Знакомство с историей развития ребенка
Выяснение условий, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Узнать историю развития ребенка (собрать «психологический анамнез») психолог может в доверительной беседе с родителями. Возможно также проведение анкетирования, хотя данные, полученные таким путем, имеют значительно меньшую ценность.
Ниже приводится общая схема составления истории психологического развития ребенка, которая может быть сокращена и уточнена применительно к каждому конкретному случаю. Характер вопросов зависит от жалоб воспитателей и родителей и от тех психологических проблем ребенка, которые были выявлены психологом в ходе предварительного обследования: какие-то вопросы психолог уберет вовсе, тогда как другие станут предметом особо тщательного выяснения.
1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.
2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.
3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался. В каком возрасте был отдан в дошкольное учреждение. Как привыкал к нему, как складывались отношения с детьми и педагогами. Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т.п.) и реакция ребенка на них.
4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д. Как шло развитие речи. Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие, отношение к ним ребенка.
5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными. Особенности ребенка, тревожащие родителей.
Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что сами по себе события в его жизни не могут быть правильно оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение самого обстоятельства.
Следует учитывать, что родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка особенности жизненных ситуаций, а нередко не хотят быть откровенными и осознанно утаивают часть информации. Сообщая психологу определенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Задача психолога — суметь отделить факты от их интерпретации.
Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.
Анализ результатов обследований
Анализируя результаты обследований, в первую очередь психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.
Основная цель обследования — создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.
Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить, равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития. Последнее выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т.п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.
Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых «личностных» заданий.
Специальное значение при анализе результатов обследования приобретает правильное понимание особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми.
Значительную роль здесь играют характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.
Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.
Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) — только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.
Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.
Нестандартизованные диагностические методики:
индивидуальное обследование
Подбирая диагностические методики, психолог учитывает, что при индивидуальном обследовании ему необходимо оценить уровень развития восприятия (формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов), образного мышления и воображения (в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы), развитость элементов логического мышления (способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и простейшие логические отношения), активной речи, механической и логической памяти. Важно изучить уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т.п. Оценивая уровень организации ребенком собственной деятельности (умение работать со схемой, планировать свои действия и т.д.), психолог не должен забывать и об изучении специальных умений (крупной и мелкой моторики, рисования и пр.).
Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка.
Ниже кратко описываются различные нестандартизованные диагностические методики, а также рекомендуемое распределение их по возрастам (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение нестандартизованных диагностических методик по возрастным группам
Коробка форм»
Методика включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При низком уровне выполнения задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.
Источник
Выяснение
условий индивидуального развития имеет
большое значение для понимания
особенностей личности ребенка и выработки
рекомендаций по коррекции отклонений.
Собрать информацию о развитии ребенка
(«психологический анамнез») можно в
доверительной беседе с родителями.
Характер вопросов зависит от запроса
воспитателей и родителей и от тех
психологических проблем ребенка, которые
были выявлены психологом в ходе
предварительного обследования.
Структура
«психологического анамнеза».
1.
Анкетные
данные о ребенке и сведения о семье:
дата рождения и точный возраст ребенка;
полный состав семьи с указанием возраста;
образование и характер работы всех
членов семьи и родственников, принимающих
участие в воспитании ребенка; изменения
состава семьи и реакция ребенка на них;
бытовые условия жизни.
2.
Данные о
здоровье ребенка: особенности протекания
беременности и родов:
наличие факторов риска в состоянии
здоровья матери и ребенка; сведения о
травмах и операциях, хронических или
частых заболеваниях; случаи госпитализации,
реакция ребенка на них; учет у психоневролога
или других специалистов; поставленный
диагноз.
3.
Особенности
воспитания ребенка, начиная с рождения:
где и кем воспитывался; в каком возрасте
был отдан в дошкольное учреждение; как
привыкал к нему, как складывались
отношения с детьми и педагогами; резкие
перемены в обстановке (переезд, разлука
с близкими людьми и т.п.) и реакция ребенка
на них.
4.
Характеристика
развития начиная с рождения:
когда начал сидеть, стоять, ходить и
пр.; как развивалась речь; общий
эмоциональный фон; трудности в поведении;
любимые занятий и игры в разных возрастах;
домашние обязанности; требования со
стороны взрослых; уровень самостоятельности;
степень активности, проявления
инициативы; отношения с членами семьи
и со сверстниками; типичные конфликты,
их частота; способ наказания и поощрения
со стороны взрослых, реакция ребенка
на них; проводятся ли вне детского
сада развивающие занятия и какие,
отношение к ним ребенка. Знакомясь
с историей развития ребенка, надо иметь
в виду, что вопрос о реакции ребенка на
каждое жизненное обстоятельство не
менее важен, чем выяснение самого
обстоятельства.
Следует
учитывать, что родители часто не очень
хорошо понимают смысл задаваемых им
вопросов, не всегда точно помнят
существенные для ребенка особенности
жизненных ситуаций, а нередко не хотят
быть откровенными и осознанно утаивают
часть информации. Сообщая психологу
определенные факты, отец или мать
одновременно дают и собственную оценку
этих фактов, часто совершенно неадекватную.
Задача психолога – суметь отделить факты
от их интерпретации.
Знакомство
с родителями и сбор информации о ребенке
должны помочь психологу сделать выводы,
касающиеся не только самого ребенка,
но также личностных особенностей
родителей и стиля воспитания в семье.
Анализ результатов обследований
Основная
цель обследования – создать психологический
портрет нормально развивающегося
ребенка, который включает в себя
характеристику поведения, особенности
познавательного и личностного
развития ребенка, и на этой основе
организовать целенаправленную
коррекционную работу.
