Значение родного языка в развитии личности ребенка
Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»
Роль родного языка в развитии личности дошкольника.
Кушнерук Т. Н., воспитатель
МДОУ Детский сад №3
г. о. Власиха Московской области
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.
В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева – это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.
В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.
В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».
Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:
-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста
– приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания
-выделение связующего звена в разделах речевой работы
-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе
-раскрытие характерных особенностей овладения языком
-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников
Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.
Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.
Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.
Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).
Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:
-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.
-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.
-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы
-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.
-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.
Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.
Литература:
1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.
2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.
3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.
Источник
Тема выступления:
«Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».
Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа. Язык- это важнейший народный наставник. Язык – это средство познания себя. Стоит помнить, что творцом языка является народ. Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить родный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки.
Работая учителем родного ( мокшанского) языка и литературы на протяжении двадцати четырёх лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни
Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.
Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.
Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.
Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия.
Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего народа, невозможно развить чувство патриотизма у подрастающего поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на общечеловеческих ценностях принятых в обществе на протяжении многовековой истории, примерами должны служить выдающиеся исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики, сохранении мира, развитии культуры и искусства.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль – это и есть настоящая речь.
Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.
К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития ученика как личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст его» Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте, поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми учителями в освоении родного языка.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.
Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений Чем раньше начинать грамотное и осознанное обучение родному языку, тем свободнее ученик будет им пользоваться в дальнейшем. При этом следует принимать во внимание своеобразные и неповторимые особенности речи каждого ребенка, проявляющиеся в способе выражения мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, интонация, жесты).
В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно
Язык в то же время является средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, который формирует ученика как личность.
Грамотная речь служит залогом его успешного обучения и развития. К. Д. Ушинский считал, что мировоззрение ученика формируют все учебные предметы, но, ведущая роль в этом бесспорно принадлежит родному языку, так как «родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания»
Когда дети приходят в школу, то они уже обладают «громадным сокровищем, даже превышающим детские потребности» . У шестилетнего ребенка гораздо больше слов и оборотов для выражения чувств и мыслей, чем самих этих чувств и мыслей. «Он во многом только по врожденной человеку переимчивости перенимает язык взрослых, но сам еще не вырос до этого языка. Из этого вытекает важная для семьи и школы обязанность: исправлять и пополнять словарный запас детей в соответствии с правилами родного языка, вводя их не только в сознание ребенка, но и в число его привычек, «выполняемых с той легкостью и быстротой, которых требует речь словесная и даже письменная». Необходимо заботиться о том, чтобы ученик сознательно усваивал все возможности родного языка.
К. Д. Ушинский указывал на единство речи и мышления. Речь является важным показателем мышления, как человек говорит, так он и мыслит. Поэтому, развивая речь воспитанника, семья и школа развивают, прежде всего, мыслительные способности, умение грамотно и логично выражать свои мысли, что соответственно влияет на культуру поведения ребенка в обществе. Невозможно развивать язык отдельно от мысли, но и развивать его перед мыслью – вредно. Это приводит к одной из самых дурных человеческих привычек – «болтать чисто, гладко, изящно всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, не вытекающие одна из другой мысли»
Педагоги не должны допускать речевые ошибки учеников, запускать дефекты звукопроизношения, следует своевременно исправлять недостатки в развитии речи, пока они не стали привычной формой общения для них.
Особое внимание следует обращать на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. В этом отношении перед семьей и школой стоит важная задача — контролировать выработку, закрепление, соблюдение правил и законов грамотной речи ученика на родном языке, т. е. точность, полноту, логичность выражений.
Задача педагога в том, чтобы ученики вступали в сознательное духовное обладание сокровищами родного слова. Изучение организации языка, по Ушинскому, является лучшим средством духовного развития ребенка. Учитель, раскрывая детям богатство родного слова, тем самым раскрывает им богатство их собственной души. Изучение родного языка – это верный путь к самопознанию человека. Если язык, на котором начинает говорить ребенок, противоречит его врожденному национальному характеру, то он никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какое оказал бы родной ему язык.
Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник.
Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.
Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства. А будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.
Источник
Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ýòàïîâ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïåðèîäû ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ â ðå÷è äåòåé ñèíòàêñè÷åñêîãî ñòðîÿ ïðåäëîæåíèÿ, åãî âûðàçèòåëüíîñòè è èíòîíàöèè, ìîðôîëîãè÷åñêîé îôîðìëåííîñòè ñëîâ. Ïðàâèëà è çíà÷åíèå ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ðåáåíêà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ââåäåíèå
Óñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåá¸íîê óñâàèâàåò íå îäíè òîëüêî ñëîâà, íî è áåñêîíå÷íîå ìíîæåñòâî ïîíÿòèé, âîççðåíèé íà ïðåäìåòû, ìíîæåñòâî ìûñëåé, ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ, ëîãèêó è ôèëîñîôèþ ÿçûêà; è óñâàèâàåò ëåãêî è ñêîðî; â äâà-òðè ãîäà ñòîëüêî, ÷òî è ïîëîâèíû òîãî íå ìîæåò óñâîèòü ÷åëîâåê â 20 ëåò ïðèëåæíîãî è ìåòîäè÷åñêîãî ó÷åíèÿ. Òàêîâ ýòîò âåëèêèé íàðîäíûé ïåäàãîã – ðîäíîå ñëîâî!
Ê. Ä. Óøèíñêèé
ßçûê ÿâëÿåòñÿ ïåðâåéøåé ïðåäïîñûëêîé ñóùåñòâîâàíèÿ ëþáîé íàöèè, âàæíåéøèì êîìïîíåíòîì è íîñèòåëåì äóõîâíîé êóëüòóðû, îñíîâíîé ôîðìîé ïðîÿâëåíèÿ íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ.
Ïðè ïîìîùè ðå÷åâîãî îáùåíèÿ ÷åëîâåêîì óñâàèâàþòñÿ äóõîâíûå, êóëüòóðíûå, ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå ïðèíöèïû ñâîåé ñåìüè, ñâîåãî íàðîäà. Ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ â ðàííåì äåòñòâå è ïðîäîëæàåòñÿ âñþ æèçíü. Óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðèçíàêè âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, à ýòî íåîáõîäèìûé ýòàï ðàçâèòèÿ åãî ìûøëåíèÿ, ò. ê. ÷åëîâåê ìûñëèò ñëîâàìè, êîòîðûå ïðîèçíîñèò âñëóõ èëè ïðîãîâàðèâàåò ïðî ñåáÿ, ò. å. ìûøëåíèå ïðîèñõîäèò â ðå÷åâîé ôîðìå.
Òàê ðàçâèâàåòñÿ ëþáîé ðåá¸íîê, ó÷àùèéñÿ ãîâîðèòü.
Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà
Ðàçâèòèåì íàçûâàþò ïðîöåññ èçìåíåíèé, ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé ïåðåõîäû îò ïðîñòîãî êî âñå áîëåå ñëîæíîìó, îò íèçøåãî ê âûñøåìó, ïðîöåññ, â êîòîðîì ïîñòåïåííîå íàêîïëåíèå êîëè÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé ïðèâîäèò ê êà÷åñòâåííûì èçìåíåíèÿì. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì.: Ëîãîñ, 1993.
Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ñëåäóþùèå âîçðàñòíûå ñòóïåíè:
– ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò;
– ðàííèé äåòñêèé âîçðàñò;
– äîøêîëüíûé âîçðàñò;
– ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò;
– ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò;
– þíîøåñêèé âîçðàñò;
– çðåëîñòü. Êóðåí¸â Î. Â. Êóëüòóðà ðå÷åâîãî ýòèêåòà. – Ì.: Ãåðäà, 2001.
Íà êàæäîé ñòóïåíè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçì ÷åëîâåêà îòëè÷àåòñÿ îïðåäåëåííûìè ôèçè÷åñêèìè ðàçìåðàìè è ñòðîåíèåì (êîëè÷åñòâåííî) è îïðåäåëåííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõèêè (êà÷åñòâåííî).
Ðàçâèòèå ïñèõèêè îò îäíîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ðå÷è, à òàêæå ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû (÷óâñòâ, âîëè).
Íàëè÷èå èíòåëëåêòà, ò. å. ñïîñîáíîñòè ïîçíàâàòü âíåøíèé ìèð ñ ïîìîùüþ ïàìÿòè, ïðåäñòàâëåíèÿ, âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, à òàêæå ðå÷ü – ýòî âàæíåéøèå îòëè÷èÿ ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî. È èíòåëëåêò, è ðå÷ü ó ÷åëîâåêà ïîÿâëÿþòñÿ íà ñòóïåíè ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà è èíòåíñèâíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ â äîøêîëüíîì, ìëàäøåì øêîëüíîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.
Íî èíòåëëåêò ïîÿâëÿåòñÿ ó ðåáåíêà è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ó ïîäðîñòêà è þíîøè íå ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî åãî îðãàíèçì ðàñòåò, à ëèøü ïðè íåïðåìåííîì óñëîâèè îâëàäåíèÿ ýòèì ÷åëîâåêîì ðå÷üþ.
Åñëè âçðîñëûå, îêðóæàþùèå ðåáåíêà, íà÷èíàþò ïðàâèëüíî ó÷èòü åãî ãîâîðèòü óæå ñ ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà, òî òàêîé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íîðìàëüíî: ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ïðåäñòàâëÿòü, çàòåì è ìûñëèòü, è âîîáðàæàòü; ñ êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíüþ ýòè ñïîñîáíîñòè ñîâåðøåíñòâóþòñÿ. Ïàðàëëåëüíî ñ ðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ðàçâèâàåòñÿ è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ ñôåðà ðåáåíêà.
Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî äîêàçàòåëüñòâ òîãî, ÷òî áåç ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, ò. å. áåç ñîöèàëüíîé (îáùåñòâåííîé) ñðåäû, ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå ìîæåò ñòàòü ïîëíîöåííûì ÷åëîâåêîì. Èñòîðèè èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà â ñèëó êàêèõ-òî òðàãè÷åñêèõ îáñòîÿòåëüñòâ äåòè ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà ïîïàäàëè â ëîãîâî æèâîòíûõ (âîëêîâ, ïàíòåðû, ñîáàê) è áûëè èìè âñêîðìëåíû. Êîãäà ëþäè îáíàðóæèâàëè ýòèõ äåòåé â âîçðàñòå ïîñëå òðåõ ëåò è âîçâðàùàëè èõ â ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, òî âñåãäà îêàçûâàëîñü, ÷òî îíè èìåþò ïîâàäêè âñêîðìèâøåãî èõ æèâîòíîãî è ñîâåðøåííî íå îáëàäàþò òåìè ýëåìåíòàìè ïñèõèêè, êîòîðûå îòëè÷àþò ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî: ó íèõ íå áûë ñôîðìèðîâàí ìûñëèòåëüíûé àïïàðàò, íå áûëî âûñøèõ ýìîöèé, èõ íåâîçìîæíî áûëî íàó÷èòü ðå÷è.
Èçâåñòíû ìíîãî÷èñëåííûå ñëó÷àè, ìåíåå òðàãè÷åñêèå, íî ñòîëü æå ïå÷àëüíûå, ïðîèñøåäøèå ïî íåâåæåñòâó âçðîñëûõ: äåòè îêàçûâàëèñü ïñèõè÷åñêè íåäîðàçâèòûìè, ïëîõî óñâàèâàëè ðå÷ü (ñ òðóäîì ó÷èëèñü â øêîëå), ïîòîìó ÷òî ðîäèòåëè íå çàíèìàëèñü èõ ðå÷åâûì ðàçâèòèåì, êîãäà îíè áûëè â ìëàäåí÷åñêîì, ðàííåì äåòñêîì è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
Íàïðèìåð, îäèí ó÷åíèê øêîëû, ðîäèâøèéñÿ â ñåìüå æåëåçíîäîðîæíèêà, æèâøåãî íà æåëåçíîäîðîæíîì ðàçúåçäå è âîñïèòûâàâøèéñÿ â äîøêîëüíûå ãîäû áàáóøêîé, ñîâåðøåííî ãëóõîé æåíùèíîé, êîòîðàÿ â ñèëó ñâîåãî íåäóãà íå ìîãëà ðåàãèðîâàòü íà ðå÷åâûå äåéñòâèÿ âíóêà, îêàçàëñÿ ïî÷òè íåìûì. Óñèëèÿ ó÷èòåëüíèöû íà÷àëüíûõ êëàññîâ ðàçâèòü åãî ðå÷ü íå äàëè ðåçóëüòàòà, íåëüçÿ áûëî îáó÷èòü åãî è ãðàìîòå. Õîòÿ ýòîò ìàëü÷èê ðîäèëñÿ ñ ïðåäïîñûëêàìè äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, íî îòñóòñòâèå ðå÷åâîãî îáùåíèÿ îêàçàëîñü ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî èíòåëëåêò ðåáåíêà íå ðàçâèëñÿ. Àáðàøèòîâà Ô. Ã. Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â áóäóùåé æèçíè ó÷åíèêà. – Ì.: Ðîññìåí, 2003.
Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü, ÷òî ðå÷ü – èíñòðóìåíò ðàçâèòèÿ âûñøèõ îòäåëîâ ïñèõèêè ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà. Îáó÷àÿ ðåáåíêà ðîäíîé ðå÷è, îäíîâðåìåííî ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ åãî èíòåëëåêòà è âûñøèõ ýìîöèé, ãîòîâÿò ïî÷âó äëÿ óñïåøíîãî åãî ó÷åíèÿ â øêîëå, äëÿ òâîð÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ åãî â òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè. Çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ íå ìîæåò áûòü êîìïåíñèðîâàíà âïîñëåäñòâèè.
Ñâîåâðåìåííîå è ïîëíîöåííîå îâëàäåíèå ðå÷üþ ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì âàæíåéøèì óñëîâèåì ñòàíîâëåíèÿ (ïîÿâëåíèÿ) ó ðåáåíêà ïîëíîöåííîé ïñèõèêè è äàëüíåéøåãî ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ åå. Ñâîåâðåìåííîå – çíà÷èò íà÷àòîå ñ ïåðâûõ æå äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà; ïîëíîöåííîå – çíà÷èò äîñòàòî÷íîå ïî îáúåìó ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà è ïîáóæäàþùåå ðåáåíêà ê îâëàäåíèþ ðå÷üþ â ïîëíóþ ìåðó åãî âîçìîæíîñòåé íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì.: Ëîãîñ, 1993.
Âíèìàíèå ê ðàçâèòèþ ðå÷è ðåáåíêà íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ îñîáåííî âàæíî ïîòîìó, ÷òî â ýòî âðåìÿ èíòåíñèâíî ðàñòåò ìîçã ðåáåíêà è ôîðìèðóþòñÿ åãî ôóíêöèè. Ôèçèîëîãàì èçâåñòíî, ÷òî ôóíêöèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû èìåííî â ïåðèîä èõ åñòåñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëåãêî ïîääàþòñÿ òðåíèðîâêå. Áåç òðåíèðîâêè ðàçâèòèå ýòèõ ôóíêöèé çàäåðæèâàåòñÿ è äàæå ìîæåò îñòàíîâèòüñÿ íàâñåãäà.
Äëÿ ðå÷è òàêèì «êðèòè÷åñêèì» ïåðèîäîì ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà: ê ýòîìó ñðîêó â îñíîâíîì çàêàí÷èâàåòñÿ àíàòîìè÷åñêîå ñîçðåâàíèå ðå÷åâûõ îáëàñòåé ìîçãà, ðåáåíîê îâëàäåâàåò ãëàâíûìè ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè ðîäíîãî ÿçûêà, íàêàïëèâàåò áîëüøîé çàïàñ ñëîâ. Åñëè æå â ïåðâûå òðè ãîäà ðå÷è ìàëûøà íå áûëî óäåëåíî äîëæíîãî âíèìàíèÿ, òî â äàëüíåéøåì ïîòðåáóåòñÿ ìàññà óñèëèé, ÷òîáû íàâåðñòàòü óïóùåííîå. Òðóáíèêîâà Î. Ê. Î ðîëè ðîäíîãî è ãîñóäàðñòâåííîãî ÿçûêîâ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. – Ì. Ìûñëü, 2004.
Îáúåì ðå÷åâûõ íàâûêîâ ó äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ
 äîðå÷åâîé ïåðèîä ñâîåãî ðàçâèòèÿ ìàëûø êðèêîì è òàê íàçûâàåìûìè ïðåäðå÷åâûìè ãîëîñîâûìè ðåàêöèÿìè âûðàæàåò ðàçëè÷íûå æåëàíèÿ: «Õî÷ó åñòü», «Íå õî÷ó ëåæàòü â ìîêðîì» è ò. ä. Ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè ñâîéñòâåííû êðèêó ðåáåíêà óæå â ïåðâûå íåäåëè æèçíè; ñ ðîñòîì ðåáåíêà îíè ñòàíîâÿòñÿ âñå âûðàçèòåëüíåå è ñìûñë èõ íà÷èíàþò ïîíèìàòü íå òîëüêî ìàòü, íî è äðóãèå, ñâÿçàííûå ñ ðåáåíêîì ëèöà. Ñëåäîâàòåëüíî, êðèê ðåáåíêà âûïîëíÿåò îïðåäåëåííóþ êîììóíèêàòèâíóþ ôóíêöèþ (ôóíêöèþ îáùåíèÿ).
Ñ ïîëóòîðàìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà ìàëûø ïûòàåòñÿ àðòèêóëèðîâàòü çâóêè ðå÷è. Êîíå÷íî, âíà÷àëå ýòî åùå òîëüêî ïðåäðå÷åâûå ãîëîñîâûå ðåàêöèè: ãóëåíèå, ñâèðåëü, ëåïåò, ìîäóëèðîâàííûé ëåïåò.
Ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â ðàçâèòèè ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé.
Ïðîöåññ ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ ñ ðåáåíêîì â ýòîò ïåðèîä íîñèò õàðàêòåð èãðû: âçðîñëûé è ðåáåíîê ïîïåðåìåííî ïîâòîðÿþò äðóã äðóãà, ïîäðàæàþò äðóã äðóãó – åñëè âçðîñëûé óëûáàåòñÿ, ðåáåíîê òîæå óëûáàåòñÿ.
Íî âîò íàñòóïàåò âðåìÿ (ìåæäó 10-12 ìåñÿöàìè), êîãäà ðåáåíîê, ìîäóëèðóÿ ñëîã, íå ïðîñòî èãðàåò, à âêëàäûâàåò â íåãî îïðåäåëåííûé ñìûñë. Ýòîò ñëîã ïðèíàäëåæèò êàêîìó-ëèáî ñëîâó:
– Êè – ãîâîðèò îí, óêàçûâàÿ íà êîøêó, è ñìîòðèò â ëèöî âçðîñëîãî, îæèäàÿ ïîäòâåðæäåíèÿ.
– Êèñà, – îòêëèêàåòñÿ âçðîñëûé. – È ðåáåíîê óäîâëåòâîðåííî ïîâòîðÿåò:
– Êè.
Ðåáåíîê çàãîâîðèë. Åãî ïåðâûå «ñëîâà» – ýòî óäàðíûå ñëîãè çíàêîìûõ åìó ñëîâ: «êà» (êàøà), «òîëü» (ñòîë), «ïà» (ïëàòüå), íî îáîçíà÷àþò ýòè ñëîãè äàæå íå ñëîâà, à öåëûå ïðåäëîæåíèÿ («êà» – ýòî è «Òîëÿ åñò êàøó», è «êàøà â áóòûëî÷êå», è «áàáóøêà âàðèò êàøó»).
 ðàçâèòèè ðå÷è îò ãîäà äî ñåìè ëåò íàáëþäàþòñÿ òàêèå ïåðèîäû: Ôåäîðåíêî Ë. Ï., Ôîìè÷¸âà Ã. À., Ëîòàðåâ Ê. À. Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ ðå÷è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. – Ì., 1977.
I. Ïåðâûé ïåðèîä – ïåðèîä ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç àìîðôíûõ ñëîâ-êîðíåé:
– 1 ãîä 3 ìåñ. – 1 ãîä 8 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ îäíîñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ-ñëîãè,
– 1 ãîä 8 ìåñ. – 1 ãîä 10 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ ïðåäëîæåíèÿ èç íåñêîëüêèõ ñëîâ-ñëîãîâ;
II. Âòîðîé ïåðèîä – ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñòðóêòóðû ïðåäëîæåíèÿ:
– 1 ãîä 10 ìåñ. – 2 ãîäà 1 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ïîëíûå ñëîâà, íî áåç îêîí÷àíèé èëè ñ íåïðàâèëüíûìè îêîí÷àíèÿìè,
– 2 ãîäà 1 ìåñ. – 2 ãîäà 3 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ îôîðìëåííûå ñëîâà: óñâàèâàþòñÿ ïàäåæíûå îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ, ïðèëàãàòåëüíûõ, ëè÷íûå îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ,
– 2 ãîäà 3 ìåñ. – 3 ãîäà.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ñëóæåáíûå ñëîâà äëÿ âûðàæåíèÿ ñèíòàêñè÷åñêèõ îòíîøåíèé;
III. Òðåòèé ïåðèîä – ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî ÿçûêà:
– 3 ãîäà – 7 ëåò. Ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ãðàììàòè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà è çâóêîâàÿ ñòîðîíà ðå÷è, ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ îáîãàùåíèÿ ñëîâàðÿ.
 ðå÷è ðåáåíêà ïîñëåäîâàòåëüíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ:
1) ñèíòàêñè÷åñêèé ñòðîé ïðåäëîæåíèÿ (à òàêæå âûðàçèòåëüíîñòü åãî èíòîíàöèè);
2) ìîðôîëîãè÷åñêàÿ îôîðìëåííîñòü ñëîâ;
3) çâóêîâîé ñîñòàâ ñëîâ.
 ïåðèîä ìåæäó òðåìÿ è ñåìüþ ãîäàìè ðå÷ü ðåáåíêà áûñòðî îáîãàùàåòñÿ ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè, è ïðè äîñòàòî÷íîì ðàçâèâàþùåì ïîòåíöèàëå ðå÷åâîé ñðåäû ðåáåíîê ìîæåò â ñîâåðøåíñòâå óñâîèòü ãðàììàòè÷åñêèé ñòðîé ðîäíîãî ÿçûêà è åãî ôîíåòè÷åñêóþ ñèñòåìó, ÷òî äåëàåò âîçìîæíûì áûñòðîå îáîãàùåíèå ñëîâàðÿ.
Êîãäà äëÿ ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíûì óñâîåíèå ÿçûêà â åãî ðåãóëèðóþùåé ôóíêöèè, ýòî çíà÷èò, ÷òî ðîäíîé ÿçûê ñòàë îðóäèåì íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Ñ ýòîãî âðåìåíè âçðîñëûå äîëæíû áûòü îñîáåííî âíèìàòåëüíû ê ñâîèì ñëîâàì, ê ñâîåìó ïîâåäåíèþ.
Êàê óêàçàíî âûøå, ïåðâûå ðåãóëèðóþùèå ïîâåäåíèå ñëîâà, êîòîðûå äîëæåí óñâîèòü ðåáåíîê, ýòî ñëîâà íåëüçÿ, ìîæíî, íàäî, ñ èõ ïîìîùüþ îí óñâàèâàåò è ïîíÿòèÿ «õîðîøî», «ïëîõî».
Ñëîâî ìîæíî ðàçðåøàåò õîðîøèå, äîáðûå ïîñòóïêè íà ïîëüçó ëþäÿì, æèâîòíûì, ðàñòåíèÿì. Ñ ïîìîùüþ ñëîâà íàäî òðåíèðóåòñÿ âîëÿ, âîñïèòûâàåòñÿ äåéñòâåííîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ê ñâîåìó äîëãó: íàäî ñäåëàòü òî, ÷òî äåëàòü ñîâñåì íå õî÷åòñÿ, íàäî ïîäêàðìëèâàòü ïòèö çèìîþ, íàäî çàáîòèòüñÿ î ðàñòåíèÿõ, íàäî ïîìîãàòü áàáóøêå â äîìàøíåé ðàáîòå, íàäî çàùèòèòü ñëàáîãî îò íåñïðàâåäëèâîñòè.
Îñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò è ñâîéñòâåííûå åìó ñèíòàêñè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, â êàêîé-òî ìåðå ïðîãðàììèðóþùèå åãî ïîâåäåíèå. Òàê, ïîíÿâ èçìåíåíèå ãëàãîëîâ ïî ëèöàì, ðåáåíîê óñâîèò ôîðìó âåæëèâîñòè (íàïðèìåð, â îáðàùåíèè ê âîñïèòàòåëüíèöå: «×òî âû ïî÷èòàåòå íàì?», «Íå ìîæåòå ëè âû ïî÷èòàòü íàì?» (âìåñòî êàïðèçíîãî «Íó, ÷èòàé!»).
Êîãäà ðåáåíîê ïîéìåò òàêèå ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà, êàê äîáðîòà, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, îòçûâ÷èâîñòü, çàáîòëèâîñòü, ïðàâäèâîñòü, òðóäîëþáèå, ÷åñòíîñòü, ñêðîìíîñòü, âåðíîñòü, îíè äîëæíû áóäóò ñòàòü ïðîãðàììîé ôîðìèðîâàíèÿ åãî íðàâñòâåííûõ ïðèíöèïîâ.
Ðåáåíîê âïèòàåò â ñåáÿ èõ ñîäåðæàíèå, ò. å. íàó÷èòñÿ ïîñòóïàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè, ñîñòàâëÿþùèìè ñìûñë ýòèõ ñëîâ, îí ñìîæåò ïðîòèâîïîñòàâèòü èì ñìûñë ñëîâ-àíòîíèìîâ: áåññåðäå÷èå, çàâèñòëèâîñòü, ÷åðñòâîñòü, íåâíèìàòåëüíîñòü, ëæèâîñòü, ëåíü, áåñ÷åñòíîñòü, õâàñòëèâîñòü, íåâåðíîñòü.
Êîíå÷íî, íà ðàííèõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ ìàëûø íå áóäåò ïðîèçíîñèòü ýòèõ ñëîâ, îí áóäåò ñíà÷àëà ñëóøàòü ïîòåøêè, ñêàçêè, ðàññêàçû, ñòèõè, â êîòîðûõ ãåðîè ñâîèì ïîâåäåíèåì ïîêàçûâàþò ïðèìåðû ÷åñòíîñòè, âåðíîñòè, òðóäîëþáèÿ, ñëóæåíèÿ äîëãó; ðåáåíîê çàõî÷åò ñëåäîâàòü õîðîøèì ïîñòóïêàì è îñìûñëåííî óñâîèò ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ñîîòâåòñòâóþùèå íðàâñòâåííûå ïîíÿòèÿ.
Ðîäíîé ÿçûê äàåò ðåáåíêó è ïåðâûå óðîêè ýñòåòèêè.
– Ìîé öâåòî÷åê! Ìîå ñîëíûøêî! – ãîâîðèò ìàìà, ëàñêàÿ ñûíèøêó èëè äî÷êó. – Ëàñòî÷êà ìîÿ! Ðûáêà ìîÿ çîëîòàÿ! – Ñíà÷àëà ðåáåíîê ïîíèìàåò òîëüêî èíòîíàöèþ. (Î÷åâèäíî, ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü èíòîíàöèþ – âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü, ýòîìó ó÷èòü íå íóæíî.) Ïîçæå îí íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ñ ÷åì åãî ñðàâíèâàþò, è ýòî ñðàâíåíèå âûçûâàåò â íåì ðàäîñòíîå ÷óâñòâî ñâîåé ïðè÷àñòíîñòè ê ÷åìó-òî õîðîøåìó, êðàñèâîìó.
Ðåáåíêó ïîþò ïåñåíêè, òåøàò åãî ïîòåøêàìè, ïðèáàóòêàìè, ÷èòàþò åìó ñòèõè, ðàññêàçûâàþò ñêàçêè, è â íåì ðîæäàåòñÿ ÷óâñòâî ïðèîáùåíèÿ ê ïðåêðàñíîìó, êðàñîòà è ñ÷àñòüå ñòàíîâÿòñÿ äëÿ íåãî ñèíîíèìàìè. È âñå ýòî äàåò ðîäíîé ÿçûê!
Ñèëà ðîäíîãî ÿçûêà êàê ôàêòîðà, ðàçâèâàþùåãî èíòåëëåêò è âîñïèòûâàþùåãî ýìîöèè è âîëþ, çàêëþ÷åíà â ñàìîé ïðèðîäå ÿçûêà: â åãî ñâîéñòâå áûòü ñðåäñòâîì ñâÿçè ìåæäó ÷åëîâåêîì è îêðóæàþùèì åãî ìèðîì, èëè, êàê ãîâîðÿò ÿçûêîâåäû, âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòüþ. Ñâîéñòâî ýòî îáúÿñíÿåòñÿ çíàêîâîé ñóùíîñòüþ ÿçûêà.
Äëÿ óäîáñòâà óñâîåíèÿ ÿçûê öåëåñîîáðàçíî ðàññìàòðèâàòü êàê çíàêîâóþ ñèñòåìó, êîäèðóþùóþ (øèôðóþùóþ) îêðóæàþùóþ ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíîñòü (âíåÿçûêîâóþ ðåàëüíîñòü). Çíàêè ÿçûêà – ýòî ìîðôåìû, ñëîâà, ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ïðåäëîæåíèÿ. Ìàðêîâ À. À. Êóëüòóðà ðå÷è è ñòèëèñòèêà: Ó÷åáíèê. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1999.
Óñâîèòü ÿçûêîâîé çíàê – ýòî:
1) çàïîìíèòü åãî ìàòåðèàëüíóþ îáîëî÷êó, ò. å. çàïîìíèòü åãî çâó÷àíèå è ñîîòâåòñòâóþùèå åìó ìûøå÷íûå äâèæåíèÿ îðãàíîâ ðå÷è;
2) ïîíÿòü, êàêîìó ïðåäìåòó èëè ÿâëåíèþ âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòè îí ñîîòâåòñòâóåò, ÷òî îí êîäèðóåò, ò. å. ïîíÿòü åãî ñìûñë. Áåçðóêîâà Î. À. Ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà. – Ì.: Ýêñìî, 2005.
Ìàòåðèàëüíàÿ îáîëî÷êà ÿçûêîâûõ çíàêîâ, èëè «ìàòåðèÿ ÿçûêà», â óñòíîé ðå÷è – ýòî çâóêè, ò. å. ôîíåìû è ïðîñîäåìû (ýëåìåíòû èíòîíàöèè – ñèëà çâóêà, âûñîòà òîíà, òåìáð ãîëîñà, òåìï ðå÷è), â ïèñüìåííîé ðå÷è — ãðàôåìû, ò. å. áóêâû è íåáóêâåííûå ãðàôè÷åñêèå çíàêè (ïðîáåëû ìåæäó ñëîâàìè, çíàêè óäàðåíèÿ, çíàêè ïðåïèíàíèÿ è ò. ä.).
Ïðàâèëà ðîäíîãî ÿçûêà
Ðóññêèé ÿçûê, êàê è ëþáîé äðóãîé, æèâåò ïî ñâîèì ïðàâèëàì. Íàì íå âñåãäà óäàåòñÿ èõ ñôîðìóëèðîâàòü, à ïîðîé äàæå è îñîçíàòü. Áóäó÷è âçðîñëûìè, ìû óæå íå çàäóìûâàåìñÿ íàä òåì, ïî÷åìó ñëîâî «òàáóí» óïîòðåáëÿåòñÿ òîëüêî âìåñòå ñî ñëîâîì «ëîøàäåé», äåòåíûø îëåíÿ íàçûâàåòñÿ «îëåí¸íîê», ëüâà – «ëüâåíîê», à äåòåíûø êîðîâû – íå «êîðîâåíîê», à «òåëåíîê». Ìû ïîíèìàåì, ÷òî âûðàæåíèå «äâóõ÷àñîâîé ñïåêòàêëü» ãîâîðèò î òîì, ÷òî äåéñòâèå ñïåêòàêëÿ äëèòñÿ äâà ÷àñà, à «äâóõ÷àñîâîé ïîåçä» – ýòî ïîåçä, êîòîðûé îòïðàâëÿåòñÿ â äâà ÷àñà. Çíàíèå âñåõ ýòèõ âåùåé ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì íàøåãî îïûòà èñïîëüçîâàíèÿ ÿçûêà â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.
Îäíàêî äëÿ ðåá¸íêà, òîëüêî íà÷èíàþùåãî îñâàèâàòü ðîäíîé ÿçûê, ÷àñòî áûâàåò íåïîíÿòíûì, ïî÷åìó åñòü «áðþ÷íûé êîñòþì», íî íåò «þáî÷íîãî», ïî÷åìó ìîæíî ñêàçàòü «óòåíîê», «ëèñåíîê», «ãàë÷îíîê», íî íåëüçÿ ãîâîðèòü «âîðîáüåíîê» èëè «êóðåíîê». Óñâîèâ íà ïîäñîçíàòåëüíîì óðîâíå ïðàâèëî, íà îñíîâàíèè êîòîðîãî êàæäûé ïðåäìåò íàçûâàåòñÿ îïðåäåëåííûì ñëîâîì, ðåáåíîê èñïûòûâàåò çàìåøàòåëüñòâî, êîãäà ñòàëêèâàåòñÿ ñ òàêèìè ÿâëåíèÿìè â ÿçûêå, êàê îìîíèìèÿ èëè àíòîíèìèÿ.
