Значимый показатель литературного развития ребенка

Значимый показатель литературного развития ребенка thumbnail

Литературное образование дошкольников

«КРИТЕРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Введение

Литературное развитие – процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий педагога затормозить его.

Литературное  развитие  дошкольника  можно  определить  как  процесс  качественных  изменений  в  восприятии,  интерпретации  художественных  текстов  и  способности  к  отражению  литературного  опыта  в  разных  видах  художественной  деятельности.

Следует  отметить,  что  проблема  целостного  литературного  развития  дошкольников  в  единстве  всех  компонентов  не  была  изучена  и  является  актуальной.  Перспективы  ее  развития  связаны  с  разработкой  специального  методического  обеспечения  данного  процесса.  Необходимо  детальное  изучение  возможности  оптимизации  процесса  литературного  развития  дошкольников,  как  в  условиях  детского  сада,  так  и  в  процессе  совместного  с  родителями  общения  ребенка  с  книгой  дома.

Ранее  в  практике  дошкольных  образовательных  учреждениях  работа  с  художественными  произведениями  рассматривалась  как  раздел  методики  развития  речи,  то  есть  имела  вторичный  характер.  Литературное  произведение  не  изучалось  в  единстве  содержания  и  формы,  а  являлось  лишь  средством  для  решения  задач  нравственного  и  трудового  воспитания  или  ознакомления  детей  с  окружающим  миром,  что  неизбежно  приводило  к  понижению  статуса  литературных  произведений  для  детей  и  их  обесцениванию.  В  результате  ребенок  в  дошкольном  детстве,  сензитивном  к  усвоению  эстетических  переживаний  (А.В.  Запорожец,  Б.М.  Теплов,  Е.А.  Флерина),  не  мог  постичь  образность  художественного  слова,  у  него  формировалось  отношение  к  художественному  тексту  как  к  прямому  отражению  реальности,  он  привыкал  извлекать  из  литературного  произведения  лишь  фактическую  информацию.

Анализ  реальной  ситуации,  сложившейся  в  настоящее  время  в  системе  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  возраста  показал,  что  одной  из  проблем  нашего  времени  является  приобщение  ребенка  к  чтению  книг.  К  сожалению,  в  наш  век  информатизации,  интерес  к  чтению  стал  падать.  По  мнению  исследователей  это  привело  к  снижению  интеллектуального,  нравственного  и  творческого  потенциала  личности.  Уже  в  дошкольном  возрасте  дети  предпочитают  книге  просмотр  телевизора  и  видеофильмов,  компьютерные  игры.  Данный  вид  детской  деятельности  не  способствует  развитию  воображения,  снижает  познавательное  и  речевое  развитие,  что  затрудняет  гармоничное  развитие  ребенка.

Таким  образом,  в  современных  условиях  существенно  переосмысляется  роль  ознакомления  детей  с  художественной  литературой,  поскольку  в  стратегических  документах,  направленных  на  развитие  современного  дошкольного  образования  подчеркнута  необходимость  в  тесном  взаимодействии  с  семьей,  а  также  приоритетным  направлением  является  приобщение  дошкольников  к  словесному  искусству  в  его  эстетической  сущности.  Также  подчеркнуты  специфические  задачи  работы  с  художественным  текстом,  определяемые  функциями  художественной  литературы,  что  несомненно  будет  направлено  на  общее  литературное  развитие  дошкольников.

Таким  образом,  решение  задач  литературного  развития  дошкольников  будет  эффективным  при  условии  осознании  педагогами  важности  вовлечения  ИКТ  в  образовательный  процесс,  оказании  адресной,  дифференцированной  помощи  родителям  в  решении  проблем  литературного  развития  детей,  использовании  разнообразных  форм  ознакомления  с  художественным  произведением,  взаимодействия  с  родителями  с  учетом  рекомендаций  современных  психолого-педагогических  исследований  и  передового  педагогического  опыта[4].

Критерии литературного развития ребенка

 Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» [3, с. 3].

Единого взгляда на критерии литературного развития ребенка еще не выработано. В методике сложились два основных подхода к решению этой проблемы. Если вернуться к определению литературного развития, то очевидно, что судить о нем можно по качеству восприятия ребенком литературных произведений и степени сформированности читательских и эстетически-оценочных умений. Сформированные умения повышают качество восприятия, а их отсутствие неизбежно приводит к неглубокому толкованию произведения. Исходя из понимания процесса литературного развития, предложенного В. Г. Маранцманом, необходимо при оценке его результата, учитывать и литературно-творческие умения воспитанников.

