Значение ведущей деятельности в развитии ребенка
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ
Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.
У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).
В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).
Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?
Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Игра – это…
ИГРА – ведущий вид деятельности. Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника | ИГРА – основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка | ИГРА – развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе: |
v коммуникативные способности (умеет согласиться, договориться, поделиться) v воображение и фантазия v способность к символизации и преобразованию v произвольность поведения v развитие целеполагания, умение думать в уме v развитие «самости» | v в познании через игрушку v в общении v в движении v в радости, удовольствии v в потребности быть как взрослый v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности | v это средство развития v средство воспитания v средство общения средство коррекции v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре) v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.) |
Признаки ведущей деятельности:
1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.
С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.
Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.
Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенчество 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми) | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания. |
Дошкольный возраст 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов. |
Младший школьный возраст 7-10 лет | Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст 11-15 лет | Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Ранняя юность 15-17 лет | Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы) | На познание профессий | познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996
2. Марцынковская Т. История детской психологии.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972
Источник
Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.
Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.
Виды ведущей деятельности:
Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.
Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.
Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.
Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.
Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.
Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.
Источник
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности[1].
Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка[править | править код]
Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.[2] Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает всё свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми[1][3].
Ведущая деятельность в структуре психологического возраста[править | править код]
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе и его ориентировка в системе общественных отношений), основные новообразования развития и основной, или ведущий тип деятельности ребёнка в этот период.
При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий[1].
Особенности ведущей деятельности[править | править код]
- В ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребёнка и взрослых, а через это — его отношение к действительности.
- Ведущая деятельность связывает ребёнка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
- От ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребёнка.
- Внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребёнка[4].
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребёнка[править | править код]
- Младенчество (от 2 мес. до 12 мес.): ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
- Ранний возраст (1-3 лет): ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия
- Дошкольный возраст (3-7 лет): ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.
- Младший школьный возраст (7 — 11 лет): ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период[1][3].
Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте[править | править код]
Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте.
Согласно Д. Б. Эльконину, младший подростковый возраст (12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание, а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.
По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте — «общественно-полезная деятельность»; по В. В. Давыдову — «общественно-значимая деятельность»; С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества «референтно-значимую»; К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка[5].
Литература[править | править код]
- Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
- Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития – Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.:Тривола, 1994 – 168 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
- ↑ Ведущая деятельность — Психологос
- ↑ 1 2 Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
- ↑ Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
- ↑ Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития – Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
Ссылки[править | править код]
- Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития
- ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
- Е.Е. Кравцова Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития Автор: Е. Е. Кравцова
Источник