Значение внимания и памяти в развитии ребенка

Значение внимания и памяти в развитии ребенка thumbnail

Родители первоклассников сталкиваются с проблемой неподготовленности детей к объему школьной программы. Нагрузка на школьников приводит к усталости и даже болезни.
Развитие памяти и внимания у детей должно начинаться задолго до школы. Эти процессы помогут ребенку утвердиться как личности в окружающем социуме. Научить его пользоваться природными инструментами своего разума — вот главная задача для родителей.

Особенности развития внимания в детском возрасте.

Внимание — способность получать целостную информацию о чем-либо без отвлечения.

Бывает нескольких видов:

  • Произвольное — вырабатывается в дошкольном возрасте, связано с умением поставить цель и приложить усилия для ее достижения. Оно формируется, когда ребенку необходимо проявить волю, чтобы сконцентрироваться на предмете и произвести с ним какие либо действия. Большую роль в этом играет состояние малыша, если ребенок устал, болен или перевозбужден то это будет мешать ему сконцентрироваться;
  • Непроизвольное — бесконтрольное переключение на объект выделяющейся чем либо например (громкий звук, резкий запах, яркий свет). Эти предметы или явления вызывают непроизвольный интерес ребенка внезапным действием, движением, новизной или необычным цветом, формой, размерами. У детей дошкольного возраста этот вид внимания является основным. С помощью непроизвольного внимания малыш познает мир. Он начинает обращать внимание на все яркое и необычное;
  • Послепроизвольное внимание — контролируемое внимание при возникновении интереса, когда усилия столь сильны, что уже нет необходимости прикладывать их. Эти занятия настолько увлекают малыша, что выполняются без затруднений

Следует также понимать некоторые механизмы внимания:

  • Переключение (умение заниматься несколькими делами, переходя с одного на другой и наоборот);
  • Распределение (способность заниматься сразу несколькими делами);
  • Объемность (количество информации, которые малыш может охватить и удерживать в сознании);
  • Концентрация или сосредоточенность (способность сконцентрироваться на чем либо, невосприимчивость к отвлекающим моментам);
  • Устойчивость (другое название усидчивость — умение выполнять дело долгое время).

Развитие внимания в детском возрасте позволяют ребенку сосредоточиться даже если ему это занятие не интересно, если он будет знать, что дело нужно довести до конца, то малыш не будет отвлекаться.

Движущей силой концентрации внимания является любознательность и развитие познавательных навыков. Ребенок может долгое время изучать предмет который его заинтересовал.

Для каждого возраста свойственны свои особенности внимания

3-4 года. В большей степени преобладает непроизвольное внимание. При большом интересе малыш в этом возрасте способен 5-7 минут сконцентрироваться.
4-5 лет. Ребенок может руководить своим вниманием до 20 минут при возникновении интереса. При этом он ни на что не отвлекается.
5-6 лет. Теперь в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах.
6-7 лет. Среднее время произвольного внимания увеличивается до 25 минут, тогда как объемная память продолжает увеличиваться.

Как помочь развитию внимания в детском возрасте?

Причины, по которым малыш невнимателен, могут быть разными: слабое здоровье и, как следствие, быстрая утомляемость, неподготовленность, особенности нервной системы.
Главная помощь родителей для развития памяти и внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.

В развитии внимания в детском возрасте существует несколько основополагающих принципов:

  • Постепенное усложнение заданий. Сложность заданий необходимо повышать постепенно, при этом его надо разбить на несколько упрощенных подзаданий и снабдить каждый шаг словесной инструкцией. При этом малыш обдумывая инструкцию и следуя шаг за шагом скорей всего справится с поставленной задачей.
  • Запоминание инструкции. Повторение инструкции несколько раз, как родителем, так и самим ребенком, позволит запомнить алгоритм действий и выполнить задание.
  • Самоконтроль. При выполнении задания малыш, проговаривает то, что он делает, этим самым контролируя себя. Пример: «Рисуем кошку, сначала рисуем туловище, потом рисуем голову, теперь хвостик и так далее».

Развивать внимание особенно таких свойств, как переключение и концентрация можно , как с помощью пазлов и конструкторов, так и с помощью простых игр, например

«Охотник» (игра на развитие внимания). Ребенок представляет себя охотником, который находится в лесу, и прислушивается, что происходит в лесу. Цель игры: Малыш рассказывает все что услышал за несколько минут (проехала машины, мяукнула кошка и так далее).

Читайте также:  Творчество как способ развития ребенка

«Найди игрушку» Ребенок выходит из комнаты, а вы ставите небольшую игрушку на видное место, маскируя ее с другими предметами. Малыш заходит в комнату и становясь в центре должен найти ее взглядом.

Читайте также:

  1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  2. Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
  3. Психологическое развитие ребенка — деятельность и обучение

Развитие памяти и внимания у детей.