Однако в методике существует несколько позиций по этому вопросу. Особо выделяются две точки зрения:

1) Н.Д. Молдавская, Л.Г. Жабицкая, М.П. Воюшина и другие считают, что основным критерием литературного развития является непосредственное читательское восприятие. Критерием качества восприятия является степень образной конкретизации  (– способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ) и образного обобщения  (предлагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении). Этот подход называют узким.

2) В.Г. Маранцман (и представители его научной школы), Г.И. Кудина и З.Н. Новлянская выдвигают не один, а целый ряд критериев (поэтому их подход называют широким):

– начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;

– качество чтения (уровень восприятия литературного произведения и степень сформированности читательских аналитических умений);

Читайте также:  Как педагогическая запущенность влияет на развитие речи ребенка

– объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;

– литературно-творческие умения [2, с. 12].

М.П. Воюшина в своих работах высказывает мнение о том, что второй подход представляется нецелесообразным именно для начальной школы, поскольку читательские интересы младших школьников только начинают формироваться и четких мотивов чтения у ребенка пока нет; знания и умения тоже находятся на стадии формирования [1, c. 16]. Однако следует заметить, что критерии литературного развития не могут быть разными на разных этапах процесса и зависеть от возраста и умений ребенка: тогда мы не сможем объективно сравнивать качественные изменения в развитии ребенка. Другое дело, что считать нормой для каждого возраста и какой темп прогресса считать оптимальным. Думается, что критерии, выдвинутые В.Г. Маранцманом, обязательно должны учитывать педагоги и выявлять уровень литературного развития своих воспитанников по всем названным параметрам – тогда можно будет увидеть, расширяется ли круг чтения ребенка, какие мотивы выбора книги он выдвигает, осваивает ли необходимые умения и знания, в каком темпе, как прочно и осознанно и тому подобное. Кроме того, в зависимости от жанра произведения результат его восприятия будет разным, и это надо учитывать при выявлении уровня литературного развития ребенка.

Рассмотрение процесса литературного развития под углом зрения взаимодействия его с процессом обучения выдвигает на первый план проблему критериев, или показателей, литературного развития.

Самым “внешним”, доступным прямому наблюдению показателем литературного развития можно считать так называемую начитанность человека, то есть его читательский опыт.

Этот показатель чаще всего фигурирует в социологическом изучении читателя, в наблюдениях библиотекарей, учителей-словесников, классных руководителей. Безусловно, осведомленность в литературе своего времени и своей страны, зарубежной и национальной классике – очень важный и яркий (наглядный) показатель литературного развития, однако он имеет преимущественно количественный характер и очень часто нуждается в дополнительной качественной характеристике и анализе читательского опыта.

Определения «он начитанный», «она очень много читает» еще ничего не говорят о направленности и составе чтения, о читательских интересах, о характере и качестве чтения. Опыт чтения различного состава и качества играет важную роль в формировании способности мыслить словесно-художественными образами, но он не может непосредственно характеризовать степень развитости самой способности, являясь, с одной стороны, средством ее формирования, с другой стороны, результатом.

Часто обращаются к таким показателям литературного развития, как эстетический идеал и художественный вкус. Сформированные художественный вкус и эстетический идеал оказывают своеобразное “регулирующее” влияние на восприятие литературы (как, впрочем, и других искусств), создавая определенную установку восприятия, служа основой для критериев оценки читаемого и так далее.

В отличие от начитанности (читательского опыта) идеал и вкус – это глубинные личностные свойства читателя, очень широкие и сложные психологические образования, формирующиеся у человека под влиянием всего его художественного опыта, в который входит не только чтение, но и восприятие произведений живописи, музыки, театра, кино, скульптуры, архитектуры и собственная художественная деятельность в любых ее формах, а точнее – под воздействием эстетического отношения к явлениям не только искусства, но и природы, и общественной жизни.

Таким образом, и художественный вкус, и эстетический идеал являются, без сомнения, показателями художественного развития человека, они входят в обширную характеристику эстетически и художественно развитой личности, но они не могут служить специфическими критериями и практическими измерителями уровней литературного развития. Поэтому, стремясь найти специфические показатели развития читателя-школьника, необходимо обратиться к особенностям самого процесса чтения, читательского восприятия, к его основным характеристикам. Тем более что и качество начитанности, и художественный вкус, и эстетический идеал формируются, так сказать, “в недрах” художественного восприятия.

Изменения и совершенствование процесса восприятия произведения художественной литературы объективно проявляются в глубине обобщения, в умении видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ. Именно эти качества восприятия могут служить критериями литературного развития школьников. Такие особенности деятельности художественного восприятия, как образная конкретизация и образное обобщение, воспроизводят специфику предмета познания (литературы), непосредственно связаны с художественным образом, с его основными отражательными свойствами. Образ-восприятие структурно связан с образом-произведением, то есть объективно существующим продуктом творчества писателя, что дает право соотносить познавательные свойства художественного образа с его отражением в сознании читателя.

