Значение слуха психического развития ребенка

Значение слуха психического развития ребенка thumbnail

                      Значение слуха для полноценного развития ребенка

   Нет необходимости объяснять, как важен нормальный слух для полноценного развития ребенка. Слух необходим для освоения речи. Человеку вообще необходимо «слышать» жизнь: острое снижение слуха при двусторонних серных пробках или преднамеренное исключение звуков, созданное, например, в специальной сурдокамере, оказывает очень тягостное влияние на людей. Нормальный слух делает нашу жизнь богатой, разнообразной и полноценной. Снижение же слуха еще и исключает выбор многих профессий.

    Возможности нашего слуха воспринимать и различать звуки удивляют специалистов и конструкторов акустической аппаратуры. С физической точки зрения звук – это упругие колебания, распространяющиеся в газе, жидкости и твердом теле. Напомним: звук характеризуется громкостью (интенсивностью), которая определяется звуковым давлением и измеряется в децибелах (сокращенно дБ), и высотой, зависящей от частоты колебаний и изменяющейся в герцах (сокращенно Гц, 1 Гц – 1 колебание в 1 секунду). Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 16 до 20 тысяч Гц ( это составляет свыше 10 октав; вспомним всем знакомое фортепьяно – у него семь с половиной октав), а по интенсивности до 140 дБ.

    Самый слабый звук, который мы способны слышать, называется порогом слышимости и имеет звуковое давление в 5 миллиардов раз меньше атмосферного. Это очень высокая слуховая чувствительность. С другой стороны, самые громкие звуки интенсивнее порога слышимости в 100 триллионов раз.

   Человеческий голос – главное, на что ориентировано ухо, – имеет частоты в диапазоне 500 – 3000 Гц, и, следовательно, наш слух обеспечивает восприятие речи  с большим запасом.

    Звуковоспринимающая часть внутреннего уха (расположенная в глубине височной кости, в так называемой улитке) была открыта в 1851 году итальянским ученым А.Корти, потому и называют ее кортиевым органом. По пути в кортиев орган звук усиливается на несколько дБ в наружном ухе, затем передается через барабанную перепонку и косточки среднего уха с усилием в 20 раз.

    В 1863 году известный ученый Г.Гельмгольц опубликовал работу «Учение о тональных ощущениях, как физиологическая теория музыки», которая и сегодня сохранила свое научное значение. По резонансной теории слуха, разработанной Гельмгольцем, на звук определенной высоты откликается определенный участок кортиева органа.

    Более пристальное медицинское исследование неслышащих и плохо слышащих (тугоухих) детей позволило установить, что большинство (около 90% приобрели этот тяжелый дефект прижизненно и только 3 % детей унаследовали глухоту от родителей. Эти исследования убедительно показывают необходимость беречь детский слух.

    Охрана слуха должна начинаться еще до рождения ребенка. Есть такие заболевания, которые поражая беременную женщину, грозят ребенку врожденной глухотой. Среди этих заболеваний «невинная» краснуха занимает ведущее место. Кроме того, некоторые лекарства при приеме в больших дозах и длительное время отрицательно влияют на слуховой нерв плода и способствуют развитию тугоухости. Отметим еще, что необоснованное использование лекарств может привести к снижению слуха и позже, в «самостоятельной» жизни ребенка.

    Среди причин снижения слуха маленьких детей на первом месте стоят инфекционные заболевания и воспаления среднего уха. В прежние времена сифилис, туберкулез, малярия и тифы часто приводили к глухоте. В настоящее время эти заболевания почти не встречаются в нашей стране, однако их место стали занимать скарлатина, эпидемический гепатит («желтуха»), эпидемический паротит («свинка») и грипп. Особенно следует обратить внимание на две последние болезни: «свинка» и грипп достаточно часто поражают детей. Тщательное соблюдение предписаний врача уменьшит возможность осложнений.

    Не менее важно для охраны детского слуха и предупреждение острых респираторных заболеваний. Особенности детского уха таковы, что воспалительные процессы в носу  и аденоидах очень легко распространяются на ухо, что может повлечь снижение слуха. В последнее время с хроническим воспалением среднего уха врачи встречаются все чаще, поэтому родителям следует проявлять упорство и настойчивость при лечении при лечении этих заболеваний.