Проведите с ребенком тест. Дайте ему задание скопировать изображение. Попросите не зачеркивать рисунок, если что-то малыш забыл нарисовать. Объясните, что можно нарисовать новый рисунок рядом.
При проверке результатов оцените: неверно изображенные или потерянные элементы; ребенок постоянно заглядывает на образец или рисует по памяти; отвлекается ли при работе; сравнивает конечный результат с заданным изображением. Это задание поможет определить, как уровень внимания, так и уровень развития памяти.

Память — способность собирать и пользоваться полученными знаниями. Этот процесс состоит из запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.

Выделяют несколько видов детской памяти:

  1. Двигательная — связана с запоминанием повторяющихся действий (чистить зубы, ходить, играть);
  2. Наглядно-образная (зрительная) — запоминание окружающих вещей и эмоций, приводящих малыша в восторг;
  3. Эмоциональная — способность реагировать на объекты, оказывающие влияние;
  4. Непроизвольная — знания, полученные в независимости от желания. Запоминается все самое интересное и захватывающее.
  5. Произвольная память подразумевает прикладывание усилий чтобы запомнить чего либо например стихотворение.

Как изменяется детская память с возрастом

3-4 года. Этому возрасту присуща непроизвольная память. Все ежедневные процессы, связанные с движениями и речью, накапливаются в сознании.
4-5 лет. Появляются первые зародыши произвольной памяти, которая развивается лучше, с подключением движений.
5-6 лет. Информация, которую малыш осознал, запоминается лучше.
6-7 лет. Возраст, когда приобретается умение классифицировать новые и старые знания.

Особенности развития зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

Обычно зрительная память у детей развита сильнее остальных. Развивая этот вид памяти у детей, необходимо использовать его для формирования остальных видов:

  1. Перед малышом выкладывается несколько объектов, после один убирается, его-то и нужно отгадать;
  2. Тот же вариант с объектами, только они меняют место, а не исчезают совсем;
  3. Для облегчения запоминания, придумайте, с чем это можно ассоциировать или составьте стишок (для запоминания последовательности цветов радуги придуман всем нам известную поговорку);
  4. Запоминая новое, можно использовать те знания, что уже находятся в памяти (даты, происшествия, названия).

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Особенности развития памяти и внимания у детей дошкольного возраста лучше всего происходит через игру:

  • Выбрать несколько интересных по форме и качеству предметов. Дать малышу ознакомиться с ними. Завязать глаза и давать по очереди предмет в руки. Ваша задача не только помочь ему отгадать предмет, но и обговорить все его качества;
  • Проговаривать вслух буквы в словах в правильной последовательности, а потом наоборот. Сначала взять маленькие слова, постепенно увеличивая длину слова и скорость озвучивания;
  • Предложить озвучить с вашей помощью мультфильм или сказку. Выключите звук при воспроизведении, выбрав роли, попробуйте в точности воспроизвести слова героев;
  • Возьмите любую сказку, которую малыш слышит каждый день. Выложите перед ним карточки с изображением героев. Читая сказку, попросите ребенка, в нужный момент показывать карточку. Очень забавно получается со сказками, имеющими много повторений (колобок, теремок, репка);
  • Покажите малышу небольшую сценку с несколькими действиями и попросите его все повторить;
  • Ребенок, произнося одну из частей тела, дотрагивается до него. Второй игрок сначала все повторяет, а потом неожиданно делает другое движение, побуждая отвлечься.

Зная особенности развития памяти у детей, процесс обучения пройдет легко и интересно. Играйте со своими детьми!

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация родительского собрания на тему “Значение памяти, внимания в интеллектуальном развитии младшего школьника”

Читайте также:  Этапы внутриутробного развития ребенка по месяцам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Родительское собрание.pptx

Значение внимания и памяти в развитии ребенка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Значение внимания и памяти в развитии ребенка

2 слайд

Значение памяти, внимания в интеллектуальном развитии младшего школьника МБОУ

Описание слайда:

Значение памяти, внимания в интеллектуальном развитии младшего школьника МБОУ «СОШ № 6»г.МегионХМАО-ЮГРА МедведеваЛ.А., учитель начальных классов

3 слайд

«Память слабеет, если ее не упражняешь.» Цицерон «Помнить — это все равно что

Описание слайда:

«Память слабеет, если ее не упражняешь.» Цицерон «Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.» Горький М.

4 слайд

Повестка дня: 1. Значение внимания и памяти для результативности учебной деят

Описание слайда:

Повестка дня: 1. Значение внимания и памяти для результативности учебной деятельности. 2. Методы и приёмы развития памяти и внимания ребёнка.  3. Роль домашнего задания в самообразовании школьников. Оказание помощи при выполнении домашнего задания. 4. Разное.