Целостность отражения действительности в художественном образе, широкое обобщение, типизация жизненных явлений в форме единичного, конкретного определяет и особенности мыслительной деятельности читателя. Читатель на основе восприятия художественного текста воссоздает эти образы жизни из запаса своей памяти, из опыта жизненных впечатлений и переживаний при активной деятельности воображения и мышления. Образное обобщение вырастает из конкретных представлений, из их «сцепления» и живого взаимодействия. Чем активнее процесс образной конкретизации, чем ярче, детализированное и адекватнее представления, возникшие на основе словесно-художественного текста, тем глубже и шире образное обобщение. Процессы образной конкретизации и образного обобщения неразрывны и обусловливают друг друга. Восприятие словесно-художественного текста – это процесс, развертывающийся во времени. По мере знакомства с текстом первоначальные обобщения обогащают и обусловливают в известной мере последующую конкретизацию, образуя своеобразную спираль познания, по которой читательская мысль, не отрываясь от конкретных представлений, восходит к широким образным обобщениям, постигает художественное произведение в структурной зависимости его частей и целого.

Читайте также:  Консультация для родителей по музыкальному развитию ребенка

Единый подход к определению критериев литературного развития также, как и общего умственного развития, еще не выработан. Важно, однако, что, пытаясь найти такие критерии, исследователи обращаются к процессу восприятия как наиболее доступному для изучения с помощью объективных методов наблюдения.

Л.Г. Жабицкая в качестве психологических критериев литературного развития читателя выдвигает следующие особенности восприятия и оценки читателем литературного произведения: активность использования художественной детали в воссоздании литературного образа; уровень понимания эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного значения художественной детали – тропа; богатство ассоциаций, связывающих содержание данной художественной детали с другими содержаниями и другими элементами текста; подчинение процесса ассоциирования ведущему идейно-эстетическому значению образа; уровень восприятия «эмоций формы» и «эмоций материала» (по Л.С. Выготскому).

Психические процессы, определяющие качество такой сложной умственной деятельности, как художественное восприятие, по существу, определяют и качества образного обобщения и образной конкретизации как умственных действий. Целью литературного развития, следовательно, должно стать развитие самих психических процессов, но не прямое обучение обобщению и конкретизации, тем более что в практике школы попытки такого обучения приводят к логизации, к разрушению образного характера художественного обобщения, а стремление предельно конкретизировать читательские представления, возникающие на основе текста, лишает восприятие необходимой многомерности, приводит к упрощению и вульгаризации художественного содержания.

Стремление воздействовать в первую очередь на психические процессы, образующие структуру читательского восприятия, а не на «отработку» умственных действий (обобщение и конкретизация) ведет к достижению значительно более устойчивого и широкого результата.

При таком подходе к литературному развитию обеспечивается не только формирование необходимых умственных действий, но и обогащение личности читателя: его мировоззрения, художественного вкуса, интересов, склонностей, духовных потребностей, его способности мыслить словесно-художественными образами.

Включаясь в сферу индивидуального сознания, образная конкретизация и образное обобщение приобретают свое качество, достигают необходимого уровня прежде всего в зависимости от возрастных возможностей учащихся, от типа и индивидуального характера художественного восприятия и, конечно, в каждом конкретном случае от своеобразия читаемого литературного произведения.

Несмотря на сложную опосредованность этих умственных действий, именно они наиболее объективно отражают своеобразие деятельности читательского восприятия и именно поэтому могут быть приняты за критерии литературного развития.

Заключение

Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблеме литературного развития детей, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к книге.

Список используемых источников

  1. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной средней школы. 2-е изд., перераб. Спб.: Папирус, 2003г.

  2. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников: Сб. науч. тр. СПб.: Образование, 1992. — С. 68

  3. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников. – Москва. – «Педагогика». – 1976г. — 224 с.

  4. https://sibac.info/15593

Источник

В дошкольном детстве художественная литература является важ­нейшим
средством развития ребенка. К старшему дошкольному воз­расту наблюдается
углубление и дифференциация читательских инте­ресов детей, появляются
предпочтения в выборе видов и жанров ли­тературы, расширяются возможности
дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных
видах твор­ческой деятельности.

Литературное развитие дошкольника можно определить как про­цесс
качественных изменений в восприятии, интерпретации художе­ственных текстов и
способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной
деятельности.

