Зона реального развития ребенка это

Зона реального развития ребенка это thumbnail

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Зона ближайшего развития с точки зрения Л. С. Выготского

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

Как использовать теорию зон развития?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития  Л.С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял:  «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Источник

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

ГИЛЬДИЯ

Одно из
важнейших условий составления хорошей,
грамотной психологической анкеты гласит: «Не
используй слов, которые имеют несколько
значений, если не уверен в том, что все твои
респонденты трактуют его в ситуации опроса
одинаково». Легко сказать, да трудно исполнить. И
не только по отношению к опросу. Не так давно я
поняла, что одно из самых любимых и часто
произносимых педагогами и психологами понятий —
«развитие» — трактуется разными людьми
совершенно различно. Но они в большинстве
случаев об этом не задумываются и с легкостью
соглашаются друг с другом. А напрасно.

СРЕДСТВО
ДЛЯ ПЕДАГОГА

Для педагога развитие — это
регулируемый извне процесс, происходящий за счет
целенаправленного педагогического воздействия
и имеющий конкретный результат в виде некоторых
знаний, умений и навыков. Причем, не стоит
понимать эти ЗУНы упрощенно.

ЗУНы — важное, мировоззренческое
понятие. ЗУНы — это определенный взгляд на все,
что происходит с ребенком, а именно: присвоение
знаний, социализация, развитие, самоопределение
и многие другие процессы. Таким образом, развитие
— это естественное следствие правильно
организованного педагогического воздействия.

Планируя такое воздействие, педагог с
надеждой смотрит на психологию. Она для него —
средство, набор научно обоснованных приемов,
которые могут обеспечить высокую
прогнозируемость и результативность процесса
развития. Педагог ждет от психолога знаний, для
того чтобы «учесть» (ужасное слово!) возрастные
особенности, правила эффективной коммуникации,
закономерности работы психических процессов и
т.п. В пространных сообщениях психолога педагоги
слышат не то, что он говорит, а то, что они хотят и
готовы услышать: информацию о том, как применить
психологию для организации грамотного
воздействия на развитие ребенка.

Сегодня психология интенсивно
технологизируется и в большом количестве
поставляет своим заказчикам — политикам,
журналистам, создателям рекламы, педагогам —
приемы и методы эффективного воздействия.
Педагогам эти методы позволяют успешно решать
главную профессиональную задачу — в большом
объеме и с наименьшими потерями для здоровья
ученика вкладывать в голову последнего
необходимые знания, то есть — развивать.

И
ВЕЧНЫЙ БОЙ…

Есть ли у педагогов основания говорить
о том, что их взгляд на развитие ребенка
обоснован? Конечно, есть. Оглянитесь вокруг себя,
загляните в зеркало: вы увидите результат —
сегодняшнее взрослое население нашей страны. Нас
всех развивали именно таким образом — под четким
контролем и чутким руководством, хотя результаты
трудно сравнивать друг с другом. Одни
сформировались в точном соответствии с
запланированными педагогическими целями, другие
— в противостоянии им, на третьих эти действия
вовсе не оказали влияния. Разнообразие конечных
вариантов связано с тем, что «объект»
воздействия — детская психика — сильно
сопротивляется настойчивому формированию. Она
не хочет, чтобы ее учитывали. Она желает, чтобы с
ней считались и соотносились. Но педагогика не
отчаивается: с помощью психологических
технологий она надеется успешно преодолеть это
сопротивление и развивать каждого школьника в
соответствии с заранее разработанным планом и
намеченным результатом.

НА ОСНОВЕ ВНУТРЕННЕЙ ЛОГИКИ

Когда психолог говорит о развитии, он
подразумевает под этим термином совсем не то, что
педагог. Для него развитие — это самостоятельный
психический процесс, регулируемый изнутри
некоторой собственной логикой и извне условиями
среды (культурными, физическими). На что ставится
основной акцент, зависит от изначального
теоретического подхода.

Для Ж. Пиаже, например, психическое
развитие зависит от внутренних механизмов
созревания. Конечно, среда влияет на темпы
развития, но не принципиально.

Напротив, для Э. Эриксона развитие,
несомненно, имеет свою внутреннюю логику, но на
его результаты существенно влияют внешние
условия.

основополагающие принципы
отечественной психологии были изложены
Л.С. Выготским: психическое развитие имеет
свою внутреннюю логику; оно осуществляется в
некоторой конкретной социальной ситуации,
которая активно на эту логику воздействует; в
каждом возрастном периоде можно выделить зону
актуального развития (те достижения, к которым
«готова» психика ребенка) и зону ближайшего
развития (те психические достижения, к которым
ребенок может прийти в сотрудничестве со
взрослым).

Для школьного периода основной
параметр социальной ситуации развития —
образовательная среда. Отсюда тезис Выготского:
«Обучение ведет за собой развитие». Под этим
широко растиражированным сегодня и порядочно
обессмысленным утверждением Выготский имел в
виду следующее: обучение должно учитывать логику
психического развития, опираться на нее и
способствовать реализации потенциальных
возможностей каждого возраста.

ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Совершенно очевидно, что сегодняшнее
образование на такое развитие не ориентировано.
Оно упорно пытается подходить к процессу
психического развития с «инженерной» позиции:
изначальное состояние — целенаправленное
воздействие с помощью технологии —
прогнозируемое изменение.
Возникают вопросы: что делать в этой ситуации?
Опустить руки? Требовать возврата к гениальным
положениям классика?

Наверное, стоит поступить мудрее —
прислушаться к реальности. А она такова: ни о
каком воздействии на психическое развитие
школьника с заранее заданным результатом
говорить не приходится. Этого нет. Есть целый
веер индивидуальных реакций детей. Результат
определяется, во-первых, параметрами,
заложенными в воздействие; во-вторых,
возрастными особенностями развития психики;
в-третьих, индивидуальными особенностями. Но нет
в школе и «чистого» психического развития, так
как тип учебного заведения, своеобразие
образовательной среды, созданной в нем,
существенно влияют на темп и направление
развития. То есть мы в школе имеем дело с
некоторым комбинированным типом психического
развития, которое возникает в результате
внутренних и внешних воздействий.

Многие проблемы, с которыми имеет дело
школьный психолог, вытекают именно из этого
хитросплетения.
Так, в некоторые моменты педагоги говорят о
кризисе развития, что называется, на пустом
месте, то есть на совершенно спокойном
возрастном этапе — речь идет о переходе из
начального звена в среднее.
Подростковый же кризис «портит» такой
симпатичный с точки зрения педагогики период
обучения.
Есть время, когда педагогическая и возрастная
логика живут «душа в душу», — во 2–3-м классе.
Затем в младшем подростковом возрасте они
приходят в резкое противоречие (ребенок желает
общаться, а ему предлагают индивидуальную
деятельность по усвоению основ разрозненных и
наукообразных дисциплин).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Зачем рассказывать учителям об
«абстрактных» особенностях психики младших
подростков, если реальное самочувствие
пятиклассников зависит не от этих особенностей,
а от того, насколько грамотно взрослые
организуют процесс перехода в среднюю школу? Что
толку в научно обоснованных учебных программах,
если подросток в принципе не намерен их
усваивать: его жизнь разворачивается в иной
плоскости, которую взрослые упорно не принимают
во внимание?

Поэтому важно изучать и понимать те
процессы, которые реально происходят и
определяют перспективы развития конкретного
школьника. К этим процессам относятся
организация образовательной среды учебного
заведения, возрастная логика психического
развития, индивидуальные психические
особенности ребенка. То есть нужно знать ответы
на следующие вопросы.

Что пытаются целенаправленно
формировать педагоги в процессе обучения?
Что находится в зоне актуального и ближайшего
развития данного возраста?
Каковы индивидуальные психологические
возможности школьников?

Опираясь на такое понимание развития в
процессе обучения, мы остаемся в зоне действия
реальности. Переходя на позицию педагогики или
психологии — выходим за ее пределы, а значит, с
реальным человеком, реальным школьником не
взаимодействуем. Видимо, правильно, что нас так
странно «кличут» — педагоги-психологи. Мы
действительно имеем дело с реальностью, которая
не укладывается в каноны академической
психологии и имеет мало общего с
инженерно-педагогическими фантазиями.
Реальность обладает психолого-педагогическими
свойствами. с ними мы и работаем.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Источник