Зоны развития ребенка по монтессори

Зоны развития ребенка по монтессори thumbnail

Монтессори-мамы часто могут прочитать: «Это материал для зоны упражнений практической жизни» (УПЖ) или «сейчас ваш ребёнок много работает в зоне сенсорики». Что это означает? Как именно происходит деление материалов по зонам и к какой из них относится каждый материал?

В Монтессори-педагогике в группе 3–6 выделяют следующие зоны:

  • УПЖ, то есть упражнений практической жизни;
  • работы с сенсорными материалами;
  • родного языка;
  • математики;
  • формирования представлений об окружающем мире.

Какие же именно материалы включает каждая зона?

Зона упражнений практической жизни

УПЖ

Обычно дети с 2 до 4 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.

Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:

  • в уходе за собой (приготовление еды, уборка, одевание);
  • в заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями и животными);
  • в особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно);
  • в социальных навыках (приветствия, манеры, общение).

зона сенсорного развития

Зона сенсорного развития

Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.

Материалы сенсорной зоны:

  • для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги);
  • для различения цвета (цветные таблички);
  • для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани);
  • для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки);
  • для развития стереогностического чувства (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка);
  • для развития обоняния;
  • для развития вкуса.

зона математики

Зона математики

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно, абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.

Материалы зоны математики:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сегана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).

зона изучения языка

Зона родного языка

Зона родного языка также строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребёнку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.

Зона родного языка включает в себя материалы:

  • на расширение словарного запаса (коробочки и карточки, изображающие предметы);
  • для обучения письму (рамки для штриховки, шероховатые буквы, подвижный алфавит);
  • для обучения чтению (коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки).

зона космического воспитания

Зона космического воспитания

Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

Зона космического воспитания включает:

  • представление о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система);
  • представление о зоологии (классификация животных, среда обитания);
  • о ботанике (классификация, среда обитания растений);
  • представление об истории (линии времени, календари);
  • представление о науке (четыре стихии, эксперименты).

От редакции:

В статье приводится деление на зоны в Монтессори-классе 3–6 по стандарту Ассоциации Монтессори-педагогов России (АМПР). В Монтессори-классе по стандарту AMI (Международной Ассоциации Монтессори) нет зоны формирования представлений об окружающем мире (зоны космического воспитания, зоны космоса), помещение делится на зоны УПЖ, сенсорики, родного языка и математики. «То, что называют космосом, на самом деле просто сенсорные и языковые расширения», — объясняет Монтессори-педагог Юрий Филёв, Монтессори-педагог (AMI 3–6).
В Монтессори-классе 3–6 по стандарту AMS (Американского Монтессори Общества) выделяют зоны сенсорики, УПЖ, родного языка, математики, двигательную, творчества и науки или космоса. «Последние две могут быть интегрированы в предыдущие. Первые 4 зоны — это классика, остальные 3 так или иначе пересекаются по целям и принципу применения. Количество зон зависит от видения и обучения ведущего педагога», — рассказал Ярослав Панасов, Монтессори-педагог (AMS 3–6).

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Сохранить статью на своей странице:

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Зоны развития, или где что лежит.

Монтессори выделяет пять зон развития ребенка:

  1. Зона практической жизни. Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. Кроме того, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов,-все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
  2. Зона сенсорного развития. В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую воду. Можно развивать «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы. Игра на музыкальных инструментах поможет научиться различать их звучание. В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предмета. Здесь ребенок учиться различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
  3. Математическая зона. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике происходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет – и все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе.
  4. Зона языкового развития. В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
  5. Зона естественнонаучного («космического») воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов. В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
Читайте также:  Комплект умница для развития ребенка

Дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работ по дереву, иностранного языка, двигательной активности. Эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему развитию ребенка.

Зоны развития ребенка по монтессори

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Среда и зоны Монтессори

Система, разработанная Марией Монтессори, существует более ста лет. Долгое время из-за запрета западной пропаганды она была недоступна для отечественных специалистов. Но относительно недавно (в конце 20-го века) они смогли наконец познакомиться с идеями великого педагога, чья методика изменила всю систему воспитания детей. На сегодняшний день, зная принципы данной методики, можно организовать Монтессори среду дома.

Среда Монтессори: принципы зонирования

Принцип Марии Монтессори заключается в простой фразе: «помоги мне сделать это самому». На этом постулате построена вся методика. Основная задача взрослого заключается в организации подготовленной среды Монтессори, которая будет максимально способствовать развитию дошкольника. Именно правильно организованная развивающая среда Монтессори — ключевое понятие в авторской методике.