    Причиной глухоты могут быть травмы головы и уха. Маленьким детям в ухо нередко попадают инородные тела (пуговицы, вишневые косточки, горошины и т.п.). Дети постарше, ковыряясь в ухе неподходящими предметами (спичками, шпильками и т.п.), могут поранить барабанную перепонку или внести инфекцию.

    Важной причиной снижения слуха человека (и детей в том числе) становится действие шума. Более 300 лет назад известные врачи Парацельс и Рамадзини доказали, что шум может вызвать глухоту. С тех пор эти исследования были многократно повторены и расширены.

    Вообще говоря, между шумом и звуками нет четкой границы. Можно сказать, что шум – это звуки, раздражающие человека, мешающие ему работать и отдыхать. Иногда и музыкальные звуки и человеческая речь выступают в этой роли. Бывают редкие случаи чрезвычайно интенсивного шума –  пушечные выстрелы, взрывы, что может привести к разрыву  барабанной перепонки и другим нарушениям.    При длительном воздействии шума интенсивностью свыше 90 дБ  отмечается постепенное снижение слуха с отмиранием чувствительных клеток кортиева органа. Конечно же шум отрицательно действует не только на слух но ина работу других органов и систем человека (плохо влияет на центральную нервную систему, мешая нормальному сну и отдыху, способствуя развитию неврозов; на сердечно-сосудистую систему, вызывая нарушения кровяного давления и другие расстройства).

    Еще в конце прошлого века известный немецкий врач Роберт Кох предупреждал: «Человек должен будет бороться с шумом, как некогда он боролся с холерой и чумой».

    В последнее время шум в крупных городах неуклонно возрастает, что привлекает все большее внимание различных специалистов, которые с тревогой говорят о шумовом загрязнении окружающей среды.

Уличный шум, проникая в жилище и соединяясь с бытовым шумом от домашних приборов, сантехники, отрицательно действует на всех и особенно на детей.

    Борьба с шумом в городах – это общее дело, которое требует участия не только специалистов (архитекторов, строителей, конструкторов, врачей), но и всего населения. В нашей стране за последнее время многое делается для борьбы с шумом. Разработан ряд государственных стандартов на допустимый уровень шума для различного оборудования, введены специальные правила для проектирования зданий с учетом звукоизоляции. Однако, повторим, борьба с шумом требует участия всего населения. Шум одного мотоцикла без глушителя, промчавшегося ночью по безлюдным улицам, может разбудить несколько сотен человек. Входная дверь, хлопающая в подъезде, или испорченный водопроводный кран могут в несколько раз увеличить уровень шума в квартирах. Всем надо больше заботиться о звуковой культуре, думать о возможных последствиях своих поступков. Уходя на работу, в школу, нельзя оставлять включенными радиоприемники, телевизоры. Нельзя приниматься за шумные работы в позднее время в своих квартирах.

     И взрослые должны заботиться о покое своих детей: не заставлять их спать в шумной обстановке (включенный телевизор, громкие разговоры).Очень поучителен в этом плане рассказ Н. Носова «Федькина задача». В этом рассказе живо описано, как школьник безуспешно пытался решить нетрудную задачу во время телеконцерта. Дело не только в том, что

его внимание  рассеивается и он не может сосредоточиться на решении задачи; шум одновременно утомляет его слух.

    Общими усилиями мы можем снизить шум в наших квартирах, на улицах, в школах и тем самым сохранить слух наших детей.

Источник

С помощью слухового
анализатора человек ориентируется в
разнообразных звуковых сигналах
окружающей среды. Звуки окружающего
мира разнообразны: одни из них являются
неотъемлемым свойством определенных
предметов и явлений, а другие возникают
при взаимодействии одних предметов с
другими. Восприятие звуков является
необходимым условием восприятия и
понимания разговор­ной речи, речевых
интонаций, музыкальных произведений,
что делает слухо­вой анализатор
необходимым средством познания мира и
общения с другими людьми.

