Зона развития ребенка без помощи взрослого

Зона развития ребенка без помощи взрослого thumbnail

Картинка взята с сайта smartprogress.do

Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может “прыгнуть выше головы”. Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

Источник

ПновыйРазвитие: без помощи взрослых не обойтисьонаблюдайте, как одевается трехлетний ребенок. Почти со всеми деталями одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки; сколько раз уже их приходилось переодевать! Лучше уточнить: «Я правильно определил сторону?» Небольшая помощь матери, ее объяснение, — и малыш уверенно продолжает одеваться. А вот шнурки на ботинках… В этом случае подсказка бесполезна; как бы хорошо ни объясняли родители последовательность действий, сколько бы раз ни показывали – трехлетка не сможет завязать шнурки сам.

Этот простой пример отлично иллюстрирует понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». То, что умеет делать ребенок трех лет без всякой помощи взрослого (надеть простую одежду) – находится в его зоне актуального развития. То, что он может сделать при помощи взрослого (определить переднюю и заднюю сторону, левый и правый ботинок) – находится в зоне ближайшего развития. Пройдет немного времени, подсказка повторится несколько раз, и малыш начнет ориентироваться сам. Из зоны ближайшего развития умение перейдет в зону актуального развития.

А шнурки? Видимо, этот навык пока лежит вне зоны ближайшего развития. Поэтому любые попытки родителей научить трехлетку завязывать шнурки потерпят неудачу. Действительно, рука малыша только к 4 годам будет развита достаточно для овладения таким сложным умением. Вот тогда оно войдет в зону ближайшего развития, и обучение может быть успешным.

Область применения

Ребенок познает мир путем наблюдения, подражания, и, наконец, присвоения опыта. Происходит это через взаимодействие с другими людьми, взрослыми и детьми, общение с ними, совместную деятельность. Общение, взаимодействие здесь – ключевые слова. Любой человек эффективнее всего обучается среди других людей, во взаимодействии с ними.

Читайте также:  Роль отца в психическом развитии ребенка калина холмогорова

Подумайте, когда ребенок знакомится с новым понятием, эмоцией, социальной ролью, он ничего не знает о них. Можно сказать, что все новое в жизни ребенка превосходит его текущие знания и возможности. Этот отрезок между знакомым и незнакомым, привычным и неизведанным невозможно преодолеть в одиночку.

Соотношение зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций (к ним относят восприятие, память, мышление и речь). Они также формируются в совместной деятельности с другими людьми. Поначалу они выступают как нечто внешнее по отношению к человеку, но постепенно переходят в разряд внутренних психических процессов, и человек начинает оперировать ими так, как будто эти свойства были даны ему при рождении. Когда психический процесс формируется, он находится в зоне ближайшего развития, а после формирования переходит в зону актуального развития.

Зона актуального развития – то, что ребенок успешно делает сам без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать при помощи, подсказке взрослых, в сотрудничестве с взрослым, в коллективе.

Умения, навыки, знания через какое-то время переходят из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Примеры показывают, что у понятия «зона ближайшего развития» широкая область применения. Его можно отнести к разным сферам жизни ребенка (эмоциональной, социальной, психологической), к формированию разнообразных умений, навыков, накоплению знаний. Однако первоначально оно использовалось только для характеристики умственного развития, для понимания соотношения между обучением и развитием.

Термин «зона ближайшего развития» предложил советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский в начале 30-х годов XX века. В книге «Мышление и речь» он писал:

Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

Иными словами, в норме психическое развитие ребенка всегда немного отстает от того, чему его обучают, психика как бы «подтягивается» за изучаемым материалом.

Этот зазор между зонами актуального и ближайшего развития очень важен – именно он позволяет ребенку развиваться. Без него созревающие, но еще не созревшие психические процессы рискуют остаться в области нереализованного потенциала.

Поэтому понятие «зона ближайшего развития» считается важнейшим в педагогике. Выделяют даже особую форму обучения, основанную на нем – развивающее обучение. Оно дополняет традиционное школьное обучение и нацелено на развитие потенциальных возможностей детей.

Позиции общения

Приемы развивающего обучения дают отличный результат, когда требуется подтянуть слабоуспевающего ребенка. Их используют все грамотные учителя. Они помогут и родителям, особенно родителям школьников младших классов. Ведь многие свойства памяти, мышления, других необходимых для успешной учебы качеств у младшеклассников еще находятся в стадии формирования.

Как же применить понятие «зона ближайшего развития» на практике? Рассмотрим простую, но часто встречающуюся ситуацию.

Мальчик-второклассник выполняет домашнюю работу по математике и не может решить задачу. На самом ли деле это трудная задача или ребенок плохо понял объяснения учителя в классе? А может быть, просто математика дается ему нелегко? В контексте нашего примера это не важно. Мальчику нужна помощь.

Мама (папа) видит затруднения сына, или он сам просит о помощи. Оказать помощь можно по-разному. Кто-то отложит домашние дела, присядет за стол и постарается вместе с ребенком вникнуть в условия задачи, записать их, порассуждать о ходе решения, записать действия, а в конце попросит сына еще раз рассказать, как решается эта задача.

Кто-то попытается выяснить, что именно не понимает ребенок и оказать помощь только в этом конкретном вопросе, с тем, чтобы остальное мальчик делал самостоятельно. Кто-то будет задавать наводящие вопросы: «Запиши условия задачи, а я проверю. Подумай, что получится, если сложить это и это? Как эта сумма поможет найти ответ?» А кто-то, возможно, предложит нарисовать задачку и поиграть с ее участниками, ненавязчиво подталкивая ребенка к нужным действиям с цифрами.

Все это – разные позиции общения (взаимодействия взрослого с ребенком). От того, какую позицию выберет взрослый, зависит успех ребенка в решении задачи. Кроме того, позиция общения характеризует ширину зоны ближайшего развития.

Принято различать пять позиций общения:

  1. Независимая позиция – взрослый оказывает самую малую, точечную помощь, либо начинает действие, а ребенок подхватывает и завершает.
  2. Позиция «на равных» – взрослый действует одновременно с ребенком, но не в команде с ним. Вариант этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, небольшими подсказками, провоцирует активность намеренными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, объясняет непонятное, демонстрирует способы и ход решения задачи.
  5. Позиция «мы» — взрослый и ребенок объединяются команду для решения задачи.
Читайте также:  Развитие предметной деятельности ребенка раннего детства

Одним детям достаточно небольшой подсказки, с другими необходимо делать все вместе, вплоть до мелочей. Чем меньше помощи оказывает взрослый, тем шире зона ближайшего развития ребенка. Если же ребенок не справляется и никакая, даже самая серьезная помощь не обеспечивает выполнения задачи, значит, материал пока находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Читайте также:  Развитие речи ребенка по изодеятельности

Источник

В воспитании нового поколения все чаще встречается проблема, связанная с неспособностью детей успешно освоить счет, чтение до начала школьного обучения. Также часто родители жалуются, что невозможно заставить ребенка выполнять элементарные домашние дела. С чем это связано и как это исправить? давайте разбираться!

В данной статье предпринята попытка проанализировать причины трудностей и нежелания детей развиваться, а также описан подход, который поможет добиться результатов в этом нелегком и, в то же время, полезном занятии – приучении ребенка к новым занятиям.

Как говорилось в статье “Как научиться понимать своего ребенка?”, любые желания и стремления ребенка строятся на потенциальной возможности их реализовать. Если ваш ребенок родился здоровеньким и не болел в течение первого года жизни, он обязательно научится ходить к концу первого года. Есть потенциал – есть стремление. Однако, что касается деятельности, не на всё изначально есть потенциал. Очень много чего ребенок самостоятельно не осилит.

Давайте сделаем краткое отступление в историю психологии. Это поможет нам разобраться с понятиями, знание и применение в жизни которых поможет в приучении детей к новому.

В отечественной психологии, особенно в советское время, большое внимание уделялось научности психологических знаний. Только проверенные экспериментально данные ложились в основу психологической теории. Открытые в отечественной психологической школе закономерности развития психики работают на нас с неизменной эффективностью.

В данной статье раскрывается практический смысл такого понятия как “Зона ближайшего развития”, которое предложил советский ученый психолог Л.С. Выготский. В психике любого человека условно есть два сектора. Зона актуального развития и зона ближайшего развития.

У детей зона актуального развития это багаж знаний, умений, навыков, которыми они пользуются без помощи взрослого, самостоятельно. Это потенциал для стремлений и желаний. Когда ребенок научается читать самостоятельно, вероятно, он захочет прочитать книгу самостоятельно, так сказать, для себя. Я сам! Уйди! Не мешай! Полюбит ли он чтение в будущем или не полюбит, это уже вопрос другой статьи.

Основой для зоны актуального развития служит, так называемая, зона ближайшего развития. В этом секторе находятся те знания, умения и навыки, которые неподъемным грузом лежат в «таинственном сейфе» и ждут своего часа. Без помощи взрослого ребенок не может открыть этот сейф. Он смотрит на него, ходит вокруг, заглядывает в щелочку, но если вы не покажете содержимое сейфа своему ребенку, он быстро потеряет интерес. Потенциал смотреть на сейф есть ввиду наличия глаз, а взять оттуда что-либо для себя малыш сам не может…

Если ребенок просит помощи в каком-то деле, обязательно помогаем ему. Отмахнуться – значит препятствовать развитию. Ключ от сейфа у вас. Однако здесь есть тонкости.

Перед началом приучения к какому-либо новому занятию необходимо определить операции, которые ребеночек может делать сам, а какие нет. Делайте дело вместе, но выполняйте только те операции, которые он пока не может делать сам. Например, бессмысленно приучать детей мыть посуду, заставляя их отмывать пригоревший жир от сковороды. Это дается с трудом даже взрослому психологу со стажем. Постепенно передавайте трудные операции в деле ребенку, после того как он неоднократно на вашем примере увидит, как это делается.

Конечной целью приучения должна быть полная творческая самостоятельность в новом деле.

Таким образом, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Расширенные вместе со взрослым границы актуального развития открывают новые горизонты, формируется новая зона ближайшего развития. И так постоянно происходит процесс развития человека.

С возрастом человек научается сам осознавать свою зону ближайшего развития и ищет помощника в лице учителей, тренеров, коучей, гуру и наставников, а также психологов. Личностный рост – неотъемлемая часть гармонично развивающегося человека.

Если ребенок не хочет делать то, что бы вы хотели, этому есть свои причины.

  • Возможно, это занятие лежит в зоне ближайшего развития или еще дальше, вне её (как, например, невозможно научить обезьянку играть на скрипке).
  • Также причиной невыполнения требуемых действий могут оказаться негативные переживания (затуркали, заставляли, принуждали, уговаривали, иными словами конфликт принуждения).
  • Еще одна причина – неумение услышать истинные потребности ребенка в данный момент. Быть может, он в данный момент занят чем-то действительно для него важным, а вы тут пристали со своей посудой. С потребностями ребенка нужно считаться – он ведь тоже человек, хоть и маленький. Услышьте его, поймите, и он научится слышать и вас, причем очень скоро!

Александр Усольцев, психолог-консультант

Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте

Источник