Значение ухода за детьми для развития и здоровья ребенка

Значение ухода за детьми для развития и здоровья ребенка thumbnail

Согласно утверждениям исследователей, чувство безопасности, которое обеспечивает привязанность к взрослым, зависит от непрерывности этих отношений и их качества. У подростков и взрослых, не имевших возможности в младенчестве для формирования прочных привязанностей к взрослым, могут наблюдаться проявления тревожности, а в некоторых случаях имеют место такие симптомы, как страх и антисоциальное поведение. Эти данные были получены при обследовании людей, воспитывавшихся в приютах, где установление стабильных связей между детьми и взрослыми оказывалось физически невозможным. Развиваясь, эта линия исследований привела к изучению поведения людей, где заботу о ребенке берет на себя не мать, а кто-то другой.

Результаты экспериментов, проведенных английскими психологами, свидетельствуют о том, что психосоциальное развитие людей, выросших в государственных учреждениях (приюты, дома ребенка и др.) часто имеет ряд особенностей. Так, например, было замечено, что некоторые дети, воспитывавшиеся в таких условиях, более зависимы, нуждаются в большем внимании со стороны взрослых, часто бывают более агрессивны в школе, чем дети, воспитывавшиеся в семьях (Г. В. Семья, Т. М. Счастная и др.). Однако степень устойчивости неблагоприятных последствий, возникших в результате отсутствия в раннем детстве объекта привязанности, не ясна.

В большинстве развитых стран мира велико количество женщин, имеющих младенцев и при этом продолжающих активно работать. Это приводит к созданию весьма разнообразных способов ухода за детьми. К ним могут быть отнесены: традиционно популярное в ряде стран обращение за помощью к дедушкам и бабушкам; помещение ребенка в государственные учреждения — ясли, особенно популярные в нашей стране; создание для малышей домашних детских садов (Израиль и др.); активно распространяющаяся в последние годы практика привлечения к воспитанию малышей нянь, гувернанток и др.

Все это постоянно провоцирует споры о воспитательных последствиях нематеринского воспитания. В связи с этим обсуждаются преимущественно два вопроса:

  • 1) является ли решающим для психосоциального и когнитивного развития ребенка в период младенчества то, что о нем заботится один человек;
  • 2) не оказывается ли нематеринский уход менее качественным, менее стимулирующим развитие ребенка.

Сторонники теорий, подчеркивающих значимость привязанности в младенчестве, склонны считать, что длительное пребывание младенца на понечении других людей приводит к нарушению привязанности к биологической матери, что может вызвать в дальнейшем проблемы эмоционального, социального и когнитивного развития. Специальные исследования этих аспектов развития, проведенные в разных странах, свидетельствуют скорее о несостоятельности данной гипотезы. Так, например, шведский исследователь Б. И. Андерсон, отмечает, что по данным его исследований, пребывание ребенка с раннего возраста в детском саду более благоприятно сказывается на его развитии, чем при позднем поступлении в детский сад или домашнем воспитании. По данным ряда российских и американских психологов, лучшие результаты в сферах когнитивного и психосоциального развития показали школьники, в младенчестве пребывавшие в яслях.

Это касается учреждений, где обеспечивается качественный профессиональный уход за детьми. Важнейшими факторами здесь выступают: частое взаимодействие взрослых с ребенком; доверительные отношения; благоприятная обстановка для развития речи; возможности для самостоятельного исследования окружающего и получения нового опыта; наличие достаточного пространства; разнообразных и соответствующих возрасту игрушек. [1][2][3][4][5]

Источник

После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом. 

В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.

Вскармливание детей раннего возраста

Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.

Режим кормления

Согласно рекомендациям ВОЗ, прикладывание малыша к груди должно производиться уже с первого дня жизни по любому знаку голода. Таким образом, в первые дни жизни малыша частота кормления может достигать 10-15 раз за сутки. Это еще называют режимом свободного вскармливания. Затем, по мере роста малютки, кратность кормления уменьшается и на второй-третьей недели составляет около 6-7 раз за сутки. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России, здоровым доношенным детям после рождения (после выписки из роддома) устанавливается шестиразовый режим кормления с интервалом 3,5 часа. После 6 месяце жизни устанавливается пятиразовый режим кормления с интервалом 4 часа.

кормление ребенка по месяцам

Важно придерживаться режима кормления.

Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни

В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:

Количество молока в сутки = 0,02 * массу тела при рождении * день жизни малютки. То есть два процента от массы тела при рождении умножаем на количество дней жизни.