5 слайд

Анкетирование обучающихся Анкеты с вопросами раздали учащимся 3 классов. Полу

Описание слайда:

Анкетирование обучающихся Анкеты с вопросами раздали учащимся 3 классов. Получены ответы от 65 ребят. – Легко ли тебе заучивать стихи?(да -21ч.) – Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста? (да -46 ч.) – Ты быстро вспоминаешь заученное? (да-23 ч.) – Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?(да -27 ч.) – Помогают ли тебе дома тренировать твою память? (да -10 ч.) – Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?(да – 45 ч.)

6 слайд

У одних людей преобладает зрительная память – они лучше запоминают зрительны

Описание слайда:

У одних людей преобладает зрительная память – они лучше запоминают зрительные образы. У других людей преобладает слуховая память – они лучше запоминают слуховые впечатления. У третьих развита ассоциативная память – им легче удаётся запомнить на основе ассоциаций. Ассоциация – это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. (Например: верблюд – горб, пустыня, кактус, песок…)

7 слайд

Как проверить память у ребёнка Проверка зрительной памяти. Предложите ребёнку

Описание слайда:

Как проверить память у ребёнка Проверка зрительной памяти. Предложите ребёнку числовой ряд: 3, 7, 4, 8, 9, 5 2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8, 8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8 После просмотра ряды закройте, предложите записать запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Задание повторите несколько раз. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это близко к норме.

8 слайд

Как проверить память у ребёнка Проверка слуховой памяти. Зачитываются ряды из

Описание слайда:

Как проверить память у ребёнка Проверка слуховой памяти. Зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Нужно запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, третье с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды: 2, 5, 4, 7, 1 4, 1, 6, 2, 3 5, 9, 7, 3, 8 Оценка результатов – по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 мин. Если во всех трёх случаях задание выполнено верно, то слуховая память оценивается как отличная. Если в двух случаях из трёх – как хорошая. Если в одном – как удовлетворительная.

9 слайд

Упражнения для развития памяти Предложите ребёнку внимательно посмотреть на с

Описание слайда:

Упражнения для развития памяти Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с образцом. Пень Лето Дом Зима Стол Поле Мама Лес Грач Пожар

10 слайд

Упражнения для тренировки памяти обучающихся дома.   Упражнение №1. Предложит

Описание слайда:

Упражнения для тренировки памяти обучающихся дома.   Упражнение №1. Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы. Упражнение №2. Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил. Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

11 слайд

Упражнения для тренировки памяти обучающихся дома.   Упражнение №3. Нарисуйте

Описание слайда:

Упражнения для тренировки памяти обучающихся дома.   Упражнение №3. Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти. Упражнение №4. Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок. Упражнение №5. Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4 букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть их читает до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Читайте также:  Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка литература

12 слайд

Упражнения для тренировки памяти обучающихся дома.   Упражнение №6. Предложит

Описание слайда:

Упражнения для тренировки памяти обучающихся дома.   Упражнение №6. Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь. Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи. Упражнение №7. Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

13 слайд

Как развивать память? На память школьника влияет его физическое развитие, поэ

Описание слайда:

Как развивать память? На память школьника влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за его здоровьем. Чистый и свежий воздух во время умственной работы. Гигиена зрения и слуха. Профилактика и лечение простудных заболеваний Рациональное питание. Спокойный и глубокий сон. Физические упражнения – Всё это улучшает работу памяти.

14 слайд

Работа над речью Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дет

Описание слайда:

Работа над речью Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат, речевой аппарат работает вяло, у многих детей наблюдается нарушение дикции. Чистоговорки, скороговорки, загадки можно использовать для исправления такой речи.

15 слайд

Чтение воспитывает целые судьбы В.Шукшин Приобщая ребенка к чтению, мы не тол

Описание слайда:

Чтение воспитывает целые судьбы В.Шукшин Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело: – защищаем его душу; – побуждаем к самосознанию; – содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. – способствуем развитию устной речи, которая является основой умственной деятельности и средством общения.

16 слайд

Совместное чтение и обсуждение прочитанных книг-развивает речь, память и вним

Описание слайда:

Совместное чтение и обсуждение прочитанных книг-развивает речь, память и внимание. Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями, да и просто не умеют общаться друг с другом.

17 слайд

Пожелания:   Главное условие – сохраняйте дружелюбную эмоциональную атмосферу

Описание слайда:

Пожелания:   Главное условие – сохраняйте дружелюбную эмоциональную атмосферу. Все упражнения выполняйте в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и ВЫ тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

18 слайд

   Успехов Вам, уважаемые родители!

Описание слайда:

  Успехов Вам, уважаемые родители!

Значение внимания и памяти в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Значение внимания и памяти в развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Значение внимания и памяти в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-945904

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник