Знание как средство развития ребенка
баранова татьяна ивановна
Формы и средства развития представлений об окружающем мире
представлений
об окружающем мире дошкольников
В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой — появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Стимулирующее влияние на развитие как естественных, так и социальных форм психики оказывают различные сложные виды деятельности (игра, продуктивные занятия, бытовой труд, где имеется возможность одновременного включения и активного функционирования многих психических образований. Наблюдается также развитие переходных форм психики с разной степенью социализированности в условиях многообразного и тесного взаимодействия познания и общения, продуктивных видов деятельности.
Таким образом, в этом возрасте начинает складываться многоуровневая организация психического развития. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения со взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности. Для его развития необходима специальная организация деятельности ребенка и его общения со взрослыми [27, 83]
Формы занятий, проводимых с целью формирования представлений об окружающем мире у дошкольников: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
В ДОО с этой целью используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Наглядные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание карт, атласов, картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления об окружающем мире [16, 20].
Словесные методы. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений об окружающем мире, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру [16, 21].
Беседа. Для выявления особенностей детской мысли Пиаже использовал метод клинической беседы (именно он ввел этот метод в психологию). В педагогике беседа – вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности детей в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.
В зависимости от дидактических целей, различают три вида беседы — воспроизводящую, излагающую и обобщающую. Воспроизводящая, или вводная, беседа обычно предшествует изучению нового материала. Она преследует цель восстановить в памяти воспитанников ранее полученные знания и умения, необходимые для понимания нового вопроса программы. Излагающая, или разъяснительная, беседа ставит своей целью объяснение нового материала на основе уже имеющихся у детей знаний. Обобщающая беседа применяется с целью закрепления, углубления и систематизации знаний обучаемых. Обобщающая беседа широко используется в целях формирования общих понятий у детей
Привлекая детей к беседе, воспитатель использует ее как очень важное средство превращения знаний в убеждения.Беседа открывает большие возможности для индивидуального подхода: воспитатель может дифференцировать вопросы, в зависимости от уровня развития детей, и привлекать к активному участию в работе даже наиболее слабых и пассивных ребят. Беседа также позволяет соединить воедино изучение нового материала с выявлением и проверкой уже имеющихся знаний.
Дискуссия. Дискуссия – (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) активный метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счёт включения обучающихся в коллективный поиск истины. Дискуссия как метод психологических исследований разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже. Конкретные формы и приёмы дискуссии обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций
Практические методы. Практические методы – это игра, совместная деятельность воспитателя и детей, элементарные опыты (продуктивная деятельность) и моделирование.
Использование практических методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями окружающей действительности, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Игра. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все её аспекты, является роль. В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью игры является её двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры. Элементы игровой деятельности используются в процессе обучения.
Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные). Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных способностей ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников [27, 123].
Дидактические игры. Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения – О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. такие игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 60-70-х гг. их стали применять не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения с 6-летнего возраста (70-80-е гг.) стимулировало использование дидактических игр в учебном процессе.
Специфическим признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности обучаемых с её учебной направленностью (преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Особое место дидактические игры занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром. Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации и моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций. Для этих игр характерно не только познавательное, но и мировоззренческое и эмоционально-личностное воздействие.
Дидактическая игра (так же как подвижные и музыкальные) относится к играм с готовым содержанием и правилами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знание в новых связях, в новых обстоятельствах.В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.
Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлены на развитие мыслительной способности детей.
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Словесные игры. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Е. О. Смирнова в своих работах обращает внимание на отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения:
1. Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3–4 лет.
В отличие от этого использование игровых приемов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр.
2. Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Ребенок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка.
В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки.
3. Игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, то выигрыш заранее не определен и элемент случайности неизбежен.
В отличие от этого игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы [27, 132].
