Значение спортивных упражнений в развитии ребенка

Консультация для родителей
«Роль физических упражнений в развитии детей»

Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания, содействуют осуществлению умственного, трудового воспитанию, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Также используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Физические упражнения активизируют работу сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.

Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.

Также физические упражнения содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

В процессе занятий физическими упражнениями формируются волевые черты характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Физические упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок.

Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу.

Нельзя обойти и музыкально-двигательные упражнения. Эти упражнения рассматриваются как одно из средств развития движений и как важнейшее средство воздействия на эмоциональную и нервно-психическую сферу ребенка. Музыку и движения объединяет ритм, темп.

Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматриваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.

Они являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

В психофизиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные движения, которые, по выражению И. М. Сеченова, «управляются умом и волей» (в отличие от «невольных», безусловно, рефлекторных движений).

Выполнение физических упражнений предполагает сознательную установку на достижение результата действия. Он соответствует конкретным задачам физического воспитания, при этом значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д. Также дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего, это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, – представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Результативность физических упражнений зависит от предвидения результатов, выбора способов выполнения движений.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни. «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности, – писал И. М. Сеченов -сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

Таким образом, физические упражнения существенно влияют на растущий организм ребенка. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. У детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Источник

Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.

Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон. С самого рождения ребенка  развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем. Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.

В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».

Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?

Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.

По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными. Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития. У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.

Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная. Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями. Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.

Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.

Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.

1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет – https://www.europegym.ru/articles/24.html.

2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет) https://www.europegym.ru/articles/54.html.

3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)» – https://www.europegym.ru/articles/22.html.

В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.

Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека. Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейрональные связи, в ином случае – отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейрональных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом. И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.

Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.

По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.

Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.

И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.

Какой вид спорта лучше выбрать?

Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.

Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.

Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.

Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?

Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.

Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.

Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.

1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет) – https://www.europegym.ru/articles/9.html

2)Комплекс упражнений во время летних каникул – https://www.europegym.ru/articles/54.html.

3)Гимнастика и лечение плоскостопия – https://www.europegym.ru/articles/51.html

4)Формируем правильную осанку – https://www.europegym.ru/articles/36.html

5)Учимся подтягиваться – https://www.europegym.ru/articles/14.html

Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?

Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.

С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.

От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.

Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.

В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.

В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.

При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.

Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.

У нас в Центре занятия проходят 50 мин с высокой интенсивностью, дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость. Спустя 50 минут они выходят из зала сильно вспотевшие, уставшие и счастливые. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие. Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!

Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.

Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье. Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы. Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.

Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности. Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.

Источник

К спортивным упражнениям относятся ходьба на лыжах,катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; развивают психофизические качества (ловкость, быстрота, выносливость и др.),  формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, равновесие.

Ходьба на лыжах. В дошкольном учреждении передвижение на лыжах начинают обучать со второй младшей группы. Обучение передвижению на лыжах организуется на прогулках в утреннее время после занятий и вечером после полдника. Занятие проводится индивидуально, под группами, со всей группой. Подготовка к занятиям приходится на начало учебного года: воспитатели уточняют содержание занятий, дозировку, темп упражнений, выбирает приемы обучения.

Обучение передвижению на лыжах проводятся в следующей последовательности: сначала учат ступающему и скользящему шагу без палок, затем поворотам на месте( вокруг задников и носков) и в движении «переступанием», «плугом», «полуплугом»; торможению; подъемам на горку обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой» и спускам с горки «лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке; по переменному двухшажному и одновременному бесшажному ходу с палками.

Сначала дети передвигаются на лыжах без палки. Это способствует выработке координации движений рук и ног и равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, может даже привести к травмам.

Занятия проводятся с постепенным увеличением времени их проведения с  15 до 40 минут. После того как все дети научатся хорошо холить на лыжах, можно проводить прогулки за пределы участка дошкольного учреждения – в парк, лес, на стадион. Длительность прогулок – от 30 до 60 минут

Катание на коньках.
В дошкольных учреждениях обучение катанию на коньках рекомендовано с 5-6 лет. Раньше обучать катанию на коньках нельзя: на коньках необходимо совершать трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей детей еще недостаточно крепкий. Кроме того, при передвижении на льду требуются поддерживать равновесие, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему. Детей сначала знакомят с правилами поведения на катке, уходом за коньками, одеждой; учат надевать ботинки, шнуровать их. Обучая ребенка катанию на коньках, воспитатель использует различные методы (показ, объяснения, помощь). Ребенок держится за его руки, за сани-кресла, специальные стулья. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись. Он жестко дозирует время проведения занятия, которое постепенно увеличивает с 8 до 25-30 минут. После 5-10 минут ребенку дают возможность отдохнуть на скамейке в течение 2-3 минут.

Катания на роликовых коньках. Начинать обучение катанию на роликовых коньках рекомендуется со старшего дошкольного возраста. Ребенка учат передвижению, поворотам, торможению, остановке. Воспитатель показывает и объясняет, как надо передвигаться, помогает освоить движение, поддерживает ребенка, учит отталкиваться левой и правой ногой, согласуя движения рук и ног, сочетать поочередное отталкивание то одной, то другой ногой с прокатыванием на двух коньках. Сделав три-четыре поочередных энергичных отталкивания, ребенок ставит ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии и катится до замедления хода или в нужную сторону, и переступает, пока поворот не завершится: после этого движение продолжается в новом направлении. Навык катания закрепляется в подвижных играх.

Катание на санках.
 Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые. Ребенок 2-3 лет возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по кругу, «змейкой», выполняют различные задания. Обучая катанию с горки, воспитатель знакомит детей с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах помогает ребенку скатываться с горки.  Ребенок старшего возраста скатывается с более крутых и высоких горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе; по одному и вдвоем. Длительность катания ребенка с горки постепенно увеличивается до 20-30 минут.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Катание на качалках, качелях, каруселях. Эти виды физических упражнений развивают вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы, совершенствуют психофизические качества. В дошкольных учреждениях используются качалки различных конструкций (индивидуальные, парные и групповые). На втором году жизни рекомендуются индивидуальные качалки, такие, как лошадки, уточки, зайчики и др. Ребенку младшего дошкольного возраста доступны качалки более сложного типа: лесенка, кресло, лодочка, скамья с фигурными боками.  Качалки могут быть оформлены в виде игрушки – самолета, коня. Для детей старшего дошкольного возраста подходят качалки типа самолет, конь и др.Круговое вращение на каруселях нравится детям. Оно развивает  вестибулярный аппарат, ориентировку в пространстве. Групповые карусели имеют общую площадку; при этом ребенок располагается на стульчиках, фигурах или на полу.

Катание на велосипеде.Езда на велосипеде играет значительную роль в формировании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, а так же быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (ее неровности, препятствия, которые нужно объезжать, и др.). У ребенка развиваются мышцы нор, ритмичность. Детям до 4 лет рекомендуются трехколесные велосипеды, старше 4 лет – двухколесные. Воспитатель учит их сидеть и ездить на велосипеде. Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль (вкс тела так же переносится на педаль), затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло. Ребенка учат ехать прямо вперед, при этом воспитатель придерживает велосипед за седло, давая ребенку возможность проехать  Сначала вождению велосипеда отводится 8-10 минут; когда дети усвоят технику вождения до 20-30 минут.

Плавание. Оно всесторонне развивает организм ребенка, особенно дыхательную систему, закаляет, так как на организм одновременно воздействуют вода, солнце и воздух. Прежде всего детям нужно помочь преодолеть страх перед водой: научиться не бояться брызг, попадающих в лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками, ногами.

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладеть техникой плавательных движений. Важно, чтобы ребенок усвоил отдельные ее элементы, правильный общий рисунок движений, на основе которого в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться навык плавания. Чем большим количеством плавательных движений владеет ребенок, тем более прочным будет навык плавания. С учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет каждое упражнение должно выполняться кратковременно, зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник