Значение внеурочной деятельности в развитии ребенка
Библиографическое описание:
Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 27.09.2020).
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
Антон Павлович Чехов
Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.
Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.
Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.
Задачи внеурочной деятельности:
– воспитание целеустремленности и трудолюбия;
– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;
– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.
– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;
Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.
— Когда же следует проводить внеурочную деятельность?
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.
Основные направления внеурочной деятельности:
– Художественно-эстетическое,
– Научно-познавательное,
– Спортивно-оздоровительное,
– Военно-патриотическое,
– Проектная деятельность и общественно-полезная.
Формы организации внеурочной деятельности:
– Экскурсии,
– Круглые столы,
– Научные общества,
– Кружки и секции,
– Конференции и диспуты,
– Общественно-полезные практики,
– Соревнования и викторины,
– Олимпиады и конкурсы,
– Поисковые и научные исследования.
Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.
Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.
Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!
Литература:
- Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
- Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.
Источник
Роль внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время (внеурочная деятельность направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД).
Универсальное учебное действие – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД), беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями. Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатыват. (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта были обозначены цели образования, которые определяют новые социальные запросы. Они подразумевают общекультурное, личностное, познавательное, развивающее обучение.
В настоящее время начальная школа призвана решать новые важнейшие задачи, среди которых – успешное «включение» детей в учебную деятельность, развитие учебной самостоятельности, то есть формирование универсальных учебных действий. УУД определены во ФГОС второго поколения. Это, несомненно, новое и чрезвычайно актуальное направление в учебной деятельности школы.
Но, школа неразрывно связана с государством, с обществом, она призвана выполнять социальный заказ. В настоящее время особо востребованными являются рабочие профессии. Высококвалифицированные рабочие – «золотые руки», всегда пользуются глубоким уважением в обществе. Поэтому актуальным, сегодня является более внимательное отношение к воспитанию трудолюбия у детей.
Уроков технологии для этого недостаточно. Многие дети, которые успешно овладевают различными видами творчества на уроках труда, могут развивать свой потенциал во внеурочное время. Для этого в организацию внеурочной деятельности включены кружки прикладного характера.
Внеурочная деятельность – это важнейшая возможность ведения систематической работы по формированию у школьников универсальных учебных действий, нравственных качеств личности, развитию творческих способностей, воспитанию трудолюбия.
Успешность выполненной работы вызывает гордость за свой труд и формирует уверенность в собственных силах. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, оценивать и сравнивать свое творчество с творчеством одноклассников, поэтому каждую неделю обновляем выставку лучших работ в классе. Это стимулирует к дальнейшей деятельности, а стимулирование также является неотъемлемой частью формирования УУД, так как правильные стимулы рождают положительные мотивы. Мотивация ребенка значительно влияет на успешность и становление личности в целом.
Источник
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное – и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Роль внеурочной деятельности в формировании личности учащегося.
Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.
Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде
-спортивно-оздоровительное,
-духовно-нравственное,
социальное,
Обще-интеллектуальное, –
общекультурное)
таких формах, как:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.; индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.
Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната.
Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 20 кружков различного направления, например:
Домисолька и Удивительный мир слов
Творчество – изостудия и Информатика в играх и задачах
Разминка для ума
Флористика
1. Общее количество кружков и секций в ОО – 27, из них:
– количество спортивных – 8
– количество предметных и творческих кружков – 19.
2. Сведения об охвате учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью в ОО (ТОЛЬКО ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ УЧИТЫВАТЬ) по форме:
Всего детей в ОО | 621 |
Всего охвачено внеурочной деятельностью в ОО (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 261 |
Занято (количество человек) в – спортивных секциях | 127 |
– предметных, творческих кружках | 185 |
– детских общественных объединениях | 34 |
– органах ученического самоуправления | 38 |
3. Общие сведения о занятости учащихся ОО во внеурочное время (включая посещение кружков, секций в ОО, МАУ ДО «ДДТ», учреждениях культуры, спорта):
Всего охвачено внеурочной деятельностью (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 486 |
Не заняты во внеурочное время | 135 |
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.
ВЫВОДЫ: 1. Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
Источник
Чичулина С.А.
МБОУ СОШ №88 с УИОП
учитель начальных классов
Главной целью при обучении по новым стандартам ФГОС является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравсвенному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности. Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. [1, стр. 7]
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную и внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы.
Важным условием развития любознательности, инициативности является создание такой среды, которая стимулирует активные формы познания. В этом помогает внеурочная деятельность.
