Значение слуха в психическом развитии ребенка
С помощью слухового
анализатора человек ориентируется в
разнообразных звуковых сигналах
окружающей среды. Звуки окружающего
мира разнообразны: одни из них являются
неотъемлемым свойством определенных
предметов и явлений, а другие возникают
при взаимодействии одних предметов с
другими. Восприятие звуков является
необходимым условием восприятия и
понимания разговорной речи, речевых
интонаций, музыкальных произведений,
что делает слуховой анализатор
необходимым средством познания мира и
общения с другими людьми.
При восприятии окружающего
мира человек, в первую очередь, использует
зрение, ориентируясь на видимые глазом
характеристики предмета. Однако в ряде
случаев необходимая информация не может
быть получена с помощью зрения. Так,
восприятие звуков музыки и восприятие
слышимой (разговорной) речи возможно
только с помощью слуха. Кроме того, в
условиях ограниченных возможностей
зрения человек использует свой слух.
Например, в темноте мы можем узнать по
звуку, где расположен телефон или
тикающие часы, можем понять, что к дому
подъехал автомобиль, что в комнату
кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу
по звуку человеческих голосов или машин
и т.д. Иногда только с помощью слуха
можно воспринять сигналы опасности:
гудок машины, которую человек не может
видеть, шорох опасного зверя в лесу,
звук от упавшего предмета и т.п.
Все звуки, окружающие человека, по своему
характеру делятся на несколько видов.
В зависимости от вида звуков принято
различать и соответствующие виды слуха:
– предметный слух– обеспечивает
восприятие звуков, исходящих от конкретных
предметов и от их взаимодействия (звук
автомобиля, звук скрипящей двери, звук
от падения предмета на пол, шум деревьев
или ручья и мн. др.);
– речевой слух– обеспечивает
восприятие речи, а также смысловое
различение речевых звуков; этот вид
слуха получил также названиефонематического
слуха. В любом языке есть звуки, имеющие
сходное звучание, но разный смысл, их
называютфонемами. В русском языке,
в котором имеется 44 фонемы, важно
различать мягкость и твердость звука
(лиль,тить), звуки в
ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия
речи очень важно иметь хороший слух,
так как многие звуки в предложениях
произносятся без ударения, «проглатываются»,
нечетко произносятся слияния слов,
особенно с предлогами и союзными словами,
а также окончания слов. Различение этих
звуков является крайне важным для
понимания смысла слова или словосочетания
(ср., например слова «молоток» и «молотка»,
«ложкой» и «ложки»);
– интонационный слух– обеспечивает
восприятие и понимание интонации речи,
что очень важно для понимания эмоциональных
оттенков речи, характеристик говорящего
человека, ведь в нашей речи зачастую
интонация и содержание высказывания
различаются, и приходится учитывать не
только содержание, но и его интонационную
окраску, поэтому понимание интонации
является необходимым в процессе
человеческого общения;
– музыкальный слух– обеспечивает
восприятие и понимание музыки, различение
и узнавание разных музыкальных мелодий.
Для того чтобы понять, как
работает слуховая система человека,
обеспечивающая полноценное «слышание»
звуков окружающего мира, необходимо
прежде всего разобраться, какова природа
звука, или акустического
сигнала, который
является адекватным раздражителем для
слухового анализатора. Сейчас уже хорошо
известно, что звук представляет собой
упругие колебания среды, в которой он
распространяется в виде волн в самых
различных средах, включая воздушную
среду, которые воспринимаются ухом.
Определенные характеристики звуковой
волны (физические параметры) соотносятся
с определенными характеристиками
слуховых ощущений (физиологические
параметры). Эти соотношения представлены
в следующей таблице.
Таблица 9.1 – Соотношение
физических параметров звука и
физиологических параметров слуховых
ощущений
Физические | Физиологические |
Частота звуковых | Высота |
Интенсивность | Громкость |
Продолжительность | Продолжительность |
Звуковой спектр, | Тембр, |
*Примечание.
Примеры
интенсивности (громкости) отдельных
звуков:
шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный
шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной
улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости
– 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по
радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ;
шум реактивного самолета (расстояние
25 м) – 140 дБ.
Чувствительность слухового
анализатора определяется
минимальной силой звука, достаточной
для возникновения слухового ощущения.
В области звуковых колебаний от 1000 до
3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что
соответствует человеческой речи, ухо
обладает наибольшей чувствительностью.
Эта совокупность частот получила
название речевой зоны.
Различение частоты
звука характеризуется той минимальной
разницей по частоте двух близких звуков,
которая еще улавливается человеком.
При низких и средних частотах человек
способен заметить различия в 1–2 Гц.
Встречаются люди с абсолютным слухом:
они способны точно узнавать и обозначать
любой звук даже при отсутствии звука
сравнения.
Слух имеет важное значение
при ориентации человека в пространстве.
Благодаря слуху человек может «выстраивать»
карту окружающего его пространства
только по источникам звука. Так, если
человек находится в своей квартире, он
по звуку делает вывод, кто из соседей
находится дома, кто вышел и пришел,
определяет, приехала или уехала машина,
слышит, что на дороге двигаются машины,
в соседний магазин привезли товар, а на
площадке дети затеяли игру в футбол и
т.д. Восприятие пространства с помощью
звуков возможно благодаря наличию у
человека бинаурального
слуха, то есть
способности слышать двумя ушами
(приставка би-
обозначает «два»). Острота бинаурального
слуха у человека очень высока: положение
источника звука определяется с
точностью около 1 углового градуса.
Основой этого служит способность
нейронов слуховой системы оценивать
различия времени прихода звука на
правое и левое ухо и различия интенсивности
звука на каждом ухе. Если источник звука
находится в стороне от средней линии
головы, то звуковая волна приходит на
одно ухо несколько раньше и имеет большую
силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности
источника звука от тела человека связана
с восприятием ослабления звука и
изменения его тембра.
Слуховой анализатор,
ответственный за слуховое восприятие,
состоит из следующих отделов:
– рецепторный отдел
представлен кортиевым
органом, расположенным
в улитке среднего уха; он превращает
энергию звуковых волн в энергию нервного
возбуждения;
– проводниковый отдел
проводит импульсы от рецепторного
отдела к центральному;
– центральный, или корковый
отдел, располагается в височных долях
обоих полушарий головного мозга.
Наружное и среднее ухо
являются звукоулавливающим,
звукопроводящим и звуковоспринимающим
аппаратом слухового
анализатора.
Внутреннее ухо
(звуковоспринимающий аппарат), а также
среднее ухо (звукопередающий аппарат)
и наружное ухо (звукоулавливающий
аппарат) объединяются в понятие орган
слуха
Работа органа слуха приводит
к трансформации энергии звуковых волн
в нервный импульс. Сигналы от волосковых
клеток поступают в мозг по 32 000
афферентным нервным волокнам, входящим
в состав восьмой пары черепно-мозговых
нервов. По волокнам слухового нерва
даже втишине следуют
спонтанные импульсы с частотой до 100
импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота
импульсации в волокнах увеличивается
и остается повышенной в течение всего
периода, когда действует звук.
Проводниковый отделслухового анализатора
представлен несколькими подкорковыми
структурами: слуховой нерв, ядра
продолговатого мозга, нижние бугры
четверохолмия среднего мозга, внутренние
ядра таламуса, слуховое сияние. Часть
волокон ответвляется и поступает в
мозжечок, что доказывает связь слуха с
чувством равновесия. Структуры
проводникового отдела доставляют
информацию в центральный отдел слухового
анализатора.
Центральный, или
корковый, отделслухового анализатора
находится в верхней части височной доли
переднего мозга (верхняя височная
извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое
значение для функции слухового анализатора
имеют поперечные височные извилины
(извилины Гешля). В центральном отделе
слухового анализатора происходит
первичный и вторичный анализ поступающей
слуховой информации, что выражается в
появлении у человека слуховых ощущений
и слухового восприятия, которое
обеспечивает предметную или смысловую
окраску воспринятых звуков.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Из опыта работы учителя-логопеда. Роль слуха в развитии ребенка
Автор: Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель – логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения в вопросах речевого развития, в связи с речью и слухом ребенка.
Задачи:
Сообщить необходимые сведения родителям, педагогам о значении слуха в языковом и речевом развитии детей;
Помочь родителям заметить и осознать проблему снижения слуха в развитии и поведении ребенка, чтобы своевременно обратиться к специалистам.
Актуальность проблемы нарушения слуха у детей.
Статистика утверждает, что более чем у 6% населения наблюдаются проблемы со слухом. Понижение слуха или тугоухость имеет место у разных возрастных групп. Главное своевременно обратиться к врачу. Если такие нарушения вовремя не выявить, то может произойти частичная или даже полная потеря слуха. К сожалению, актуальность проблемы нарушения слуха у детей не утратила своего значения. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия. Ребенок только начинает говорить, учится подражать услышанным звукам. Только наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе.
Материал будет полезен родителям, педагогам.
Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.
Период раннего детства один из важнейших в жизни ребенка. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств.
Антрополог Генри Ф. Осборн назвал человеческий мозг «самым чудесным таинственным объектом во вселенной». У каждого, даже самого небольшого, участка мозга – строго определенная функция: руководство двигательными актами, координация положения тела и движения, анализ зрительных и слуховых ощущений. Головной мозг состоит из полушарий. Каждое полушарие включает лобную, височную, теменную и височную доли. Лобные доли отвечают за интеллектуальные функции, накопление информации, сохранение её, анализ, переработку. Нормальное функционирование этих образований обеспечивает критическое отношение к себе, к своим возможностям, понимание юмора, представления о нравственных устоях. Височная – область функции слуха, вкуса и обоняния.
И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. После рождения, еще до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, важно хорошо слышать.
Почему мы слышим?
Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, – это молоточек, наковальня и стремечко.
От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.
Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо. Возможные причины потери и снижения слуха у детей:
Недоношенность, гипоксия, асфиксия, длительный безводный период
Наследственность
Травмы, детские инфекции
Применение антибиотиков
Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.
Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.
Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи – фонетичиской, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев к полному отсутствию речи.
Необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих.
Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.
Слухопонимание у ребенка с нормой:
1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
2 месяца – ищет источник звука поворотом головы
3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление
4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы
5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон
6 месяцев – по- разному реагирует на свое и чужое имя
7 месяцев – на вопрос «где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем
8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки»
9 месяцев– по просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела
11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке.
1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения
2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.
Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
К шести годам ребенок:
Обладает словарем около 4000 слов
Практически все звуки родного языка произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
Помнит и может описать прошедшие события
Пользуется сложными предложениями
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Рисует, заштриховывает, обводит
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
Различает и дифференцирует звуки речи.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. У будущего школьника должен быть хорошо развит и сформирован фонематический слух, что является залогом успешного усвоения школьной программы по основным предметам.
Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить его обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
В результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
1. Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).
2. Специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником в следствии недостаточного понимания читаемого текста.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, врачей, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агриссивность, чрезмерная расторможенность, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и роботоспособность снижены.
Важно помнить,
что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, как родителями, так и ребенком, а причины непонятной неуспеваемости в школе остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности окружающих о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха еще до поступления в школу.
Каждый ребенок индивидуален, но если вас насторожило, что ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к специалисту – сурдологу.
В настоящее время разработаны методы объективной оценки слуха, уже начиная с периода новорожденности. Этот метод позволяет рано выявить случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от других патологий.
Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.
Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Обратите внимание, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи. Ранняя диагностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.
Доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей, как родителей, так и педагогов, помогут ему преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности, уверенности в себе. Важно своевременно помочь ребенку, а не насмехаться и не предпринимать никаких действий помощи.
У людей с нарушением слуха есть выход! Есть возможность услышать мир и быть полностью интегрированными в слышащее общество.
«Дети подобно взрослым стараются дотягиваться или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают».
Источники: А. Герасимова “Уникальное руководство по развитию речи”, МОСКВА АЙРИС ПРЕСС, 2002
Рекомендуем посмотреть:
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
План работы учителя логопеда с родителями в ДОУ
Гимнастика для глаз для детей 5-6 лет в стихах в детском саду
Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами
Источник