Значение тактильных ощущений для развития ребенка

Значение тактильных ощущений для развития ребенка thumbnail

Анна Гаращенко
Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника.

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Можно создать свою коллекцию самых разных игр и пособий.Для этого нужно: кусочки разных тканей и материалов – кожи, меха, наждачной бумаги разных номеров, губки и др. Так же пригодятся разные крупы, мешочки с разными наполнителями (можно использовать перчатки, носочки, колготки для змеек и т. д.). Вы можете наклеить на дощечки разные ткани и материалы, или это можно сделать на одной большой поверхности.

Взять обрезки разных тканей и разложить их перед ребенком. Рассмотрите их и потрогайте руками, расскажите, для чего какая ткань может использоваться, но сделайте это кратко, ведь детям не интересно долго слушать наши объяснения, им интереснее играть.

В качестве таких игр хорошо использовать занятия по художественно-эстетическому воспитанию:

– лепка из глины, пластилина, теста;

– аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

– аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

– рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

– игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым);

– собирание разнообразных пазлов;

– сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома и в группе детского сада.

1. Ткани на ощупь. Сделайте с ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

2. Волшебный мешочек. Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т. д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку.Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее».После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т. д.

3.Игры с жидкостями: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель.Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т. д.

4. Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

5. Тактильный коврик.Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Ребенок может не только потрогать, но и ходить по нему ножками.

6. Тактильные аппликации.Для этого можно взять разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т. д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

7. Аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Читайте также:  Система раннего развития ребенка марии монтессори

Хочу предложить Вам сделанную мной тактильную аппликацию в виде картины по произведению А. С. Пушкина «Золотая рыбка».В работе я использовала следующие материалы: морской песок, измельченные ракушки, веточки и семена растений, листья и травинки. Для создания фона обыкновенные цветные карандаши и аппликацию героя сказки.

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Источник

Библиографическое описание:

Шокурова, Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/ (дата обращения: 21.10.2020).

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

–          кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

–          органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

–          лепка из глины, пластилина, теста;

–          аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

–          аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

–          конструирование из бумаги (оригами);

–          макраме (плетение из ниток, веревок);

–          рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

–          игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте кратко

–          собирание пазлов;

–          сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Литература:

1.      Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, окружающий мир, тактильная чувствительность, тактильное восприятие, предмет, материал, ранний возраст, ребенок, тактильно-двигательное восприятие, форма общения ребенка.

Источник

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

                                Разработала: воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории

                        Мельникова Е.П.

                                                           2015 год

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.

Срок выполнения: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники  группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 3 – 6 лет

Актуальность исследовательской работы

       Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многоеузнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

     Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

    Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

    Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

    Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

        Данная проблема позволила определить тему исследования – «Роль тактильных ощущений в развитии  сенсорных способностей у дошкольника».

Объект исследования – процесс формирования сенсорного развития у детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования сенсорных способностей, посредством тактильной книги.

        Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов тактильных ощущений в формировании сенсорного развития у дошкольников.

Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие       задачи:

  1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

   3.Развитие активности и инициативности детей;

   4.Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;

    5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

    6.повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Гипотеза  исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. 

Методы исследования:  изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;  наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент;  количественный и качественный анализ полученных результатов.

 Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Читайте также:  Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Наличие теоретической базы опыта.

В 2011 году я начала работу с детьми по теме «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников».

       Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие сенсорных эталонов,  способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл роли тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

        Длительность работы над проектом – 3 года.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3.Выявление уровня сенсорного развития детей 3-7 лет.

4.Разработка диагностического инструментария  к материалу.

5.Разработка перспективного плана работы.

6.Проведение диагностики сенсорного развития детей

7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

-Повышение уровня прфессиональных знаний и навыков, создание переноса в практическую деятельность;

– «Центр тактильного развития»;

-«Уголок сенсорного восприятия»

1 год обучения

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Познавательно-исследовательская деятельность

– Формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; -развитие органов чувств: вкус,  зрение, осязание, обоняние, слух;

– развитие умения различать температуру, -различать  предметы на ощупь

– развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

– развитие мелкой и крупной моторики.

  • -пополнение уголка детского экспериментирования;
  •  «Что растёт на дереве…а, что в огороде?»;
  •  «Где какой компот?»;
  • Д/и «Чудо мешочек»;
  • Мозаика из пробок;
  • Игры с крупами;
  • Д/и «Выловим из воды»;
  • Д/и с песком и водой

-Д/и «Найди пару»;

– «Тактильные дорожки»;

– «Угадай на что (кого)похоже»;

– «Геометрик»;

– «Сухой бассейн»;

– «Камень и Вата»;

-«Свойства снега»;

– «Выращиваем фасоль» огород на подоконнике.

1-3 год обучения

Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал.

-Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения

-«Оторвём кусочек теста»;

– «Обрывная аппликация»;

– «Мозаика из пластилина»;

-Каждую бусинку на своё место»

– «Аппликация из бросового материала»;

– «Сложи дощечки»;

– Игровое упражнение палочки в ряд;

-Аппликация из бросового материала «Калейдоскоп».

1-3 год обучен

Изобразительная деятельность.

-Формировать умение называть основные цвета; развивать  и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

-«Найди отпечаток своей руки»;

– «Сделай такой же узор»;

– Д/и «Выкладываем орнамент»;

– «Рисуем пальчиком»;

– Д/и «Красивый букет»;

– «Я, как только подрасту, сразу в космос улечу»;

– «Украшаем тарелочки»;

– «Разноцветное панно»

Игровая деятельность

-помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов;

 – развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

 – развивать осязательное восприятие, а именно тактильные  ощущения, микро и макромоторику воспитанников.

– Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками;

– «Прищепки подружки»

-Игра «Бабочка-коробочка»;

-Тактильная книга «У бабушки в деревне»

-Игра «Весёлые шарики»;

– «Волшебная коробочка»;

– «Сухой дождь»;

– «Ёжик в ладошке»;

– Д/и «Подбери матрёшке одежду».

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа
  1. Повышение педагогической культуры родителей
  1. «Вот, что мы умеем»
  1. «Весёлые  игры»

– Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

– Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений

– Показ достижений детей в области сенсорного развития.

-Демонстрация дидактического оборудования и материалов

-Анкетирова-

ние;

– беседы

-Экспресс-опрос «Талантливый ребёнок, какой он»

– Консультации  и беседы: «Воспитание сенсорной культуры»;

– Круглый стол «Забавная сенсорика»

– «День открытых дверей»

В начале обуче-ния

В тече-ние всего обуче-

ния

2 раза в год

1 раз в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО

– Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

– Доклады;

– презентации

– Доклады;

– «Мастер-класс»

В тече-ние всего обуче-

ния

1 раз в год

III этап – обобщающий:

1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорных представлений;

– Семинары,

-публикации,

– взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.

-работа с другими образовательными учреждениями

В конце каждого учебного года

Источник