Значение зрительного и слухового восприятия в развитии ребенка

Маргарита Кунцевич
Консультация для воспитателей «Значение зрительного и слухового восприятия для подготовки ребенка к школе»

Консультация знакомит педагогов ДОУ с особенностями детского восприятия и его ролью в готовности ребенка к школьному обучению. С методическими основами работы по развитию зрительного и слухового восприятия, проведению диагностики уровня развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

ПЛАН-КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема консультации: Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Задачи:

1. Ознакомить педагогов ДОУ с теоретическими основами развития восприятия в дошкольном возрасте и его ролью при подготовке ребенка к школьному обучению;

2. Ознакомить воспитателей ДОУ с методическими основами работы по развитию зрительного и слухового восприятия детей дошкольного возраста;

3. Подготовить воспитателей к проведению диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Целевая группа: воспитатели старших и подготовительных групп детского сада.

Особенности детского восприятия и его роль в готовности ребенка к школьному обучению

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста — ощущения, для раннего возраста — речь, для дошкольного — восприятие, для младшего школьника — мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для его возраста деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений при переходе на следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь. Ребенок активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются “вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия”. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Приоритет займет мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Если по каким-либо причинам восприятие у ребенка не развито, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности. При серьезном отставании развития восприятия может наблюдаться задержка психического развития.

Рассмотрим сам процесс восприятия и особенности его развития.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире.

Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей раннего (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1-4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции.

Очевидно, что развитие восприятия не происходит, само собой. Здесь велика роль специально организованной деятельности учащихся по восприятию тех или иных объектов, обучению выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Методические основы работы по развитию зрительного и слухового восприятия детей дошкольного возраста

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Воспитатели и учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта — зрительного или слухового. Нужно учить детей рассматривать объект, вслушиваться в слова, нужно учить детей руководить своим восприятием.

При подборе упражнений для развития зрительного и слухового восприятия следует учитывать следующие аспекты:

1. Зрительное и слуховое восприятия состоят из большого числа функций, поэтому упражнения должны представлять собой комплексные системы для развития различных сторон зрительного и слухового восприятия.

2. Развивающие задания и упражнения должны учитывать возможности ребенка старшего дошкольного возраста и особенности его психики.

3. Упражнения должны давать педагогу возможность усложнения заданий в зависимости от этапа работы.

Так, например, некоторые материалы для упражнений на развитие восприятия формы, размера, цвета, можно почерпнуть из работ Т. В. Башаевой (Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998, Ахутиной Т. В. и Пылаевой Н. М. (Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог, 2001, № 15).

Метод графического диктанта, предложенный Элькониным Д. Б., применяется как для развития и коррекции, так и для проверки слухового, зрительного восприятия, пространственной ориентации и звуко-моторной координации. Этот метод можно использовать на всех этапах исследования, постепенно усложняя задания.

За основу упражнений по развитию слухового восприятия можно взять методики по развитию слухового восприятия слабослышащих детей и детей с проблемами речи. Например, упражнения по развитию восприятия ритма, темпа и мелодики слов были предложены Колесниковой Е. В. для логопедической работы с детьми (Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002). Применение фонограмм с записями шумов леса, города, птиц и животных впервые было предложено Марией Монтессори для развития у детей слухового восприятия (Шюллнр-де-Ланче Л. Школа Монтессори. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб, 1997). Такие игры-упражнения на развитие восприятия как “Сказка про Ухо” широко применяются в работе с детьми с особыми потребностями. Вариациями этой игры могут быть “Сказка про Глазки” (упражнение на развитие зрительного восприятия, “Сказка про Пальчики” (упражнение на развитие осязания, “Сказка про Нос” (упражнение на развитие обоняния).

Подготовка к проведению диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста

В методике проведения контрольных упражнений и тестов для детей дошкольного возраста следует руководствоваться следующими общими положениями:

– Тестирование дошкольников лучше проводить в индивидуальной форме. Некоторые тесты, например, графические, можно проводить в групповой форме.