После 10 дней жизни суточное количество молока рассчитывается «объемным» способом Гейбнера – Черни. Для использования данного способа нужно научиться рассчитывать долженствующую массу тела ребенка. Она рассчитывается путем ежемесячных прибавок: к массе при рождении прибавляем 600 г за 1 месяц, по 800 г за 2 и 3, 750 г – за 4-й, 700 г – за 5-й и так далее до 12 месяцев). То есть на 50 г меньше для последующих месяцев. Затем, рассчитав долженствующую массу тела малыша, используем следующее правило:

  • С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать суточной объем питания в размере 1/5 долженствующей массы тела.
  • С 2 до 4 месяцев – 1/6.
  • С 4 до 6 месяцев – 1/7.
  • После 6 месяцев здоровые дети получают суточный объем питания в размере 1000 мл.
Читайте также:  Дополнительное развитие ребенка дошкольного возраста

После 6 месяцев ребенку начинают давать новые продукты питания. Выделяют пищевые добавки и блюда прикорма. Пищевые добавки в суточном объеме питания не учитываются. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, желток, сухари, печенье, хлеб пшеничный. Блюда прикорма учитываются в суточном объеме питания и постепенно заменяют кормление грудью. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 мес до 7 мес. Второй прикорм с 7,5 мес до 8 мес. Третий прикорм с 8,5 мес до 9 мес. К блюдам прикорма относятся: овощное пюре, молочно-крупяная или молочно-злаковая каши, мясное пюре, творог, рыбные блюда. Сейчас существуют программы и более раннего введения пищевых продуктов ребенку.

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

  1. Умывание. Должно производиться 1 раз в день (утром) для новорожденного и 2 раза в день ребенку старше 2 месяцев. Умывание производиться по принципу «сверху-вниз». Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют свой тампон. Умывать необходимо теплой кипяченной водой, можно лицо протереть ватой. Начиная с 5 месяцев можно использовать водопроводную воду. Протирать ротовую полость грудничку категорически запрещено. В этом возрасте слизистая оболочка очень ранимая, что может привести к развитию воспалительных процессов в ротовой полости. Для чистки носа используют ватные жгутики. Необходимо смочить их водой или вазелиновым маслом, затем вращательным движением ввести в носовой ход и осторожно извлечь. Ушки чистят с периодичностью в 3-4 дня. Также нужно использовать ватные жгутики и воду. Не стоит использовать ватные палочки, так как они могут нанести повреждения.
  2. Ногти обрезаются 1 раз в неделю. Лучше это делать после купания, когда они мягкие. Ножницы предварительно нужно обработать спиртом. На ногах следует обрезать ровно, а на руках – закругляя уголки.
  3. Чем меньше карапуз, тем чаще его необходимо подмывать. Это обусловлено частым мочеиспусканием и дефекацией у детей данной возрастной категории. Подмывать необходимо проточной водой. Девочек – спереди назад. После подмывания кожу нужно вытереть и смазать стерильным маслом (например, «Джонсонс –Бэби»).
  4.  Проведение гигиенических ванн. Первое купание проводится на 2-й недели жизни, когда заживает пупочная ранка. В первом полугодии данная процедура проводится каждый день, во втором полугодии через день. Перед процедурой ванночку необходимо хорошо вымыть и ополоснуть. Температура воды: 1 месяц – 37,5-37 градусов, 2-6 мес – 37-36,5, после 6-го месяца – 36,5-36. Продолжительность купания от 3 до 10 минут.
  5. Пеленание. Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит. Отечественная педиатрия придерживается иного мнения. Общие правила пеленания:
  • Вначале одевается тонкая распашонка, памперс.
  • Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку.
  • Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку.
  • На 1 месяце жизни ребенка необходимо пеленать с ручками, со 2-го месяца ручки не прячутся и находятся поверх пеленки.

пеленание правила

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Укомплектованность чистым бельем для малыша

Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.

Для новорожденного:

  • 10-15 распашонок.
  • 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок.
  • 5-6 памперсов.
  • 2-4 косынки.

Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:

  • Ползунки.
  • Надгруднички.

К концу одного года – колготки.

Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели – роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.

Источник

Татьяна Дыбова
Консультация для родителей «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни»

«Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни»

«Береги здоровье смолоду» – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности а своих силах, упорства и конечно же здоровья. В тоже время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальна следующая цель:

-защита, охрана и укрепление здоровья ребенка с раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни.

Наличие стойких привычек говорит о сформированной личности и о том, что какая-то деятельность занимает прочное место в сознании человека. Их формирование идет тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется. Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Сколько нареканий вызывает нежелание детей чистить зубы, тщательно умываться, содержать в порядке одежду, убирать за собой постель и т. п. Пока ребенок в детском саду, он подчиняется требованиям воспитателя, а дома. Большинство проблем здорового образа жизни зарождаются в детстве, а затем переходят во взрослую жизнь.

