Значение тряпичной куклы для развитие личности ребенка

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Как мы любим своих детей! Как хочется уберечь их от всех невзгод и дать всё самое лучшее: вкусную еду, красивую одежду, самые новые и интересные игрушки. И вот уже в комнате не помещаются игрушки малыша, их  часто ломают и выбрасывают…

        О важность игры в жизни ребёнка писали многие известные  психологи. К Д. Ушинский подчёркивал значение игры для общего развития души. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру». О современных игрушках много размышляют и современные психологи и педагоги. Е.А. Флёрина считает, что «тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры и педагогических взглядов».  Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому не стоит ожидать.  Нарушается  логическая цепочка «общество – игрушка – ребёнок». Актуален и вопрос о соответствии игрушек возрасту ребёнка и их количестве. По мнению О.М. Манасеиной,        «… обилие игрушек вредно потому, что, давая ребёнку слишком много разнообразных ощущений, …мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх».  Да и сами родители зачастую понимают, что не все игрушки несут добро, полезны и нужны их малышу. Большинство  родителей и не подозревают о том, что они могут своими руками сотворить своему ребёнку чудо – добрую народную игрушку.

Сейчас в России народными образцами игрушки являются матрёшка, неваляшка, колобок, плюшевый мишка. Они, по своей сути, игрушки безобидные, весёлые, добродушные. Но не стоит забывать о древних славянских куклах. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой игровой культурой. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Фабричное производство игрушек отсутствовало.  Взрослые вместе с детьми сами делали игрушки. Их наделяли  магическими качествами: считалось, что они способствуют счастливому браку,  материнству, богатому урожаю, уберегали от сглаза. Игрушка могла и навредить. Дарить игрушку было распространённым обычаем. Народная игрушка – своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Испокон веков рукотворная игрушка передавала детям и взрослым радость, доброту и чувство юмора. Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и незатейлива по декоративному решению. Народная кукла очень добрая, душевная и помогает вырасти ребёнку душевно здоровым. Тряпичная куколка  всегда оказывала положительное влияние на психику ребёнка: во-первых, в отличие от пластмассовой, она снимает психологический барьер между ребёнком и “миром больших вещей”; во-вторых, воспитывает ласковое и  небоязливое отношение к миру; и, в-третьих, постоянное наличие рядом оберега, защитника успокаивает малыша. В старину куколки «Кувадки» висели над колыбелью младенца и были вместо погремушки: родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл!  А некоторые обрядовые куклы были лечебные. Например, когда ребёночек болел, то в куклу «Благополучница» вкладывали,  а в куклу-стригушку вплетали лечебные травы; запах травы оказывал лечебное действие на больного во время игры.  Умиротворение и радость приходят, когда играешь с  куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.  Главной особенностью этой куклы является то, что делают её без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, не делается ни одного шва и укола иголки, ведь это подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Работа над тряпичной куклой –  источник эмоционального переживания, радости и  удивления:  вдруг из тряпочек появляется человек! А как приятно малышу играть с игрушкой, сделанной своими руками! Куколку, в которую вложил свой труд и душу, он будет беречь!

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. В деревнях с пяти лет девочки изготовляли кукол сами: на кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве её хозяйки. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.  Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась! Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край,

его историю и современность. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры.  В интересной игровой форме дети узнают о народных куклах, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Сколько  обрядовых традиционных праздников дети усваивают в процессе знакомства с народными куклами и их изготовления!  Сколько потешек, песенок, поговорок они слышат и легко заучивают! Развивается память, речь детей, умение чувствовать прекрасное. Дети узнают, как жили их предки – нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребёнка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней.
           В последнее время много уделяется внимания приобщению ребёнка к традиционной отечественной культуре, воспитанию бережного отношения и любви к ней. В этом может помочь народная кукла, и знакомство детей с её историей и значением в жизни наших предков нужно начинать в дошкольном возрасте.   В своей педагогической работе я уделяю особое внимание ознакомлению детей с русской народной культурой. На протяжении последних двух лет я плотно занимаюсь проектной деятельностью, и «народная кукла» была сначала краткосрочным проектом. Он включал беседы с детьми, мастер-класс по изготовлению народной куклы «Отдарок-на-подарок» с родителями на заседании Клуба молодой семьи. А мы с детьми сделали из ниток куколок, из которых была составлена композиция «Мартинички на обрядовом дереве»; с ней мы стали лауреатами на выставке Фестиваля искусств «Протвинская капель-2013». Работая над проектом, я обнаружила большой интерес к народной кукле и со стороны взрослых, и со стороны детей. Мой интерес в процессе работы тоже увеличился, я сделала самостоятельно более десятка народных кукол, изучала их историю. Проект из краткосрочного вырос в долгосрочный. В Клубе молодой семьи я продолжила работу по этой теме с родителями, давая им не только практические навыки, но и разъясняя им значение народной куклы для развития ребёнка и важность совместной с детьми деятельности. В моей группе был организован кружок «Куколка»: дети с удовольствием рассматривают народных куколок и слушают про них рассказы, трудятся над их изготовлением и обыгрывают их. Практическая деятельность подпитывает интерес детей к новым знаниям: дети видят результат труда и хотят узнавать больше нового. Совместная работа «Птица-Радость» получила грамоту на выставке «Протвинская капель-2014. Народная игрушка –  действенное средство в развитии художественного творчества старших дошкольников. Помимо этого, работа над куклой объединяет детей: чтобы облегчить себе трудовой процесс, они объединяются в пары, помогая друг другу.  Да и играть с куколками вместе интереснее!  Народная кукла способствует укреплению и внутрисемейных связей: дети рассказывают родителям о своей работе и предлагают дома сделать совместно куколок, изготовить для них атрибуты; заинтересованные родители посещают мои мастер-классы, мастерят дома с детьми. А ведь это так важно, особенно сейчас, когда дети испытывают дефицит родительского внимания!