Но игра — не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особыми способом действий, особыми умениями, и главное — представления о том, что ты хочешь сделать. Другой формой продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются отдельные предпосылки учебной деятельности ребенка. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже сейчас. В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия. По мнению Л. С. Выготского,программа обучения дошкольников должна удовлетворять двум основным требованиям:
1) приближать ребенка к школьному обучению, расширяя его кругозор и подготавливая к предметному обучению;
2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его актуальным интересам и потребностям. В дошкольном возрасте становится возможным (и широко практикуется в нашей стране) целенаправленное обучение детей на занятиях.
Но оно является эффективным лишь в том случае, если отвечает интересам и потребностям самих детей. Одним из наиболее распространенных методов включения учебного материала в интересы детей является использование игры (в частности дидактической) как средства обучения дошкольников [27, с. 132].
Мы перечислили некоторые средства и формы развития познания окружающего мира дошкольников.
Источник
Светлана Русакова
Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста
В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научит думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовываться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое может у себя выработать. Интеллектуальное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладенье речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту новых знаний и умений, возможность их использовать для решения разнообразных задач. Нередко родители дошкольника недоумевают. Почему их ребенок не справляется с простым на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос, о том, чего больше фруктов или яблок, как сделать, чтобы их было поровну и т. д. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети плохо владеют.
Развитие познавательно – интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу. А готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Таким образом, исходя из бесед родителей и учителей, я пришла к выводу, что развитие познавательно-интеллектуального развития способствует культурному и интеллектуальному развитию личности ребенка и является наиболее значимой и актуальной проблемой на сегодняшний день.
В своей работе по развитию познавательно – интеллектуального развития я решила использовать игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Так как с одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, внимание, память, разные виды мышления. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и взрослым и детям.
Технология «Сказочные лабиринты игры» разработана на основе идей интегратийно-гуманитарного подхода в соответствии с целями и задачами комплексной программы «Детство». Именно эту программу реализует ДОУ. Работу по данному направлению я начала с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель работы: Развитие познавательно – интеллектуального развития детей дошкольного возраста на основе развивающих игр В. В. Вокобовича.
Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данному направлению.
2. Разработать и внедрить в практику перспективное планирование по развитию у детей познавательно-интеллектуального развития на основе развивающие игр.
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
4. Привлечь родителей к совместной работе по данному направлению.
Эффективность работы по данной теме зависит, прежде всего, от условий, созданных для реализации задач. Одним из условий является повышение компетентности воспитателя. Второе условие – предметно – развивающая среда.
В групповой комнате мы обогатили математический центр:
приобретены пособия, игры В. В.Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Геометрические формы», «Прозрачная цифра» и т. д. ; оформили картотеку «Веселая математика» (со стихами и загадками); пополнили картотеку «Физкультминутки» с математическим содержанием; изготовили панно «Веселый Цифроград», «Фиолетовый лес»; оформили математический сундучок, где каждый ребенок мог выбрать себе игру по своему уровню развития (на каждой игре стоял определенный значок). Третьим условием является сотрудничество с семьей.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, достичь результатов, Я определила для себя наиболее эффективные формы работы,объединив их в блоки:
1 блок –организованная деятельность: игры-занятия,.
2 блок – совместная игровая познавательная деятельность в утренний и вечерний отрезок времени.Сюда входят: игры, лабиринты, упражнения, развлечения, праздники. Во время совместных игр я не только закрепляю знания, но и воспитываю умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
3 блок – самостоятельная игровая деятельность. Сюда входят конструктивная деятельность, игра, художественно-продуктивная деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Проанализировав результаты диагностики, а также различные педагогические подходы к обучению, составила перспективный план работы на год с учетом принципа постепенного и постоянного усложнения.
При подборе игрового материала придерживались определенной последовательности:
Первое – выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период. Второе – подбор соответствующих заданий в игре. Третье – постепенное использование нескольких игр на одном занятии.
Основная работа организовывалась во время совместной и самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы. Все игры обращены главному герою – ребенку. Ребенок, слушая сказку, становился действующим лицом событий, «проживая» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевая вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь, успеха. Дети с удовольствием играют, не с квадратами, треугольниками, а с нетающими льдинками озера Айс и разноцветными Паутинками Паука – Юка. Самыми любимыми для детей стали игры: «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Шнур – затейник» и др.