– Количество детей в группе при тестировании зависит от возраста испытуемых. Для тестирования детей 5-6 лет рекомендуются группы по 8-10 детей. Дети должны сидеть по одному, так дети не смогут копировать задание у соседа.

– Исследователю следует заранее выяснить, кто из детей пришел после болезни или испытывает острый стресс при адаптации к новым условиям, так как в этих случаях результаты тестирования считаются недействительными.

– Прежде, чем применять тест, исследователю необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

– Условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых (например, время дня, объем нагрузок и т. п.).

– Обследование должно проводится в непринужденной обстановке, когда у ребёнка хорошее, бодрое настроение. Не нужно подчеркивать, что проводится оценка способностей ребенка — это может создать излишнюю психическую напряженность.

– Необязательно проводить обследование полностью за один раз — оно может быть растянуто на длительное время, т. к. дети быстро устают и начинают отвлекаться.

– Желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

– Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

– Словесные инструкции должны соответствовать возрасту испытуемых. Повторение инструкции возможно, если кто-то из детей не понял ее.

– Объяснение при групповом тестировании может сопровождаться демонстрациями на доске, которые не должны подсказывать ребенку, как выполнять конкретное задание, а лишь давать пример выполнения аналогичного.

– Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

– В процессе тестирования нужно чаще одобрять работу детей.

Источник

СРС3

(1) Раскройте роль слухового и зрительного восприятия в развитии речи :

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями.

Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

(2) Раскройте социально психологические условия нормального развития речи детей:

На развитие психофизиологического механизма речи в  онтогенезе существенное влияние оказывают социально-психологические условия, в которых растет ребенок. Доказано, что речь появляется и первоначально  развивается исключительно в процессе общения. Однако не любое общение способствует развитию речи. Процесс общения стимулирует развитие языковых способностей лишь тогда, когда он адекватен потребностям и возможностям ребенка, при этом должны создаваться условия естественной востребованности речи. В связи с этим необходимо определить оптимальные характеристики процесса общения: его мотивы, содержание, средства, при которых внешние условия способствуют формированию вербальных средств коммуникации.

Развитие общения в нормальном онтогенезе исследовалось в лаборатории психолога М.И. Лисиной. Было установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит постепенное овладение разными формами общения, которые последовательно, по мере развития ребенка, занимают доминирующие позиции. Для успешного формирования речи необходимо, чтобы форма общения соответствовала возрасту ребенка.

Первоначально у ребенка формируется ситуативно-личностное общение со взрослым, доминирующее – в возрасте от 0 до 0,5 лет. В этом возрасте активно развивается сенсомоторная сфера. Ребенок начинает вычленять и дифференцировать акустические, оптические, тактильные стимулы, поступающие из окружающей среды.

При адекватном подходе у ребенка формируется позитивный эмоциональный настрой на общение, стимулирующий дальнейшее развитие потребности в коммуникации.

Основным содержанием ситуативно-личностного общения является эмоциональная реакция младенца в ответ на разговор взрослого с ним. В процессе ситуативно-личностного общения закладываются основы овладения пониманием речи: ребенок начинает вычленять и дифференцировать факторы окружающей  среды, которые в дальнейшем приобретут для него наименования – слова. К концу первого полугодия жизни возникает эффект «псевдопонимания речи», когда ребенок ассоциирует короткое высказывание с определенной ситуацией.

В возрасте от 0,5 до 3 лет в процессе общения со взрослыми у детей появляется и начинает доминировать ситуативно-деловое общение, стержнем которого является совместная предметная деятельность. Если в такой деятельности многократно повторяется название предмета и его свойств, то ребенок усваивает эти слова в импрессивном плане и постепенно переводит их в  активную речь. Манипуляции с предметами способствуют формированию грамматической системы языка, а последовательность событий вынуждает не ограничиваться отдельными словами и фразами, а переходить к более развернутой речи. Результатом является овладение связной речью.