При работе кружка «Куколка» решаются следующие задачи:

1. Научить детей изготавливать народные куклы, познакомить с их историей и значением.

2. Обучать детей различным технологическим операциям и творческому подходу.

3. Развивать образное и пространственное мышление, кисти рук и глазомер.

4. Воспитывать уважение к народным традициям и обрядам своей Родины.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.

Опыт работы показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества. Знакомство с народной куклой и изготовление тряпичных куколок оказывает воздействие на развитие важных процессов развития дошкольников, благотворно влияет на душевное состояние детей. Иными словами, народная кукла воздействует и на ум, и на душу ребёнка.

Источник

Наталья Кастерина
Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

Уважаемые коллеги здравствуйте!

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

А. Синявского (“Голос из Хора”)

На современном этапе, в связи с новыми требованиями, выделен один из стратегических ориентиров в развитии системы образования. Заключается он в том, что она должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. А современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления полученные в детстве запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.

Поэтому очень важно чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть. То каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Восемь лет, работая по этой теме обозначив всю значимость куклы, как средства развития ребенка дошкольника выбрала для себя это направление. Работая в данном направлении, разработала и апробировала ряд проектов по народной кукле для дошкольников, их родителей и педагогов ДОУ. Неоднократно проводила педсоветы, мастер-классы и консультации для педагогов раскрывая значение народной куклы в патриотическом и творческом развитии дошкольников.

Давая открытые уроки, на уровне детского сада, участвуя в конкурсах по данному направлению поняла о необходимости создания кружка дополнительного образования детей «Василинка». И вот уже два года являюсь руководителем кружка для детей подготовительной группы. Разработала программу кружка «Народная кукла», которая предполагает изучение истории народной куклы, традиции и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25-30 минут, продуктом детской деятельности выступает самостоятельно созданные куклы, выставки, импровизированные спектакли с куклами. В данном направлении консультируя и проводя мастер-классы для родителей, получила предложение о создании мини-музея народной куклы в группе. В итоге силами родителей был создан мини-музей «Куклы наших бабушек». Мини-музей кукол подразделяется на обрядовые, обереговые и игровые куклы. Все куклы были созданы руками родителей.

Результатом проделанной работы считаю высокий творческий потенциал, разностороннее знание и народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети, приходя ко мне на занятия не умея работать с тканью, легко и без проблем начинают скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету. Занимаясь в кружке «Василинка» дети запоминают о значении цвета в кукле (красный – от болезни, значение рисунка и узора в наряде.

Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь. Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы ежедневно убеждаемся.

Так проведя экспериментальное исследование на констатирующем эксперименте были получены такие данные: к высокому уровню отнесено 18%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности.

К среднему уровню было отнесено 27% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, на некоторые вопросы дети затруднились ответить или отвечали неуверенно, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли.

К низкому уровню отнесено 45% детей. Эти дети отвечали лишь на несколько вопросов (3-4). Ответы были не по существу. Дети, отнесённые к этому уровню, не проявляли интереса к предметам быта. В процессе игровой деятельности с историческим сюжетом эти дети малоактивны.

С целью определения отношения педагогов к изучаемой нами проблеме и изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в этой области воспитания, мы провели анкетирование среди воспитателей.

Полученные данные говорят о том, что хотя педагоги осознают значимость ознакомления с историческим прошлым русского народа, работа по отбору материала, его накоплению и оформлению ведётся недостаточная.

На следующий вопрос педагоги ограничились лишь поверхностными ответами. В качестве исторических событий, с которыми следует знакомить детей,были названы: Великая Отечественная война, знакомство с родным городом; хотя круг исторических событий гораздо более широк, нежели те, которые были названы педагогами

Как свидетельствуют данные проведённого исследования, представления дошкольников об историческом прошлом России отличаются неточностью, отсутствием глубины. Большинство родителей и воспитателей осознают важность ознакомления детей с историческим прошлым России, но сами этими знаниями владеют не в полном объёме, что затрудняет работу с детьми.

Таким образом, можно предположить, что решению данной проблемы может способствовать разработанная система занятий по народным куклам, предусматривающая ознакомление с прошлым нашего государства, дидактические игры, развлечения и другие формы работы, предполагающие уточнение, углубление и расширения знаний детей.

На этапе контрольного эксперимента была проведена та же работа с детьми, что и на этапе констатирующего эксперимента.

В результате обработки анкет, опросов, анализа продуктов детской деятельности, нами было отмечено увеличение детей с высоким уровнем сформированности представлений об историческом прошлом народа, развития творческих способностей детей.

К высокому уровню отнесено 68%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности. Самостоятельно, без помощи взрослого изготавливали предложенные куклы, подбирая необходимый материал и обосновывая свой выбор.

К среднему уровню было отнесено 32% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли. Изготавливают куклы самостоятельно, но затрудняются в выборе цветовой гаммы, не могут ответить на вопрос о символическом изображении узоров на одежде куклы.

Детей с низким уровнем не было выявлено.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В.Высоцкого:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды.

Источник