Значение звука для развития ребенка

                      Значение слуха для полноценного развития ребенка

   Нет необходимости объяснять, как важен нормальный слух для полноценного развития ребенка. Слух необходим для освоения речи. Человеку вообще необходимо «слышать» жизнь: острое снижение слуха при двусторонних серных пробках или преднамеренное исключение звуков, созданное, например, в специальной сурдокамере, оказывает очень тягостное влияние на людей. Нормальный слух делает нашу жизнь богатой, разнообразной и полноценной. Снижение же слуха еще и исключает выбор многих профессий.

    Возможности нашего слуха воспринимать и различать звуки удивляют специалистов и конструкторов акустической аппаратуры. С физической точки зрения звук – это упругие колебания, распространяющиеся в газе, жидкости и твердом теле. Напомним: звук характеризуется громкостью (интенсивностью), которая определяется звуковым давлением и измеряется в децибелах (сокращенно дБ), и высотой, зависящей от частоты колебаний и изменяющейся в герцах (сокращенно Гц, 1 Гц – 1 колебание в 1 секунду). Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 20 тысяч Гц ( это составляет свыше 10 октав; вспомним всем знакомое фортепьяно – у него семь с половиной октав), а по интенсивности до 140 дБ.

    Самый слабый звук, который мы способны слышать, называется порогом слышимости и имеет звуковое давление в 5 миллиардов раз меньше атмосферного. Это очень высокая слуховая чувствительность. С другой стороны, самые громкие звуки интенсивнее порога слышимости в 100 триллионов раз.

   Человеческий голос – главное, на что ориентировано ухо, – имеет частоты в диапазоне 500 – 3000 Гц, и, следовательно, наш слух обеспечивает восприятие речи  с большим запасом.

    Звуковоспринимающая часть внутреннего уха (расположенная в глубине височной кости, в так называемой улитке) была открыта в 1851 году итальянским ученым А.Корти, потому и называют ее кортиевым органом. По пути в кортиев орган звук усиливается на несколько дБ в наружном ухе, затем передается через барабанную перепонку и косточки среднего уха с усилием в 20 раз.

    В 1863 году известный ученый Г.Гельмгольц опубликовал работу «Учение о тональных ощущениях, как физиологическая теория музыки», которая и сегодня сохранила свое научное значение. По резонансной теории слуха, разработанной Гельмгольцем, на звук определенной высоты откликается определенный участок кортиева органа.

    Более пристальное медицинское исследование неслышащих и плохо слышащих (тугоухих) детей позволило установить, что большинство (около 90% приобрели этот тяжелый дефект прижизненно и только 3 % детей унаследовали глухоту от родителей. Эти исследования убедительно показывают необходимость беречь детский слух.

    Охрана слуха должна начинаться еще до рождения ребенка. Есть такие заболевания, которые поражая беременную женщину, грозят ребенку врожденной глухотой. Среди этих заболеваний «невинная» краснуха занимает ведущее место. Кроме того, некоторые лекарства при приеме в больших дозах и длительное время отрицательно влияют на слуховой нерв плода и способствуют развитию тугоухости. Отметим еще, что необоснованное использование лекарств может привести к снижению слуха и позже, в «самостоятельной» жизни ребенка.

    Среди причин снижения слуха маленьких детей на первом месте стоят инфекционные заболевания и воспаления среднего уха. В прежние времена сифилис, туберкулез, малярия и тифы часто приводили к глухоте. В настоящее время эти заболевания почти не встречаются в нашей стране, однако их место стали занимать скарлатина, эпидемический гепатит («желтуха»), эпидемический паротит («свинка») и грипп. Особенно следует обратить внимание на две последние болезни: «свинка» и грипп достаточно часто поражают детей. Тщательное соблюдение предписаний врача уменьшит возможность осложнений.

    Не менее важно для охраны детского слуха и предупреждение острых респираторных заболеваний. Особенности детского уха таковы, что воспалительные процессы в носу  и аденоидах очень легко распространяются на ухо, что может повлечь снижение слуха. В последнее время с хроническим воспалением среднего уха врачи встречаются все чаще, поэтому родителям следует проявлять упорство и настойчивость при лечении при лечении этих заболеваний.

    Причиной глухоты могут быть травмы головы и уха. Маленьким детям в ухо нередко попадают инородные тела (пуговицы, вишневые косточки, горошины и т.п.). Дети постарше, ковыряясь в ухе неподходящими предметами (спичками, шпильками и т.п.), могут поранить барабанную перепонку или внести инфекцию.

    Важной причиной снижения слуха человека (и детей в том числе) становится действие шума. Более 300 лет назад известные врачи Парацельс и Рамадзини доказали, что шум может вызвать глухоту. С тех пор эти исследования были многократно повторены и расширены.

    Вообще говоря, между шумом и звуками нет четкой границы. Можно сказать, что шум – это звуки, раздражающие человека, мешающие ему работать и отдыхать. Иногда и музыкальные звуки и человеческая речь выступают в этой роли. Бывают редкие случаи чрезвычайно интенсивного шума –  пушечные выстрелы, взрывы, что может привести к разрыву  барабанной перепонки и другим нарушениям.    При длительном воздействии шума интенсивностью свыше 90 дБ  отмечается постепенное снижение слуха с отмиранием чувствительных клеток кортиева органа. Конечно же шум отрицательно действует не только на слух но ина работу других органов и систем человека (плохо влияет на центральную нервную систему, мешая нормальному сну и отдыху, способствуя развитию неврозов; на сердечно-сосудистую систему, вызывая нарушения кровяного давления и другие расстройства).

Читайте также:  Все о развитии ребенка от рождения

    Еще в конце прошлого века известный немецкий врач Роберт Кох предупреждал: «Человек должен будет бороться с шумом, как некогда он боролся с холерой и чумой».

    В последнее время шум в крупных городах неуклонно возрастает, что привлекает все большее внимание различных специалистов, которые с тревогой говорят о шумовом загрязнении окружающей среды.

Уличный шум, проникая в жилище и соединяясь с бытовым шумом от домашних приборов, сантехники, отрицательно действует на всех и особенно на детей.

    Борьба с шумом в городах – это общее дело, которое требует участия не только специалистов (архитекторов, строителей, конструкторов, врачей), но и всего населения. В нашей стране за последнее время многое делается для борьбы с шумом. Разработан ряд государственных стандартов на допустимый уровень шума для различного оборудования, введены специальные правила для проектирования зданий с учетом звукоизоляции. Однако, повторим, борьба с шумом требует участия всего населения. Шум одного мотоцикла без глушителя, промчавшегося ночью по безлюдным улицам, может разбудить несколько сотен человек. Входная дверь, хлопающая в подъезде, или испорченный водопроводный кран могут в несколько раз увеличить уровень шума в квартирах. Всем надо больше заботиться о звуковой культуре, думать о возможных последствиях своих поступков. Уходя на работу, в школу, нельзя оставлять включенными радиоприемники, телевизоры. Нельзя приниматься за шумные работы в позднее время в своих квартирах.

     И взрослые должны заботиться о покое своих детей: не заставлять их спать в шумной обстановке (включенный телевизор, громкие разговоры).Очень поучителен в этом плане рассказ Н. Носова «Федькина задача». В этом рассказе живо описано, как школьник безуспешно пытался решить нетрудную задачу во время телеконцерта. Дело не только в том, что

его внимание  рассеивается и он не может сосредоточиться на решении задачи; шум одновременно утомляет его слух.

    Общими усилиями мы можем снизить шум в наших квартирах, на улицах, в школах и тем самым сохранить слух наших детей.

Источник

Звуковая культура речи и ее значение для развития личности ребенка.

    Воспитание звуковой культуры – одна из задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

   Из учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

     Звуковая сторона речи представляет единое целое и весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

   Изучение звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием  стороны речи.

    Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

    Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

      Воспитание звуковой культуры предполагает:

1.      формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2.      воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

3.      формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4.      выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5.      воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

Читайте также:  Что делать для развития ребенка с рождения

1.      развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2.      развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

    Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

     Для дошкольников особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Исследователи отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

   Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук.      Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Источник

Светлана Курик
Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей

Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и. орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:Развивать артикуляционный аппарат. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Составные компоненты звуковой культуры: РЕЧЕВОЙ СЛУХ. РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.

Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

Читайте также:  Схема психическое развитие ребенка раннего возраста

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Дыхание речевое – короткий глубокий вдох через рот.

Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь,направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.

Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет к стати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов. Речевой слух — понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал, выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка).

Формирование правильного произношения звуков. у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.

Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы.

Работа над орфоэпической правильностью речи. В детском саду необходимо создать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Воспитатель должен предоставить детям образцы устной речи. В старших группах эта задача является составной частью обучения родному языку.

Формирование темпа речи и качеств голоса. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями,беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. Воспитатель должен приучать детей в групповой комнате говорить негромко (средняя сила голоса, В то же время он воспитывает у детей умение усиливать голос при ответах на занятии перед группой детей, на утреннике перед слушателями-гостями, учит подавать команду или речевой сигнал в игре или во время гимнастики. Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится.

Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо, чтобы ребенок умел разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно, вежливо и без напоминания здороваться и прощаться, знать, что, здороваясь со старшими, не следует первым подавать руку. Больше внимания нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на занятия, он должен повернуться к детям лицом, не загораживать собой пособий, о которых идет речь; выступая со стихотворением или рассказом, не делать лишних движений (не раскачиваться, не переминаться с ноги на ногу, ни на что не облокачиваться и т. д.). Все эти навыки должны быть прочными.

Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. В каждой возрастной группе в том или ином объеме решаются все названные задачи.

Источник