Зона ближайшего развития ребенка при школьной зрелости

Зона ближайшего развития ребенка при школьной зрелости thumbnail

В воспитании нового поколения все чаще встречается проблема, связанная с неспособностью детей успешно освоить счет, чтение до начала школьного обучения. Также часто родители жалуются, что невозможно заставить ребенка выполнять элементарные домашние дела. С чем это связано и как это исправить? давайте разбираться!

В данной статье предпринята попытка проанализировать причины трудностей и нежелания детей развиваться, а также описан подход, который поможет добиться результатов в этом нелегком и, в то же время, полезном занятии – приучении ребенка к новым занятиям.

Как говорилось в статье “Как научиться понимать своего ребенка?”, любые желания и стремления ребенка строятся на потенциальной возможности их реализовать. Если ваш ребенок родился здоровеньким и не болел в течение первого года жизни, он обязательно научится ходить к концу первого года. Есть потенциал – есть стремление. Однако, что касается деятельности, не на всё изначально есть потенциал. Очень много чего ребенок самостоятельно не осилит.

Давайте сделаем краткое отступление в историю психологии. Это поможет нам разобраться с понятиями, знание и применение в жизни которых поможет в приучении детей к новому.

В отечественной психологии, особенно в советское время, большое внимание уделялось научности психологических знаний. Только проверенные экспериментально данные ложились в основу психологической теории. Открытые в отечественной психологической школе закономерности развития психики работают на нас с неизменной эффективностью.

В данной статье раскрывается практический смысл такого понятия как “Зона ближайшего развития”, которое предложил советский ученый психолог Л.С. Выготский. В психике любого человека условно есть два сектора. Зона актуального развития и зона ближайшего развития.

У детей зона актуального развития это багаж знаний, умений, навыков, которыми они пользуются без помощи взрослого, самостоятельно. Это потенциал для стремлений и желаний. Когда ребенок научается читать самостоятельно, вероятно, он захочет прочитать книгу самостоятельно, так сказать, для себя. Я сам! Уйди! Не мешай! Полюбит ли он чтение в будущем или не полюбит, это уже вопрос другой статьи.

Основой для зоны актуального развития служит, так называемая, зона ближайшего развития. В этом секторе находятся те знания, умения и навыки, которые неподъемным грузом лежат в «таинственном сейфе» и ждут своего часа. Без помощи взрослого ребенок не может открыть этот сейф. Он смотрит на него, ходит вокруг, заглядывает в щелочку, но если вы не покажете содержимое сейфа своему ребенку, он быстро потеряет интерес. Потенциал смотреть на сейф есть ввиду наличия глаз, а взять оттуда что-либо для себя малыш сам не может…

Если ребенок просит помощи в каком-то деле, обязательно помогаем ему. Отмахнуться – значит препятствовать развитию. Ключ от сейфа у вас. Однако здесь есть тонкости.

Перед началом приучения к какому-либо новому занятию необходимо определить операции, которые ребеночек может делать сам, а какие нет. Делайте дело вместе, но выполняйте только те операции, которые он пока не может делать сам. Например, бессмысленно приучать детей мыть посуду, заставляя их отмывать пригоревший жир от сковороды. Это дается с трудом даже взрослому психологу со стажем. Постепенно передавайте трудные операции в деле ребенку, после того как он неоднократно на вашем примере увидит, как это делается.

Конечной целью приучения должна быть полная творческая самостоятельность в новом деле.

Таким образом, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Расширенные вместе со взрослым границы актуального развития открывают новые горизонты, формируется новая зона ближайшего развития. И так постоянно происходит процесс развития человека.

С возрастом человек научается сам осознавать свою зону ближайшего развития и ищет помощника в лице учителей, тренеров, коучей, гуру и наставников, а также психологов. Личностный рост – неотъемлемая часть гармонично развивающегося человека.

Если ребенок не хочет делать то, что бы вы хотели, этому есть свои причины.

  • Возможно, это занятие лежит в зоне ближайшего развития или еще дальше, вне её (как, например, невозможно научить обезьянку играть на скрипке).
  • Также причиной невыполнения требуемых действий могут оказаться негативные переживания (затуркали, заставляли, принуждали, уговаривали, иными словами конфликт принуждения).
  • Еще одна причина – неумение услышать истинные потребности ребенка в данный момент. Быть может, он в данный момент занят чем-то действительно для него важным, а вы тут пристали со своей посудой. С потребностями ребенка нужно считаться – он ведь тоже человек, хоть и маленький. Услышьте его, поймите, и он научится слышать и вас, причем очень скоро!

