Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка

Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка thumbnail

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка

Подготовила консультацию

воспитатель

первой квалификационной категории

МОУ Леснополянской НШ

им.К.Д. Ушинского ЯМР

Воронова Елена Николаевна

                                                                  Январь, 2021 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, одна из которых – познавательное развитие         

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, и в чем разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребѐнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ:

  1. Любопытство. Характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребенок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
  1. Любознательность. Представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
  1. Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
  2. Познавательная активность. Основой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

3-4 года.

К этому возрасту, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются основные направления познавательного развития:

– знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

– удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

– формирование положительного отношения к окружающему миру.

Цели познавательного развития определены ФГОС ДО и примерно одинаковы  для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

Во второй младшей группе   особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребенке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т.е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены.

Для воспитанника 3-4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

В средней группе (4-5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас.

Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

  • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
  • поддерживать свободный разговор ребенка с взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 с 3 до 4 лет

  • специальные наборы и математические игры на сравнение форм и размеров, простой счет
  • занятия, направленные на обогащение словарного запаса ребенка (чтение детских книг, беседы)
  • рисование, лепка, создание поделок
  • игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления
  • конструкторы

с 4 до 5 лет  

В этом возрасте эффективное развитие познавательных способностей  у дошкольников будет происходить, если занятия для него будут подбираться с  учетом его личных интересов.

  • игры на выявление соотношения предметов друг с другом (например, найти в мозаике недостающий элемент)
  • игры на сравнение форм предметов (сравнить куб и мяч, найти    сходства и различия)
  • игры на сравнение величин и длин предметов
  • игры с картинками на сравнение (найди одинаковые предметы, найди различия)
  • игры на пространственное мышление (определить кто на картинке позади, кто впереди, кто справа и слева)
  • игры на соединение точек в картинку, поиск выхода из лабиринта
  • игры на формирование умения согласовывать существительное и прилагательное
  • игры на изучение цветов

ПРИМЕРЫ НАСТОЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

Дидактическая игра “Нарядим солнышко”

(Для детей 3 – 4 лет)

Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка

Дидактическая задача: закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение классифицировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Игровые действия: взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е. путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.

Правило игры: подобрать к каждому лучику у солнышка

бантик соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

(Для детей 3 – 4 лет)

Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка

Дидактическая задача: развивать умение сравнивать по форме, цвету и размеру прорези и вкладышей.

Игровая задача: подбери крышку к окошку домика мышки.

Игровые действия: педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки. – Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты. Наступило утро, открывайте окошки. Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела. Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки.

Правило игры: подобрать крышки к окошкам домиков мышек

по форме и по цвету.

Дидактическая игра «Соберем бусы»

 (игра для детей 3-4 года)

Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка

Дидактическая задача: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Игровая задача: разложить бусы по образцу.

Правила игры: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т.д. Разложить бусы по образцу.

Дидактическая игра   «Почини одежду зайчатам» 

 (игра для детей 3-4 года)

Знания воспитателя по закономерностям роста и развития ребенка

Дидактическая задача:   развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов. Закреплять умение классифицировать однородные предметы по цвету и форме.

Игровая задача:  Подобрать заплатки к дыркам на одежде зайчат..

Правила игры:  подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.

Игровые действия: воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки, юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает одежду из картона). Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.

Источник

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

                        Тема: « Психологические особенности

                                       детей дошкольного возраста»

Задачи:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности у педагогов.

2.Раскрытие закономерностей и специфика детского развития.

3.Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребенка, выявление особенностей присущих различным возрастным категориям.

                               План проведения:

1.Информационная часть.

  1. Краткое теоретическое введение в проблему.
  2. Закономерности детского развития.
  3. Новообразования психического развития ребенка-дошкольника.

2.Практическая часть

2.1. Упражнение « Психологический портрет детей дошкольного возраста»

2.2.Обсуждение практических ситуаций.

3. Практический инструментарий.

Рекомендации « Что нужно знать взрослым о развитии и поведении детей дошкольного возраста».

4. Подведение итогов.

1.Информационная часть.

1.1 Краткое теоретическое введение в проблему.

Совершенно очевидным является тот факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучение в ДОУ направлено на овладение и усвоение нормативных, предусмотренных программ

Если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались,

если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста.

Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, Задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи.

Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

2-3года

3-4года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

мышление

Наглядно-действенное

мышление

Наглядно-образное

мышление

Наглядно-образное

мышление

Наглядно-образное, начало формирования образно-схемати-

ного

мышление

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Речь

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Речь

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Речь

Формирование планирующей функции речи

Речь

Развитие внутренней речи

Произвольность

познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Произвольность

познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Произвольность

познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Произвольность

познавательных процессов

Развитие целенаправленного запоминания

Произвольность

познавательных процессов

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс

усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Физиологическая чувствительность

Индивидуально, у большинства

низкая

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не

Воспринима-емые

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не

Воспринимае-мые, нравствен-ные нормы

Объект познания

Причинно-

следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбивание

Способ познания

Эксперименти-рование,конст-руктирование

Способ познания

Рассказы взрослого, экспериментирование

Способ познания

Общение со взрослыми, сверстниками, самостоятельная деятельность, экспериментро-вание

Способ познания

Самостоятель-ная деятельность, познавательное общение со взрослыми сверстниками

Условия успешности

Разнообразие развивающей сферы

Условия успешности

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Условия успешности  

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Форма общения

Ситаутивно-личное

Форма общения

Ситуативно-деловое

Форма общения

Внеситуатив-но – деловое

Форма общения

Внеситуатив-но- деловое + внеситу-ативно-личност-ное

Форма общения

Внеситуа-тивно-личност-ное

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Отношения со сверстникам

Интересен как партнер по сюжетной игре

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтения в общении

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер деятельности

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Отношения со взрослыми

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношения со взрослыми

Источник информации

Отношения со взрослыми

Источник информации, собеседник

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов

со взрослыми

( «Я- сам»)

Наличие конфликтов

со взрослыми как продолжение

( «Я- сам»)

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Наличие конфликтов

кризис, смена социальной роли

Эмоции

сильной модальности, резкие переходы

Эмоции

сильной модальности, резкие переключения

Эмоции

Более ровные. старается контролировать

Эмоции

Преобладание оптимистического настроения

Эмоции

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Предметно-манипулятив-ная, игра «рядом»

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками;

игровое действие

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог,

игровая ситуация

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

От 3 до 4 лет.

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая потребность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция – восприятие.

Особенности возраста:

1.Кризис 3 лет. Формирование «системы Я».

2.Развитие воображения через развития функции замещения одного предмета другим.

3.Приявление смысловой структуры сознания.

4.Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5.Развитие происходит через общение. Со взрослыми общение становится внеситуативно – познавательным.

6.Удерживает внимание 7-8 минут.

7.Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8.При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

9.Может вести себя некоторое время нормально (хорошо).

10.Способен  играть с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.

11.Может помогать взрослым.

12.Может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других.

13.Допускае внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Новообразования:

1.Усвоение первичных нравственных норм.

2.Самооценка.

3.Появление элементов партнерского общения.

Нормальное (плохое) поведение:

  • Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми.
  • Не хочет заботиться о других.
  • Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным.
  • Истерики, слезы, крик.

Цели и задачи для взрослых:

1.Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

2.Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3.Формировать первые «нравственные эмоции»:  хорошо – плохо.

4.Формирование умения действовать по правилам.

5.Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость.

6.Способность формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (3-4 года)

  • Говорите малышу о любви к нему как можно чаще.
  • Целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности.
  • Избегайте ситуации, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле.
  • Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка.
  • Сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

От 4 до 5 лет.

Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

1.Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2.Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

3.Повышенная познавательная активность.

4.Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5.Интерес к другому ребенку, к своему окружению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6.Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7.Появление осознанности собственных действий.

8.Ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время.

9.Способен к сотрудничеству со сверстниками.

10.Может соблюдать правила очередности.

11.Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Новообразования:

1.Контролирующая функция речи.

2.Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3.Проявление элементов произвольности.

4.Проявление внеситутивно – личностной формы общения со взрослыми.

Нормальное (плохое) поведение:

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Цели и задачи для взрослых:

1.Создавать условия для развития творческого воображения.

2.Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3.Создавать условия для проявления познавательной активности.

4.Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5.Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (4-5лет):

  • Проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша.
  • Не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил.
  • Отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общении. В случаях попыток малыша наладить с вами отношения.
  • Позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

От 5 до 6.

Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2.Общение с взрослым внеситуативно – личностное.

3.В общение со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно – деловой.

4.Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5.Половая идентификация.

6.Ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ.

7.Соблюдает распорядок дня.

8.Может ориентироваться во времени по часам.

9.Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Новообразования:

1.Предвосхищение результата деятельности.

2.Активная планирующая функция речи.

3.Внеситуативно – деловая форма общения со сверстником.

Нормальное (плохое) поведение:

  • Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил.
  • Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
  • Ябедничает на сверстников.

Цели и задачи для взрослых:

1.Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3.Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4.Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

5.Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

6.Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка (5-6лет):

  • Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить наверняка.
  • Не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников.
  • Обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать своё отношение к провинившемуся.
  • Внимательно выслушайте претензии ребенка к вам – они могут быть справедливыми.

От 6 до 7 лет.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2.Переход к младшему школьному возрасту.

3.Проявлние кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4.Повышенная чувствительность.

5.Полное доверие взрослому, принятие его точ