Значение строительных игр для развития ребенка

Значение строительных игр для развития ребенка thumbnail

Значение строительной игры в развитии ребенка

«Дети, – писал К. Ушинский, – не любят игрушек неподвижных,  оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитятки та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом.

 Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семёнович писал, что одни из видов игрушек – различные материалы. Они «представляют собой самый дешёвый и самый благородный (благодарный) игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

 Строительная игра и  её воспитательное значение.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени связана с сюжетно ролевой игрой и рассматривается как её разновидность.  У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, дома, дороги и  многое другое. В строительных играх они не только отражают (изображают) окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре,  прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной – основным является ознакомление с окружающей деятельностью людей с применением техники и её использования.

Воспитателю важно учитывать взаимодействие сюжетно-ролевой и

строительной игры. Строительство часто возникают в процессе сюжетно – ролевой: игра пароход неизбежно требует его постройки и так далее. Однако,  строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят машину, а затем уже поехали на ней и играют в шофёра и пассажиров. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений и овладение детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления,  обогащение речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительный задачи способствует развитию конструктивного мышления.

На занятиях со строительными материалами осуществляется развитие сенсорных способностей детей, как умение целенаправленно рассматривать игрушки (предметы) и сооружения,  расчленять их на части (геометрические формы), сравнивать, видеть общее и различное, делать обобщения, то есть ребёнок учится наблюдать, запоминать и воспроизводить, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети применяют доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Большая роль принадлежит деятельность руки, связанная с работой сознания.  Материалистическая физиология придает огромное значение руке, как тонкому органу осязание, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предмете более полным, более глубоким. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и ротового (речевого) аппарата, человек имеет возможность воздействовать на внешний мир. Строительные игры способствуют развитию речи детей, они обогащают её новыми понятиями, терминами.

Строительная игра ценна и тем, что доставляет большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувствами радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, конусы, полушария),  дополнительные (пластилин, арки, кольца, трубы) и вспомогательные для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, листики, тростинки и другие. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленно обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

а) расширение представлений об окружающем мире, совокупности и сочетание в нём строительных форм;

б) обучение приема конструирования, побуждение самостоятельности их мышления;

 в) воспитание трудолюбия, правильных взаимоотношений детей в их коллективе.

Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее соединяющие пластины, доски. По размерам кубики и кирпичики должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьется координация движений рук можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, мало устойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчения детей. Материала должно быть достаточно, чтобы дети могли играть вс,е кто желает . В играх детей двух – трёх лет нет замысла или сюжета, малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, несоответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичи и так далее. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий мир и ещё сложен для них. Поэтому малышам двух – трёх лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у малышей . Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки – дворик, заборчик и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку – маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Ребёнку воспитатель дает коробку – ящичек,  в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики, кирпичики в достаточном количестве чтобы построить 2-3 стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет строение детей и выражает радость при их успехе. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки, домики, лесенки, заборчики, побуждает отражать видимое  в постройках и строительных играх. Целесообразно обучать детей строительным приемам путём использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжета строительных игр.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоского изображения (фотография, рисунок) в объемную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учить детей соотносить цель и процесс строительства  с результатом. Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике использования наглядных пособий (иллюстраций, фотографий),  простых технических рисунков, обучение способом перевода плоского изображения в объемную постройку.

Воспитатель уделяет большое значение (внимание) хранению строительного материала, использование его ребёнком, участие его в уборке материала после игры. Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте комнаты. Детали складываются аккуратно,  устойчиво, иначе, рассыпавшись при случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок должен брать материал и укладывать его после игры под контролем и с помощью взрослого. Воспитатель знакомит ребёнка с порядком хранение строительного материала, приучает соблюдать его, поощряет при правильном выполнении его требований, проверяет, как сложен материал после игры,  помогает детям.

Для строительных игр широко используется природный материал: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростинки и так далее. Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки.  Малышам для игры даются обычно маленькие формочки и маленькие совочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался, ящики -песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют, закрываются сетками, чтобы песок не загрязнился и вместе с тем проветривался. Играя со снегом, дети разгребает его лопатками, насыпают горки. Поощряя игры со снегом, воспитатель следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и, вместе с тем, предупреждает чрезмерную активность, чтобы они не перегревались.

Воспитатели учит выкладывать из камешков узоры на дорожках, площадках. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок.

Таким образом, строительные игры, при правильном руководстве ими, являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого воображения и отображения явления окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.

Источник

Ольга Агеева
Значение cтроительно-конcтруктивных игр в развитии личности ребенка

Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.

а) Умственное развитие

Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.

В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

б) Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества,которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

в) Развитие речи

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

г) Физическое воспитание

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям.В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.

Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

д) Эстетическое воспитание

Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

е) Нравственное воспитание

Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.

Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

ж) Подготовка детей к школе

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Источник

Елена Чернова
Консультация «Строительная игра и ее значение для развития ребенка-дошкольника»

Консультация «Строительная игра и ее значение для развития ребенка-дошкольника»

Конструирование, специфически детский вид деятельности, рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Оно отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и т. п.).

В процессе строительно-конструктивных игр у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети по-знают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов,объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и отличительные признаки.Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина— широкие витрины и т. д. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

Конструирование является эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторым сооружениями и постройками (мосты, жилые дома, здания детских садов, школ, театров, а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др., воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус ребят, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Обучение конструированиюпредполагает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определенные задачи воспитания.