И в ее организации (дома или в детском саду) очень важно придерживаться следующих принципов:

  • помещение Монтессори должно быть просторным (на 1 человека в группе не менее 5-6 квадратных метров класса);
  • предпочтительно, если будет возможность переноса части занятий на свежий воздух;
  • натуральное яркое освещение. В идеале панорамное окно для максимального доступа солнечного света;
  • в помещениях бытового и санитарного назначения (туалет, ванная) выключатели света располагаются на уровне детского роста;
  • в зоне УПЖ (практических навыков) устанавливаются розетки;
  • ковры на полу нежелательны, лучше отдать предпочтение деревянным или керамическим покрытиям;
  • свободный доступ к воде. В условиях квартиры достаточно сделать доступной (для ребенка) ванную комнату, в учебных групповых классах точка доступа должна быть непосредственно в помещении;
  • организация среды по Монтессори предполагает максимальную самостоятельность ребенка, поэтому туалет должен быть оборудован в соответствии с его ростом. Допустимо использование специальных подставок;
  • в помещении должно быть много живых растений. Они помогут развить в детях навык ухода за ними, а также создают комфортную среду;
  • мебель не ставится вплотную друг к другу, но и нельзя оставлять больших свободных пространств. Оптимально островное расположение с группировкой по зонам;
  • все материалы, что находятся в среде Монтессори, ребенок может достать самостоятельно;
  • материалы, включая книги, должны быть только в единственном экземпляре. Это способствует развитию социальных навыков.

Организация квартиры в соответствии с идеями Марии Монтессори — более сложная задача. В данном случае зона УПЖ не имеет конкретной локализации, но при этом все бытовые приборы должны быть доступны для использования ребенком. Принцип организации среды по Монтессори заключается в создании максимально доступных условий для самостоятельной деятельности. Это предполагает:

  • уровень мебели, которой пользуется ребенок (кровать, стул, стол), должен быть подобран с учетом его роста;
  • полочки с книгами и игрушками Монтессори расположены доступно;
  • вешалка для верхней одежды также занижена;
  • сама одежда должна быть удобной, желательно из натуральных тканей. Застежки в соответствии с возрастом (он должен раздеваться самостоятельно);
  • свободный доступ к воде и столовым приборам, посуде.

Домашняя Монтессори среда помогает воспитывать самостоятельную и уверенную в себе личность. Но, к сожалению, ее организация в полном объеме не всегда возможна в условиях стандартных отечественных квартир.

Зона практических навыков

В возрасте от 2 до 4 лет ребенок находится в периоде активного познания окружающего мира, поэтому практическая зона Монтессори его особенно привлекает. Именно с зоны УПЖ в Монтессори среде начинаются занятия. Это дом малыша, где он не просто учится взаимодействовать с реальными бытовыми предметами, но и осваивает самостоятельную «взрослую» жизнь. Освоение этой части Монтессори среды закладывает фундамент к дальнейшему развитию математических и языковых навыков. Эта зона должна располагаться на входе в класс. Занятия в остальной части Монтессори среды рекомендовано начинать не ранее, чем через две недели после упражнений в УПЖ.

Читайте также:  Центр развития ребенка в ростове

Многие родители склонны недооценивать ее значимость, а, тем не менее, именно зона практической жизни по Монтессори играет важнейшую роль в развитии личности. Ее задачи:

  • адаптация к реальной жизни и социуму,
  • развитие самостоятельности и самоуважения,
  • формирование бытовых навыков самообслуживания,
  • социализация,
  • развитие координации и мелкой моторики,
  • развитие самоконтроля и способности к концентрации на определенной задаче,
  • формирование понятия последовательности и причинно-следственных связей,
  • развитие волевых качеств личности,
  • формирования чувства порядка.

Помимо этого, зона УПЖ в Монтессори среде помогает детям отдохнуть от тяжелой интеллектуальной деятельности, отвлечься и успокоиться.

Важно! Все дидактические материалы должны быть настоящими, из реальной жизни.

Успешное освоение других зон развития по методике Марии Монтессори невозможно без положительного опыта в зоне УПЖ.

Зона сенсорного восприятия

С 2 до 6 лет проходит этап сенсорного развития. Это время, когда мозг получает огромное количество информации об окружающем мире посредством органов чувств. Ребенок не только накапливает сенсорный опыт, но и учит анализировать и систематизировать его. Очень важно обеспечить его в это время достаточным количеством сенсорных раздражителей.

Подбирая материал для сенсорной зоны Монтессори среды, важно учитывать, что предмет должен быть направлен на развитие одного чувства, изолируя другие.

Материалы сенсорной зоны по Марии Монтессори:

Назначение

Пример дидактических материалов

Изучение размеров, соотношения «больше-меньше»

  • блоки,
  • цилиндры разных размеров,
  • одноцветная пирамида,
  • лестница

Различение цветов

  • таблички,
  • кубики,
  • цветные блоки

Развитие тактильного восприятия

  • шероховатые таблички,
  • ткани,
  • мешочки с зерном

Формирование слуха

  • музыкальные (простейшие) инструменты,
  • колокольчики,
  • шумовые цилиндры

Формирование стереогностики (изучение объемных фигур)

  • геометрические тела,
  • основания для них

Развитие обоняния и вкуса

Вкусовые баночки и набор запахов (коробочки с различными приправами)

Формирование барического чувства (ощущение веса)

Весовые цилиндры, гирьки

Восприятие тепловых ощущений

Бутылочки с горячей и холодной водой, лед

В сенсорной зоне развития по Монтессори занятия начинаются с формирования тактильного восприятия. Первые упражнения можно проводить уже в полгода, постепенно усложняя задачи и расширяя набор материалов.

Важно! Знакомство с зоной и материалами должно проходить самостоятельно. Это позволит ребенку чувствовать себя свободно и уверенно.

Математическая зона

Математическая зона Монтессори среды направлена на формирование понятия количества, пространства, а также способствует развитию логики. Монтессори среда в детском саду предполагает тесную связь сенсорной и математической зоны. Многие дидактические материалы используются в обеих зонах среды. Связано это с тем, что знакомство с простейшими математическими понятиями осуществляется при помощи конкретных предметов. Детский мозг на этом этапе развития еще не в состоянии оперировать абстрактными значениями.

Материалы математической зоны в Монтессори среде:

  • штанги,
  • цепочки,
  • бусины,
  • таблицы сложения, вычитания, умножения и деления,
  • геометрический комод,
  • игра с марками,
  • доски Сегена и многое другое.

Придерживаясь принципа «от простого к сложному», дети в Монтессори среде еще до школы осваивают счет до 1000, сложные арифметические действия, понятие доли и дробей.

Зона языковых навыков

После 4 лет у ребенка наступает период, когда он проявляет интерес к буквам. Это самое благоприятное время для занятий в зоне языковых навыков. Важно, чтобы материалы в зоне также были разными по фактуре. Различная текстура карточек, коробочек помогает ребенку лучше усвоить информацию.

Развивающая среда по Монтессори в ДОУ должна содержать следующие материалы для формирования языковых навыков:

  • набор карточек с рисунком и понятием (помогает расширить словарный запас);
  • звуковые и музыкальные игры (развитие фонематического слуха);
  • рамки и вкладыши для обведения фигур и заштриховки (тренировка кисти к будущему письму);
  • набор букв, вырезанных из разноцветной бумаги с разной текстурой (изучение алфавита);
  • подвижный алфавит, кубики (первые навыки написания слов);
  • карточки со словами (обучение чтению).

Занятия в Монтессори среде не предполагают скучных и утомительных уроков и заданий. Изучение родного языка должно проходить в форме игры и только в те моменты, когда ребенок действительно проявляет интерес.

Космическая зона

Космическая зона или зона формирования представления об окружающем мире появилась значительно позже. В классической теории Марии Монтессори все навыки, получаемые здесь, относились к зоне родного языка, математики и сенсорики.

Космическая зона Монтессори формирует целостное восприятие внешнего мира и затрагивает сферы географии, биологии, истории, этики, науки.

Здесь используются:

  • энциклопедии, справочные материалы,
  • карты и глобусы,
  • календари,
  • часы,
  • макеты солнечной системы,
  • карточки с животными и растениями,
  • гербарии и горшки с живыми цветами,
  • материалы для практических научных опытов.

Основной принцип космической зоны заключается в том, что материал не имеет возрастных ограничений. Любая справочная литература, независимо от ее сложности, доступна детям всех возрастов.

Преимущество обучающей среды по Монтессори заключается в том, что зоны не меняются с взрослением ребенка, достаточно постепенно заменять дидактические материалы.

Видео

057

Источник

Марина Мишина
Пять зон в Монтессори-группе

Монтессори-группа охватывает ряд зон:

Первая «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметoв. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи – чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире – мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессoри – группе дети живут не понарошку, а всерьез.

Читайте также:  Характеристика возрастных периодов развития ребенка подростковый возраст

Далее идет «Зона сенсорного воспитания».

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и, конечно же, развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори – материалом, который тоже разделен на несколько групп:

-материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками – вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с oснованиями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия – комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

-материалы для развития осязания. Это – шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

-к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса – вкусовые баночки, для развития слуха – шумовые цилиндры.

В Монтессори – группе есть «Математическая зона».

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, oсвоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка – числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры.

К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт – символов, игра с марками.

Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста – это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления – игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

Далее идет «Зона языкового развития».

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Сюда входит материал для расширения словарного запаса – классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха – наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму – металлические рамки – вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами – шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов – большой подвижный алфавит; материал для чтения – серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

Пятая зона «Зона космического воспитания».

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область «космического воспитания». В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Задача Монтессори-педагога наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь ему в необходимый момент. В Монтессори-группе дети необыкновенно адаптированы. Они умеют работать индивидуально и в группе. Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они вырастают способными делать выбор и организовывать свое время.

Монтессори-программы, основанные на деятельности, побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный «образ я» и уверенность в себе. Все это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.

Источник