Значение ведущей деятельности для психического развития ребенка

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

Источник

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

 
         Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

          Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

             У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

             В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности.  Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

           В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности: ориентируясь на взрослого  как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка  существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами.  В игре развиваются не только  познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой  для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в период раннего детства

              Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.  

Игра – это…

ИГРА –

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация  жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v   коммуникативные способности  (умеет согласиться, договориться, поделиться)

v   воображение и фантазия

v   способность к символизации и преобразованию

v   произвольность поведения

v   развитие целеполагания, умение думать в уме

v   развитие «самости»

v   в познании через игрушку

v   в общении

v   в движении

v   в радости, удовольствии

v   в потребности быть как взрослый

v   потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v   это средство развития

v   средство воспитания

v   средство общения средство коррекции

v   средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v   средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

 Признаки ведущей деятельности:

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

 В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. 
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. 

•  от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

•  от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

•  от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

•  от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

•  от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Читайте также:  Роль сказки и развитии и воспитании ребенка

1.    Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Источник

25. Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка.

Эту проблему исследовали Выготский и Леонтьев: «Психика формируется в процессе деятельности, на каждом этапе есть свой определенный тип деятельности».

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и образование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновения и дифференциации других видов деятельности.

Далее см. таблицу.

Формирование ведущей деятельности происходит под руководством взрослого, а также в процессе обучения и воспитания. Возникновение новой ведущей деятельности не означает отмены предыдущей. Каждый возрастной период характеризуется системой видов деятельности, но ведущая деятельность имеет особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии.

Леонтьев писал о развитии ребенка: «В ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которые он занимает в системе человеческих отношений. Основа развития – это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. В ходе развития прежнее место, которое занимает ребенок в человеческих отношениях, начинает осознаваться им, как несоответствующее его возможностям, и он стремиться изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. В соответствии с этим, его действия перестраиваются».

Авторы: Выготский Л.С. «Культурно-историческая теория» ;Леонтьев «Деятельность, сознание, личность»; Мухина «Возрастная психология».

26. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.

Сензитивные периоды – это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особо чувствительным к определенным влияниям окружающей среды. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики.

Де Фреш ввел данное понятие в биологии, а Выготский ввел его в психологию, где сензитивный период – это наиболее чувственный к воздействию на развитие ребенка.

1.5-3 года – интенсивное развитие речи. В это время речь усваивается особенно легко, и вносит принципиальные изменения в мышление, восприятие.В это время ребенок усваивает до 1.5 тысяч слов. В это время ребенок овладевает грамматической формой речи и значением слов. Современные городские дети начинают говорить в 2 года, целыми предложениями. Чрезмерно раннее обучение чему-либо, так же как и позднее, неблагоприятно сказывается на развитии психики, и может оказаться малоэффективным (Пример; опыт с Амалой и Камалой, где Камала к 17 годам знала лишь несколько слов).

Наличие сензитивных периодов объясняется тем, что наибольшее влияния обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться.

5 лет – сензитивный период для развития фонематического слуха.

Венгер Л.А., Мухина В.С., доказали, что есть 3 сензитивных периода в :

1. Развитии восприятия (овладение сенсорными эталонами: «Красное, как солнышко; желтый, как лимон; сильный, как слон»). Для развития восприятия используются специальные методики моделирования.

2. Развитии воображения (дошкольный возраст: 3-6 лет);

3. Развитии нравственности. До 5 лет – усвоение прав и обязанностей;

подростковый возраст – связан со становлением мировоззрения.

Авторы: Выготский, Штерн (описал сензитивность к речи), Мухина «Генезис развития личности», Венгер «Развитие сенсорных эталонов восприятия».

27. Основные достижения в развитии психики ребенка в младенческом возрасте. Негативные образования в ситуации депривации. Коррекпионная работа. • (2 месяца -1 год)

Обшенпе: основной потребностью общения является органическая жизненная нужда и потребность в печатлениях. Лисина: «С 2-х до б-ти месяцев преобладает ситуативно-личностное общение: ребенок начинает различать интонацию. После б-ти месяцев дети научаются различать положительные и отрицательные эмоции. Формируется способность подражать действиям взрослых».

Потребность в общении создает предпосылки подражания звукам человеческой речи. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и им самим (начальная форма понимания речи).

Движения и действия: сидит, ползает стоит, начало хождения, манипулирование: размахивание, постукивание (это «прогрессивные движения»). При неблагоприятных условий воспитания развиваются «тупиковые движения»: сосание пальцев, раскачивание на четвереньках. Эти движения не способствуют получению новых впечатлений и тормозят развитие.

В этом возрасте формируется чувство доверия ко взрослым. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями младенца, а тот обращается к помощи и содействию взрослого.

Но2;:с’?с-1:сз^:!ия: 1) чувство доверия к окружающему миру; 2) привязанность к матери; 3)прогресс формирования чувства постоянства предметов.