При восприятии окружающего
мира человек, в первую очередь, использует
зрение, ориентируясь на видимые глазом
характеристики предмета. Однако в ряде
случаев необходимая информация не может
быть получена с помощью зрения. Так,
восприятие звуков музыки и восприятие
слышимой (разговорной) речи возможно
только с помощью слуха. Кроме того, в
условиях ограниченных возможностей
зрения человек использует свой слух.
Например, в темноте мы можем узнать по
звуку, где расположен телефон или
тикающие часы, можем понять, что к дому
подъехал автомобиль, что в комнату
кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу
по звуку человеческих голосов или машин
и т.д. Иногда только с помощью слуха
можно воспринять сигналы опасности:
гудок машины, которую человек не может
видеть, шорох опасного зверя в лесу,
звук от упавшего предмета и т.п.

Все звуки, окружающие человека, по своему
характеру делятся на несколько видов.
В зависимости от вида звуков принято
различать и соответствующие виды слуха:

предметный слух– обеспечивает
восприятие звуков, исходящих от конкретных
предметов и от их взаимодействия (звук
автомобиля, звук скрипящей двери, звук
от падения предмета на пол, шум деревьев
или ручья и мн. др.);

речевой слух– обеспечивает
восприятие речи, а также смысловое
различение речевых звуков; этот вид
слуха получил также названиефонематического
слуха. В любом языке есть звуки, имеющие
сходное звучание, но разный смысл, их
называютфонемами. В русском языке,
в котором имеется 44 фонемы, важно
различать мягкость и твердость звука
(лиль,тить), звуки в
ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия
речи очень важно иметь хороший слух,
так как многие звуки в предложениях
произносятся без ударения, «проглатываются»,
нечетко произносятся слияния слов,
особенно с предлогами и союзными словами,
а также окончания слов. Различение этих
звуков является крайне важным для
понимания смысла слова или словосочетания
(ср., например слова «молоток» и «молотка»,
«ложкой» и «ложки»);

интонационный слух– обеспечивает
восприятие и понимание интонации речи,
что очень важно для понимания эмоциональных
оттенков речи, характеристик говорящего
человека, ведь в нашей речи зачастую
интонация и содержание высказывания
различаются, и приходится учитывать не
только содержание, но и его интонационную
окраску, поэтому понимание интонации
является необходимым в процессе
человеческого общения;

музыкальный слух– обеспечивает
восприятие и понимание музыки, различение
и узнавание разных музыкальных мелодий.

Для того чтобы понять, как
работает слуховая система человека,
обеспечивающая полноценное «слышание»
звуков окружающего мира, необходимо
прежде всего разобраться, какова природа
звука, или акустического
сигнала,
который
является адекватным раздражителем для
слухового анализатора. Сейчас уже хорошо
известно, что звук представляет собой
упругие колебания среды, в которой он
распространяется в виде волн в самых
различных средах, включая воздушную
среду, которые воспринимаются ухом.
Определенные характеристики звуковой
волны (физические параметры) соотносятся
с определенными характеристиками
слуховых ощущений (физиологические
параметры). Эти соотношения представлены
в следующей таблице.

Таблица 9.1 – Соотношение
физических параметров звука и
физиологических параметров слуховых
ощущений

Физические
параметры звука

Физиологические
параметры ощущений

Частота звуковых
волн

Высота
звука.
Человек
различает звуковые волны с частотой
от 20 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 колебание в
секунду). Звуки, частота которых ниже
20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц
(ультразвуки), человеком не ощущаются

Интенсивность
звука, которая зависит от амплитуды
звуковых волн

Громкость
звука.
Ощущение
громкости нарастает при усилении
звука и зависит также от частоты
звуковых колебаний, то есть громкость
звучания определяется взаимодействием
интенсивно­сти (силы) и высоты
(частоты) звука. Единицей измерения
громкости звука является бел,
в практике обычно
используется деци­бел
(дБ), т.е. 0,1 бела*

Продолжительность
звуковой волны

Продолжительность
звучания

Звуковой спектр,
или состав основных и дополнительных
тонов

Тембр,
или окраска звука. По тембру можно
различить звуки одинаковой громкости
и высоты, на чем основано узнавание
людей по голосу

*Примечание.
Примеры
интенсивности (громкости) отдельных
звуков
:
шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный
шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной
улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости
– 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по
радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ;
шум реактивного самолета (расстояние
25 м) – 140 дБ.

Чувствительность слухового
анализатора
опреде­ляется
минимальной силой звука, достаточной
для возникнове­ния слухового ощущения.
В области звуковых колебаний от 1000 до
3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что
соответствует человеческой речи, ухо
обладает наибольшей чувствительностью.
Эта совокупность ча­стот получила
название речевой зоны.
Различение частоты
зву­ка характеризуется той минимальной
разницей по частоте двух близких зву­ков,
которая еще улавливается человеком.
При низких и средних частотах человек
способен заметить различия в 1–2 Гц.
Встречаются люди с абсолютным слухом:
они способны точно узнавать и обозначать
любой звук даже при отсут­ствии звука
сравнения.

Слух имеет важное значение
при ориентации человека в пространстве.
Благодаря слуху человек может «выстраивать»
карту окружающего его пространства
только по источникам звука. Так, если
человек находится в своей квартире, он
по звуку делает вывод, кто из соседей
находится дома, кто вышел и пришел,
определяет, приехала или уехала машина,
слышит, что на дороге двигаются машины,
в соседний магазин привезли товар, а на
площадке дети затеяли игру в футбол и
т.д. Восприятие пространства с помощью
звуков возможно благодаря наличию у
человека бинаурального
слуха,
то есть
способности слышать двумя ушами
(приставка би-
обозначает «два»). Острота бинаурального
слуха у человека очень высока: положение
источника зву­ка определяется с
точностью около 1 углового градуса.
Основой этого служит способность
нейронов слуховой системы оценивать
различия времени прихода зву­ка на
правое и левое ухо и различия интенсивности
звука на каждом ухе. Если источник зву­ка
находится в стороне от средней линии
головы, то звуковая волна приходит на
одно ухо несколько раньше и имеет большую
силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности
источника звука от тела человека связана
с восприятием ослабления звука и
измене­ния его тембра.

Слуховой анализатор,
ответственный за слуховое восприятие,
состоит из следующих отделов:

– рецепторный отдел
представлен кортиевым
органом
, расположенным
в улитке среднего уха; он превращает
энергию звуковых волн в энергию нервного
воз­буждения;

– проводниковый отдел
проводит импульсы от рецепторного
отдела к центральному;

– центральный, или корковый
отдел, располагается в височных долях
обоих полушарий головного мозга.

Наружное и среднее ухо
являются звукоулавливающим,
звукопроводящим и звуковоспринимающим
аппаратом
слухового
анализатора.

Внутреннее ухо
(звуковоспринимающий аппарат), а также
сред­нее ухо (звукопередающий аппарат)
и наружное ухо (звукоулав­ливающий
аппарат) объединяются в понятие орган
слуха

Работа органа слуха приводит
к трансформации энергии звуковых волн
в нервный импульс. Сигналы от волосковых
клеток поступают в мозг по 32 000
афферентным нервным волокнам, входящим
в состав восьмой пары черепно-мозговых
нервов. По волокнам слухового нерва
даже втишине следуют
спонтанные импульсы с частотой до 100
импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота
импульсации в волокнах увеличивается
и остается повышенной в течение всего
периода, когда действует звук.

Проводниковый отделслухового анализатора
представлен несколькими подкорковыми
структурами: слуховой нерв, ядра
продолговатого мозга, нижние бугры
четверохолмия среднего мозга, внутренние
ядра таламуса, слуховое сияние. Часть
волокон ответвляется и поступает в
мозжечок, что доказывает связь слуха с
чувством равновесия. Структуры
проводникового отдела доставляют
информацию в центральный отдел слухового
анализатора.

Центральный, или
корковый, отделслухового анализатора
находится в верхней части височной доли
переднего мозга (верхняя височная
извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое
значение для функции слухового анализатора
имеют поперечные височные извилины
(извилины Гешля). В центральном отделе
слухового анализатора происходит
первичный и вторичный анализ поступающей
слуховой информации, что выражается в
появлении у человека слуховых ощущений
и слухового восприятия, которое
обеспечивает предметную или смысловую
окраску воспринятых звуков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

С помощью слухового анализатора человек ориентируется в разнообразных звуковых сигналах окружающей среды. Звуки окружающего мира разнообразны: одни из них являются неотъемлемым свойством определенных предметов и явлений, а другие возникают при взаимодействии одних предметов с другими. Восприятие звуков является необходимым условием восприятия и понимания разговор­ной речи, речевых интонаций, музыкальных произведений, что делает слухо­вой анализатор необходимым средством познания мира и общения с другими людьми.

При восприятии окружающего мира человек, в первую очередь, использует зрение, ориентируясь на видимые глазом характеристики предмета. Однако в ряде случаев необходимая информация не может быть получена с помощью зрения. Так, восприятие звуков музыки и восприятие слышимой (разговорной) речи возможно только с помощью слуха. Кроме того, в условиях ограниченных возможностей зрения человек использует свой слух. Например, в темноте мы можем узнать по звуку, где расположен телефон или тикающие часы, можем понять, что к дому подъехал автомобиль, что в комнату кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу по звуку человеческих голосов или машин и т.д. Иногда только с помощью слуха можно воспринять сигналы опасности: гудок машины, которую человек не может видеть, шорох опасного зверя в лесу, звук от упавшего предмета и т.п.

Все звуки, окружающие человека, по своему характеру делятся на несколько видов. В зависимости от вида звуков принято различать и соответствующие виды слуха:

предметный слух – обеспечивает восприятие звуков, исходящих от конкретных предметов и от их взаимодействия (звук автомобиля, звук скрипящей двери, звук от падения предмета на пол, шум деревьев или ручья и мн. др.);

речевой слух – обеспечивает восприятие речи, а также смысловое различение речевых звуков; этот вид слуха получил также название фонематического слуха. В любом языке есть звуки, имеющие сходное звучание, но разный смысл, их называют фонемами. В русском языке, в котором имеется 44 фонемы, важно различать мягкость и твердость звука (л и ль, т и ть), звуки в ударном слоге и безударном слоге (молоко и молока), глухие и звонкие звуки (к и г, б и п). Для восприятия речи очень важно иметь хороший слух, так как многие звуки в предложениях произносятся без ударения, «проглатываются», нечетко произносятся слияния слов, особенно с предлогами и союзными словами, а также окончания слов. Различение этих звуков является крайне важным для понимания смысла слова или словосочетания (ср., например слова «молоток» и «молотка», «ложкой» и «ложки»);

интонационный слух – обеспечивает восприятие и понимание интонации речи, что очень важно для понимания эмоциональных оттенков речи, характеристик говорящего человека, ведь в нашей речи зачастую интонация и содержание высказывания различаются, и приходится учитывать не только содержание, но и его интонационную окраску, поэтому понимание интонации является необходимым в процессе человеческого общения;

музыкальный слух – обеспечивает восприятие и понимание музыки, различение и узнавание разных музыкальных мелодий.

Для того чтобы понять, как работает слуховая система человека, обеспечивающая полноценное «слышание» звуков окружающего мира, необходимо прежде всего разобраться, какова природа звука, или акустического сигнала, который является адекватным раздражителем для слухового анализатора. Сейчас уже хорошо известно, что звук представляет собой упругие колебания среды, в которой он распространяется в виде волн в самых различных средах, включая воздушную среду, которые воспринимаются ухом. Определенные характеристики звуковой волны (физические параметры) соотносятся с определенными характеристиками слуховых ощущений (физиологические параметры). Эти соотношения представлены в следующей таблице.

Таблица 9.1 – Соотношение физических параметров звука и физиологических параметров слуховых ощущений

Физические параметры звука Физиологические параметры ощущений
Частота звуковых волн Высота звука. Человек различает звуковые волны с частотой от 20 до 20 000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду). Звуки, частота которых ниже 20 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки), человеком не ощущаются
Интенсивность звука, которая зависит от амплитуды звуковых волн Громкость звука. Ощущение громкости нарастает при усилении звука и зависит также от частоты звуковых колебаний, то есть громкость звучания определяется взаимодействием интенсивно­сти (силы) и высоты (частоты) звука. Единицей измерения громкости звука является бел, в практике обычно используется деци­бел (дБ), т.е. 0,1 бела*
Продолжительность звуковой волны Продолжительность звучания
Звуковой спектр, или состав основных и дополнительных тонов Тембр, или окраска звука. По тембру можно различить звуки одинаковой громкости и высоты, на чем основано узнавание людей по голосу

*Примечание. Примеры интенсивности (громкости) отдельных звуков: шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости – 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ; шум реактивного самолета (расстояние 25 м) – 140 дБ.

Чувствительность слухового анализатора опреде­ляется минимальной силой звука, достаточной для возникнове­ния слухового ощущения. В области звуковых колебаний от 1000 до 3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что соответствует человеческой речи, ухо обладает наибольшей чувствительностью. Эта совокупность ча­стот получила название речевой зоны. Различение частоты зву­ка характеризуется той минимальной разницей по частоте двух близких зву­ков, которая еще улавливается человеком. При низких и средних частотах человек способен заметить различия в 1–2 Гц. Встречаются люди с абсолютным слухом: они способны точно узнавать и обозначать любой звук даже при отсут­ствии звука сравнения.

Слух имеет важное значение при ориентации человека в пространстве. Благодаря слуху человек может «выстраивать» карту окружающего его пространства только по источникам звука. Так, если человек находится в своей квартире, он по звуку делает вывод, кто из соседей находится дома, кто вышел и пришел, определяет, приехала или уехала машина, слышит, что на дороге двигаются машины, в соседний магазин привезли товар, а на площадке дети затеяли игру в футбол и т.д. Восприятие пространства с помощью звуков возможно благодаря наличию у человека бинаурального слуха, то есть способности слышать двумя ушами (приставка би- обозначает «два»). Острота бинаурального слуха у человека очень высока: положение источника зву­ка определяется с точностью около 1 углового градуса. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать различия времени прихода зву­ка на правое и левое ухо и различия интенсивности звука на каждом ухе. Если источник зву­ка находится в стороне от средней линии головы, то звуковая волна приходит на одно ухо несколько раньше и имеет большую силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности источника звука от тела человека связана с восприятием ослабления звука и измене­ния его тембра.

Слуховой анализатор, ответственный за слуховое восприятие, состоит из следующих отделов:

– рецепторный отдел представлен кортиевым органом, расположенным в улитке среднего уха; он превращает энергию звуковых волн в энергию нервного воз­буждения;

– проводниковый отдел проводит импульсы от рецепторного отдела к центральному;

– центральный, или корковый отдел, располагается в височных долях обоих полушарий головного мозга.

Наружное и среднее ухо являются звукоулавливающим, звукопроводящим и звуковоспринимающим аппаратом слухового анализатора.

Внутреннее ухо (звуковоспринимающий аппарат), а также сред­нее ухо (звукопередающий аппарат) и наружное ухо (звукоулав­ливающий аппарат) объединяются в понятие орган слуха

Работа органа слуха приводит к трансформации энергии звуковых волн в нервный импульс. Сигналы от волосковых клеток поступают в мозг по 32 000 афферентным нервным волокнам, входящим в состав восьмой пары черепно-мозговых нервов. По волокнам слухового нерва даже в тишине следуют спонтанные импульсы с частотой до 100 импульсов в секунду. При звуковом раздражении частота импульсации в волокнах увеличивается и остается повышенной в течение всего периода, когда действует звук.

Проводниковый отделслухового анализатора представлен несколькими подкорковыми структурами: слуховой нерв, ядра продолговатого мозга, нижние бугры четверохолмия среднего мозга, внутренние ядра таламуса, слуховое сияние. Часть волокон ответвляется и поступает в мозжечок, что доказывает связь слуха с чувством равновесия. Структуры проводникового отдела доставляют информацию в центральный отдел слухового анализатора.

Центральный, или корковый, отделслухового анализатора находится в верхней части височной доли переднего мозга (верхняя височная извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое значение для функции слухового анализатора имеют поперечные височные извилины (извилины Гешля). В центральном отделе слухового анализатора происходит первичный и вторичный анализ поступающей слуховой информации, что выражается в появлении у человека слуховых ощущений и слухового восприятия, которое обеспечивает предметную или смысловую окраску воспринятых звуков.



Источник