Значение словесных игр в развитии ребенка

Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей.

Организм человека должен приучаться

к умственному труду понемногу, осторожно,

но, действуя таким образом можно дать ему

привычку легко и без всякого вреда для

здоровья выносить продолжительныйумст-

венный труд. Вместе с этой привычкой тру-

диться умственно приобретается и любовь

к такому труду, или, лучше сказать, жажда

его.

К.Д. Ушинский.

        Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность же умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Важно научить ребёнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. ДжанниРодари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать-вот, что необходимо ребенку».

Необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра, которые я использую в течении ряда лет в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель.

 Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на:

1. Развитие речи.

 2.Уточнение и закрепление словаря.

 3Воспитание правильного звукопроизношения.

4.Умение считать.

   5.Ориентироваться в пространстве.

    6.Развитие мыслительной способности детей.

В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать словесные игры в другой целью, а именно:

 1.Для развития самостоятельности мышления.

 2.Для формирования мыслительной деятельности детей.

Методические советы, необходимые для проведения игр:

  1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад («Ребята давайте предлагаем»),  считалки, можно провести «сговор», разыгрывание фантов.
  3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений (считалки, сговор, соревнования и тд.)
  4. Нужно создать для умственной активности всех детей.
  5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.
  6. Выбор словесной игры определяется задачи воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе.
  7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.
  8. При проведение словесных дидактических игр, особое внимание должно быть уделено правилам.

Использование словесных игр.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам.

Словесные игры наиболее сложны тем, что они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.

В настоящее время разработано множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний педагогов, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей:

Игра «Веселые рифмы» 

Подберите к словам рифмы.

Свечка – … печка; трубы – … губы; ракетка – … пипетка; сапоги – пироги и т.д.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети “изобретают свои велосипеды”. Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Чем больше Вы будете с ребенком заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться!

Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «увеличение – уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы)

А вот как отвечали ваши дети:

– Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

– Хотела бы увеличить выходные.

– Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

 А вот как отвечали ваши дети:

– Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

– Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

– Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

– Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: “Я дарю вам зайчонка”, или “Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли”, или “Я дарю вам большую конфету, “В коробке кактус, не уколитесь”.

Игра «Подбери метафору»

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, “говор волн”, “холодный взгляд”.

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый, как муха. Трудолюбивый, как пчела.

Игра «Разными глазами»

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 9 лет масса

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Какая(ой) бывает………»

 (собака, кастрюля, машина, снег; можно подобрать слова по любой теме)? Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Игра «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. Ход игры: – дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля) – голова, туловище, лапы, крылья (птица) -лапы, туловище, шерсть, когти (……….) -ноги, копыта, туловище, рога (……….) -корни, ствол, ветки, листья(дерево)

Игра «Шаги».

Кто быстрее доберется до… , на любые темы: “Все круглое”, “все горячее”, “все мокрое”, “ласковые слова для мамы”, «вежливые слова» и т.д. Игроки становятся рядом, каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь слово. Даем минуту на размышление и “Старт!” летает не летает», «плавает-не плавает», «рисует не рисует», «движется не движется», «тянется-не растягивается», «растет не растет».

Игра «Сравнение предметов».

На развитие мыслительных операций. Кошка, книга, крыша; число, весло, кресло. Муха и бабочка. Дом и избушка. Стол и стулья Книга и тетрадь Топор и молоток Назовите общие признаки: яблока и арбуз кошки и собаки; стола и стула; ели и сосны; голубя и дятла; ромашки и гвоздики. Чем отличаются: ручка от карандаша; рассказ от стихотворения; сани от телеги; осень от весны; дерево от кустарника;

«Кто кем был или что чем было» 

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем  цыплѐнок (яйцом), лошадь  рыба (икринкой), (жеребѐнком), шкаф (доской), лягушка (головастиком), хлеб (мукой), бабочка (гусеницей), велосипед (железом), ботинки (кожей), свитер (шерстью) и т. Д. рубашка (тканью),

Игра “Закончи предложение”

Цель: употребление сложноподчинённых предложений Мама положила хлеб… куда? ( в хлебницу) . Брат насыпал сахар… куда? ( в сахарницу) . Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? ( в салатницу) . Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу) . Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела) . Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно) . Я не хочу спать, потому что… ( ещё рано) . Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода). Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) . Кошка забралась на дерево, чтобы…(спастись то собаки)

Игра : “Я был в цирке… ” , “Я был на море…”, “Я был в лесу…”, “Я был в театре…” и т.д.

Ребенок должен назвать что-нибудь, начинающееся с заданной буквы . Называть можно не только существительные. Например, на букву “К” можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Конкурс загадок

Цель игры: развивать воображение, умение обобщать, обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, продолжать обучать детей отгадывать загадки.

Оборудование: карточки с изображением гриба, ели, огурца, капусты, лука, барабана, велосипеда, ножниц, бутона, волн, комара, вешалки, валенок и ног, которые являются отгадками к загадке.

Возраст: 4–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель говорит название игры, в которой сейчас и будут все участвовать.

Необходимо спросить ребят, какие загадки они знают, попросить загадать некоторые из них присутствующим детям. Когда все окончательно настроятся на игру, можно начинать.

Для этого воспитатель по очереди задает каждой из команд загадки и просит в течение 30 секунд дать ответ. Если дети его не знают, то право ответа переходит команде соперников.

Не стоит забывать о том, что малыши иногда просто запоминают ответы на те или иные загадки и даже не пытаются решить, почему он именно такой.

Чтобы избежать этого, следует всегда спрашивать детей, почему они решили, что ответить нужно именно так, по каким признакам они догадались.

Когда ребята научатся самостоятельно отгадывать загадки, то это занятие будет доставлять им большое удовольствие. Но воспитателю следует учитывать, что загадки, которые он предлагает детям, должны соответствовать их возрасту. Загадки для команд можно подобрать следующие:

1)стоит Антошка на одной ножке (гриб);

2)зимой и летом одним цветом (ель);

3)без окон, без дверей, полна горница людей

(огурец);

4) сто одежек и все без застежек (капуста);

5) сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук);

6) сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан);

7) два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы);

8) был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон);

9) не зверь, не птица, носок как спица. Летит – кричит, сядет – молчит (комар);

10) этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед);

11) в раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка);

12) в тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует – бежим по воде (волны);

13) не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой (валенки);

14) всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).

За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 очко. В игре побеждает та группа детей, которая наберет наибольшее количество очков.

Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. В словесные игры можно играть с детьми везде и всюду: по дороге в детский сад, на улице, по дороге домой, в транспорте, дома. Включать их в любое время в режимных моментах . Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. А ребёнок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

Методические советы, необходимые для проведения игр:

  1.  Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в той или иной игре. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.
  2. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего сам воспитатель настраивается на игровой лад («Ребята давайте предлагаем»),  считалки, можно провести «сговор», разыгрывание фантов.
  3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений (считалки, сговор, соревнования и тд.)
  4. Нужно создать для умственной активности всех детей.
  5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.
  6. Выбор словесной игры определяется задачи воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе.
  7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.
  8. При проведение словесных дидактических игр, особое внимание должно быть уделено правилам.

Цель.

 Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на:

1. Развитие речи.

 2.Уточнение и закрепление словаря.

 3Воспитание правильного звукопроизношения.

4.Умение считать.

   5.Ориентироваться в пространстве.

    6.Развитие мыслительной способности детей.

В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать словесные игры в другой целью, а именно:

Читайте также:  Стиль взаимоотношений в семье и его влияние на развитие личности ребенка

 1.Для развития самостоятельности мышления.

 2.Для формирования мыслительной деятельности детей.

Использование словесных игр.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль словесных игр в речевом развитие детей дошкольного возраста»

Подготовила:

                                                                                          Старший воспитатель                                  Гнатюк С.А.

          Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну очень интересную игру!».  Использование занимательной игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

         Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

         Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

         Они активно включаются в словесно-речевые игры. В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе  применяется четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К.

         Приведу краткие характеристики каждой группы.

1 группа – игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Отгадай-ка?», «Радио», «Да – нет», «Чьи вещи?»

2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

 3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4 группа – игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть».

Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

         Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать». Хотелось бы особенно отметить словесные игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я стал невидимкой». Проводятся они так, начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были здоровы».

Эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие – врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми я применяю игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

          Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это  помогает удержать внимание ребёнка; ведь дети, как правило, невнимательны, часто отвлекаются.

Можно применять следующие виды игр с мячом:

 1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.

2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь – дорога, маленький – небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)

4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на классификацию).

5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.

         Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Приложение 1.

Логоритмические упражнения

1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи,                       Дети встают на носочки, поднимают

                                                                  вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.                  Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать,                 поясе.

Разведет повсюду слякоть.                     Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,         Идут по кругу, высоко поднимая                                    
Поднимай повыше ноги.                         колени

Читайте также:  Значение художественной литературы для развития ребенка

Н. Нищева

4. За грибами

Все зверюшки на опушке     Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                              Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали.                              мые грибы.

Лисичка бежала,                                Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала.                         грибы.

Скакали зайчатки,                         Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки.                               грибы.

Медведь проходил,                        Идут вразвалку, затем топают правой

Мухоморраздавил.               ногой.
Н. Нищева

5. Садовник

Мы вчера в саду гуляли,                    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали.             Изображают, как копают яму и сажа 
                                                            ют в нее куст.

Яблони белили мы          Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор,                          Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:                          Стоят лицом в круг. В центр выходит

— Ты скажи,     один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду                 На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых,                             по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых,                               с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Г. Сатир

6. Овощи

Как-то вечером на грядке                     Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук                   центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки,              завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:               Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,           Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать.                               ищет.

7. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик,                    Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                                      игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,                   Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                       Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                         рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он,                     Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,                     Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,                    Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

8. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук!                             Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук.                        столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,                                          Хватательные движения обеими руками.

Посолили                                         Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку.                 Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке!              Отряхивают руки.

Н. Нищева

9. За малиной

За малиной в лес пойдем,                  Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.        Идут по кругу, наклоняясь, как бы                                                              собирая ягоды.
Солнышко высоко,                              Встают лицом в круг, тянутся руками

                                                              вверх.

А в лесу тропинка.                              Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,                                 Идут по кругу, взявшись за руки.

Я годка-малинка.

Русская народная песня

10. По ягоды

Мы шли-шли-шли,                                   Маршируют по кругу, держа руки на

                                                               поясе.

Много клюквы нашли.                         Наклоняются, правой рукой достают

                                                               носок левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,                  Опять идут по кругу.

Мы опять идем искать.                         Наклоняются, левой рукой касаются

В. Волина                                              носка правой ноги, не сгибая колен.

Источник