Деяравируюшие факторы: 1) ограничение моторного развития; 2) отношения с матерью (гиперопека, отсутствие эмоционального контакта, чередование пустоты и гиперопеки).

.4′ ^ -1 -л :1 з :.•;:; ^ : •’: -л::; 2.2:-: пз: 1) общая задержка психического развития; 2) формирование «-» личностных образований (тревожность, привязанность, недоверие). Следствием этого являются нарушения психосоматики.

Коррекция:

1. Формирование привязанности; постоянное общение;

2. Вызвать у ребенка интерес к окружающим предметам (поворачивать, встряхивать его, перемещать игрушку в разных направлениях).

3. Развитие двигательной активности у ребенка.

Авторы: Виннекот, Фигурин (ввел комплекс оживления), Эльконин, Выготский, Мухина, Обухова, Пиаже, Штерн, Гальперин, Лисина, Давыдов, Лейтес, Бауэр.

28. Основные достижения в развитии психики ребенка в раннем возрасте. Негативные образования в ситуации депривации, Коррекдионная работа. (1-3 года) .

Общение: в предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов. Это период бурного развития речи. Если с ребенком общаться мало, то он будет отставать в развитии речи. Если наооборот, взрослый ловит каждое желание ребенка, то ребенок может долго обходиться без речи.

В этом возрасте дети начинают интересоваться друг другом.- Появляется потребность соревновательности, что обуславливает мотивацию к достижению. При этом развивается рефлексия на свои достижения.

Умственное развитие: 1) формируются соотносящие и орудийные действия. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних действий ребенок переходит к зрительному соотнесению. 2) Возникает функция замещения – один предмет может использоваться в качестве другого (формируется знаковая или символическая ф-ция сознания).

Формирование личности; Ребенок осознает себя как отдельную персону, овладевает телом. Притязание на признание – формируется чувство гордости: стремление получить похвалу, затем появляется чувство стыда. Самопознание – ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей. Следовательно возникает стремление к самостоятельности. Отрицательное образование – негативизм вследствие кризиса 3-х лет. Ребенок ощущает свою способность сделать что-либо самостоятельно.

Новообразования:

1. Взаимоотношение ребенка с агрессией (либо справляется с ней, либо уходит в диструктивную агрессию);

2. Необходимо общение с отцом. В этом возрасте ребенок учится общаться не только с матерью, но и с отцом;

3. Произвольные действия в уме:

4. Навыки опрятности.

Читайте также:  План работы по самообразованию воспитателя на тему развитие мелкой моторики ребенка в доу

Депрнвнруюшпе факторы:

1. Ограничения сенсо-моторного развития;

2. Лишение речевой среды;

3. Гиперопеха или быстрый отрыв.

Отрицательные образования:

1. общая задержка по всем показателям»

2. Формирование стыда, зависимости, видения тела грязным, в результате чего формируется либо супераккуратность, либо неряшливость (Эриксон).

Коррекция:

1. Работа с родителями. Коррекция стиля их взаимоотношения.

2. Развитие моторики (игра с песком и водой, с полифункдиолнальными предметами: палки, тряпки).

Авторы: Эльконин, Выготский, Мухина, Фрейд. Лисина, Эриксон, Обухова, Пиаже.

30. Психологические особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста в условиях депривации.

Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного периода. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Чаще всего выделяют 4 формы психической депривации:

1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных-стимулов или их ограниченная изменчивость.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (Лангмейер «Психическая депривация в детском возрасте).

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): Недостаточная возможность для установления эмоц. отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи

4. Депривация идентичности (социальная); ограниченная возможность для усвоения

самостоятельной социальной роли.

Возрастные рамки дошкольного возраста – 3-6 лет. Ведущая деятельность данного возрастного отрезка – игра.

Депривируюшими факторами развития личности дошкольника могут быть:

– ограничение в игровой деятельности;

– ограничение в общении со взрослыми (особенно с матерью) и со сверстниками;

– неполная семья (отсутствие отца);

– родительские конфликты;

– авторитарный стиль воспитания ребёнка в семье.

В условиях депривации развитие личности ребёнка может иметь негативные новообразования:

1. Притязание на признание. При постоянных порицаниях ребёнка взрослыми дошкольник испытывает чувство вины и негативизм. Даль перечисляет ряд директив взрослых, которые оказывают на ребёнка отрицательное влияние:

– «Не живи» (глаза б мои тебя больше не видели и др.).

– «Не будь ребёнком» (плачешь как маленький) – ребёнок начинает играть роль маленького.

– «Не думай» (не рассуждай, а делай; яйца курипу не учат) – приводит к уходу от контакта с действительностью.

– «Не чувствуй» – (не трусь, не бойся) – приводит к психосоматическим заболеваниям.

– «Не будь лидером» (не высовывайся, в каждой бочке затычка) – страх за принятие к-л. самостоятельных решений.

2. Нарушения формирования «я – идеального» связаны с -идентификацией с отрицательными персонажами сказок; -с отсутствием идеала.

3. Осознание себя во времени: страх смерти.

4. Права и обязанности: Не осознаются групповые нормы, отсутствие умения играть по правилам, нарушение дисциплинарных правил и т.п.

5. Половая идентификация. Фрейд считал, что нарушение эдиповой стадии, существенно влияет на психическое развитие. Отсутствие родителя своего пола затормаживает идентификацию ребёнка.

6. Формирование негативных личностных образований (чувство вины, тревожность, заниженная

самооценка, трудности общения со сверстниками, агрессивность и т.п.). Коррекцию желательно проводить, используя игротерапию (Лендрет, Клейн); сказкотерапию (Захаров, Спиваковская) и психогимнастику (Чистякова, Хухлаева).

31. Психологическая готовность ребёнка к школе.

Готовность к школьному обучению в отношении умственного развития определяется по следующим факторам:

1. Диференциация восприятия. /Различение цвета, формы, отдельных деталей…/ :

2. Преднамеренная концентрация внимания. Произвольное внимание. •

3. Аналитическое мышление, /анализ, синтез, сравнение/.

4. Рациональный подход к действительности. /Ослабление фантазии/.

5. Логическое запоминание. /По существенным признакам/.

6. Интерес к работе с поставленной целью. /Мотивационная сфера, развитие квазипотребностей/.

7. Интерес к новому.

8. Овладение по слуху разговорной речью.

9. Развитие моторики руки.

10. Зрительно-двигательная координация. Эмоциональная зрелость:

1. Эмоциональная устойчивость. /Мало импульсивных реакций/.

2. Использование эмоциональной сферы для мотивации занятий. Социальная зрелость:

1. Потребность в общении с детьми.

2. Умение подчиняться интересам и требованиям группы.

3. Способность взять на себя роль школьника.

Керн /модификация Иирасика/ «Ориентировочный графический тест» диагностирует школьную зрелость. Включает в себя несколько субтестов:

1. Рисунок человека. По количеству деталей определяется уровень диференциации восприятия, интеллектуальный уровень, развитие моторики руки, эмоциональное состояние…

2. Задание: переписать фразу, н.: «Клей на столе». Опред. зрительно-двигательная координация, развитие моторики руки.  ^. .

3. Задание: Перерисовать точки в определённой последовательности. / ; :.’

4. Тест на вербальное мышление. Вопросы: «Какое животное больше: лошадь или собака?»;

«Черешня, слива, груша, яблоки – что это?».

Общая готовность ребёнка к школе выражается в достижении ребёнком к моменту поступления, в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, которое создаёт необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Общая готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.

Психологическая готовность к школьному обучению:

• Мотивационная готовность, которая проявляется в стремлении ребёнка к обучению.

• Довольно высокий уровень познавательной и мыслительной деятельности.

• Овладение ребёнком элементарной учебной деятельностью.

• Определённый уровень волевого и социального развития.

Мухина В. С.: Перед поступлением в школу /в конце дошкольного возраста/ ребёнок представляет собой в известной степени личность:

он хорошо осознаёт свою половую принадлежность;

он отдаёт себе отчёт, какое место среди детей занимает;

находит себе место в пространстве и времени;

умеет строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

понимает, что оценка его собственных поступков и мотивов определяется не только его

собственным отношением к самому себе / «Я хороший»/, но прежде всего тем, как его поступки

выглядят в глазах окружающих.

Важнейшее достижение в развитии личности ребёнка – преобладает чувство «Я должен» над мотивом «Я хочу».

32. Психологическая характеристика младшего школьника.

I.. Возрастные рамки (6-7 – 10 лет). П. Ведущая деятельность: происходит смена с игровой на учебную деятельность.

Основными факторами развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками и с родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под влиянием ведущей деятельности

1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий).

2. Планирование (внутренний план действий).

3. Происходит построение целостной связной познавательной системы ‘ (умение классифицировать, соотносить, анализировать).

4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV. Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже, Гальперин,

Давыдова, Мухина, Зеньковский «Психология детства», Немов «Учебная

деятельность», Фрейд, Эриксон, Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и

др. V. Основные линии развития

1. Развитие восприятия, где Бэндлер выделял три основных способа получения информации, знания:

• Визуальная система – через видение картинок, наглядных пособий…

• Аудиальная система

• Кинестетическая система – почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и т.п.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 156999
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 0

… причин разного рода расстройств и нарушений в некоторых случаях составляет 50%” (Hartley, Robach&Abramowitz.1976). Массовая поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма Среди психологов и философов сегодня популярна теория деятельностного подхода к человеку. Ее представители полагают, что знание о человеке не остается чем-то внешним для человека, изучающего его. Оно …

… падших, извращенных понятий. Тем не менее, поскольку эмпирические исследования и практические процедуры, причисляемые к христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться, необходимо периодически проводить методологич?