Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка

Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

Родительское собрание

«Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка»

        Задачи:

  1. Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников.
  2. Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.

    Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.

    Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности ребенка.

    Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством.

    Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными процессами или познавательными способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

        – Сегодня мы поговорим о воображении. 

        – Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

            Основой творчества является воображение. Без воображения нет мыслительной деятельности.

            Воображение – это процесс создания новых образов и идей путем преобразования предшествующего опыта. Складывается он постепенно с опорой на речь, восприятие, память, операции мышления.

           Ни секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

           Поэтому одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления, включая обязательно эмоциональную сферу.

         Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес ребенка, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

          В школе ребенок получает эту возможность, но она только будит интерес ребенка, а в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

          Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе и учебной.

           Результаты анкетирования детей.

   Не любят делать творческие проекты – 10 чел.

   Не любят придумывать на уроках по заданию учителя  – 8 чел.

   Не любят конструировать – 7 чел.

            Не все дети любят наблюдать за облаками, за явлениями природы. Рисовать, сочинять, фантазировать, делать необычные вещи –  любят все.

           Результаты анкетирования родителей

      На вопрос «Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность, умение представлять» были интересные ответы:

    Путешествуем по другим городам, отдыхаем на озерах, стараемся спрашивать обо всем в подробностях, рассказываем, что и где может быть интересного и увлекательного, наблюдаем за окружающим, посредством игр, чтения, бесед, развития зрительной памяти и др.

(Родители получают распечатку с упражнениями по развитию воображения у детей).

                Игры и упражнения для развития творческого воображения

  1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
  2. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметы изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет большее число  предметов.
  3. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если…?» Для вопроса  можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», сказуемым – «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

      Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 – с существительными и 5 – с глаголами. Например, на пяти карточках – стол, телефон, светофор, ложка, утюг; а на остальных – летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну – существительные, в другую – глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки перемешиваются.

Читайте также:  Ракета карточки для развития ребенка изучаем цветы

     Играющий должен, не глядя, вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если…?»

      Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время экскурсии, прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету».

4). «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что они бы подумали или сделали на месте героя.

5).Сочинение сказок и  историй. Ребенку предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем – живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшем из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом).

6). Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

7). Игра «На что это похоже?» В эту игру может играть несколько человек. Один – водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет. Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

8). Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

9). Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки).

10). Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

11). Упражнение «Поделки». Сделать поделки, используя один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, шапочку, панцирь черепахи и т. п.)

12). Игра «Рисунок в несколько рук». Предлагают всем участникам придумать какой-либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу товарища воплощения своего замысла. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.

13). Группа игр с использованием рисунков. Задания на: угадывание предмета по его частям («Угадай, что за зверь?»),  по контуру («Чья это тень?»), поиск признаков сходства и различия, нахождение «спрятавшихся» предметов в лабиринте линий.

Источник

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №6

г. Людинова Калужской области

Родительское собрание на тему:

Методическая разработка

учителя начальных классов

Серёгиной Надежды Николаевны

Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное. (Слайд№2)

Блез Паскаль.

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников.

  2. Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.

Ход занятия

  1. Притча:

Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видит – киоск на поляне. На нем надпись: «У нас есть все». Купили они папе пилу для камней, маме платье красивое, меняющее цвет по настроению, дочке куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил.

«Опять не понадобились шлем для творчества, самолет для полетов во сне и наяву, машина времени». Опять придется пыль с них вытирать.

  1. Выступление классного руководителя:

В одном из словарей воображение понимается как создание образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Работа воображения осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний.

Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно.

Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будем трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьника.

Без развитого воображения нет мыслительной деятельности.

Воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память, некоторые операции мышления.

Ни для кого не секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

Читайте также:  Месяц ребенку развитие что должен уметь вес

Одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления. Это невозможно сделать, если, развивать воображение без участия эмоциональной сферы.

Обучение ребенка сравнению, формирование у него культуры понимания и использование в речи средств выразительности, метафор и гипербол способствует развитию творческого мышления.

Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный процесс ребенка, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях и социальных контактах, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

В школе ребенок получает эту возможность, но она является дозированной. Она только будит интерес ребенка. В семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать. Но это не всегда удается и тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе к учебной.

