Значение семейных традиций в развитии ребенка

Цель: донести до родителей значимость семейного воспитания, привлечь родителей к обмену опытом о семейных традициях.

Задачи:

–       Познакомить родителей с различными традициями в семье и их значении в воспитании и развитии ребенка;

–       Подвести к пониманию того, что семья в воспитании и развитии ребенка  играет ведущую роль;

–       Показать значимость ведения семейного альбома в воспитании духовно – нравственных ценностей у ребенка;

–       Заинтересовать темой, используя составление генеалогического древа;

–       Вызвать положительные эмоции от проведенного мероприятия и еще больше сплотить родителей;

–       Использовать опыт родителей в своей работе.

Предварительная работаизготовление пригласительных, сбор фотоматериала для презентации, составление анкет для родителей и детей, интервьюирование детей на тему: «Семейные традиции».

Материалы и оборудованиеноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация «Семейные традиции», ручки, бумага, распечатки на каждого «дерево», клей-карандаш, листочки из зеленой бумаги, бланки  анкет, папки – раскладушки «Традиции в моей семье».  

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка.

Для начала предлагаю подумать и ответить на вопрос «Что означает слово – семья?».

Высказывания родителей.

Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми (И. Даль).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчиваете.

o    В гостях хорошо, а…………. (дома лучше).

o    Не красна изба углами, а…………. (красна пирогами).

o    Дерево держится корнями, а человек………… (семьей).

o    Каково на дому, таково и………………(самому).

o    Дети не в тягость, а……………….(в радость).

o    Когда семья вместе, и…………… (душа на месте).

o    Семья сильна, когда над ней………… (крыша одна).

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка – семье или д/саду? Ответы родителей.

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Сегодня мы собрались поговорить о семейных традициях.

Пожалуйста, ответьте на вопросы мини – анкеты

Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

1.     Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

2.     Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?

3.     Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети. (Итоги интервьюирования детей)

Семейные традиции – конечно, это и праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, «вечерние посиделки» с обсуждением пройденного дня. Необычная организация дня рождения своего ребенка («Поиск клада» – в случае, если праздник проходит на природе; розыгрыши и стилизованные вечеринки). Это и семейные прогулки выходного дня (в парки, на природу, на дачу), походы в музеи, театры, кинотеатры. Это и совместные игры с детьми (подвижные на природе, собирание пазл, конструирование из ЛЕГО и т.д.). Это и составление своей родословной и семейных альбомов. Также традицией является коллекционирование чего-либо, выбор профессии. Часто встречающейся традицией является ежегодный отдых на море или выезд за город (на дачу, в деревню).

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника. Вспомните свое детство, как Вы ждали Новый год, или свой День рождения, считали дни и часы!

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье?  Родители делятся своим опытом.

Как это ни странно, но детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка пытаться заставить его выступать: петь или рассказывать стихи, встав на стульчик. Ребенок сам выразит желание выступить, или можно придумать игру в «Фанты».

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? Высказывания родителей.

Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут. (Хотя, взрослые тоже с удовольствием ждут сюрпризов).

Какие подарки вы дарите своим детям? (обмен опытом)

Конечно, сейчас такие времена, что детей мало чем можно удивить и порадовать. Но, все же.

Подарки должны быть немного с опережением по возрасту; каждая игрушка должна что-то развивать (мышление, память, внимание, моторику, познавательный интерес), расширять кругозор. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка у двери – пусть он видит, насколько подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, конкурсы, концерт и т.д. украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи (сейчас можно пригласить аниматоров, а можно и самим нарядиться). От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Теперь я задам вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с вами интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с себя .

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И ее можно оформить в виде семейной книги «Это я, твоя бабушка». Так же, как существуют уже готовые альбомы, где есть места для фотографий  и записей («Наш малыш», «Наша свадьба», «Мой класс» и т.д.), такие альбомы можно сделать своими руками.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А. С.Пушкин)

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, и в наших силах оставить память о ней.

Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листала его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека.  Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, почитать подходящие стихи, сделать зарисовки на подручных материалах, собрать природный материал для поделок, перекусить на полянке и уходя забрать свой мусор. Приучая тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес.

Кто из вас часто ходит с детьми в музеи, театры?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей; развивает познавательный интерес.

Что можно коллекционировать? (презентация родителями видов коллекций)

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

В какие игры и как часто вы играете с ребенком?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей внимание. Осторожно и вдумчиво подбирать игры. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, компьютерные.

В наших с вами руках, чтобы дети выросли развитыми, грамотными и образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали родителей, знали своих предков.

Источник

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

 «Нет картины более прелестной, чем картина семьи; но недостаток одной черты портит все остальные»

                                       Ж. Ж. Руссо

  Основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость.

  Семья представляет собой систему. Семья как система обладает целым рядом свойств. Семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. Есть еще отношения между членами семьи, семейная история, семейный климат, главные и второстепенные правила и семейные мифы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания. По мнению Т.А. Марковой, которая считает, что «в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей».

  Семья формирует нормы и традиции.  Семейные традиции накапливают и сохраняют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

  Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. Существуют также и семейные обычаи – установленный порядок поведения в быту.    Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой семье есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.

  Система современного семейного воспитания претерпевает колоссальные изменения. Экономическая, социально – политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, засилье сцен насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.

Изменилось качество и самой семьи: прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия детства, отцовства и материнства.

  В Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

  Значение традиций для семьи особенно велико. Во – первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых ценностей, приобщение к миру коллективных ценностей. Во – вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи. В проявлении некоторых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи, человеческое благополучие. Неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и др.).

  Хорошей семейной традицией является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке, не только в семейном масштабе, но некоторые из них – в каждой семье по-своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по-разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять.

  В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику, совместное выпекание пирога. Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение.  Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней. Традиции связаны с социально – психологической сферой и культурой людей, отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в социумах, и в семье.

  Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Для детской психики ритуалы приобретают, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом. Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

  К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток прошлого, который себя исчерпал, подобно институту брака.  Ускоренный ритм и образ нашей жизни почти не оставляют места даже ежевечерним семейным ужинам. Современные дети чувствуют себя помехой для «вечно занятых», а потом и «вечно уставших» родителей. К счастью, так происходит не у всех и не всегда. Соблюдение семейных традиций дает подрастающему поколению ощущение стабильности, защищенности и безопасности. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Пребывая поначалу в роли пассивного наблюдателя, ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни, с каждым разом все больше включаясь в совместную деятельность. Обогатить жизнь своей семьи новыми традициями никогда не поздно. Главное, соблюдать регулярность и привлекать к участию всех домашних. В этом случае, традиции и обычаи наполнят новым смыслом привычный уклад жизни и подарят ощущение праздника каждый день.

   Создавая новые семейные традиции, важно помнить об уже существующих. Зачастую мы не имеем представления, о том какие есть традиции в семье, просто потому, что не интересуемся ими. Начните увлекательное «семейное исследование» прежде всего с беседы с самым старшим поколением.

   Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.

Источник