Значение семьи в развитии ребенка родительское собрание

Родительское собрание на тему:

«Семья и ее значение в воспитании детей»

Степанова Галина Федоровна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково Саратовская область

Пояснительная записка: 

Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми – решающий момент социализации. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы. Данное мероприятие поможет установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создать эмоционально – комфортную обстановку в группе. Мероприятие будет интересно для педагогов ДОУ.

Форма проведения: круглый стол + творческая мастерская

Оборудование:  ноутбук, проектор, спокойная музыка, практическое задание на листах по количеству родителей, свеча, бубен, бумага А3, ножницы, клей, маркеры, заготовки для домика, пиктограммы настроение, лист – опрос, листочки с нарисованными ладошками детей, карандаши.

Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи:

1. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;

3. Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

4. Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Ход собрания:

1 часть Вводная:

Выходит воспитатель с горящей свечой в руке. Читает стихотворение:

Горит свеча, и язычок огня

Трепещет и манит, и радует меня,

И заставляет думать о пути,

Что нашим детям суждено пройти.

Зло и добро – вот две дороги разных.

Одна — поступков страшных, безобразных.

Другая — Света, Веры и Надежды.

Какую выбрать? – ваш ребёнок сам решит,

Но прежде ……

Обдумать и понять должны мы с вами,

Каким путём хотим идти мы сами.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада встречи с вами. Сегодня наше собрание мы посвятим Семье и ее значению в воспитании детей.

Прошу всех встать в круг. Вам необходимо будет передавать  свечу по кругу своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное.

Родители выполняют упражнение «Комплимент по кругу»

Воспитатель: А сейчас послушайте своих детишек!!!

(Звучит  музыка  выходят дети   с шарами)

Ребенок: У всех  родителей  на свете

                 Есть мы…

ВСЕ:  ЛЮБИМЫЕ  ДЕТИ

ДЕТИ (по очереди): 

– голубоглазые,

– с веснушками,

– вихрами

– и кудрявыми макушками,

– спокойные и озорные,

Хором:  ЛЮБИМЫЕ ДЕТИ, РОДНЫЕ!

Ребенок: Мы все такие разные
Веселые и классные
Музыка  и дружба нас  объединила
И в этом наша сила!

(звучит вступление к танцу, выбегают дети с разноцветными шарами)

   ТАНЕЦ «ШАЛУНИШКИ» (в конце танца построение «полукруг»)

Ребенок: Главное в жизни это семья,
Где есть мама, папа и я!
Ребенок: Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Ребенок: Вместе делаем все и всегда,
Потому, что мы настоящая семья!

Ребенок: Мы рады, что на  лицах                                        

Улыбки  расцвели            

Ребенок:  Желаем всем  здоровья,

Удачи  и любви!  (звучит  музыка, дети покидают  зал)                               

2 часть Основная:

Блиц-опрос родителей «Что такое семья?»

Воспитатель: В словаре Ожегова написано: «Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Согласитесь, звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по- вашему мнению, семья? Предлагаю поиграть в игру «Веселый бубен». Пока звучит музыка, бубен катится по рукам, музыка закончилась – у кого в руках бубен, тот высказывает свое мнение «Что такое семья?» (3-4 мнения родителей). 

Воспитатель: Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам, давайте послушаем, что они скажут (видеосюжет мнение 3-4 детей).

Воспитатель: Предлагаю объединить мнения родителей и детей, прочитав замечательное стихотворение (по строчке)

1. Семья – это счастье, любовь и удача,

2. Семья – это летом поездки на дачу.

3. Семья – это праздник, семейные даты,

4. Подарки, покупки, приятные траты.

5. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

6. Мечты о хорошем, волнение и трепет.

7. Семья-это то, что мы делим на всех.

8. Всем понемножку и слезы, и смех.

9. Взлет и падение, радость, печаль,

10. Дружбу и ссоры, молчанья печать.

11. Семья – это труд, друг о друге забота.

12. Семья – это много домашней работы.

13. Семья – это важно! Семья – это сложно!

14. Но счастливо жить одному невозможно!

15. Семья – это счастье, семья – это дом.

16. Где любят и ждут и не помнят о злом.

Воспитатель: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Василий  Александрович Сухомлинский.

Нельзя не согласиться с данным высказыванием.

Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «какой Я родитель?» Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Как правило, мы думаем, что мы хорошие родители, но так ли это? Может, все-таки есть над чем работать?

Практическое задание для родителей «Знаю ли я своего ребенка»

1. Самое любимое занятие вашего ребенка?

2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?

3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?

4. Любимая сказка вашего ребенка?

5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

Сравнение результатов работы с результатами детей.

Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию социальный ролик

Законы педагогики: как нужно воспитывать детей? – Доктор Комаровский

Доктор Комаровский – один из самых талантливых педиатров в России. Его успех связан с уникальным даром объяснять людям важное и, конечно, любовью к детям.

Народная мудрость.

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание (слайды)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

За общим столом еда вкуснее.

Материнская молитва со дна моря достает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить — счастливым быть.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Вместе тесно, да врозь скучно.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка за ухом и спросил:

– И все?

– Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

– И мира тоже.

Воспитатель: Я хочу пожелать Вам, дорогие родители, чтоб в процессе воспитания ваших детей вам все время сопутствовали ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ.

Практическое задание для родителей 

Тест – игра: «Какой Вы родитель?»

Воспитатель: Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку.

Сколько раз тебе повторять? – 2

Посоветуй мне, пожалуйста. – 1

Не знаю, что бы я без тебя делала. – 1

Какие у тебя замечательные друзья. – 1

И в кого ты только уродился? – 2

Я в твои годы! – 2

Ты моя опора и помощник. – 1

Ну, на кого ты похож?-  2

Ну, что за друзья у тебя. – 2

О чём ты только думаешь? – 2

Какой ты умник (ца). – 1

А как ты считаешь, сынок (дочь)? 1

Какой ты у меня сообразительный (ая). – 1

Оценка результатов.

5-7 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.

8-10 баллов. Свидетельствует о начинающихся сложностях во взаимодействии с ребёнком, непонимании проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.

11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься.

Творческая мастерская «Дом, который построим мы!»

(в микрогруппах)

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем сами стать строителями и построить дом, под названием «СЕМЬЯ». Для этого нам нужно разделиться на строительные бригады по 3-4 человека – цвет стола вам подскажет. Все необходимое на подносах. У каждой строительной бригады есть «фундамент», 4 кирпича – для строительства стен, крыша. Задача: заложить фундамент, то есть выбрать то, что по вашему мнению главное в строительстве семьи (подписать, приклеить), затем 4 кирпича – немаловажные понятия, которые держит и укрепляют семью. Но строительство здания заканчивается, когда возводится крыша. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему эмоциональному состоянию. Выберите «пиктограмму настроения» и приклейте его на крышу – итог вашей работы. И приготовьте несколько предложений, чтобы рассказать о своем доме.

Воспитатель: Воспитывая ребенка, мы поощряем и наказываем его.

Практическое задание для родителей «Загибаем лист»:

Взять листик бумаги. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

3 часть Заключительная:

Мы говорим спасибо всем родителям, за активную позицию в жизни группы в учебном году. И надеемся на дальнейшее сотрудничество. Хочется отметить самые активные семьи:

Вручение благодарственных писем.

Рефлексия

Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Я хочу, чтоб вы отразили его на силуэте  ладони вашего ребенка , где каждый палец — это какая-то ваша позиция.

В течение полминуты допишите фразы:

Большой палец – сегодня для меня было интересно…

Указательный — мне было трудно…

Средний — для меня было недостаточно…

Безымянный – моя оценка мастер-класса…

Мизинец – я хочу пожелать…

Воспитатель: Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Звучит музыка в зал вбегают дети совместный танец родителей и детей под песню: «Солнечный круг»

Ожидаемые результаты:

1. Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста

2. Развитие доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,

3. Повышение компетентности родителей в области воспитания.

Список используемых источников:

1. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа», Вако, 2013 г.

2. Метенова Н. М. «Родительские собрания. Методика проведения и практические материалы»  1999 г.

3. Законы педагогики доктор Комаровский – https://articles.komarovskiy.net/zakony-pedagogiki.html

Источник

 Родительское собрание на тему

«Роль семьи в воспитании ребенка»

Цели:

1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.

Ход собрания

-Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время прийти на наше собрание. Давайте немного с вами поиграем. Если вы согласны с высказыванием, то  необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».

Крикните громко и хором, друзья
              Деток своих все вы любите?                   (да)
              С работы пришли, сил совсем нет,
              Вам хочется лекции слушать здесь?      (нет)
               Я вас понимаю… Как быть, господа?
               Проблемы детей решать нужно нам?     (да)
                Дайте мне тогда ответ
              Помочь, откажитесь нам?                       (нет)
              Последнее спрошу вас я
              Активными все будем?                            (да)

– Я вам зачитаю стихотворение А.Барто, а вы попробуете сформулировать тему собрания.

Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу, земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.

Мне, как папе по душе одиночество.

Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист утром в перелеске.

Только я же – футболист, а играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!

Ведущий задает родителям вопросы:

· Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?

· Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?

· Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?

· Какова тому причина?

 – Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель – это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести самое главное правило:

–  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

-Итак, тема нашего род-го собрания?

-«Роль семьи в воспитании ребенка»

-А что такое семья? (ответы родителей)

Семья – это среда, в которой удовлетворяется потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья дает ребенку главное –  то, что не может дать никакой другой социальный институт. Социальная функция  семьи – психологический тыл, защита, убежище.

– Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду,школе?  

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады, школы являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье.

Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. Отношении обучения и воспитания детей Л.М.Зальцман выделял три группы родителей:

Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.

Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.

Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.

В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей.

-Семья – это ячейка общества. В каждой семье существуют правила, порядки, нормы поведения, которые не противоречат нормам общества. А так же в каждой семье существуют семейные традиции.

– Что по – вашему входит в понятие «семейные традиции»?

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые вы отмечаете всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным. Это может быть традиция сажать дерево или под Новый год выезжать за город. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это совместное чтение книг,поздравления родственников, традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов.

-Поделитесь своими семейными традициями.

– Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? 

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» – писал К. Д. Ушинский.

– В какие игры  и как часто вы играете с ребенком?  

Игр и игрушек очень много. Но следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Я советую играть в различные игры : настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «шахматы». Также обязательно играть в такие игры: «Угадай с какого дерева семена?», «Кто кем будет», «Летает не летает», «Что похоже на круг» и т. д.

– Сколько раз в день вы обнимаете своего ребенка?

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!

В наших  руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей.

Так пусть же наши дети, которые  родились на свет, живут радостно и счастливо!

Источник