Значение традиций в духовном развитии ребенка

Значение традиций в духовном развитии ребенка thumbnail

Кондрашева Юлия Викторовна
Роль духовно-нравственных традиций для развития ребёнка

Роль духовно-нравственных традиций для развития ребёнка.

Время, в которое мы живём, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой – возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни.

В связи с этим остро ощущается необходимость улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народа. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит путём освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этнических норм.

Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовнойи материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. Поэтому их можно рассматривать как важнейший элемент формирования этнического сознания.

Традиции,которые складывались в течение многих сотен лет: уклад и дух жизни необходимы, чтобы сохранить русский народ.

Традиции всегда передавались из поколения в поколение. Вне традиций народ не может существовать, сохраняя своё лицо – он исчезнет.

По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека – достоинства, совести, милосердия, терпимости и других, которые составляют нравственные ценности всего человечества.

Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человечества. Они же создают особую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку.

Наиболее естественно приобщение идёт в детском возрасте. С погружением ребёнка в стихию народных традиций закладывается фундамент, на котором формируются нравственные идеалы.

Если использовать традиции в воспитании ребёнка в качестве мировоззренческой основы, сформируется полноценная личность.

Традиции образовательных учреждений должны переплетаться с семейными и традициями социума. Если этого не произойдёт, то сформируется разочарование.

Дети – будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от нас.

Духовные ценности святой Руси, раскрываются в возвышенной православной этике,показывают черты русского характера: трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. Именно эти характеристики – основа национального характера.

Традиции должны использоваться с учётом возрастных особенностей, разъясняться в доступной для детей форме (Празднование народных праздников, изучение месяцеслова и других форм, и должны претворяться в повседневной жизни.

Наши законодательные акты утверждают гарантии прав ребёнка получать знания и воспитываться с теми традициями, которые для него родные.

Для русского человека – эти традиции кроются в православии. Это и есть духовная среда России.

Великим педагогом К. Д. Ушинским написано, что прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и народы, надо научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, духовно развитую личность.

Источник

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй

Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, «единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях. Семья, как и другие социальные институты существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развитие. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга. Семейные традиции имеют свои специфические особенности. В связи с этим семейно-родственные отношения служат одним из важнейших каркасов построения культуры и воспитания нравственности. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Именно через них многовековой опыт, обычаи передаются от старших поколений младшим. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное, духовно-нравственное развитие ребёнка проходит более успешно.

С целью выявления оптимальных условий формирования интереса у детей к семейной традиционной культуре, а также определения наличия традиций в современных семьях можно определить следующие задачи: выявить уровень знаний и представлений у детей о семье, семейной традиционной культуре; оценить возможность приобщения дошкольников к семейной традиционной культуре; изучить отношение родителей к созданию и возрождению семейных традиций.

Одним из методов определения уровня знаний и представлений у детей о семье является наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья». Целесообразно также использование методики комментирования картинок (на темы: «Вечер в семье», «Праздники в семье»), в ходе которой ребёнок описывает картинку, исходя из своего личного опыта. Индивидуальные беседы с детьми дают возможность изучить понимание дошкольниками слова «семья», выявить представления детей о семейных традициях, об организации свободного времени в условиях семьи.

В рамкахнепосредственнообразовательной деятельности рекомендуется знакомство детей с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники), закрепление знаний детей о названии родной страны, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве).

Очень эффективной формой работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников, является организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги имеют возможность вместе оформить групповую комнату поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготовить костюмы, подарки, поздравления и угощения, играть в народные игры и исполнять русские народные песни. Целесообразно организовать консультации для родителей«Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Как правило, взрослые сталкиваются с рядом трудностей при проведении детских праздников. Основным они считают приготовление вкусного угощения и множество подарков, а в последнее время лучшим вариантом считают устроить праздник в кафе. Благодаря консультации родители могут получить много важной, интересной информации, которой с удовольствием воспользуются.

Для поддержания активно-действенного отношения к семейнойтрадиционной культуре эффективным будет оформление альбома или семейной газеты «Путешествие в мир семьи», где можно поместить рисунки детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».

Родительские собрания позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций.

Таким образом, обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопониманию членов семьи, вводит детей в мир социальных отношений, формирует духовно-нравственный облик.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Литература:

  1. Короткова Л.Д Деловая игра как активная форма профессиональной подготовки учащихся //Дошкольное воспитание. 1987. № 10. С. 69–84.(0,9 п.л.).
  2. Короткова Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности //Начальная школа. 2007. № 11. С. 15–17. (0,2 п.л.).
  3. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11. с. 6–10.(0.4 п.л.).
  4. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки. Монография. М.: ЦГЛ, 2006. 167 с. (10,0 п.л.).
  5. Короткова Л. Д. Коррекционная педагогическая работа с детьми детских домов и приютов средствами авторских сказок.// Коррекционно-развивающая работа с детьми детского дома. Научно-методическое
  6. Михайлова М. А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод». Ярославль. Академия Холдинг.2002г.
  7. Сухарева О. П. «Праздник в нашей школе». Янтарь 2005г.
  8. «Праздник — ожидаемое чудо». Москва «ВАКО».2006г.
  9. Интернет-ресурсы

Источник

“Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого

народа”

К. Д. Ушинский

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучения и воспитания дошкольников.2

Молодое поколение должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда – то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам знать обычаи, которыми руководствовались наши далекие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.4 Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности. Что вызывает горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у дошкольников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно –   нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

-методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» – период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».1

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участие всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения.

Колядки3 – старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались – рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают.

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

 Святочные гадания.  Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий – и люди гадали. Для гаданий выбирали “нечистые” места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, – места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

          Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали “защитные” меры против нечистой силы – очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака – девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

         В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены “знаки” судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее.

“Знаками” могло быть что угодно – сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка,  поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др.

         Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка – скорую свадьбу, топот коня – дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

    По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые – колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено  Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

Знаменита была Масленица своими кулачными боями. И опять-таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови).

Кульминация праздника — костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела, в Ростов полетела!». Костры разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сеношные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

Хотелось бы ещё остановиться на некоторых обрядах, так называемого жизненного цикла. Это обычаи, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с рождения. Рождение ребёнка – это очень большое событие в жизни людей. 

Рождение младенца. 

Русские спешили крестить младенца,  и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, память которого случалась в день крещения. Обычай крестить ребёнка сохранился и поныне. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. Таким образом, какой-либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещёного.

Свадьба в России – это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым.

Венчание – очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после венчания они острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает “приданым” – постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. «Курник» – это свадебный пирог. Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда молодые муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает их, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Свадьбы в России проходят шумно и весело, с танцами, песнями и многочисленными «играми – испытаниями» для жениха.

Современные обычаи.5 Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга  и желают каждому здоровья и добра, при этом  бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии  и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

Заключение.

 Итак, главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

         Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Литература:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М.: Издательство «Русский язык», 1990, – Т.З.- С.380.
  2. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. «Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье»// Современные гуманитарные исследования.- 2006г.
  3. Блинова Г.П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн.пособие / Г.П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведения/1999.-168с.
  5. Папкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006.- 541с.

:

Источник