно придерживаться следующих принципов:

  • помещение Монтессори должно быть просторным (на 1 человека в группе не менее 5-6 квадратных метров класса);
  • предпочтительно, если будет возможность переноса части занятий на свежий воздух;
  • натуральное яркое освещение. В идеале панорамное окно для максимального доступа солнечного света;
  • в помещениях бытового и санитарного назначения (туалет, ванная) выключатели света располагаются на уровне детского роста;
  • в зоне УПЖ (практических навыков) устанавливаются розетки;
  • ковры на полу нежелательны, лучше отдать предпочтение деревянным или керамическим покрытиям;
  • свободный доступ к воде. В условиях квартиры достаточно сделать доступной (для ребенка) ванную комнату, в учебных групповых классах точка доступа должна быть непосредственно в помещении;
  • организация среды по Монтессори предполагает максимальную самостоятельность ребенка, поэтому туалет должен быть оборудован в соответствии с его ростом. Допустимо использование специальных подставок;
  • в помещении должно быть много живых растений. Они помогут развить в детях навык ухода за ними, а также создают комфортную среду;
  • мебель не ставится вплотную друг к другу, но и нельзя оставлять больших свободных пространств. Оптимально островное расположение с группировкой по зонам;
  • все материалы, что находятся в среде Монтессори, ребенок может достать самостоятельно;
  • материалы, включая книги, должны быть только в единственном экземпляре. Это способствует развитию социальных навыков.

Организация среды по Монтессори

Организация квартиры в соответствии с идеями Марии Монтессори — более сложная задача. В данном случае зона УПЖ не имеет конкретной локализации, но при этом все бытовые приборы должны быть доступны для использования ребенком. Принцип организации среды по Монтессори заключается в создании максимально доступных условий для самостоятельной деятельности. Это предполагает:

  • уровень мебели, которой пользуется ребенок (кровать, стул, стол), должен быть подобран с учетом его роста;
  • полочки с книгами и игрушками Монтессори расположены доступно;
  • вешалка для верхней одежды также занижена;
  • сама одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей. Застежки в соответствии с возрастом (он должен раздеваться самостоятельно);
  • свободный доступ к воде и столовым приборам, посуде.

Домашняя Монтессори среда помогает воспитывать самостоятельную и уверенную в себе личность. Но, к сожалению, ее организация в полном объеме не всегда возможна в условиях стандартных отечественных квартир.

Домашняя Монтессори среда

Зона практических навыков

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок находится в периоде активного познания окружающего мира, поэтому практическая зона Монтессори его особенно привлекает. Именно с зоны УПЖ в Монтессори среде начинаются занятия. Это дом малыша, где он не просто учится взаимодействовать с реальными бытовыми предметами, но и осваивает самостоятельную «взрослую» жизнь. Освоение этой части Монтессори среды закладывает фундамент к дальнейшему развитию математических и языковых навыков. Эта зона должна располагаться на входе в класс. Занятия в остальной части Монтессори среды рекомендовано начинать не ранее, чем через две недели после упражнений в УПЖ.

Читайте также:  Как написать динамику развития ребенка

Многие родители склонны недооценивать ее значимость, а, тем не менее, именно зона практической жизни по Монтессори играет важнейшую роль в развитии личности. Ее задачи:

  • адаптация к реальной жизни и социуму,
  • развитие самостоятельности и самоуважения,
  • формирование бытовых навыков самообслуживания,
  • социализация,
  • развитие координации и мелкой моторики,
  • развитие самоконтроля и способности к концентрации на определенной задаче,
  • формирование понятия последовательности и причинно-следственных связей,
  • развитие волевых качеств личности,
  • формирования чувства порядка.

Помимо этого, зона УПЖ в Монтессори среде помогает детям отдохнуть от тяжелой интеллектуальной деятельности, отвлечься и успокоиться.

Важно! Все дидактические материалы должны быть настоящими, из реальной жизни.

Успешное освоение других зон развития по методике Марии Монтессори невозможно без положительного опыта в зоне УПЖ.

Зона практической жизни по Монтессори

Зона сенсорного восприятия

С 2 до 6 лет проходит этап сенсорного развития. Это время, когда мозг получает огромное количество информации об окружающем мире посредством органов чувств. Ребенок не только накапливает сенсорный опыт, но и учит анализировать и систематизировать его. Очень важно обеспечить его в это время достаточным количеством сенсорных раздражителей.

Подбирая материал для сенсорной зоны Монтессори среды, важно учитывать, что предмет должен быть направлен на развитие одного чувства, изолируя другие.

Материалы сенсорной зоны по Марии Монтессори:

Назначение

Пример дидактических материалов

Изучение размеров, соотношения «больше-меньше»

  • блоки,
  • цилиндры разных размеров,
  • одноцветная пирамида,
  • лестница

Различение цветов

  • таблички,
  • кубики,
  • цветные блоки

Развитие тактильного восприятия

  • шероховатые таблички,
  • ткани,
  • мешочки с зерном

Формирование слуха

  • музыкальные (простейшие) инструменты,
  • колокольчики,
  • шумовые цилиндры

Формирование стереогностики (изучение объемных фигур)

  • геометрические тела,
  • основания для них

Развитие обоняния и вкуса

Вкусовые баночки и набор запахов (коробочки с различными приправами)

Формирование барического чувства (ощущение веса)

Весовые цилиндры, гирьки

Восприятие тепловых ощущений

Бутылочки с горячей и холодной водой, лед

В сенсорной зоне развития по Монтессори занятия начинаются с формирования тактильного восприятия. Первые упражнения можно проводить уже в полгода, постепенно усложняя задачи и расширяя набор материалов.

Важно! Знакомство с зоной и материалами должно проходить самостоятельно. Это позволит ребенку чувствовать себя свободно и уверенно.

Сенсорная зона развития Монтессори

Математическая зона

Математическая зона Монтессори среды направлена на формирование понятия количества, пространства, а также способствует развитию логики. Монтессори среда в детском саду предполагает тесную связь сенсорной и математической зоны. Многие дидактические материалы используются в обеих зонах среды. Связано это с тем, что знакомство с простейшими математическими понятиями осуществляется при помощи конкретных предметов. Детский мозг на этом этапе развития еще не в состоянии оперировать абстрактными значениями.

Материалы математической зоны в Монтессори среде:

  • штанги,
  • цепочки,
  • бусины,
  • таблицы сложения, вычитания, умножения и деления,
  • геометрический комод,
  • игра с марками,
  • доски Сегена и многое другое.

Придерживаясь принципа «от простого к сложному», дети в Монтессори среде еще до школы осваивают счет до 1000, сложные арифметические действия, понятие доли и дробей.

Математическая зона Монтессори

Зона языковых навыков

После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию.

Развивающая среда по Монтессори в ДОУ должна содержать следующие материалы для формирования языковых навыков:

  • набор карточек с рисунком и понятием (помогает расширить словарный запас);
  • звуковые и музыкальные игры (развитие фонематического слуха);
  • рамки и вкладыши для обведения фигур и заштриховки (тренировка кисти к будущему письму);
  • набор букв, вырезанных из разноцветной бумаги с разной текстурой (изучение алфавита);
  • подвижный алфавит, кубики (первые навыки написания слов);
  • карточки со словами (обучение чтению).

Занятия в Монтессори среде не предполагают скучных и утомительных уроков и заданий. Изучение родного языка должно проходить в форме игры и только в те моменты, когда ребенок действительно проявляет интерес.

Языковая зона Монтессори

Космическая зона

Космическая зона или зона формирования представления об окружающем мире появилась значительно позже. В классической теории Марии Монтессори все навыки, получаемые здесь, относились к зоне родного языка, математики и сенсорики.

Космическая зона Монтессори формирует целостное восприятие внешнего мира и затрагивает сферы географии, биологии, истории, этики, науки.

Здесь используются:

  • энциклопедии, справочные материалы,
  • карты и глобусы,
  • календари,
  • часы,
  • макеты солнечной системы,
  • карточки с животными и растениями,
  • гербарии и горшки с живыми цветами,
  • материалы для практических научных опытов.

Космическая зона Монтессори

Основной принцип космической зоны заключается в том, что материал не имеет возрастных ограничений. Любая справочная литература, независимо от ее сложности, доступна детям всех возрастов.

Преимущество обучающей среды по Монтессори заключается в том, что зоны не меняются с взрослением ребенка, достаточно постепенно заменять дидактические материалы.

Видео

057

Источник