Уже первые слова появляются не просто для номинации, а для коммуникации. С.Н.Цейтлин отмечает, что даже двухлетние дети выстраивают речевое поведение в зависимости от взятой на  себя роли в различных играх и инсценировках. Они меняют интонацию, лексический строй речи при переходе от одной роли к  другой. Малыши ощущают, удачно или неудачно общение, и при необходимости не  только  повторяют, но и корректируют свои высказывания, чтобы собеседник  смог их понять.

Дефицит предметно-практической деятельности может приводить к вербализму, при котором денотативная сторона речи развивается искаженно, и слова приобретают несвойственное им содержание.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей с нормальным развитием доминирует внеситуативно-познавательное общение. Предметно-практическая деятельность переходит в игровую, но в игре сохраняется существенная зависимость содержания от наличия игровых предметов. В процессе игры ребенок словесно обозначает игровые предметы и их признаки, а затем благодаря слову ему становится доступным замещение предметов в игре. Таким образом, вначале обилие игровых предметов стимулирует развитие речи, так как  способствует накоплению словаря, а  потом начинает препятствовать развитию обобщений, потому что для возникновения феномена переименования необходим дефицит игровых предметов.

Речь приобретает когнитивную функцию, и ребенок становится «почемучкой». В детских вопросах отражается не только  стремление выстроить свою систему  понимания взаимосвязей в окружающем мире и согласовать эту систему  с мнением окружающих, но и уточнить правильность использования тех или иных языковых средств для отражения различных взаимосвязей в речи. В процессе внеситуативно-познавательного общения продолжается количественное и качественное развитие речи, ребенок овладевает более сложной грамматикой и синтаксисом. Развитие фонетико-фонематической системы достигает уровня, позволяющего сознательно оперировать языковыми единицами, – и это открывает возможности обучения ребенка чтению и письму.

С.Н.Цейтлин указывает, что дети постепенно овладевают способностью адаптировать свою речь к условиям общения, например, называть незнакомых взрослых на «Вы», использовать специальные, вежливые формы и т.п. С четырех лет дети говорят с младшими детьми более короткими фразами, чем с погодками или со взрослыми.

Чрезмерно опекающие ребенка родители нередко пытаются сразу перевести его с ситуативно-личностного общения на внеситуативно-познавательное. Этому способствуют дидактические игры, а  также усилия, направленные на расширение представлений ребенка об окружающем мире. Такие попытки могут приводить к различным  реакциям отказа ребенка от общения и снижению потребности в нем.

С пяти лет в норме начинает доминировать внеситуативно-личностное общение, содержанием которого является раскрытие отношений между людьми. Эти отношения становятся содержанием сюжетно-ролевых игр, которые практически полностью теряют зависимость от игровых предметов.

Отношения между людьми находят свое выражение в речи, где ребенок усваивает сложную взаимосвязь между словом и контекстом, эмоциональное и семантическое значение употребления разных языковых форм. Существенно расширяются лексические значения слов и их взаимосвязи. Ребенок усваивает разные варианты  взаимодействия с окружающими и способы решения коммуникативных проблем посредством речи.

Задержка в развитии ранних форм общения может привести к тому, что в дальнейшем формы общения будут развиваться специфически. Мотивы общения, как правило, комбинированные – долго сохраняется выраженный ситуативно-личностный мотив, сопровождающийся низкой активностью в общении и эгоцентризмом, а другие мотивы, деловые и познавательные, добавляются к нему, но не становятся ведущими. Такое специфическое общение не обеспечивает необходимых социальных условий для развития коммуникативной функции речи и, следовательно, речевой функциональной системы в целом.

Существенную корректировку в развитие общения может внести психолого-педагогическое сопровождение – адекватный подход к ребенку с учетом ведущей формы общения, постепенное формирование новых форм общения соответственно возрасту ребенка и, конечно, обеспечение условий для общения ребенка со сверстниками.

Таким образом, рациональная организация общения ребенка с окружающими создает благоприятный фон для развития его лингвистической системы.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник