Значение стимулирования речевой активности для развития речи ребенка

Значение стимулирования речевой активности для развития речи ребенка thumbnail

Стимулирование речевой активности детей.

Учитель-логопед

ГБОУ Школа № 2065 СПДС 2,3

Шабалина Ольга Борисовна

Цель: – формирование грамматического строя речи;

– развитие монологической и диалогической речи

Задачи: – установление эмоционального контакта с ребенком;

– развивать навыки речевого общения;

– развивать слуховое, зрительное восприятие;

– развивать подвижность органов артикуляции

К.Д.Ушинский доказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, – и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1)  дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно  начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].

Задачами  являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка  главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов. Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы: дидактические игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

С детьми нужно постоянно разговаривать , чтобы ребенок слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М. Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например:

“Петушок – петушок…”,

“Ладушки – ладушки…”,

“Идет коза рогатая…”,

“Пошел котик на торжок”,

“Чики – чики – чикалочки”.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание – эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, «Поезд едет– чух – чух – чух»; «Петушок поет – ку-ка – ре – ку»; «Часы идут – тик – так» и т.д.

Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков Лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать Лего крупного размера.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Песочная терапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Создание условий для речевого развития детей.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети  познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

         Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.//[Электронныйресурс]/Режимдоступа:https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. – 2_е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. / Бондаренко А.К. – М., Просвящение, 1974.

4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000

Источник

Овладение речью – это сложный многосторонний
психический процесс, становление которого
происходит с момента рождения ребенка. В этот
период особое место занимает эмоциональное
общение взрослого с малышом, которое становится
важнейшей предпосылкой становления вербальных,
то есть речевых форм коммуникации. Особенно
интенсивно становление речевой активности
происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет.
Именно в этот период ребёнка нужно научить
самостоятельно пользоваться словами, стимулируя
его речевую активность. При правильной
организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам
большинство из них правильно произносят все
звуки родного языка, имеют необходимый для
свободного общения словарный запас, полно
излагают свои мысли, легко строят сложные
предложения, свободно пользуются монологической
речью. Дети адекватно используют вербальные и
невербальные средства общения, владеют
диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с другими детьми и взрослыми
(договариваются, обмениваются предметами,
распределяют действия при сотрудничестве). Они
способны изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации. Дети, не
получившие в этом возрасте соответствующего
речевого развития, впоследствии, как правило,
имеют отставание в темпах речевого развития и
проявление вторичных отклонений в психическом
развитии.

К сожалению, в последние годы количество детей,
имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно
большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет
с нарушениями звукопроизношения, либо дети с
общим недоразвитием речи, когда нарушение
касается всех компонентов языковой системы:
фонетики, лексики и грамматики. Коррекционная
работа с такими детьми осуществляется
достаточно успешно, поскольку используемые в
работе методики хорошо известны и отработаны.

Но в отдельных случаях к логопедам обращаются
родители трёхлетних малышей. Они обеспокоены
тем, что их дети никак не перейдут от лепета к
словам, их речь значительно отстаёт от уровня
развития речи сверстников. Овладение речью у них
задерживается по времени. При этом физический
слух и двигательные функции сохранны. «Он всё
понимает, но не говорит», – так характеризует
мама своего ребёнка. Родители жалуются, что малыш
почти не играет в игрушки, редко проявляет
интерес к детским песенкам, почти не
рассматривает книжки и не слушает, когда ему
читают или рассказывают; неохотно повторяет
слова и предложения, которые слышит, а на просьбу
повторить слово – молчит. Ему безразлично,
понимает ли его кто-то. Если вовремя не обратить
внимания на эти проблемы, они могут исказить
дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

По мнению специалистов, специально
организованные упражнения в процессе
предметно-практической, игровой деятельности
позволяют предупредить отставание в темпах
развития речи. Особенно эффективна
специально-организованная деятельность
взрослого с детьми в сензитивный для речи период:
в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идёт активное
становление речевой функции.

Реальную и полноценную помощь малышу могут
оказать те лица, которые постоянно
взаимодействуют с ним, используя в игровой и
предметно-практической деятельности с ребёнком специальные
приёмы развития речи и стимуляции речевой
активности и речевого общения:

1. Диалог-образец

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко
выраженную диалогическую структуру, где
центральное место принадлежит вопросу взрослого
к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или
слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где
платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье
красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

3. Параллельный разговор

Взрослый описывает все действия ребёнка: что он
трогает, видит, слышит.

4. Провокация, или искусственное
непонимание ребёнка.

Не спешить сразу же выполнить желание малыша:
дайте другую игрушку, а не ту, на которую он
молчаливо указывает. Взрослый временно
становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что
ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость»
взрослого будет первым мотивом, стимулирующим
малыша назвать нужный ему предмет.

5. Распространение

Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное
ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребёнок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный»,
«Сок наливают в кружку».

6. Приговоры

Использование в совместной деятельности
игровых песенок, потешек, приговоров. Цель
большинства произведений устного народного
творчества – развитие двигательной активности
малыша, которая теснейшим образом связана с
формированием речевой активности. Подражая
взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

7. Выбор

Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть
мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить –
молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен
использовать речь. Потребность ребёнка
удовлетворяется только после речевых реакций.

8. Поручения

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой
принести тот или иной предмет, игрушку,
предварительно переставив его на недоступное
для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок
вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же
стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь
взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

9. Опосредованное общение

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери»
и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет
ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости
зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи
куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя,
баю-бай».

10. Игры с природным материалом

Уже на первом году жизни ребёнок проявляет
интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В
этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом,
он знакомится с материалом, изучает его функции и
т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это
оказывает огромное влияние на рост речевой
деятельности.

11. Продуктивные виды деятельности

Рисование, лепка, аппликация, конструирование
способствуют появлению речевой активности
ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во
время продуктивных видов деятельности («забыли»
положить лист бумаги или карандаш), вынуждают
ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять
речевую инициативу.

12. Замещение

Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что
я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес,
побуждают малыша к использованию речевых
средств, стимулируют его речевую активность.

13. Ролевая игра

Дети с большим интересом играют в элементарные
сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым.
«Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др.
стимулируют речевое развитие малышей.

14. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры
«Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание
ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще
предоставлять малышу возможность двигаться под
разнообразную музыку, самостоятельно извлекать
звуки из различных предметов.

15. Похвала

Очень важно хвалить и демонстрировать
достижения ребёнка в его присутствии другим
членам семьи. Это стимулирует потребность в
речевом общении.

Таким образом, замедленный темп речевого
развития у детей раннего возраста можно успешно
преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они
помогут стимулировать речевую активность
ребёнка и позволят, в большинстве случаев,
полностью компенсировать речевое недоразвитие
ребенка ещё до поступления его в школу.

Литература.

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение.
Популярное пособие для родителей и педагогов / О.
А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К», 1998.– 240 с.;
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не
говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е.
Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.– 48 с.
3. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз
общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М.
Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление
общего недоразвития у дошкольников: Кн. для
логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург,
АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;
4. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И.
Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М.:
Просвещение, 1983. – с. 32-35;
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя:
Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для
воспитателя детского сада.– 2-е изд., испр. и доп./
А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М.: Просвещение,
1983.– 144 с.;
6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С.
А. Миронова – М.: Просвещение, 1991.– 208 с.
7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо
говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс,
1999.– 112 с.

Источник