Например, в игре «Геоконт», в народе ее называют «дощечки с гвоздиками», на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке малыш Гео, Ворон Метр, называют «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» и получаются контуры геометрических фигур и предметных силуэтов. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности, мыслительные процессы и творческие способности.
А игра «Квадрат Воскобовича» не имеет предела. В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические фигуры, по принципу «оригами», трансформироваться в объемные формы. В сказке «Тайна Ворона Метра» «Квадрат»оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика и т. д.
На основе игр В. Воскобовича 1 раз в месяц организовывались и проводились занятия в виде логики – математических игр.
Игры – занятия с использованием игр Воскобовича разрабатывались следующим образом. Первый вариант – занятия – сказки. Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Сказочный сюжет включает две, три игры. Например, в игровом сюжете по сказке «Красная шапочка»дети помогали герою сказки: строили домик из «Геоконта», собирали грибы (игра «Математические корзинки»). Второй вариант – это комбинированные занятия. Такие занятия похожи на новогоднюю елку, роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а елочные игрушки – развивающие игры. Например, во время игры – занятия по сказке «Колобок» к детям приходила бабушка Маша и рассказывала о приключениях колобка. Дети строили для колобка домик («Волшебный квадрат», из «Эталонов формы» складывали разных героев (волка, зайца, медведя).Процесс конструирования сопровождался вопросами:например: «Какой стороной надо положить квадрат, чтобы домик получился зеленого цвета?», «Какие уголки квадрата надо загнуть?» и т. д. Третий вариант – комплексные занятия, такие занятия строятся из 2, 3 видов занятий. Математическое содержание можно связать с материалом по изучению социального мира, в процессе ознакомления с природой. Информация на занятиях подавалась комплексно, в разных кодовых системах (словесной, предметной, цифровой, иллюстрированной); задачи и упражнения были логически связаны между собой. Например, во время игры – занятия «Путешествие к Фее доброты» дети сравнивали и считали количество звезд в королевстве у царя Считая, складывали из «Квадрата Воскобовича» лодочку для того, чтобы отправиться в путешествие; помогли расколдовать лес (дети вспоминали правила, как вести себя в лесу). Сказки – задания, добрые образы, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Успех в реализации задач по развитию мышления у детей дошкольного возраста во многом зависит от совместной работы с семьей.Формы работы с родителями разнообразны: информации в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, родительские собрания, «открытые дни» для родителей, анкетирование, совместные досуги, развлечения, домашняя игротека, конкурсы, семинары – практикумы.Наиболее значимы и эффективны были формы: семинары-практикумы по использованию занимательного математического материала в играх и занятиях с детьми в домашних условиях,на тему: «Играйте вместе с нами», «Если ребенок путает цвет» и т. д. Мы рекомендовали родителям собирать занимательный материал и постепенно создавать «Домашнюю игротеку». Наряду с этим, дети по желанию брали домой на выходные какую-либо игру из «математической игротеки». В выходные дни у ребенка появлялась возможность поиграть с близкими, объяснить правила игры, отремонтировать при необходимости игровой материал. Во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а так же непринужденное общение с родителями и другими близкими.Также родители с большим желанием посещали открытые мероприятия: игры-занятия на тему: «Тимошка озорник», «Волк и семеро козлят». Были активными участниками конкурса «Веселые цифры».
Используя технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр» мы получили хорошие результаты. В разделе «Первые шаги в математику» на конец учебного года высокий уровень знаний, умений и навыков показывают 25%. Хочется отметить повышение познавательности интересов, развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания) волевых качеств (стремление выполнять задание до конца, высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики руки.
Достигнутые результаты в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми стимулируют дальнейший поиск новых форм, методов, приемов и средств воспитания, обучения, вносят коррективы в планирование будущего процесса.
В дальнейшей работе планируем:
1. Продолжить работу по развитию познавательно-интеллектуального развития с детьми старшего дошкольного возраста на основе игр В. В. Воскобовича.
2. Разработать перспективное планирование.
Источник