  1. Работа с родителями:

Анкетирование родителей (Слайд №4)

  1. Ваш ребёнок:

  • Фантазёр; (да, нет)

  • Придумщик различных игр и забав; (да, нет)

  • Сочинитель невероятных историй; (да, нет)

  • Творец и выдумщик невероятностей; (да, нет)

  • Экспериментатор и изобретатель; (да, нет)

  1. Вы стараетесь в нем сохранить все качества или хотите их развить? (Сохранить или развить)

  2. Как вы поступаете. Если считаете, что ребенок переходит все границы в своих фантазиях

  3. Как вы развиваете в своем ребенке наблюдательность умение представлять?

  4. Считаете ли вы эти интеллектуальные умения важными в учебной деятельности ребенка? (да, нет)

  1. Заочная работа с детьми:

Анкетирование детей

Нравится ли тебе:

  • Наблюдать за облаками;

  • Рисовать;

  • Делать творческие проекты;

  • Придумывать на уроках по заданию учителя;

  • Делать необычные вещи из обычных вещей;

  • Сочинять стихи и рассказы;

  • Конструировать;

  • Фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

  • Наблюдать за явлениями природы;

  • Представлять себя в прошлом и будущем.

  1. Результаты анкетирования. (Слайд №7)

  1. Практическая работа с родителями:

Работа с родителями по развитию воображения

Вывод:Любая творческая деятельность способствует развитию воображения. Можно тренировать его с помощью несложных заданий, например, дорисовать незаконченный рисунок, найти и применить недостающий элемент в некотором механизме. (Слайд №8, №9)

7.Практические задания для развития воображения дома:

1. Предложить своему ребёнку на несколько секунд превратится в :

Тигра, крадущегося по джунглям;

Робота;

Парящую над скалами птицу;

Инопланетянина;

Вождя индийского племени;

Пограничника;

2.Предложить своему ребенку объяснить вам на что похожи:

Облака;

Солнце;

Яблоко;

Кривая линия;

Окно;

Треугольник;

3.Предложить своему ребёнку найти сходство и различие между предметами:

Мальчик и мужчина;

Цветок и ягода;

Платье и костюм;

Закат и рассвет;

Страна и город;

Квадрат и круг;

4.Назовите ребёнку сказочных персонажей из разных историй и попросите составить рассказ, в котором бы они были главными действующими лицами. Например , Баба Яга и Колобок.

5. Предложите ребёнку рассказать сказку, которую он хорошо знает, на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок»- велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.

6.Отрабатывать с ребёнком дома понятия «выше, ниже, слева, справа, впереди, позади». Для этого поиграйте в игру «Путаница». Вы называете предложение: «Шкаф стоит слева от окна. Ты согласен?» Ребенок должен либо согласиться, либо возразить вам.

7.Начните с ребёнком читать какой– нибудь рассказ и прервите его чтение, спустя несколько минут. Предложите ему самому придумать окончание рассказа. Затем предложите ребёнку сравнить свой рассказ с прочитанным.

8.Предложите ребёнку дорисовать рисунок, который вы начали рисовать и дать ему название.

  1. Рефлексия:

  • Что узнали нового из родительского собрания?

Ответ: узнали много интересных методов развития воображения.

  • Что оказалось самым интересным?

Ответ: самым интересным оказалась практическая работа. Нам предстояло дорисовать круги до чего-нибудь и были разнообразные варианты рисунков.

  • Какие темы родительских собраний вы хотели бы затронуть ещё?

Ответ:

  • Как развить память у детей младшего школьного возраста?

  • Взаимоотношения родителей и детей.

2008 год

Источник

Родительское собрание. Подготовила учитель начальных классов Гученко Анна Александровна.

Тема собрания «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка».

Задачи: Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников; предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.

Форма проведения: учебное занятие.

Вопросы для обсуждения: значение воображения в интеллектуальной деятельности человека; воображение и творческие способности; родительский практикум.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся (см. приложение) подготовка выставки поделок «Необычное в обычном»; подготовка цикла упражнений по развитию воображения у детей (см. приложение).

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Разрешите начать наше собрание с притчи. Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят – киоск на поляне. На нем надпись «У нас есть все». Купили они папе пилу для камней, маме – платье красивое, меняющее цвет по настроению, дочке – куклу, умеющую разговаривать. Ушла семья довольная. А продавец загрустил: «Опять не понадобились шлем для творчества, самолет для вылетов во сне и на яву, машина времени. Опять придется только пыль с них вытирать».

Читайте также:  Кто обосновал роль родного языка в развитии личности ребенка

Каждая семья надеяться на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно.

Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми. Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьника.

Без развитого воображения нет мыслительной деятельности.

Воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, памяти, некоторые операции мышления.

Ни для кого не секрет, что воображение строится из элементов, взятых из реальной действительности, и находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия приобретенного опыта.

Одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка и понятийного мышления. Это невозможно сделать, если развивать воображение без участия эмоциональной сферы.

Обучение ребенка сравнению, формирование у него культуры понимания и использования в речи средств выразительности, метафор и гипербол способствует развитию творческого мышления.

Если взрослый, которому ребенок доверяет, поддерживает познавательный интерес ребенка, то он проявляется в потребности в новых впечатлениях и социальных контактах, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать.

В школе эту возможность ребенок получает, но она является дозированной. Она только будит интерес ребенка, в семье этот интерес должен целенаправленно развиваться.

Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе – к учебной. Давайте обратимся к видеосюжетам.

2. Просмотр видеозаписи уроков.

3. Демонстрация выставки детских поделок.

4. Анализ анкетирования.

5. Упражнения для развития воображения учащихся дома.

6. Подведение итогов собрания.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Анкета для учащихся.

Нравится ли тебе:

– наблюдать за облаками;

– рисовать;

– делать творческие проекты;

– придумывать на уроках по заданию учителя;

– делать необычные вещи из обычных вещей;

– сочинять стихи и сказки;

– конструировать;

– фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

– наблюдать за явлениями природы;

– представлять себя в будущем.

————————————————————————————————

Анкета для учащихся.

Нравится ли тебе:

– наблюдать за облаками;

– рисовать;

– делать творческие проекты;

– придумывать на уроках по заданию учителя;

– делать необычные вещи из обычных вещей;

– сочинять стихи и сказки;

– конструировать;

– фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

– наблюдать за явлениями природы;

– представлять себя в будущем.

————————————————————————————————

Анкета для учащихся.

Нравится ли тебе:

– наблюдать за облаками;

– рисовать;

– делать творческие проекты;

– придумывать на уроках по заданию учителя;

– делать необычные вещи из обычных вещей;

– сочинять стихи и сказки;

– конструировать;

– фантазировать и придумывать что-нибудь интересное;

– наблюдать за явлениями природы;

– представлять себя в будущем.

Анкета для родителей.

Ваш ребенок:

– фантазер?_____________________________________________________

-выдумщик различных игр и забав?________________________________

– сочинитель невероятных историй?________________________________

– творец и выдумщик невероятностей?______________________________

– экспериментатор и изобретатель?_________________________________

– Вы стараетесь в нем сохранить все эти качества или хотите их развить?

______________________________________________________________

– Как Вы поступите, если считаете, что ребенок переходит все границы в своих фантазиях?_______________________________________________

______________________________________________________________

– Как Вы развиваете в своем ребенке наблюдательность, умение представлять?__________________________________________________

Упражнения для развития воображения учащихся дома.

Упражнение 1. Предложите своему ребенку на несколько секунд превратиться в :

– тигра, крадущегося в джунглях,

– робота,

– парящую над скалами птицу,

– инопланетянина,

– вождя индейского племени,

– пограничника.

Упражнение 2. Предложите своему ребенку объяснить вам, на что похожи:

– облака,

– солнце,

– яблоко,

– кривая линия,

– окно,

– треугольник.

Упражнение 3. Предложите своему ребенку найти сходство и различие между предметами:

– мальчик и мужчина,

– цветок и ягода,

– платье и костюм,

– закат и рассвет,

– страна и город,

– квадрат и круг

Упражнение 4. Предложите ребенку рассказать знакомую сказку на новый лад. Для этого к тому традиционному тексту сказки добавьте новые современные слова. Например, к сказке «Колобок»- велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.

Упражнение 5. Предложите ребенку дорисовать ребенку рисунок, который вы начали рисовать, предложите назвать его.

Упражнение 6. Отрабатывайте дома понятия «выше, ниже, дальше, ближе, слева, справа, снизу, с верху, впереди, позади». Для этого поиграйте в игру «Путаница». Вы называете предложение: «Шкаф стоит слева от окна. Ты согласен?» Ребенок должен согласиться или опровергнуть предложение.

Источник