Александр Усольцев, психолог-консультант

Полный список моих статей по психологическим темам смотрите на моем официальном сайте

Источник

Наболевшая тема — о том, насколько губительным может быть искажённое понимание абсолютно правильной и полезной вещи. Одна из наших подписчиц «Вконтакте» при обсуждении устного счёта подняла такой вопрос:

«…Очень интересно размышление о зоне ближайшего развития как источнике стресса для ребёнка. Где можно подробнее почитать о такой точке зрения? Потому что в официальной педагогике, по крайней мере, дошкольной, господствуют идеи Выготского о необходимости развития через зону ближайшего развития, и все занятия должны предлагаться именно “на опережение”, иначе, мол, ребёнок не развивается. Мне эта идея интуитивно казалась странной — как можно чему-то научиться, если всё делать с помощью взрослого? И ребёнку, конечно же, некомфортно».

Огромное спасибо ей за этот вопрос. Итак, давайте разберёмся в том, что говорил Лев Семёнович Выготский и чего он не говорил, и на каком этапе развитие его правильной идеи дало сбой, вследствие чего педагогическая мысль пошла по совершенно неправильному пути.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в утробе матери фото по неделям

В чём идея Выготского? Все задачи, с которыми ребёнок может столкнуться, можно разделить на три категории, схематично представив их в виде трёх зон. Первая зона (на рисунках она обозначена внутренним кругом) — зона актуального развития. Это круг задач, с которыми дети могут справиться самостоятельно. Пятилетний ребёнок может самостоятельно съесть суп ложкой, но не способен его сварить. Очевидно, первая задача входит в зону актуального развития, а вторая лежит за её пределами. 

зоны выготский

Вторую зону Выготский назвал зоной ближайшего развития. Это задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого. Мудрая мама начинает постепенно привлекать пятилетнюю дочку к домашним делам. Они вместе варят суп. Мама чистит овощи и показывает дочке, как их резать. Даёт неострый ножик, и дочка пробует резать сама. А теперь они вместе кладут нарезанные овощи в кастрюльку, где совершается волшебство! Помешали… Теперь нужно посолить… «Попробуй, Машенька, соли хватает?» Её восторгу нет предела! Она совсем как мама — режет картошку и морковку! И каким вкусным становится этот суп, когда готовишь его сама! Итак, приготовление супа для пятилетней девочки — задача, которая лежит в зоне ближайшего развития.

А вот учитель объясняет детям доказательство теоремы Пифагора. Если он спросит их, чему равен квадрат гипотенузы, маловероятно, что кто-то ему ответит. Но вот учитель делает рисунок на доске и спрашивает учеников: «Как найти площадь большого квадрата?» Ребята предлагают вариант. «А другим способом?» И снова находится кто-то, кто предлагает, как это можно сделать по-другому.

— А теперь что мы можем сделать?
— Мы можем приравнять эти два выражения! 
— Конечно! Давайте сделаем это!

При природосообразном обучении на каждом уроке учитель за руку выводит ребёнка в зону его ближайшего развития. Объём этой зоны для каждого урока очень чётко методически продуман и выверен; её размер таков, чтобы ребёнок с опорой на свой личный опыт смог сразу же сделать новую тему частью своей актуальной зоны, расширив её, и выполнял бы домашнее задание, уже находясь в новой расширенной области актуального развития. На следующем уроке этот процесс повторяется. Таким образом зона актуального развития в классическом обучении динамично расширяется. 

природ педагог

И, наконец, третий тип задач, всё, что лежит за пределами второго круга, — это задачи, недоступные ребёнку даже с помощью взрослого. Пятимесячный малыш даже с родителями не может сварить суп, но сможет постоять на ножках и немного «пошагать» с поддержкой. Пятилетний ребёнок не сможет даже с помощью взрослого доказать теорему Пифагора, а вот сварить суп со взрослым — это уже реально. Ребёнок не может сам выстраивать своё обучение, так как для этого нужно иметь знания и опыт взрослого: системное видение предмета (курса математики, например), понимание детской психологии для точного расчёта каждого методического шага, для благоприятной бесстрессовой актуализации нового знания.

Очевидно, зона актуального развития с возрастом расширяется. Как это происходит? Постепенно задачи из зоны ближайшего развития становятся привычными и понятными, и ребёнок может справляться с ними уже самостоятельно. Пройдёт несколько лет, и дочка скажет маме, вернувшейся с работы: «Мама, я приготовила ужин, угощайся!» А Эндрю Уайлс докажет великую теорему Ферма, над которой математики бились не одно столетие… Да-да, и такие задачи способны попасть в зону актуального развития!

Итак, успешно решаемые задачи из зоны ближайшего развития постепенно «интериоризуются» (то есть переходят во внутренний план — термин Л. С. Выготского) и расширяют зону актуального развития. Вследствие этого расширяется и зона ближайшего развития, открывая новые горизонты возможностей.

До этого момента всё абсолютно верно и абсолютно в русле идей Льва Семёновича. Но вот под «брендом» развивающего обучения в педагогику вкрадывается малозаметная, но фатальная ошибка! Сравните два утверждения:

1. «Чтобы ребёнок развивался, ему необходимо решать задачи в зоне ближайшего развития вместе со взрослым».

2. «Чтобы ребёнок развивался, он должен ПОСТОЯННО находиться в зоне ближайшего развития вместе со взрослым».

Чувствуете разницу? Что это? Случайная ошибка или преступная халатность, нарушающая принцип «не навреди»?

Работа в зоне ближайшего развития необходима для развития ребёнка (простите за тавтологию). Это так. Но опыт зоны ближайшего развития абсолютно не может быть усвоен без привязки к фундаменту, то есть опыту зоны актуального развития. Для его успешного усвоения необходимо постоянно возвращаться в зону актуального развития, чтобы ощутить почву под ногами. «Повторенье — мать ученья!» — гласит мудрая пословица. Образование только в зоне ближайшего развития — это за́мок, построенный на песке!

Читайте также:  Игры на развитие творческих способностей ребенка

Здесь хочется выделить ещё один важный момент. Работа в зоне ближайшего развития по определению невозможна без взрослого. Если обучение подразумевает постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, то взрослый ребёнку нужен ВСЕГДА! Ничего не напоминает?

«Мы вчера делали английский до двух часов ночи!» (жалобы мамы второклассника)

«Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, вы должны вместе делать домашние задания!» (слова первой учительницы, которые не все родители приняли всерьёз…)

«Девочки, помогите!!! Как составлять схему предложений в первом классе? Какие-то треугольники, прямоугольники цветные, ничего не понимаю!» (вопрос на «мамском» форуме)

Что из этого следует? Ребёнок лишается опыта самостоятельной работы, и вся эта раздутая «зона ближайшего развития» совершенно не усваивается! В одно ухо влетело, в другое вылетело. И по окончании начальной школы наш отличник чист как белый лист, не считая напрочь убитого познавательного интереса и испорченных родительских нервов. 

развив обуч

Ужасно? Но это ещё полбеды! Вслед за этим искажением — новое! Ведь непорядок же, что дети без родителей не могут учиться! Мир стремительно меняется, откуда этим родителям, да и учителям тоже, знать, что понадобится детям через 11 лет? Нам нужно образование будущего! Долой ретроградов, навязывающих устаревшее видение мира! Долой устаревшие знания! Универсальные учебные действия — вот что нужно детям! Пусть теперь они учат себя сами! Такие встроенные автоматические программы переработки любых данных, приводящие к единственному правильному результату, а школа должна стать тренингом, формирующим эти механизмы! Головокружительная идея, открывающая новые горизонты! Этакая «метапедагогика» не для средних умов. Но время не ждёт, внедряем! И в помощь нам — новый ФГОС!

Что же мы имеем в результате? Наш бедный ученик теперь помещён в третью, вовсе недоступную ему зону — в зону потенциального развития (ЗПР), где он даже со взрослым чувствовал бы себя беспомощно. И он там брошен СОВЕРШЕННО ОДИН, без поддержки старших. Ему не на кого опереться, он должен выплывать сам, как брошенный в воду котёнок… Излишне говорить о том, что для ребёнка это огромный хронический стресс.

фгос фгос

Итак, ФГОС вытесняет ребёнка в запредельную для него зону потенциального развития — ЗПР, что неизбежно блокирует все процессы, вызывая задержку психического развития — ЗПР, если не как диагноз, то как массовую тенденцию — развитие-то задерживается! Роковое совпадение аббревиатур…

Убитые желание и способность учиться, хроническая тревожность, СДВГ, школьные неврозы, депрессии, суицидальность… То ли ещё будет! Эксперимент продолжается.

А Выготский здесь совершенно ни при чём.

Источник

Данная статья относится к Категории: Встреча первого Наставника

Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».

1. Лев Семёнович Выготский

Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.

Часто цитируют высказывание из работы «История развития высших психических функций» (написанной в 1931 году, опубликованной только в 1960 году): «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».

В книге «Мышление и речь»

Лев Выготский писал:

«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.
Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.

2. Photo by Darkhan Zhagiparov on Unsplash

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин,

Читайте также:  Развитие ребенка от ноля до года

Монтессори и др., сензитивным периодом. Как известно, этим именем знаменитый биолог де Фриз обозначил те установленные им экспериментально периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определённого рода. В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали выше оптимальными сроками обучения. Разница заключается только в двух моментах:

3. Photo by Jonathan Borba on Unsplash

  1. в том, что мы пытались не только эмпирически, но и экспериментально и теоретически определить природу этих периодов и нашли объяснение специфической чувствительности этих периодов к обучению определённого рода в зоне ближайшего развития, что дало нам возможность разработать метод определения этих периодов;
  2. в том, что Монтессори и другие авторы строят своё учение о сензитивных периодах на прямой биологической аналогии между данными о сензитивных периодах в развитии низших животных, найденными де Фризом, и между такими сложными процессами развития, как развитие письменной речи.

Наши же исследования показали, что мы имеем дело в этих периодах с чисто социальной природой процессов развития высших психологических функций, возникающих из культурного развития ребенка, имеющего своим источником сотрудничество и обучение. Но сами факты, найденные Монтессори, сохраняют свою убедительность и всю свою силу. Ей удалось, например, показать, что при раннем обучении письму – в 4,5 – 5 лет у детей наблюдается такое плодотворное, богатое, спонтанное использование письменной речи, которое никогда не наблюдается в последующие возрасты и которое дало ей повод заключить, что именно в этом возрасте сосредоточены оптимальные сроки обучения письму, его сензитивные периоды. Монтессори назвала обильные и как бы взрывом обнаруживающиеся проявления детской письменной речи в этом возрасте эксплозивным письмом.

То же самое относится ко всякому предмету обучения, который всегда имеет свой сензитивный период. Нам остаётся только окончательно разъяснить природу этого сензитивного периода. Совершенно понятно с самого начала, что в сензитивный период определенные условия, в частности, известного рода обучение, только тогда могут оказать своё влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Как только они закончены, те же самые условия могут оказаться уже нейтральными. Если развитие уже сказало своё последнее слово в данной области, сензитивный период по отношению к данным условиям уже закончился. Незавершённость определённых процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношению к определённым условиям. Это вполне совпадает с фактическим положением вещей, как оно установлено в наших исследованиях.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребёнка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения всегда требует от ребёнка больше, чем он может на сегодняшний день дать, т.е. ребёнок в школе ведёт деятельность, которая заставляет его подниматься выше самого себя. Это всегда относится к здоровому школьному обучению. Ребёнка начинают обучать письму тогда, когда у него ещё нет всех тех функций, которые обеспечивают письменную речь. Именно поэтому обучение письменной речи и ведёт за собой и вызывает к жизни развитие этих функций. Это фактическое положение вещей имеет место всегда, когда обучение является плодотворным. Неграмотный ребёнок в группе грамотных детей будет так же отставать в своём развитии и в своей относительной успешности умственной деятельности, как грамотный – в группе неграмотных, хотя для одного продвижение в развитии и успешности затруднено тем, что обучение для него слишком трудно, а для второго – тем, что оно слишком легко. Эти противоположные условия приведут к одинаковому результату: в том и в другом случае обучение совершается вне зоны ближайшего развития, хотя один раз оно расположено ниже, а другой раз – выше её. Обучать ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

Выготский Л.С., Мышление и речь, М., «Лабиринт», 1999 г., с. 233-234.

Источник

В настоящее время понятие «Зона ближайшего развития» применяют не только по отношению к детям, но и по отношению к любому обучаемому (например, взрослому).

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Эффект опережающего развития детей по Б.П. и Е.А. Никитиным

Формирование двух и более моделей поведения

Изображения в статье:

1. Изображение с сайта biblioclub.ru (увеличено, изменён формат),

2. Photo by Darkhan Zhagiparov on Unsplash,

3. Photo by Jonathan Borba on Unsplash

Источник