Значение слуха в развитии ребенка
Значение слуха для полноценного развития ребенка
Нет необходимости объяснять, как важен нормальный слух для полноценного развития ребенка. Слух необходим для освоения речи. Человеку вообще необходимо «слышать» жизнь: острое снижение слуха при двусторонних серных пробках или преднамеренное исключение звуков, созданное, например, в специальной сурдокамере, оказывает очень тягостное влияние на людей. Нормальный слух делает нашу жизнь богатой, разнообразной и полноценной. Снижение же слуха еще и исключает выбор многих профессий.
Возможности нашего слуха воспринимать и различать звуки удивляют специалистов и конструкторов акустической аппаратуры. С физической точки зрения звук – это упругие колебания, распространяющиеся в газе, жидкости и твердом теле. Напомним: звук характеризуется громкостью (интенсивностью), которая определяется звуковым давлением и измеряется в децибелах (сокращенно дБ), и высотой, зависящей от частоты колебаний и изменяющейся в герцах (сокращенно Гц, 1 Гц – 1 колебание в 1 секунду). Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 20 тысяч Гц ( это составляет свыше 10 октав; вспомним всем знакомое фортепьяно – у него семь с половиной октав), а по интенсивности до 140 дБ.
Самый слабый звук, который мы способны слышать, называется порогом слышимости и имеет звуковое давление в 5 миллиардов раз меньше атмосферного. Это очень высокая слуховая чувствительность. С другой стороны, самые громкие звуки интенсивнее порога слышимости в 100 триллионов раз.
Человеческий голос – главное, на что ориентировано ухо, – имеет частоты в диапазоне 500 – 3000 Гц, и, следовательно, наш слух обеспечивает восприятие речи с большим запасом.
Звуковоспринимающая часть внутреннего уха (расположенная в глубине височной кости, в так называемой улитке) была открыта в 1851 году итальянским ученым А.Корти, потому и называют ее кортиевым органом. По пути в кортиев орган звук усиливается на несколько дБ в наружном ухе, затем передается через барабанную перепонку и косточки среднего уха с усилием в 20 раз.
В 1863 году известный ученый Г.Гельмгольц опубликовал работу «Учение о тональных ощущениях, как физиологическая теория музыки», которая и сегодня сохранила свое научное значение. По резонансной теории слуха, разработанной Гельмгольцем, на звук определенной высоты откликается определенный участок кортиева органа.
Более пристальное медицинское исследование неслышащих и плохо слышащих (тугоухих) детей позволило установить, что большинство (около 90% приобрели этот тяжелый дефект прижизненно и только 3 % детей унаследовали глухоту от родителей. Эти исследования убедительно показывают необходимость беречь детский слух.
Охрана слуха должна начинаться еще до рождения ребенка. Есть такие заболевания, которые поражая беременную женщину, грозят ребенку врожденной глухотой. Среди этих заболеваний «невинная» краснуха занимает ведущее место. Кроме того, некоторые лекарства при приеме в больших дозах и длительное время отрицательно влияют на слуховой нерв плода и способствуют развитию тугоухости. Отметим еще, что необоснованное использование лекарств может привести к снижению слуха и позже, в «самостоятельной» жизни ребенка.
Среди причин снижения слуха маленьких детей на первом месте стоят инфекционные заболевания и воспаления среднего уха. В прежние времена сифилис, туберкулез, малярия и тифы часто приводили к глухоте. В настоящее время эти заболевания почти не встречаются в нашей стране, однако их место стали занимать скарлатина, эпидемический гепатит («желтуха»), эпидемический паротит («свинка») и грипп. Особенно следует обратить внимание на две последние болезни: «свинка» и грипп достаточно часто поражают детей. Тщательное соблюдение предписаний врача уменьшит возможность осложнений.
Не менее важно для охраны детского слуха и предупреждение острых респираторных заболеваний. Особенности детского уха таковы, что воспалительные процессы в носу и аденоидах очень легко распространяются на ухо, что может повлечь снижение слуха. В последнее время с хроническим воспалением среднего уха врачи встречаются все чаще, поэтому родителям следует проявлять упорство и настойчивость при лечении при лечении этих заболеваний.
Причиной глухоты могут быть травмы головы и уха. Маленьким детям в ухо нередко попадают инородные тела (пуговицы, вишневые косточки, горошины и т.п.). Дети постарше, ковыряясь в ухе неподходящими предметами (спичками, шпильками и т.п.), могут поранить барабанную перепонку или внести инфекцию.
Важной причиной снижения слуха человека (и детей в том числе) становится действие шума. Более 300 лет назад известные врачи Парацельс и Рамадзини доказали, что шум может вызвать глухоту. С тех пор эти исследования были многократно повторены и расширены.
Вообще говоря, между шумом и звуками нет четкой границы. Можно сказать, что шум – это звуки, раздражающие человека, мешающие ему работать и отдыхать. Иногда и музыкальные звуки и человеческая речь выступают в этой роли. Бывают редкие случаи чрезвычайно интенсивного шума – пушечные выстрелы, взрывы, что может привести к разрыву барабанной перепонки и другим нарушениям. При длительном воздействии шума интенсивностью свыше 90 дБ отмечается постепенное снижение слуха с отмиранием чувствительных клеток кортиева органа. Конечно же шум отрицательно действует не только на слух но ина работу других органов и систем человека (плохо влияет на центральную нервную систему, мешая нормальному сну и отдыху, способствуя развитию неврозов; на сердечно-сосудистую систему, вызывая нарушения кровяного давления и другие расстройства).
Еще в конце прошлого века известный немецкий врач Роберт Кох предупреждал: «Человек должен будет бороться с шумом, как некогда он боролся с холерой и чумой».
В последнее время шум в крупных городах неуклонно возрастает, что привлекает все большее внимание различных специалистов, которые с тревогой говорят о шумовом загрязнении окружающей среды.
Уличный шум, проникая в жилище и соединяясь с бытовым шумом от домашних приборов, сантехники, отрицательно действует на всех и особенно на детей.
Борьба с шумом в городах – это общее дело, которое требует участия не только специалистов (архитекторов, строителей, конструкторов, врачей), но и всего населения. В нашей стране за последнее время многое делается для борьбы с шумом. Разработан ряд государственных стандартов на допустимый уровень шума для различного оборудования, введены специальные правила для проектирования зданий с учетом звукоизоляции. Однако, повторим, борьба с шумом требует участия всего населения. Шум одного мотоцикла без глушителя, промчавшегося ночью по безлюдным улицам, может разбудить несколько сотен человек. Входная дверь, хлопающая в подъезде, или испорченный водопроводный кран могут в несколько раз увеличить уровень шума в квартирах. Всем надо больше заботиться о звуковой культуре, думать о возможных последствиях своих поступков. Уходя на работу, в школу, нельзя оставлять включенными радиоприемники, телевизоры. Нельзя приниматься за шумные работы в позднее время в своих квартирах.
И взрослые должны заботиться о покое своих детей: не заставлять их спать в шумной обстановке (включенный телевизор, громкие разговоры).Очень поучителен в этом плане рассказ Н. Носова «Федькина задача». В этом рассказе живо описано, как школьник безуспешно пытался решить нетрудную задачу во время телеконцерта. Дело не только в том, что
его внимание рассеивается и он не может сосредоточиться на решении задачи; шум одновременно утомляет его слух.
Общими усилиями мы можем снизить шум в наших квартирах, на улицах, в школах и тем самым сохранить слух наших детей.
Источник
Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими.
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи.
Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.
В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают, и т. п.
Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен также усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью. Приблизительно, к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исключение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам.
Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов)
Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сначала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, делает попытки произнести их более правильно. К 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых.
Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет ребёнку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Важнейшее значение в развитии речи ребенка имеет усвоение грамматических способов выражения мысли
Большинство грамматических форм слов служит для выражения определенных значений. Так, грамматическая форма числа существительных (пуговица—пуговицы) обозначает единичный предмет или группу одинаковых предметов. Включенные в словосочетания с ними обозначения действий или признаков предметов тоже выражаются по-разному, в зависимости от того, идет ли речь об единичном предмете или о группе предметов (пуговица пришита, пуговицы пришиты).
При нормальном слухе ребенок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращенную к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Малолетние дети рано (нередко до двух лет) пользуются самостоятельно ласкательными формами типа мамуля, папуля, бабу, и проделывают это не только в результате подражания, но и самостоятельно.
При нормальном слухе все сложные звучания доступны ребенку. Их огромная повторяемость в речевом опыте дает ему возможность усвоить их самостоятельно.
Нельзя, однако, считать, что слышащий ребенок овладевает языком вполне самостоятельно. Окружающие постоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправить недочеты.
Сложный процесс овладения языком начинается очень рано. Как правило, с двух лет дети уже начинают довольно широко пользоваться речью. Немало таких детей, которые в полтора года уже говорят не только отдельными словами, но и целыми предложениями. Правда, употребляемые ими слова и предложения далеко не всегда с достаточной точностью понимаются ими, но употребляются большей частью уместно. В своем речевом опыте при нормальном интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенок все более сознательно и осмысленно пользуется речью.
Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с. окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения.
Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте.
Источник
- Роль слуха в развитии ребёнка
- Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?
- Причины нарушения слуха у детей
- Этапы развития слуха ребёнка
- Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?
