Значение сказки для развития речи ребенка раннего возраста

                                                                                                Нагаева Р.Г._Опыт

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Москаленского муниципального района

Омской области

ОПЫТ РАБОТЫ

воспитателя

Нагаевой Рамили Гатаевны

Тема:«Влияние сказок

на развитие речи детей раннего возраста»

2010

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассказать,

 Коль плохой, то его осудить,

Ну, а слабый – его защитить.

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что – нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

Проблема развития речи на данном этапе приобретает актуальный характер. Современным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить ребенка смотреть мультфильм. Родители и дети почти не общаются. Поэтому свою работу с самого раннего возраста строю так, чтобы компенсировать недостаток общения между взрослым и ребенком. Так как характерной особенностью детей от двух до трех лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации, сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. Поэтому свою работу строю через привитие любви к сказкам, фольклору. Учу переживать за героев произведений, испытывать радость от эмоционального сотрудничества. Побуждаю детей участвовать в разговорен со взрослыми, проговаривать потешки, стихи, песни.

Цель: прививать любовь к сказкам, воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  • Развивать речь детей, через  мир словесного искусства: сказки, потешки, песенки;
  • применять комплекс методов и приемов ознакомления детей со сказкой через все виды все деятельности;
  • развивать у детей психические процессы: воображение, память, эмоциональный отклик на сказку;
  • провести сравнительный анализ речевого развития.

Познавательная ценность и воспитательное значение первых сказок для самых маленьких и усвоении ими простейших жизненных взаимосвязях, ориентированных взрослыми на положительное начало, которое должно присутствовать в любой сказке. Сказка несет ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира. Мастерство педагога – это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка, чтобы сказка

готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро. Достоинством сказок для малышей можно считать и насыщенность диалогической речью, что особенно полезно для детей третьего года жизни, когда они овладевают грамматическими формами родного языка. Часто в сказках есть короткие песенки, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие и хорошо развивают речь. Чувства, вызываемые сказкой, столь же ярки и неустойчивы, как и эмоции маленького ребенка. Очень хорошо подчеркнул особенности сказки для маленьких исследователь – фольклорист В.П. Аникин: «Резкое разграничение света и тени, положительного и отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам; петух – герой, лиса – коварная, волк – жадный, медведь – глупый. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи…»

Итак, познавательная, воспитательная, педагогическая ценность русской народной сказки для малышей в повседневной жизни неоценима.

Свою работу начиная с утра. Дети спешат в детский сад, а я готовлюсь к встрече с ними, подготавливаю выставку книг со сказками. Сюрпризных моментов для введения детей в сказочный мир может быть несколько: прошу детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки, или “же предлагаю превратиться в маленьких волшебников, чтобы поиграть в сказку. Затем мы садимся и рассматриваем вместе с детьми иллюстрации из сказок, слушаем вместе музыку. Приучаю рассматривать картинку влшижке, говорить по поводу изображенного на ней. Побуждаю детей проговаривать небольшие диалоги из сказок, развиваю эмоциональную выразительность речи, малыш учиться человеческому видению мира через сказку.

Подошло время завтрака. Но не всегда легко уговорить детей позавтракать. Как можно заинтересовать ребенка? Необычностью! Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном горшке». Читаю детям потешки:

Умница Катенька, Ест кашу сладенькую. Вкусную, пушистую, Манную, душистую, Очень желанную Вкусную, нежную, Очень полезную.

Предлагаю разные варианты завтрака: «В гостях у Красной шапочки», «Гостинцы для зайчат», «Угощенья от петушка». Загадочность, немного интриги помогают в этом режимном моменте.

Перед занятием провожу игры- и игровые упражнения, основанные на сказках. При ознакомлении ребенка со сказкой использую различные методы и приемы.

Прием «моделирование»

Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.

Модель сказки «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка – какая? (большая, желтая, круглая). У репки сверху листики – какие? ( маленькие, зеленые).

Используя моделирование, обращаю внимание детей на характерные признаки персонажей, при создании моделей придерживаюсь того, что запомнили дети о сказочных персонажах.        1

На занятиях рассказываю сказку и обязательно повторяю. Это не надоедает детям, поскольку обеспечиваю их активность во время слушания: предлагаю выполнять имитационные движения (дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик и т.п.). Использую разнообразные нарядные пособия (показ фигуры настольного театра меняется показом живых картинок на фланелеграфе). Поощряю попытки малышей инсценировать ли драматизировать отрывок из сказки.

Читайте также:  Трудности развития ребенка дошкольного возраста

Наибольший эффект достигается, когда сочетаю рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании оперирую этими же фигурками, либо дополнительно прибегаю к инсценированию сказки. Использование на занятиях наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Предлагаю задание, требующее от них более сложных умственных операций. Например, дети рассказывают о том, кто тянул репку (перед ними фигурки всех персонажей сказка), но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за… кошкой, кошка за… Жучкой, и т.д.

Восприятие некоторых сказок, например русской народной сказки «Колобок» идет успешнее, если за один – два дня до занятия с детьми рассматривается иллюстрация к сказке, поется песенка Колобка. Или перед тем, как рассказать сказку «Волк и семеро козлят», показываю иллюстрации и характеризую козлят и волка: «Козлятки маленькие, волк большой, страшный». Дети узнают и запоминают, что коза уходит «есть травку шелковую.пить воду студеную». Затем предлагаю прослушать сказку про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого злого волка. Обязательно заканчиваю занятие самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций. Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж.

Повторяя сказку, не всегда рассказываю целиком, вспоминаю отдельные отрывки, частности те, которые легче забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Начинаю рассказывать сама, затем рассказываем совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию Интонационной выразительности речи: утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети отрабатывают выразительную интонацию. Интересуясь, кто живет в теремке, отрабатывают вопросительную интонацию. Низким голосом исполняют песню волка или монолог медведя. Это доставляет малышам много радости.

Использую в своей работе различные варианты гимнастики, такие как:

Игры – превращения (сюжетная гимнастика).

Пройти, как мишка косолапый, хитрая лиса.

Аэробика «зверят» с представлением по сказке «Теремок».

Дети с удовольствием имитируют движения и действия сказочных героев, им всегда интересно преодолевать сказочные препятствия, выполнять сказочные задания, перепрыгивать через ручеек с палочкой и т.д.

Один из самых увлекательных моментов для детей – это время прогулки. Как интересно организовать прогулку по сказкам? Еще в группе настраиваю детей на прогулку. Использую такой прием: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-тол сказочного героя. На участке он призывает их понаблюдать за природой. Мы с детьми с удовольствием наблюдаем за облаками, отгадываем, на кого из героев похожи облака. Рисуем их очертания на песке, земле, снеге. Предлагаю детям решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце, из-за куста вышел волк?

Дети любят играть с песком. Строим из песка дом для капризной Кати, лабиринты для злого волка. А какая же прогулка без подвижных игр? Пройти той же дорожкой, по которой катился колобок и встречал всех друзей.

Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым героям. Это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.

Обед может быть продолжением утренней сказки. Можно придумать что – нибудь новое.оригинальное. Например: «В гостях у Кролика», «Витамины в тарелке», «Богатырский обед».

Обед закончен, подошло время укладывать детей спать. Возьмем сказку себе в помощники. Предлагаю послушать музыку. Говорю: «Дети, кто закроет глазки, тому приснятся сказки», читаю полюбившиеся детям сказки. Очень часто пою колыбельные песни. Еще один прием – предлагаю переплыть море сказок на морской кровати. Когда дети спят, придумываю, что нового и интересного предложить детям, когда они проснуться. После сна провожу игры с пальчиками рук и ног,

сопровождаю движения стихотворной формой по сюжетам разных сказок, хождение по сказочной дорожке.

В группе предлагаю просмотр диафильмов и мультфильмов по сказкам. Интригую детей и предлагаю провести вторую половину дня под названием «Сказочный вечер». Это посиделки со сказочными героями, предлагаю картинки по сказкам. Организую игры – забавы. Устраиваю драматизацию всех видов театра. Дети очень любят и с удовольствием играют в строительные игры, где мы строим «Теремок». «Избушку трех медведей» и т.п. Подхожу к своей работе творчески и делаю все, чтобы каждый день в детском саду был по-настоящему сказочный, полезный и незабываемый для детей.

Решаю задачу привития любви к сказкам при взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно, с родителями. Советую им, какие лучше книги читать ребенку дома, как можно обыграть сказку, что можно смастерить дома для обыгрывания сказки, что можно нарисовать совместно с ребенком. Предлагаю создать дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок. Такая совместная работа с родителями оказалась очень эффективна, подняла отношения родителей и детей на новый уровень. Родители стали больше проявлять интерес к предложениям и советам педагога, предлагают свои варианты проигрывания сказок, потешек.

Вывод. В результате проделанной работы с детьми была выявлена положительная

динамика.

 В начале 2009 – 2010 учебного года речь развита у 45% детей, в конце года – у 78%

детей. Дети узнали много новых сказок, у них появился интерес к ним, они с удовольствием проговаривают диалоги сказочных персонажей. Дети научились слушать и понимать содержание сказки, у них развивается эмоциональная выразительная речь, наиболее успешно происходит развитие всех психических процессов, развивается мелкая моторика рук. Дети откликаются на )

Читайте также:  Развитие ребенка с заболеванием дцп

добрые чувства сверстников и взрослых.

Источник

Консультация «Роль сказки в развитии речи детей»

Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна                       МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

 К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.

 Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.

 Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к на учению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

 Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: частушек, потешек, стихов и сказок»

 Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование загадочно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. 

     Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра. 

Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. Также очень важно, чтобы ребенок разговаривал не только правильно, но при этом еще и эмоционально, образно, красиво.

Источник

Марина Агаркова
Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

1 слайд.

“Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия – это ключик, с помощью,

которого можно открыть любые истоки,

и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский

2 слайд.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Сказка, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».

Сказка как средство развития речи у ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно… Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста.

Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.

И действительно, сказка знакомит ребенка с большим миром.

Читайте также:  Игры для развития ребенка 2лет

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.

Сказки являются эффективным средством развития речи у детей раннего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.

3 слайд.

Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

4 слайд.

Целью моей работы является создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста посредством сказки.

5 слайд.

Чтобы достичь цель я выделила несколько приоритетных задач:

Это поддерживать интерес детей к русской народной сказкеиспользуя различные приемы приобщения: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.

Повышать речевую активность детей, обогащать словарь.

Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.

6 слайд.

В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса.

Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и их драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.

7 слайд.

На занятиях по речевому развитию я читаю такие русских народные сказки,как: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Мы слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам.

Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Рассматриваем и обсуждаем иллюстраций в книгах. Учимся отвечать на несложные вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами.

8 слайд.

Воспроизводим сюжет сказокс помощью театров разного вида:

1. Магнитный театр

2. Пальчиковый театр

3. Кукольный театр

4. Конусный театр

9 слайд.

В своей работе по формированию элементарных математических понятий я продолжаю формировать представления детей о цвете, форме, геометрических фигурах, количестве, величине по средствам сказки. Дети с удовольствие делают бусы для Лисички из геометрических фигур. Играют в подвижную игру «Большая и маленькая елочка». Запоминают основные цвета с помощью дидактической игры «Спрячь мышку». Занимаются конструированием домика для животных по сказке «Теремок».

10 слайд.

Приоритетную область своей работы я реализую в интеграции с познавательным развитием.

Дети знают и называют диких животных. Знают, что они живут в лесу, любят рассматривать иллюстрации, изображающие их.

Знают понятие «овощи», т. е. то, что растет на земле. Знают, что репка – это овощ.

11 слайд.

Развитие речи детей, нашло свое отражение и в художественно – эстетическом воспитании.

12 слайды

Я предлагаю детям раскрасить картинки с изображением силуэта колобка. Мы лепим пирожки для Маши и золотое яичко для бабушки и дедушки. Рисуем зернышки для мышки. Создаем иллюстрации к сказке «Теремок» при помощи аппликации.

13 слайд.

Невозможно развивать речь детей, не развивая их физически. В своей работе по физическому развитию я использую подвижные игры со сказочными героями: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Лягушки» и др. Дети учатся имитировать походку героев сказок. «Ходим как медведи, прыгаем как зайцы».

14 слайд.

С целью закрепления знаний о русских народных сказкахиспользовала дидактические игры:

1. «Из какой сказки герой»

2. «Четвертый лишний»

3. «Расставь по порядку»

4. «Отгадай сказку»

15 слайд.

Важным условием развития речи у детей является организация предметно – развивающей среды.

В группе оборудован книжный уголок, на полках которого есть книги с рассказами и любимыми сказками.

Интерес детейподдерживается постоянным обновлением: тематическими выставками книг;разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной.Дидактическим материалом: играми, сюжетными картинками.

16 слайд.

Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок. Я разъясняю значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

17 слайд.

При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.

18 слайд.

Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.

19 слайд.

Ожидаемые результаты работы:

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую

повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы, что будет способствовать развитию речи детей.

20 слайд.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят Вам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Желаю Вам удачи!

Источник