Значение ритма для развития ребенка

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка эмоциональна. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Упражнение для младшей группы: «Барабан»
Мне купили барабан – бам,бам,бам!
Я на нем играю сам – бам,бам,бам!
Варианты исполнения:
1. Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладошки.
2. Хлопать ладошками по барабану.
3. Ритмично ударять кулачком о кулачок.
4. Притопывать двумя ногами.
Упражнение для средней группы: «Колобок»
Колобок, колобок – По 3 хлопка в каждую сторону,
У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,
Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,
Ты от дедушки ушел – Топать ногами на каждый слог.
Упражнение для старшей группы: «Дворник»
Дворник дверь два дня держал. –Качать руками вперед-назад.
Деревянный дом дрожал. – Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь,- Стучать по коленям поочередно
Дворник думал: это зверь. – Потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.
Упражнение для подготовительной группы: «Храбрый воробей»
Чики-рики, чик-чирик! – Хлопать в ладоши.
Воробьишка с ветки – прыг!-3 щелчка в воздухе и на слово «Прыг»-подпрыгнуть.
Воробей,воробей! –По 3 хлопка по коленям.
Во дворе он всех храбрей! – топающий шаг на месте.
– Берегись,крадется кошка! –Походить на месте,показывая руками «коготки»
– Подразню ее немножко,-Погрозить пальчиком.
А потом – на ветку вмиг…-Машут руками.
Прыг! –Прыжок на двух ногах.
Упражнения по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.
Например, я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег».
Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.
«Ритмическое эхо». точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.
«Угадай мелодию»-прохлопать ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.
Очень интересно проходит работа с палочками и песнями Е. Поляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.
Упражнения решают следующие задачи:
• Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.
• Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.
• Совершенствование движений артикуляционного аппарата.
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
• Формирование фонематического слуха ,например:
«Большие ноги шли по дороге»
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ…
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ…
Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.
ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА
Весёлая лягушка чечётку танцевала
И пузыри пускала по вечерам в реке.
А днём она смеялась, шутила, кувыркалась
И даже умудрялась стоять на голове.
Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.
Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».
Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.
ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ
1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!
В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!
По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.
Поломала каблучок. Ох!
2. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.
Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.
Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.
Вновь сломала каблучок, Ох!
3. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.
Побежала по дорожке, так-так, так-так.
Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!
Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!
Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов. Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. (по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» – удары палочек друг о друга.
В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» – удар палочками и остановка.
Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» – удар палочками и остановка. Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно под ритм стихов.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Ритмы пронизывают жизнь человека. Наша планета и вся Вселенная в целом тоже подчиняются ритмам – прилив, отлив, вращение Земли вокруг Солнца. Для маленькой вселенной малыша – ритм тоже очень важен и является одним из важнейших принципов здорового развития.
Что же такое Ритм?
Ритм – это повторение схожих процессов в схожих ситуациях. Дыхание человека – это ритм: каждый вдох немного отличается от другого, но все-таки каждый вдох похож на предыдущий. Если такт представляет собой абсолютно равномерное “мертвое” деление, то ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.
М. Н. Ливановым и другими учеными выявляется, что выработка прочного двигательного условного рефлекса (т. е. навыка) облегчается при действии ритмического раздражителя разной природы, в то время как аритмичная стимуляция затрудняет его формирование.
Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов, характеризующихся разными по сложности ритмами. Строгая система внутренних ритмов организма и их четкое согласование с внешними ритмами сохраняют гомеостаз и поддерживают его на оптимальном уровне жизнедеятельности.
Ритм музыки и других звуковых стимулов, т. е. ритмическое пространство окружающей среды, влияет на наше психофизическое состояние и отражается на нашем поведении.
Ритм речи относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи, которая представляет собой одну из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человеческого организма.
Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького ребенка, дошкольника. Ритм – это основа любого процесса адаптации. Для ребенка упорядоченное течение дня является существенным облегчением. Не происходит ничего непредвиденного, травматичного, приобретается опыт постоянства и последовательности, сохраняется ощущение защиты. В свою очередь, нерегулярность и недостаток предсказуемости в окружении ребенка ведут к нарушениям развития. Многие родители замечают, что ребенок может бесчисленное количество раз просить почитать одну и ту же сказку, ему не надоедает гулять в одном и том же дворе ( в отличие от родителей). Это не прихоти, это все тот ж процесс адаптации. Маленькие дети не могут самостоятельно организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами. Ребенок отдан всему, что происходит в его окружении. Если окружающие его люди будут ночью бодрствовать и заниматься какой-либо деятельностью, а днем спать, то и у ребенка будет формироваться именно такой ритм. Очень важно, чтобы взрослые осознанно помогали ребенку войти в здоровый жизненный ритм.
Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.
К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.
В работах В. И. Бельтюкова, И. Н. Мусатова, Е. З. Яхниной отмечается, что у детей с нарушением слуха речь неритмичная, монотонная, нестабильная по громкости.
В общей моторике у таких детей имеются трудности координации, выполнения последовательных движений, их недостаточная ритмичность, нарушение восприятия музыкального ритма.
В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.
У детей с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Евтушенко, Л. С. Медникова) выявляется низкая способность к восприятию и воспроизведению ритмических структур в различных видах деятельности. Только в условиях специально созданной коррекционно-развивающей работы дети дошкольного и школьного возраста, имеющие отставание в интеллектуальном развитии, могут овладевать разными ритмами.
Исследования чувства ритма у слабовидящих детей школьного возраста, проведенные В. А. Кручининым, свидетельствуют о замедленности у них восприятия заданных ритмических сигналов.
В единичных работах отмечается взаимосвязь между степенью с отечформированности моторной функции и чувством ритма у детей с дизартрией .
Изучение Л. А. Поздняковой ритмических структур в моторике детей с дизартрией показывает, что трудности воспроизведения ритмического рисунка и передачи акцентированных ударов наиболее выражены у детей с преимущественными проявлениями экстрапирамидных и псевдобульбарных явлений при дизартрии, что, по мнению автора, обусловлено не только нарушением динамического праксиса, но и недостаточностью двигательной памяти.
Наличие нарушений ритма движений и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается в специальной педагогике и психологии при разработке методик специальных ритмических воздействий, которые используются в процессе коррекционно-развивающей работы.
Так, например, при недоразвитии речи занятия и уроки по логоритмической ритмике, проводятся один-два раза в неделю, соотносясь с этапом логопедической коррекции.
На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.
Список литературы:
1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, 1982.
2. Евтушенко И. В. Музыка и пение, 2010.
3. Ливанов М. Н., Современные проблемы электрофизиологии центральной нервной системы, 1967.
4. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991
5. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010
6. Медникова, Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии, 1995.
Источник
Визуальная и звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков, постоянно воздействует на ребенка. Негативное влияние оказывает ритмическое однообразие, монотонность социальной среды. Именно так воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды. Монотонный ритм «спальных» районов современных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества.
Ритмически организованная среда представляет собой стилевое единство, гармонию, но при этом разнообразие, индивидуальность каждого пространственного элемента, строений. Так, например, художественные работы известного итальянского психолога А. Менегетти, размещенные в Лизори, создают полиритмическое богатство, неповторимость, что позволяет испытать вдохновение и спокойствие. Разноцветные скульптурные композиции, зеленый плющ, покрывающий полотном все стены, разнообразные ступеньки и разноуровневые уступы, арки и полуарки, изгибы дорожек во дворе детского сада, низкие ажурные решетки, названия на табличках у дверей – это то ритмическое разнообразие, которое позволило бы детям оказаться в ритмически организованном благоприятном пространстве.
Известна зависимость умственного развития ребенка от его ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал еще в начале века К. Бюхер. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племен, которые находятся на низкой стадии развития. Современный цивилизованный человек ритмичен, его действия целесообразны и оптимальны, если он находится в благоприятном эмоциональном состоянии.
Ритмичность зависит от психического состояния и здоровья человека. Это ярко проявляется у детей. На основе результатов многолетнего исследования проблемы ритмов в деятельности детей дошкольного возраста в обычных и коррекционных классах начальной школы и группах детского сада мы пришли к следующим выводам. Дети, отстающие в умственном развитии, с трудом выполняют ритмические упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых легких ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма трудовых действий, и графического ритма, и музыкального ритма, то есть ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые внутренние зажимы приводят ребенка к «тугодумию», к мышечной несвободе, то есть его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга. Источником подавления ребенка всегда является взрослый. Любые методы воспитания, любые действия, применяемые в отношении ребенка, должны быть направлены на сохранение, развитие и совершенствование индивидуального бытия.
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную, многоаспектную информацию, или, иначе, сигналы, что является своего рода тестом на определение психического, биологического, химического состояния организма. Ребенок живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразными ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уровне (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.
Ритмичность – одно из основных свойств любого живого организма. Удивительна синхронизация ритмов в природе. Например, приближение пробуждения любого живого существа сопровождается повышением артериального давления, увеличением частоты пульса, мышечной силой и т.д. Известны многообразные реакции животных на заход или восход солнца, очевидна ритмизация явлений природы на Земле, в движении планет, других космических явлений.
Чувство ритма относится к врожденным свойствам человека, поэтому язык ритмов общезначим. Ребенок пронизан ритмами. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том, что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
Велико значение ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Важно научить детей начинать день вовремя, научить включаться в процесс деятельности, организовывать режим дня после занятий. При этом необходимо различать два понятия, которые в музыке имеют четкое разграничение, а в жизни постоянно подменяются. Это ритм и метр.
Нередко изменения времен года, смену дня и ночи, пульс сердца называют ритмами. В действительности это всего лишь метрические закономерности жизни. Ритм времен года заключается в уникальности, неповторимости каждого года. Нет ни одной одинаковой весны: ритмы ранней весны, ее быстрое цветение, солнечные дни и холодные короткие ночи одного года нельзя спутать, например, с холодными днями запоздалой весны другого года. Каждая весна уникальна, также как и каждое сердце бьется не только с разной силой, но и с различной степенью наполнения. Полнокровные, жизненные процессы – это и есть ритмы жизни.
Ритмы можно классифицировать по нескольким направлениям: ритмы окружающего мира – природные (биологические, физиологические), социальные (бытовые, общественные, художественные), космические (планетарные, галактические); ритмы человека – соматические (ритмы организма), психические (ритмы эмоциональной сферы), ментальные (ритмы общественной деятельности), духовные (энергетические); ритмы, которые зависят от способа восприятия – динамические (временные) и статические (визуальные).
Остановимся на последней группе ритмов, поскольку педагогика занимается проблемами развития ребенка в процессе воздействия особо организованной среды, то есть образовательной среды. Весь образовательный процесс пронизан и динамическими (все, что слышит ребенок), и визуальными (все, что он видит) ритмами, если жизнь в дошкольном образовательном учреждении организована ритмично, полноценно и разнообразно.
К динамическим ритмам относят все ритмы художественных произведений, которые развиваются во времени: поэзия, проза, музыка, хореография. Визуальные ритмы заложены в живописи, скульптуре, архитектуре. Искусствоведы нередко относят архитектуру по степени выразительности к динамическим видам искусства. Но ритм в архитектуре и градостроительстве воспринимается зрением, поэтому в данной классификации мы причисляем их к визуальным видам искусства.
Если учесть, что динамическими ритмами являются не только ритмы искусства, но и ритмические жизненные процессы, то их можно также классифицировать по разным признакам: шумовые, звуковые, музыкальные; вербальные и невербальные; временные (слышимые) и пространственные (неслышимые, но воздействующие на ребенка). Визуальные ритмы тоже очень разнообразны. Можно выделить плоскостные и пространственные, композиционные и последовательные, цветовые и графические.
Природа искусства такова, что ритмы являются его сущностью, поэтому искусство играет важную роль в жизни ребенка.
Напротив, музыка с однообразным, упрощенным, повторяющимся на протяжении всего произведения ритмом снижает внимание детей, снижает психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Педагогу необходимо помнить, что однообразный ритм некоторых направлений современной музыки снижает не только работоспособность, но и, при длительном воздействии, интеллектуальные способности детей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности развить музыкальные способности ребенка и осуществить его общее развитие невозможно.
В условиях школы самовыражения, дети постоянно включаются в разнообразные виды фантазирования, в том числе и ритмическое фантазирование. Ритмическое фантазирование является одним из основных способов сохранения и восстановления естественных (природных) ритмов ребенка, освоения визуальных и аудиальных ритмов, а также овладения ритмами мыслительных процессов. Подобная работа педагога позволяет гармонизовать личность ребенка с окружающим миром, людьми и, самое главное, с самой собой.
При освоении визуальных ритмов дети знакомятся с пространственными, объемными (при изготовлении объемных работ) и плоскостными (в процессе изобразительной деятельности) ритмами. Аудиальные (временные) ритмы направлены на освоение шумовых, звуковых, музыкальных и речевых ритмов.
Ритмы среды включают огромный спектр как визуальных и аудиальных ритмов, так и кинестетических. С приходом детей утром в детский сад работа начинается с гармонизации внутренних процессов ребенка, группы детей, коллектива в целом. Ритмический настрой детей необходим потому, что домашние ритмы, ритмы улицы зачастую не совпадают с природными ритмами ребенка и с необходимым единым ритмом в коллективе, поэтому требуется определенная работа в начале дня для создания так называемого «ритмического резонанса», который облегчит детям включение в любой вид деятельности.
В процессе работы также необходимо учитывать сезонные ритмические изменения в природе, месторасположения детского сада, время суток и общее настроение детей. От этого зависит выбор ритмических упражнений, музыкальных произведений, их характер, темп, динамика.
Принцип ритмичности учитывается на любых занятиях с детьми дошкольного возраста. Организация образовательного процесса с учётом принципа ритмичности позволяет детям легко и свободно включаться в любую познавательную деятельность, даже не имея большого опыта в данном виде деятельности.Занятия выстраиваются в определенном ритме. Это повышает интерес к занятиям, улучшается запоминание и значительно снижается утомляемость, что благотворно влияет на сохранение соматического и психического здоровья.
Для создания единого ритмического пространства в работе с детьми учитываются следующие положения.
- Учитритма дыхания и пульса позволяет сделать работу природосообразной. Детям предлагаются дыхательные упражнения.
- Ритмически организованная смена деятельности, с учетом спланированного ускорения и замедления постоянно активизирует внимание детей.
- Чередование активизирующей и расслабляющей деятельности помогает избежать утомления.
- Использование на протяжении занятия ритмов музыки, танца, ритмических композиций по изобразительному искусству вызывает и поддерживает интерес у детей даже к сложному материалу.
- Применение метода «троичность ритма» (термин В.И. Симаковой), который основан на единстве сознания, чувств и воли (чередование восприятия, переживания и практической деятельности), позволяет равномерно распределять нагрузку на голову, сердце и руки ребенка.
- Спокойная, ритмически организованная речь педагога создает благоприятный фон и комфортные условия для общения и работы детей.
Таким образом, развивая у детей ритмичность как качество личности, педагог способствует умственному развитию детей, быстрому вхождению детей в любую ситуацию, легкую переключаемость с одного вида на другой, повышает работоспособность, позитивную активность, облегчает и создает благоприятные условия для жизнедеятельности, как отдельного ребенка, так и коллектива в целом.
По книге: Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Ритмическое самовыражение детей. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. 105с.
Источник