Обучение дошкольников конструированию мы ведем в рамках комплексной авторской Программы и Технологии «Детский сад – Дом радости» (Н. М. Крылова). Обучение любому виду деятельности, в том числе и конструктивной, строится по определенному алгоритму «Лесенка успеха» (авторское название).

Ступеньки «Лесенки успеха»

Первый уровень – ребенок проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности.

Второй уровень – выполняет деятельность с помощью взрослого.

Третий уровень – действует самостоятельно.

Четвертый уровень – уровень творчества, когда ребенок самостоятельно создает новый, оригинальный продукт на основе полученного и усвоенного ранее опыта.

Чтобы дети успешно поднимались вверх по «Лесенке успеха», необходимо обучить их выполнению каждого вида деятельности как системе взаимосвязанных компонентов на основе модели (В. И. Логинова, Н. М. Крылова, которую строит воспитатель,предлагая вопросы:

1. Что хочешь сделать? (определение замысла)

2. Из чего? (выбор материала)

3. Чем будешь делать? (подбор инструментов)

4. В каком порядке – что сначала, а что потом? (система действий)

5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал? (самооценка).

Обучаясь конструированию как виду деятельности с использованием данной модели труда, дошкольники получают общие представления о законах построения трудовой деятельности человека. Так системные знания о труде взрослых людей формируют у дошкольников первоначальные социальные представления.

Необходимым компонентом обучения является создание условий развития конструктивнойигровой деятельности:

– организация предметно развивающей среды (разные виды настольных и напольных конструкторов, мелкие игрушки для обыгрывания построек,

– обогащение впечатлений окружающего мира (рассматривание фотографий, картин различных строений, образцов архитектурного искусства, улиц, площадей и пр. ,

– полочка будущей и настоящей построек,

– педагог, как источник знаний,

– обучение детей конструированию (индивидуально, в подгруппах, в совместной деятельности).

Опираясь на описанный выше алгоритм обучения детей конструктивной деятельности,мы выстраиваем свою работу с дошкольниками в определенной последовательности:

1 этап. Мотивация (задумка).

На этом этапе задача воспитателя – создать проблемную ситуацию, которую дети захотят разрешить. Например, воспитатель, обращаясь к детям,говорит: «Вы были хорошими строителями и построили город по замыслу архитектора, по его чертежам. Теперь в город приехала приемная комиссия, которая должна оценить, будет ли удобно жителям жить и работать в таком городе. Не могли бы вы помочь комиссии это сделать?». Таким образом, ставится проблема – необходимо доказать, что город удобен для жителей или, наоборот, неудобен.

2 этап. Моделирование.

– Совместно с воспитателем, а в дальнейшем и самостоятельно, используя условные обозначения, дети составляют схему, план построек (улицы, города, деревни и т. п.);

– проводят анализ расположения (где находится магазин, школа; что находится рядом, удобно их расположение или нет, почему);

– переносят план на плоскость стола или пола (используя бумажные формы-модули и без них, определяя место расположения объектов в соответствии с планом);

3 этап. Конструирование. Осуществляют строительство задуманной улицы, набережной, города, села из строительного материала, опираясь на составленную схему, план. Здесь дети не только строят,но и учатся взаимодействовать друг с другом: договариваться, оказывать помощь, давать советы.

4 этап. Анализ полученного результата.

Дети оценивают свой результат и общий вклад в данную конструктивную деятельность:

1. Что задумали?

2. Почему постройки отличаются?

3. Соответствуют ли назначению? (почему, докажите).

4. Удобное ли расположение? (докажите).

5. Красивое оформление? (что вы для этого использовали).

6. Получилось задуманное?

Обучение самооценке – важный момент в работе воспитателя с дошкольниками. Ведь если ребенок научился оценивать результат своего труда,то это дает основание говорить:

– о становлении его самосознания;

– об открытия им деятельности, как системе взаимосвязанных компонентов от замысла до результата.

После анализа задумки дети обыгрывают постройки. И здесь наступает самый интересный момент, когда конструктивная деятельность незаметно переходит в игровую и на основе созданных построек можно организовать и сюжетно-ролевую, и режиссерскую игру. Ребенокполучает возможность побывать в разных ролях: архитектора и строителя, дизайнера и зоотехника, шофера и агронома, садовода и режиссера театра. В ходе таких игр дошкольники расширяют свои представления о профессиях взрослых, о взаимосвязях в их деятельности, осваивают профессиональные роли старших в игровой практике. Таким образом, в ходе строительной игры у дошкольников формируются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Строительная игра в детском саду – чаще всего коллективная деятельность, хотя может быть и индивидуальной, и в этом плане имеет большие возможности для социально-личностного развития дошкольников. Здесь мы имеем в виду, что в игровых коллективах создаются дополнительные условия для формирования «детского общества» (А. П. Усова). Дошкольники учатся учитывать не только свои собственные интересы, но и интересы коллектива, подчинять свое поведение общим требованиям. Н. К. Крупской принадлежит высказывание о том, что взрослые, воспитывая детей, должны «. дать детям навыки того, как надо жить и работать сообща. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером».И в наше время остаются актуальными ее слова: «Совместную работу детей надо особенно ценить — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Литература:

1. Крупская Н. К. Дети наше будущее М., 1975, с. 228

2. Крылова Н. М. Программа «Детский сад-Дом радости» Пермь, 2005.

3. Лиштван З. В. Конструирование М. ,1981.

4. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности М. ,2002.

Источник