Ìàëûøó íå ñðàçó óäàåòñÿ ïîíÿòü, ÷òî ñëîâîì «ïëèòà» ìîæíî íàçâàòü è êóõîííóþ ïëèòó, è ïëèòó íà ñòðîéêå, à ñëîâîì «íîðêà» – è æèâîòíîå, è æèëèùå æèâîòíîãî. Ðåáåíîê íå ìîæåò ñðàçó óñâîèòü âñå îòòåíêè â çíà÷åíèÿõ ñëîâ è ïîýòîìó íå âñåãäà ïðàâèëüíî ïîäáèðàåò íóæíîå äëÿ êîíòåêñòà ñëîâî: «ñòàðàÿ ãàçåòà» – «ìîëîäàÿ ãàçåòà» (ïî àíàëîãèè «ñòàðàÿ æåíùèíà» – «ìîëîäàÿ æåíùèíà»).
Íî, òåì íå ìåíåå, ðåáåíîê ïî ìåðå ñâîåãî ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïîñòåïåííî óñâàèâàåò âñå ýòè ïðàâèëà ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïîìîùü âçðîñëîãî çàêëþ÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â òîì, ÷òîáû äàâàòü åìó îáðàçåö òîé ïðàâèëüíîé ðå÷è, èç êîòîðîé ðåáåíîê ñìîæåò «äîáûâàòü» íåîáõîäèìóþ äëÿ íåãî ÿçûêîâóþ èíôîðìàöèþ. Îäíàêî íå âñå äåòè ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ ýòîé ðàáîòîé. Çäåñü òðåáóåòñÿ ïîìîùü ïåäàãîãîâ èëè ðîäèòåëåé. Îíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ðåáåíêà ê òåì ñêðûòûì ïðîöåññàì, êîòîðûå ïðîòåêàþò â ÿçûêå è íàõîäÿò ñâîå âûðàæåíèå â ðå÷è, íà ïðàêòè÷åñêîì óðîâíå ïîêàçàòü åìó äåéñòâèå ýòèõ ïðàâèë.
çàêëþ÷åíèå
ÿçûê ðå÷ü èíòîíàöèÿ ñèíòàêñè÷åñêèé
Ñ ðîñòîì ðåáåíêà ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ åãî ðå÷è ñòàíîâèòñÿ, ïîæàëóé, îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ äëÿ ðîäèòåëåé. Ñåé÷àñ óæå íèêòî íå ñîìíåâàåòñÿ, ÷òî ðàçâèòèå è îáó÷åíèå íóæíî íà÷èíàòü ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà, íèêòî íå îñïàðèâàåò ôàêò âçàèìîñâÿçè ðå÷è è ìûøëåíèÿ: ìàëûø ïîçíàåò ìèð, â òîì ÷èñëå, è ñ ïîìîùüþ ðå÷è, à ðå÷ü îêàçûâàåò çàìåòíîå âëèÿíèå íà åãî óìñòâåííîå ðàçâèòèå.
Êàæäûé ðåáåíîê ïîñòèãàåò ðîäíîé ÿçûê ñîáñòâåííûì ïóòåì, íî ó âñåõ äåòåé ñóùåñòâóþò ñâîè îñîáåííîñòè â åãî óñâîåíèè, ïðîÿâëÿåìûå â ðå÷è. Ó îäíèõ ñëîâà â ëåêñèêîíå íàêàïëèâàþòñÿ ðàâíîìåðíî, ïîñòåïåííî îáúåäèíÿÿñü â íåñëîæíûå ïî ñâîåé ñòðóêòóðå ôðàçû. Äðóãèå æå, äîâîëüñòâóÿñü â òå÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñëîâ, ìîãóò ïåðåæèòü ðåçêèé ñêà÷îê â ðàçâèòèè ðå÷è, èõ ñëîâàðíûé çàïàñ áûñòðî ïîïîëíÿåòñÿ, ïîÿâëÿþòñÿ äîâîëüíî ñëîæíûå ôðàçû è íîâûå ôîðìû ñëîâ.
ñïèñîêëèòåðàòóðû
1. Àáðàøèòîâà Ô. Ã. Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â áóäóùåé æèçíè ó÷åíèêà. – Ì.: Ðîññìåí, 2003.
2. Áåçðóêîâà Î. À. Ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà. – Ì.: Ýêñìî, 2005.
3. Âûãîòñêèé Ë. Ñ. Ìûøëåíèå è ðå÷ü. – Ì., 1982.
4. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì.: Ëîãîñ, 1993.
5. Êîøåëåâà À. Ä. Ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêà. – Ì., Ïðîñâåùåíèå, 1985.
6. Êóðåí¸â Î. Â. Êóëüòóðà ðå÷åâîãî ýòèêåòà. – Ì.: Ãåðäà, 2001.
7. Ëóðèÿ À. Ð., Þäîâè÷ Ô. À. Ðå÷ü è ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ðåáåíêà. – Ì., 1956.
8. Ìàðêîâ À. À. Êó?