Значение семьи в развитии ребенка родительское собрание
Родительское собрание на тему:
«Семья и ее значение в воспитании детей»
Степанова Галина Федоровна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г. Балаково Саратовская область
Пояснительная записка:
Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми – решающий момент социализации. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использую разные формы работы. Данное мероприятие поможет установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создать эмоционально – комфортную обстановку в группе. Мероприятие будет интересно для педагогов ДОУ.
Форма проведения: круглый стол + творческая мастерская
Оборудование: ноутбук, проектор, спокойная музыка, практическое задание на листах по количеству родителей, свеча, бубен, бумага А3, ножницы, клей, маркеры, заготовки для домика, пиктограммы настроение, лист – опрос, листочки с нарисованными ладошками детей, карандаши.
Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.
Задачи:
1. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;
3. Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
4. Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Ход собрания:
1 часть Вводная:
Выходит воспитатель с горящей свечой в руке. Читает стихотворение:
Горит свеча, и язычок огня
Трепещет и манит, и радует меня,
И заставляет думать о пути,
Что нашим детям суждено пройти.
Зло и добро – вот две дороги разных.
Одна — поступков страшных, безобразных.
Другая — Света, Веры и Надежды.
Какую выбрать? – ваш ребёнок сам решит,
Но прежде ……
Обдумать и понять должны мы с вами,
Каким путём хотим идти мы сами.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Я рада встречи с вами. Сегодня наше собрание мы посвятим Семье и ее значению в воспитании детей.
Прошу всех встать в круг. Вам необходимо будет передавать свечу по кругу своему соседу, при этом сказав ему какой-либо комплимент или что-нибудь приятное.
Родители выполняют упражнение «Комплимент по кругу»
Воспитатель: А сейчас послушайте своих детишек!!!
(Звучит музыка выходят дети с шарами)
Ребенок: У всех родителей на свете
Есть мы…
ВСЕ: ЛЮБИМЫЕ ДЕТИ
ДЕТИ (по очереди):
– голубоглазые,
– с веснушками,
– вихрами
– и кудрявыми макушками,
– спокойные и озорные,
Хором: ЛЮБИМЫЕ ДЕТИ, РОДНЫЕ!
Ребенок: Мы все такие разные
Веселые и классные
Музыка и дружба нас объединила
И в этом наша сила!
(звучит вступление к танцу, выбегают дети с разноцветными шарами)
ТАНЕЦ «ШАЛУНИШКИ» (в конце танца построение «полукруг»)
Ребенок: Главное в жизни это семья,
Где есть мама, папа и я!
Ребенок: Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Ребенок: Вместе делаем все и всегда,
Потому, что мы настоящая семья!
Ребенок: Мы рады, что на лицах
Улыбки расцвели
Ребенок: Желаем всем здоровья,
Удачи и любви! (звучит музыка, дети покидают зал)
2 часть Основная:
Блиц-опрос родителей «Что такое семья?»
Воспитатель: В словаре Ожегова написано: «Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Согласитесь, звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по- вашему мнению, семья? Предлагаю поиграть в игру «Веселый бубен». Пока звучит музыка, бубен катится по рукам, музыка закончилась – у кого в руках бубен, тот высказывает свое мнение «Что такое семья?» (3-4 мнения родителей).
Воспитатель: Мы задали этот же вопрос нескольким ребятам, давайте послушаем, что они скажут (видеосюжет мнение 3-4 детей).
Воспитатель: Предлагаю объединить мнения родителей и детей, прочитав замечательное стихотворение (по строчке)
1. Семья – это счастье, любовь и удача,
2. Семья – это летом поездки на дачу.
3. Семья – это праздник, семейные даты,
4. Подарки, покупки, приятные траты.
5. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
6. Мечты о хорошем, волнение и трепет.
7. Семья-это то, что мы делим на всех.
8. Всем понемножку и слезы, и смех.
9. Взлет и падение, радость, печаль,
10. Дружбу и ссоры, молчанья печать.
11. Семья – это труд, друг о друге забота.
12. Семья – это много домашней работы.
13. Семья – это важно! Семья – это сложно!
14. Но счастливо жить одному невозможно!
15. Семья – это счастье, семья – это дом.
16. Где любят и ждут и не помнят о злом.
Воспитатель: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Василий Александрович Сухомлинский.
Нельзя не согласиться с данным высказыванием.
Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «какой Я родитель?» Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Как правило, мы думаем, что мы хорошие родители, но так ли это? Может, все-таки есть над чем работать?
Практическое задание для родителей «Знаю ли я своего ребенка»
1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
4. Любимая сказка вашего ребенка?
5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.
Сравнение результатов работы с результатами детей.
Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию социальный ролик
Законы педагогики: как нужно воспитывать детей? – Доктор Комаровский
Доктор Комаровский – один из самых талантливых педиатров в России. Его успех связан с уникальным даром объяснять людям важное и, конечно, любовью к детям.
Народная мудрость.
Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание (слайды)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
За общим столом еда вкуснее.
Материнская молитва со дна моря достает.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Семьей дорожить — счастливым быть.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Вместе тесно, да врозь скучно.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своем доме и стены помогают.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка за ухом и спросил:
– И все?
– Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
– И мира тоже.
Воспитатель: Я хочу пожелать Вам, дорогие родители, чтоб в процессе воспитания ваших детей вам все время сопутствовали ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ.
Практическое задание для родителей
Тест – игра: «Какой Вы родитель?»
Воспитатель: Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку.
Сколько раз тебе повторять? – 2
Посоветуй мне, пожалуйста. – 1
Не знаю, что бы я без тебя делала. – 1
Какие у тебя замечательные друзья. – 1
И в кого ты только уродился? – 2
Я в твои годы! – 2
Ты моя опора и помощник. – 1
Ну, на кого ты похож?- 2
Ну, что за друзья у тебя. – 2
О чём ты только думаешь? – 2
Какой ты умник (ца). – 1
А как ты считаешь, сынок (дочь)? 1
Какой ты у меня сообразительный (ая). – 1
Оценка результатов.
5-7 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.
8-10 баллов. Свидетельствует о начинающихся сложностях во взаимодействии с ребёнком, непонимании проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься.
Творческая мастерская «Дом, который построим мы!»
(в микрогруппах)
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем сами стать строителями и построить дом, под названием «СЕМЬЯ». Для этого нам нужно разделиться на строительные бригады по 3-4 человека – цвет стола вам подскажет. Все необходимое на подносах. У каждой строительной бригады есть «фундамент», 4 кирпича – для строительства стен, крыша. Задача: заложить фундамент, то есть выбрать то, что по вашему мнению главное в строительстве семьи (подписать, приклеить), затем 4 кирпича – немаловажные понятия, которые держит и укрепляют семью. Но строительство здания заканчивается, когда возводится крыша. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему эмоциональному состоянию. Выберите «пиктограмму настроения» и приклейте его на крышу – итог вашей работы. И приготовьте несколько предложений, чтобы рассказать о своем доме.
Воспитатель: Воспитывая ребенка, мы поощряем и наказываем его.
Практическое задание для родителей «Загибаем лист»:
Взять листик бумаги. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное или сделанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили или делали детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
3 часть Заключительная:
Мы говорим спасибо всем родителям, за активную позицию в жизни группы в учебном году. И надеемся на дальнейшее сотрудничество. Хочется отметить самые активные семьи:
Вручение благодарственных писем.
Рефлексия
Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.
Я хочу, чтоб вы отразили его на силуэте ладони вашего ребенка , где каждый палец — это какая-то ваша позиция.
В течение полминуты допишите фразы:
Большой палец – сегодня для меня было интересно…
Указательный — мне было трудно…
Средний — для меня было недостаточно…
Безымянный – моя оценка мастер-класса…
Мизинец – я хочу пожелать…
Воспитатель: Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
Звучит музыка в зал вбегают дети совместный танец родителей и детей под песню: «Солнечный круг»
Ожидаемые результаты:
1. Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста
2. Развитие доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
3. Повышение компетентности родителей в области воспитания.
Список используемых источников:
1. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа», Вако, 2013 г.
2. Метенова Н. М. «Родительские собрания. Методика проведения и практические материалы» 1999 г.
3. Законы педагогики доктор Комаровский – https://articles.komarovskiy.net/zakony-pedagogiki.html
Источник
Родительское собрание на тему
«Роль семьи в воспитании ребенка»
Цели:
1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.
Ход собрания
-Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время прийти на наше собрание. Давайте немного с вами поиграем. Если вы согласны с высказыванием, то необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
– Я вам зачитаю стихотворение А.Барто, а вы попробуете сформулировать тему собрания.
Нет, уйду я насовсем!
А то я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу.
Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Ведущий задает родителям вопросы:
· Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
· Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
· Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?
· Какова тому причина?
– Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести самое главное правило:
– только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
-Итак, тема нашего род-го собрания?
-«Роль семьи в воспитании ребенка»
-А что такое семья? (ответы родителей)
Семья – это среда, в которой удовлетворяется потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствует внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище.
– Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка семье или детскому саду,школе?
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады, школы являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье.
Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. Отношении обучения и воспитания детей Л.М.Зальцман выделял три группы родителей:
Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.
Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.
Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.
В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей.
-Семья – это ячейка общества. В каждой семье существуют правила, порядки, нормы поведения, которые не противоречат нормам общества. А так же в каждой семье существуют семейные традиции.
– Что по – вашему входит в понятие «семейные традиции»?
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые вы отмечаете всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным. Это может быть традиция сажать дерево или под Новый год выезжать за город. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это совместное чтение книг,поздравления родственников, традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов.
-Поделитесь своими семейными традициями.
– Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» – писал К. Д. Ушинский.
– В какие игры и как часто вы играете с ребенком?
Игр и игрушек очень много. Но следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Я советую играть в различные игры : настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «шахматы». Также обязательно играть в такие игры: «Угадай с какого дерева семена?», «Кто кем будет», «Летает не летает», «Что похоже на круг» и т. д.
– Сколько раз в день вы обнимаете своего ребенка?
Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Играйте вместе с детьми, и вы сделаете их счастливыми!
В наших руках, чтобы дети выросли грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей.
Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!
Источник