Анализ
познавательного развития ребенка
подразумевает выявление общего
уровня развития восприятия, образного
мышления, памяти, речи и воображения.
Следует определить равномерно или
неравномерно друг относительно друга
развиты перечисленные процессы. Случаи
равномерного развития являются достаточно
простыми, трудности при анализе
представляют варианты неравномерного
познавательного развития, что выражается
не только в различиях уровней
восприятия, мышления, воображения и
т.п., но и в симптоматических различиях
внутри каждого отдельного познавательного
процесса.
Анализ
результатов необходимо проводить
комплексно, интерпретировать отдельные
проявления следует только в связи с
другими: сам по себе отдельный симптом
всегда неоднозначен, его истинное
значение вытекает из сопоставления с
другими симптомами. В еще большей степени
комплексный анализ важен для понимания
личности ребенка, проявляющейся в
особенностях поведения, выполнения
проективных, познавательных и так
называемых «личностных» заданий.
Специальное
значение при анализе результатов
обследования приобретает правильное
понимание особенностей взаимодействия
ребенка с другими людьми. Значительную
роль здесь играет характер воспитания
в семье, уровень требований, предъявляемых
к ребенку, степень конфликтности семьи
и т.п. Не менее важны и качества самого
ребенка, определяющие его поведение за
пределами семьи (с детьми, воспитателями,
другими взрослыми), в частности,
инициативность, конфликтность,
организованность ребенка.
На
основе анализа конкретной ситуации
развития ребенка составляются
рекомендации, которые могут касаться
коррекции познавательного развития,
особенностей его эмоциональной сферы,
детско-родительских отношений,
взаимоотношений ребенка со взрослыми
и детьми.
Рекомендации
становятся действенными только в случае
принятия их родителями (воспитателями).
Чем более связаны советы психолога с
проблемами, сформулированными в запросе,
чем большее участие в их разработке
принимает тот, кто обратился к психологу
за консультацией, тем продуктивнее
окажутся рекомендации.
Этика
психолога в работе с родителями и
воспитателями предполагает
неразглашение полученных сведений,
заключения и рекомендации, даваемые
родителями или воспитателю по их запросу,
никому больше не передаются.
Источник
(общая схема составления истории психологического развития ребенка)
Выяснение условий, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Узнать историю развития ребенка психолог может в доверительной беседе с родителями. Возможно также проведение анкетирования, хотя данные, полученные таким путем, имеют значительно меньшую ценность.
Ниже приводится схема составления истории развития ребенка, которая может быть сокращена и уточнена применительно к каждому конкретному случаю.
1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье.
Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция на них ребенка. Бытовые условия жизни.
2. Данные о здоровье ребенка.
Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.
3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения.
Где и кем воспитывался. В каком возрасте был отдан в дошкольное учреждение. Как привыкал к нему, как складывались отношения с детьми и педагогами. Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.
4. Характеристика развития, начиная с рождения.
Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.п., как шло развитие речи. Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности, степень активности, проявление инициативы. Отношение с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакции ребенка на них. Проводится ли вне детского сада развивающие занятия и какие, отношение к ним ребенка.
5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными. Особенности ребенка, тревожащие родителей.
Знакомясь с историей развития ребенка, надо иметь в виду, что сами по себе события в его жизни не могут быть правильно оценены без учета реакции на них самого ребенка, характера его переживаний и путей приспособления к тем или иным трудностям. Вопрос о реакции ребенка на каждое жизненное обстоятельство не менее важен, чем выяснение самого обстоятельства.
III. Проведение экспериментально-психологического исследования
На основании анализа всей и информации, полученной в ходе исследования, выдвигается гипотеза экспериментального исследования, отвечающая поставленной в начале работы цели. Для экспериментального исследования выбирается одно или несколько направлений из предложенной выше схемы исследования.
В соответствии с целью и гипотезой формулируются задачи экспериментального исследования и подбираются конкретные методики. Студент может использовать экспериментальные методики, основанные в ходе практикума по общей или возрастной психологии, или подобрать методики самостоятельно, опираясь на предложенные литературные источники.
Гипотеза и задачи экспериментального исследования, а также подбор методик согласовываются с преподавателем кафедры психологии и педагогики. После консультации с преподавателем студент может проводить экспериментальное исследование.
Полученные данные обязательно соотносятся с фактами реальной жизни ученика, с имеющейся информацией об истории его развития, особенностях воспитания и т.д. Результаты необходимо сопоставить с возрастными нормами.
Выводы исследования должны строиться на основе всего комплекса полученных данных и отвечать поставленной цели. Выводы исследования являются основой для составления и психолого-педагогических рекомендаций и психокоррекционной программы.
IY. Написание заключения по результатам исследования
По данным проведенного исследования составляется заключение.
Во вступительной части заключения указывается:
-фамилия и имя ученика/ ученицы,
– его/её возраст
-класс ,в котором он/она обучается.
-цель исследования
-гипотеза
-методы и конкретные экспериментальные методики.
Далее раскрываются особенности, закономерности интеллектуального и личностного развития ученика. Каждое положение заключения должно быть доказано наиболее яркими примерами из экспериментальных данных, фактами жизни и развития ученика. При составлении содержательной части заключения необходимо опираться на предложенную выше схему.
Содержательная часть заключения заканчивается кратким резюме, выводом, обобщающим все положения заключения.
Итоговая часть заключения включает психолого-педагогические рекомендации – конкретные, содержательные, четкие указания о том, какие действия необходимо предпринимать учителям и родителям для наиболее благоприятного интеллектуального и личностного развития ребёнка, для снятия проблемы, которая послужила целью исследования.
При необходимости разрабатывается психокоррекционная программа.
Источник