Зоны развития ребенка и уровень достижения планируемых результатов

Оценка  достижения планируемых результатов

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

Цветкова Галина Ивановна,

учитель МАОУ гимназии № 6 г. Новороссийска

2011г.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки, с другой.

Структура планируемых результатов должна отражать также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельности системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки должны соотноситься в основном с первым блоком планируемых результатов.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников.

Поэтому при разработке инструментария итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник научится».

Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений — с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

Система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов.

Особенности Стандартов второго поколения:

  1. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности (знать, уметь, применять).
  2. Обязательным будет являться формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений. Поэтому кроме программ по каждому предмету, созданы программа формирования универсальных учебных действий (УУД), программа “Чтение: работа с информацией”, программа “Информационная грамотность начальной школе”, программа «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе», которые должны выполнять на своих занятиях все педагоги. Именно поэтому появилось требование составления рабочей программы по каждому предмету.
  3. В стандарте появились новые формы проверочных работ – комплексные проверочные работы на базе источника. Именно такие работы будут использоваться в независимых экспертизах.
  4. В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является органическим продолжением учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Программы внеурочной деятельности также составляются учителем, стандарты дают примерные результаты внеурочной деятельности.
  5. Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся. В стандартах заложены основные виды учебной деятельности.
  6. Приоритетным становится воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания становится ориентиром формирования ценностей.

Все изменения в новом стандарте должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Сравним Стандарты первого и второго поколения

В сегодняшнем обучении учитель выполняет программу. Программа задаёт содержание. Задача учителя – передать содержание. Требования стандарта, скорее всего, остаются «за кадром». От содержания к результату, определяемому программой.

Новые Стандарты объявляют другой подход. Начинаем с планируемых результатов по данной теме (они заявлены в стандартах). Для их достижения используем предложенные формы и способы учебных действий и учебных ситуаций, которые строятся на конкретном содержании. От планируемого результата через деятельность и создание учебной ситуации к отбору содержания. 

В Стандартах первого поколения по каждому учебному предмету заявлены требования к подготовке выпускника. В требованиях определены разделы: «знатьпонимать», «уметь», «использовать …».

Стандарты второго поколения задают планируемые результаты.

Разница не только в терминологии.

1. Планируемые результаты формулируются в двух формах: в обобщённой форме:

  1. формулируются в свёрнутом виде;
  2. соответствуют нормативному уровню представления результатов;
  3. предназначены разработчикам КИМов, руководителям ОУ;

и в технологической форме :

  1. детализируются с учётом особенностей этапов освоения;
  2. включают характеристику деятельности учащихся;
  3. предназначены педагогам, учащимся, родителям.

2. Планируемые результаты по каждому разделу учебного предмета заявлены на двух уровнях:

зоны актуального развития (ученик успешно выполняет):

  1. характеризуют освоение опорного материала (задания базового уровня);
  2. служат основанием для перевода на следующую ступень обучения;

и зона ближайшего развития (ученик получит возможность научиться)

  1. характеризуют освоение материала, расширяющего и углубляющего опорный материал;
  2. результаты должны фиксироваться в накопильной оценке.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

А это значит, что сегодня учитель планирует свою деятельность, выбирает содержание, беря за основу планируемые результаты.

Основные результаты начального общего образования

Планируемые результаты освоения программ начального образования

В структуре планиру емых результатов по каждому предмету выделяются следующие уровни описания: 

1. Цели-ориентиры

Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего не обходимо изучать данный предмет в школе?»

2. Опорные цели 

  1. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы .
  2. Этот уровень при наличии специальной целенаправленной работы учи  теля, в принципе может быть освоен подавляющим большинством детей
  3. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения

3. Расширяющие и углубляющие цели

  1. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, при  водятся в блоках «Выпускник получит возможность научить ся» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом.
  2. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся.

Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не яв ляется препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Пример задания

Русский язык. Раздел: «Фонетика и графика» 

Планируемый результат (блок «Выпускник научится»): характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). 

Учебное задание (базовый уровень)

Спишите предложения. В первом предложении подчеркните гласные, а во втором – согласные буквы. Поставьте ударения в словах второго предложения.

День был тёплый. Дима и Саша гуляли в лесу.

Учебное задание (повышенный уровень)

К каждому слову добавьте одну букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар – шарф. Подчеркните гласные буквы второго ряда. Поставьте во всех словах ударения.

Рубка, стол, лапа, усы, роза, дар.

Планируемый результат (блок «Выпускник получит возможность научиться»): проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно. 

Учебное задание

Запишите буквами предложение:

[й’эсл’и] [б’й’от]

дрянной [драч’ун]

слабого [мал’чишку],

[й’а] такого

[н’э] хочу

даже

[вставит’] в книжку.

        (В.В.Маяковский)

Система оценки: основные особенности

1. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеют:

  1. Освоение опорной системы знаний по русскому языку и математике 
  2. Овладение речевыми метапредметными действиями (навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией)
  3. Овладение коммуникативными метапредметными действиями

2. Основная задача и критерий оценки – не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

3. Система оценки включает в себя внутреннюю (осуществляемую самой школой) и внешнюю (осуществляемая внешними по отношению к школе службами)

4. Для оценки используется персонифицированная информация и анонимная (неперсонифицированная)

5. Персонифицированной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты из блока «Выпускник научится»

6. Оценка достижений реализуется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение

7. Для оценивания используются: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и пр.

8. Комплексная оценка достижения результатов освоения программы начального образования выполняется через

  1. Итоговые работы по математике и русскому языку
  2. Комплексную проверочную работу на межпредметной основе

Особенность. Появляются новые формы итоговых работ – комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе. Работы на предметной основе проверяют уровень достижения предметных результатов. Работы на межпредметной основе проверяют уровень достижения метапредметных результатов.

Вопрос, который интересует учителя — оценка достижения учащимися планируемых результатов.

Итоговые проверочные работы проводятся по двум основным предметным областям (математика и русский язык) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий »).

В отличие от итоговых проверочных работ предыдущего поколения в новых работах по предметным областям предлагаются комплексные задания повышенной сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленной задачи.

Алгоритм составления и структура комплексной проверочной работы:

Комплексная предметная работа  (по изученному разделу)

1. Выбираем все планируемые результаты по данному разделу

2. Для каждого планируемого результата приводим перечень умений, характеризующих достижение данного результата

3. Для каждого умения предлагаем два задания:

  1. Базового уровня (стандартное учебно-практическое или учебно-познавательное задание)
  2. Повышенного уровня (задание, требующее умения работать в новой, незнакомой ситуации)

Источник

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

(стандарты второго поколения)

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента  требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

 К основным результатам начального общего образования стандарт относит

– формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

– воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

– индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов:

– под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

– под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.

– под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Измерительные материалы для итоговой оценки.

Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям

• по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;

– базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.

– повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов, или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

 • по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);

Пример

Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Умение: находить орфограммы в словах.

Задание базового уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Слова: водичка, цветы, поле, золото, крик, лесной, страна, большой.

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуто не менее четырех нужных букв, при этом в словах «поле» и «крик» буквы не подчеркнуты.

Задание повышенного уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо. Стало темно. Началась сильная гроза. Буря гнула и ломала деревья.

Критерий достижения планируемого результата: подчеркнуты не менее шести букв, ошибочных подчеркиваний нет.

Умение: группировать числа по заданному основанию (основаниям).

Задание 15 базового уровня

Из чисел 2227, 36, 1116, 566, 1806, 26, 47 выпиши:

четные двузначные числа:

четные четырехзначные числа:

Ответ: четные двузначные числа: 36, 26; четные четырехзначные числа:

1116, 1806.

Задание 16 повышенного уровня

На доске записаны числа: 45, 24, 50, 34, 15, 54.

Запиши эти числа в соответствующие клетки следующей

таблицы.

Ответ:

Больше 30

Меньше 30

Оканчивается на 4

Оканчивается на 5

При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике).

К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев: аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности.

• по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;

• по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

Выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществляется на основе правила: «достиг – не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием».

Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.

При этом следует иметь в виду, что согласно принятому подходу к итоговой оценке подготовки выпускников невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Содержание выполненных заданий базового и повышенного уровня позволяет установить возможности ученика и перспективы его развития.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

  1. Выпускник  овладел опорной системой знаний необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

Оценка выполнения заданий и работы в целом

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.

  1. В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
  2. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

3. Выполнение каждого задания базового уровня сложности

(№ 1—15)

1 балл (верно) — указан только верный ответ;

0 баллов — указан неверный ответ или ответ отсутствует.

4. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 17—22) оценивается по следующей шкале:

2 балла — приведен полный верный ответ;

1 балл — приведен частично верный ответ;

0 баллов — приведен неверный ответ или ответ отсутствует.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение всех заданий. Максимальный балл за выполнение всей работы — 29 (за задания базового уровня сложности — 15, повышенной сложности — 14 баллов).

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, т. е. выполняет правильно менее 65 % заданий базового уровня, то он имеет недостаточную предметную подготовку для решения задач средствами математики. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении курса математики основной школы.

Если ученик получает от 10 до 20 баллов, этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по математике, необходимой для

продолжения образования в основной школе, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале.

При получении более 20 баллов (21—29 баллов) учащийся демонстрирует усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Рекомендации по оценке выполнения итогового

диктанта

Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с

учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило», объясняемом ниже в первом критерии), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).

При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в приведенном тексте диктанта встречается 24 примера на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова», если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке: стоит, хорошо, весеннюю (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах теплом, дождя, появилась, зелёная, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.
  2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
  3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

Оценка выполнения проверочной работы в целом осуществляется в несколько этапов в зависимости от целей оценивания.

  1. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий базового уровня.
  2. Определяется балл, полученный учеником за выполнение заданий повышенного уровня. Выполнение этих заданий свидетельствует о том, что кроме усвоения необходимых для продолжения обучения в основной школе знаний, умений, навыков и способов работы, обучение повлияло и на общее развитие учащегося.
  3. Определяется общий балл учащегося.

Максимальный балл за выполнение всей работы — 26 баллов (за задания базового уровня сложности — 14, повышенной сложности — 12 баллов).

Если ученик получает за выполнение всей работы 8 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку.

Если ученик получает от 9 до 16 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 16 баллов (16—26 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности

Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

Источник