В нашей школе в результате кропотливой работы, удалось создать такую специфическую школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, стетической, спортивной и оздоровительной деятельности. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
В программе образовательного учреждения по воспитанию и социализации младших школьников нашла отражение система дополнительного образования. Она представлена следующими кружками, реализующими направления внеурочной деятельности:
Направление | Название кружка |
Общеинтеллектуальное | «Школа развития речи» «Развивающая информатика» «Английский +» |
Общекультурное | «Школа мастеров» «Сказкатерапия» «Теремок» |
Спортивно-оздоровительное | «Оздоровительная гимнастика» «Юные футболисты» |
Содержание занятий кружков носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты: собственные произведения словесного творчества, рисунки, модели, проекты, аппликации. Систему кружков дополняет воспитательная работа классного руководителя по организации познавательного досуга, проведения экскурсий, реализация проектов, проведение совместных мероприятии с библиотекой им. Понамарева, утренники, беседы, классные часы, обсужление.
По работе во внеурочной деятельности акцент был сделан на интеграцию возможностей школы, системы дополнительного образования и учреждений культуры. Внешними партнерами образовательного учреждения стали МБОУ ДОД Центр дополнительного образования «Созвездие», библиотека им. Понамарева, футбольный клуб «Торпеда».
Сотрудничество началось с составления и заключения договора о совместной деятельности, а затем осуществлялось через совместное планирование воспитательной работы, проведение массовых мероприятий, организацию внеурочных занятий по выбору учащихся в секциях кружках, реализацию социально значимых проектов, проведение для педагогов мастерклассов .
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется с учетом условий школы. Занятия позволяют решить несколько задач: оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление организма, воспитывают морально-волевые качества, повышают работоспособность организма. Спортивно-оздоровительная деятельность дополняется общешкольными мероприятиями: спортивными соревнованиями, конкурсом рисунков.
Модель интеграции общего и дополнительного образования, а также учреждений культуры позволяет реализовать разнообразные виды деятельности.
Виды деятельности | Формы организации |
Научно-познавательная | «Английский +» «Школа развития речи» «Орфографическое лото» «Валеология. Расти здоровым» |
Художественно-эстетическая | «Школа мастеров» Танцевальный кружок «Бальные танцы» Кружок «Теремок» «Фитодизайн и бумагопластика» |
Спортивно-оздоровительная | Оздоровительная гимнастика Футбольный клуб Психология Лечебная физкультура |
Проектная | Я- исследователь |
Военно-патриотическая | Классные часы ,круглые столы Уроки мужества Акции «Забота» |
Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе. Привлечение ресурсов данных учреждений позволило значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей, рационально использовать собственные площади, привлечь к работе квалифицированные кадры, а близость расположения учреждений обеспечила занятость во второй половине дня большинства обучающихся.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи ( учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы ( контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности..
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержании различных курсов и внеурочной деятельности.
В классе дети активно участвуют в проектной деятельности. Ребята кропотливо, с интересом, шаг за шагом проявляют свои способности, развивают креативность, формируют определенные личностные качества. Сначала ученики выполняют разработку проекта, затем практическую реализацию проекта и его защиту. Основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Ученики делают сообщения о проделанной работе , а учитель следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Так с проектом «Правильный портфель» , подготовленным учениками третьих классов, дети приняли участие в конкурсе проектов г. Воронежа в тематическом разделе «Здоровый образ жизни». Объектом исследования стали ученики класса, их осанка как основа здоровья.
Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников.
Задачи:
– изучить (с помощью учителя) « Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;
– провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
– описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит;
– доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, других источников, эксперимент, работа с медицинскими документами.
Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задать вопросы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.
Учащиеся выпустили памятку.
«Правильный портфель»
Памятка
- Помни:
– лямки на ранце должны быть широкими
– носить ранец следует на обоих плечах
-пустой «правильны» портфель весит 300-500 граммов
2.Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.
3. Правильно распределяй вес предметов внутри ранца ( учебники – к спине).
4. Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради согласно расписанию уроков.
5. Раздели свой вес на 10! Это безопасный вес твоего портфеля!
Защита проекта проходила эмоционально, выразительно, с творческим подходом.
По итогам защиты проектов наши учащиеся стали победителями.
Этот проект был доведен до успешного завершения, оставил у детей ощущение гордости за полученный результат.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия ребенка своих интересов, своих увлечений. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков и отработка механизма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения некоторых проблем , с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Тем не менее уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.
Литература
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, изд.3,Москва, «Просвещение», 2011.
2.«Перспектива», Сборник рабочих программ, Москва, «Просвещение», 2011
Источник