Значение сказки в развитии ребенка актуальность

Министерство образования и науки Самарской области

ГАОУ ДПО Самарский институт повышения

Квалификации  и подготовки работников

образования

Зачетная работа

по курсам квалификации по ИОЧ   ВБ

«Использование новых программ и

педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Сроки проведения: с 16.04.2012 г.  по 20.04.2012 г.

                                   Методическая разработка на тему:

«Актуальность использования

сказки в современном педагогическом процессе»

                                                                                                              Выполнила:

Халилова З.Р.

 воспитатель ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково

                                                                    «Солнышко»  м. р. Камышлинский

с. Камышла 2012 г.

Содержание:

1) Ведение

2)Психолога – педагогическое значение сказки

3)Методика работы со сказкой

4)Моделирование сказки

5)Виды работы с родителями в соответствии с ФГТ

6)Заключение

7)Литература

  1. Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум.
  2. Сказка может дать ключи для того,
  3. чтобы войти в действительность новыми путями,
  4.  может помочь ребенку узнать мир,
  5.  может одарить его воображение и научить
  6. критические воспринимать окружающее.
  7. Д. Родари

                В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более “человекоподобным” и по-настоящему сказочным “Ежику в тумане”, “Королю-Льву” и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много не открытого и невостребованного.

             Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

               Воображение – есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

Цель – обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности.

Параллельно необходимо решить следующие задачи: 

 а) анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе  воспитания и образования;

б) создание рекомендаций по использованию методов и приемов творческого развития дошкольников при работе со сказкой;

в) апробирование методов и приемов, а так же форм организации, использованных в целях развития творчества дошкольника;

г) подтверждение эффективности предлагаемых методик (детские рисунки и другой «продуктивный» материал)

      В своей работе опираюсь на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, авторского коллектива под руководством профессора Ю. Лебедева (г. Нижний Новгород), а также на свой собственный пггичский опыт. Используют элементы сказкотерапии (Д. Соколов, И. Вачков), кинезотерапии, арт-терапии.

  1.  Психолого – педагогическое значение сказки

             Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное – тяжеловесному, как естественное – противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас – труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка – это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это – жизнь, это – приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

     Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

   Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):

1) Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

2) Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

3) Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

  1. 1) Методика работы со сказкой 

 а)   Отбор литературного материала.

            В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.

              Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки – кульминации – катарсиса.

б)   Направления в работе

      Названные выше функциональные особенности сказки определяют ведущие  направления в работе со сказкой

      1) Познавательное развитие

      2) Социальное развитие

      3) Физическое развитие

      4)  Развитие творческого воображения

в)   Формы организации

Предлагаю следующие формы организации:

1)  игровые занятия;

2)  комплексные занятия;

3)  самостоятельная игровая деятельность детей;

4)  самостоятельная продуктивная деятельность детей;

5)  экскурсии;

6)  встречи с интересными людьми;

7)  праздники.

г)  Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

1)  элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры –    экспериментирования с предметами и материалами;

2)  моделирование сказочных сюжетов;

  1.  творческие задания;
  2.  пластические игры и упражнения;
  3.  элементы драматизации.

             Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.

Читайте также:  Развитие слуха у недоношенного ребенка

д)   Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.

              Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип “От простого – к сложному”; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

              Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза – в – глаза.

                                                 2) Моделирование сказок  

            Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

            В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

                                                  Выразительные движения

            Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

                                                   Проблемные ситуации

     (от греческого problema – задача, задание и латинского situation – положение) – это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

                                                         Творческие задания

      могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

  1.                                           Виды работы с родителями в соответствии  ФГТ

              Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств. Игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

    Заключение:

                 В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.

               Авторские сказки детей и родителей – продукт совместной творческой деятельности – отмечены на Городском фестивале – конкурсе “Сказка – умница и прелесть” в 2002 году дипломом в номинации “Сказка своими руками”.

               Во многом это достигнуто благодаря использованию в работе оригинальных методических приемов. 

    Литература:

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    (Приказ министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655)

                                                          Интернет ресурсы:

    1)  Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)║  Дошкольное воспитание.- 2002.-N1.-С. 17-19

    1. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-2008- N10.-С. 30-32.
    2. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
    3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
    4. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
    5. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
    6. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
    7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 2001.

    Источник

    Значение сказки в развитии ребенка

                                                              “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

    I. Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка “Репка” учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка “Маша и медведь” предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из  

    сложной ситуации; сказка “Теремок” учит дружить.

    Читайте также:  Центр развития ребенка день рождения

    Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

    Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности.

    Сказка – это школа развития чувств детей.  Выразительные  высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,   которые  им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

    Использование сказочных сюжетов помогает развитию  речи детей (накоплению словарного запаса, помогает верно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры  со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась…

    У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия,  

                                                               формируется интонационная выразительность речи.

    II. Наши занятия с детьми ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники и зрители происходящего.  Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

    Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый  сначала сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов воспитатель использует различные приемы: это может быть настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия.

                               

    Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания  усложняются: от рассматривания картинок и звукоподражаний ребенок переходит к договариванию знакомой фразы и , наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок,        

     давать характеристику героям.

    III. Выбирая сказку для ребенка, важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту – свою сказку!

    В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как “Репка”, “Теремок”, “Колобок”. Подобная организация речи “сказителя”, помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и “освоиться” в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

                             

    IV. Чтение сказок дает очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону! Ведь даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

    V. Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают “поверить в сказку”, где добро всегда побеждает, и все обязательно закончится хорошо!

     ГБДОУ №38 Невского района г. Санкт-Петербурга

     Воспитатель: Ладыгина Галина Владимировна

    Источник

    Статья на тему: «Значение сказок в жизни ребенка».

    Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

    Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

    У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

    В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

    Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд – они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

    Читайте также:  Влияние игры на развитие ребенка в доу

    Как пример – предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическим признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента – скорее, сангвиник.

    На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым – даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность – и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

    Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

    Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

    1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, – так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

    2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

    3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души – люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии – человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

    Как итог:

    – Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, – все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка …

    – Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок – не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

    – Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!».

    Рекомендации:

    * Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день – это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.  Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

    Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

    Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. 

    *Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

    Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

    Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

    * Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «… и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

    * Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

    – Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

    Источник