Первым компонентом литературного развития является читатель­ский
интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осо­знанности и
избирательности.

Центральным компонентом литературного развития выступают
восприятие и интерпретация художественного произведения. Воспри­ятие
литературного текста представляет собой сложный психический процесс,
характеризующийся активностью интеллектуально-познава­тельной, образной и
эмоциональной сфер личности. Дошкольный воз­раст — период активного становления
художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к
художественному произведе­нию идет от непосредственного наивного соучастия в
изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В стар­шем
дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художествен­ные произведения не
только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают
проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст.

Читайте также:  Центр развития ребенка проспект победы

Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства
литературного опыта ребенка, включающего объем знакомых ему ли­тературных
текстов.

Деятельная природа ребенка предполагает активное использование
накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной,
игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Дошкольник
как бы воплощает в реальные образы возникающие в его воображении события,
связанные с сюжетом ли­тературных произведений. Способность к отражению
литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является еще
одним компонентом литературного развития дошкольника.

Изучение актуальной зоны литературного развития ребенка в един­стве
всех составляющих компонентов позволит педагогу организовать интересный, личностно-ориентированный,
развивающий процесс ли­тературного образования детей в детском саду.

Предмет диагностики: литературное развитие детей старшего до­школьного
возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности литературного опыта детей.

2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов
разных жанров.

4. Выявить возможности использования детьми литературного
опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Методика диагностики. Для проведения педагогической диагности­ки
литературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры
«Литературная страна». Игра предполагает
сюжет-путешествие с «посещением» ребенком «Книжки-ного дома», «Дворца сказок»,
«Дома художника», «Бульвара историй», «Площади поэтов, писателей, сказочников»,
«Литературной гостиной», «Поэтической рощи». Путешествуя по Литературной стране
(при помо­щи кубика и фишек) и останавливаясь на каждой из остановок, ребенок
выполняет диагностические задания, отвечает на вопросы беседы, про­ходит
сказочные «испытания». Воспитатель фиксирует успешность вы­полнения заданий и
оценивает их результаты по разработанным крите­риям и представленным уровневым
характеристикам.

Остановка 1. «Книжкин дом»

Задачи:

1. Изучить особенности литературного опыта детей.

2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.

3. Определить уровень элементарных литературных знаний о видах
и жанрах художественных текстов.

Метод — диагностическое задание.

«Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты
догадался, что в нем находятся книги? Это — Книжкин дом — главный дом
Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок,
но недавно был ремонт, и теперь все книги пере­путались, и пока ты не наведешь
здесь порядок — дальше путешество­вать невозможно!

В Книжкином доме — несколько комнат, в каждой живут одинако­вые
книги, ты можешь их расположить по своему желанию!

— Начнем?

— Любишь ли ты книги?

— Какие книги ты любишь больше всего?

— Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие
литературные произведения ты знаешь?

— Как называются выдуманные фантастические истории и те, ко­торые
могут происходить в жизни?

— Что тебе нравиться больше: сказки или рассказы? Почему?
Какие сказки ты помнишь? И какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и
расположи на первом этаже в первой комнате.

— Что будет в следующей комнате? То, что тебе больше нравится:
проза или поэзия? Чем они отличаются? Какие стихи ты знаешь?

— О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комна­тах
книги по разным темам. Приведи примеры.

— Какие книжки ты расположишь ближе, а какие дальше: весе­лые,
поучительные, познавательные (объяснить ребенку при необхо­димости), с
картинками или „толстые” повести?

— Ты здесь поселишь только детские книги? А какие
„взрослые” книги ты знаешь?

Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя
ждут новые интересные задания».

Результат

Низкий уровень: проявляется в бедности литературного опыта ре­бенка,
отсутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом называет
знакомые книги, иногда ограничиваясь формули­ровкой «про то, как…», «где этот
герой был». Не знает жанров лите­ратуры. Различает сказку, рассказ и стихи на
интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному
виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса уча­ствует в
задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «оста­новке» на карте.

Средний уровень: для ребенка характерно общеположительное, не­достаточно
осознанное отношение к литературе. Читательские инте­ресы более разнообразны,
но неглубоки и слабо мотивированы. Ребе­нок называет по 1—2 примера
литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда
адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересоваться темой,
задает взрослому во­просы, стремится к совместному обсуждению.

Высокий уровень: литературный опыт ребенка достаточно богат и
разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный.
Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики.
Стремится объяснить свой выбор. Пока­зывает знания некоторых жанровых
особенностей литературных текс­тов, особенно любимых. Охотно и эмоционально
участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрослого по теме.

Источник