Роль слуха в развитии ребёнка
Огромное значение в общем развитии подрастающего поколения отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.
В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.
Слабослышащие люди имеют нормальное умственное развитие. Но если глухота врожденная, то это может стать губительным фактором в общем развитии ребенка. Довольно часто мать ребенка труднее свыкается с мыслью о глухоте своего ребенка, чем он сам. Именно поэтому необходимо оказывать моральную поддержку слабослышащим и глухим детям, помогать им преодолевать этот барьер, а также акцентировать их внимание на информации о дальнейшем нормальном развитии.
Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?
Очень важно в самые ранние сроки ставить диагноз глухоты у новорожденных, чтобы назначить лечение и подобрать слуховой аппарат, чтобы обеспечить своему ребенку нормально существование и развитие. Если по родственной линии были случаи врожденной глухоты, то необходимо как можно раньше провести исследования новорожденного. Благодаря новейшим разработкам и открытиям это стало доступным.
На сегодняшний день достаточно часто проводят скрининг в родильных домах среди новорожденных детей, чтобы определить уровень слуха и выявить нарушения на ранних стадиях. Проводимые мониторинги показывают, при своевременном назначении лечения и выборе слухового аппарата для глухого ребенка в возрасте до полугода, его развитие не будет отличаться от развития речи здорового ребенка.
Причины нарушения слуха у детей
Практически в четырех случаях из тысячи новорожденных детей наблюдается нарушения слуха. Есть огромное количество разнообразных факторов появления глухоты у детей, которая также может возникнуть вследствие родовой травмы. Также глухота может быть наследственной. Снижение уровня слуха может возникнуть в дошкольном возрасте.
Одним из факторов понижения слуха может послужить перенесение отита — воспалительной реакции в среднем ухе. Также причиной нарушения слуха можно назвать сильный шум, постоянно действующий на органы слуха. Практически пятьдесят процентов всех детей переносят в раннем возрасте отиты, при котором нередко скапливается экссудат внутри полости уха. Это приводит к нарушению слуха.
Необходимо знать, что дети, которые часто болеют воспалениями органов слуха — подвержены глухоте. Если в начальных классах у ребенка пониженный уровень слуха, то ребенок может поменять свое поведение и способность к овладению грамоте.
Этапы развития слуха ребёнка
Достаточно сложно установить понятие хорошего слуха у детей. Это зависит от индивидуального общего развития ребенка. Исходя из этого, можно привести только общие положения о развитии и формировании слуха у детей.
- Первый этап — предродовая стимуляция. Еще в зародыше на сроке 20 недель появляется слух, который в дальнейшем начинает сформировываться окончательно. Ребенок еще в зародыше способен улавливать внешние звуковые волны. При этом звуки низкой частоты определяются гораздо лучше, чем звуки высоких частот.
- Второй этап — локализация звуков. Это выражается в реакции на резкие звуки. Этот период до четырех месяцев.
- Третий этап — Дети сами начинают произносить некоторые звуки, распознает отдельные голоса человеческой речи. Этот период в сроки от трех до полугода.
- Четвертый этап — от полугода до года. Дети уже могут сами произносить некоторые несложные слова. Также понимают значения некоторых отдельных слов. Понимает смысл отдельных простых фраз.
- Пятый этап — от года до полутора лет. Дети потихоньку начинают разговаривать. Произносить около 25 слов и понимать в два раза больше.
- Шестой этап — возраст 2 года. Ребенок может самостоятельно выстраивать несложные предложения, его лексика может составлять около 250- 400 слов. В этом возрасте детям читают книги, они уже могут вслух произносить названия отдельных вещей и предметов.
- И заключительный этап формирования слуха — от трех до четырех лет. Для высказывания своих мыслей и просьб ребенок уже может самостоятельно разговаривать, правильно подбирать слова, делать шире свой лексический словарь.
Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?
Для создания нормальных условий развития и формирования личности ребенка, который с рождения имеет слабый слух, необходимо правильно подобрать необходимый тип слухового аппарата. Слуховой аппарат должен подходить по размеру и соответствовать форме ушной раковины. Так ребенок растет и меняет свои анатомические формы ушей, то к слуховым аппаратам выдвигаются особые требования.
Грудным детям советуют приобретать заушные слуховые аппараты, из-за их легкости и прочности. Также они не препятствуют чистке ушной раковины и слухового прохода. Необходимо постоянное обновление формы и размера ушных вкладышей с ростом ребенка. Слуховые аппараты можно приобрести различных цветов, поэтому есть возможность выбора для детей. Дети более старшего возраста чаще выбирают незаметные для других слуховые аппараты, из-за некоторых подростковых комплексов.
Источник