Читайте также:  Ребенок полтора года развитие форум

Многие родители приучают детей чистить зубы и полоскать рот после каждого приема пищи, обтираться влажным полотенцем, совершать туалет носа, мыть ноги перед сном. Но говорить о том, что у детей появилась потребность в совершении этих действий, мы не вправе, поскольку эти действия дети совершают по указанию и под присмотром взрослых.

Дети дошкольного возраста генетически запрограммированы на уход за ними со стороны взрослых, они нуждаются в нем. Впоследствии, став взрослыми, они так же заботливо будут относиться к своим детям (есть с кого пример брать). Далеко не все так заботливы к детям, как бы это требовалось.  

Восточная мудрость гласит:

-Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

– Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

– Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека».

Формирование у детей привычек здорового образа жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что сам термин “здоровье” определяется неоднозначно.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является следующая формулировка:«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Личная гигиена.

Занятия физкультурой, прогулки.

Закаливание.

Рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

Положительные эмоции.

Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.

Формирование понятия “не вреди себе сам”.

Отказ от вредных привычек.

Цель гигиенического воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье и волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает организм к социальной адаптации. Пример взрослых и единство воспитательных подходов и требований со стороны взрослых являются важнейшим условием для приобретения и закрепления гигиенических навыков.  

Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Режим – основа формирования биоритмов в деятельности организма. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития детей.  

При составлении индивидуального режима дня для своего ребенка необходимо учитывать, что утреннее и вечернее бодрствование желательно распределить равномерно, в течение 5-6 часов. При питании 4 раза в день кормления происходят в среднем через 4 часа, но некоторым детям необходим дополнительный прием пищи в виде кефира, фруктов, стакана молока и пр. Даже в холодное время года, если температура воздуха и погода позволяют, ребенок должен гулять 2 раза в день. Малышам в этом возрасте сложно занять себя самим, необходимо заботиться о занятиях и организации игр. На улице дети лучше играют сами, поэтому занятия на улице можно организовывать через 30 минут после начала прогулки. В организации занятий важно равномерно распределить чередование самостоятельной деятельности и занятия с взрослыми. Очень важно создать оптимальные условия для развития и роста своего ребенка.

Читайте также:  Беременность по неделям развитие плода фото ребенка

Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно велика. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.Отступление от принципа сбалансированности в питании нарушает:

– равновесие между химическим составом пищи и потребностью организма в пищевых веществах;

– изменение обмена веществ;

– функциональные и органические сдвиги в организме;

– заболевания (ожирение, диабет, анемия)

Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям внешней среды, а, следовательно, к простудным заболеваниям. Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания.Это:

1. систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года;

2. постепенность увеличения силы раздражающего воздействия;

3. учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.

Оптимальный двигательный режим – это забота об обеспечении достаточного количества движений ребенка, т. е. физическая культура. Она включает в себя гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения.

Положительный эмоциональный фон – необходимое условие для нормального развития ребенка. Но в каждом возрастном периоде детства есть свои методы формирования положительных эмоций. Чтобы правильно их выбирать, надо хорошо знать возрастные и эмоциональные особенности детей. Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в положительные отношения со взрослыми и детьми лучше всего тогда, когда он находится в положительном эмоциональном состоянии. Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Такое состояние определяется, как положительное эмоциональное, и оно наиболее благоприятно для развития ребенка.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми

Портрет здорового ребенка:

-жизнерадостен;

-активен;

– доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;

– положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;

– развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;

– достаточно быстр, ловок и силен;

– суточный режим его жизнисоответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;

– неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.

– он не нуждается в каких либо лекарствах;

– не имеет лишней массы тела.

Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, – задача вполне посильная.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами используются разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Средства двигательной направленности:

*физические упражнения;

*физкультминутки и паузы;

*эмоциональные разрядки;

*гимнастика (оздоровительная после сна);

*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;

*подвижные игры;

*массаж.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

Оздоровительные силы природы.

Имеют огромное значение для здоровья детей:

– регулярные прогулки на свежем воздухе;

– солнечные и воздушные ванны;

– водные процедуры;

– витаминотерапия.

Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры- развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.

Витаминотерапия.

Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делом. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку.

Рекомендации для родителей:

1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью,

2) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка,

3) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку, т. д.)

4) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание,

5) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность,

6) помните, что вы лучший пример не только для своих детей, но и для других.

Источник