Значение рисования лепки аппликации для всестороннего развития ребенка
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника
Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Лепка
Все родители прекрасно осведомлены о пользе, которую приносит развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать.
Рисование
Рисуя, малыш играет и учится одновременно. Во время этого занятия малыш может увлечься так, что на долгое время перестанет шалить и в доме воцарится покой и тишина. Кроме того, доказано, что рисование – это наилучший способ развить у крохи мелкую моторику, внимание, фантазию, интеллект, восприятие цвета и цветопередачи, поможет сделать движение ручек точнее. Не стоит забывать, что совместный труд (а рисование и есть труд) – рекомендован многими психологами и создателями методик раннего развития детей. Такое занятие, как ни странно, укрепляет семью, развивает чувство сплоченности и командного духа. А значит, полезно не только крохе, но и его родителям. Кроме того, это замечательный способ отвлечься от дел и работы и просто отдохнуть с пользой для семьи.
Аппликация
Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
а) Умственное воспитание – постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь.
б) Сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
в) Нравственное воспитание – аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
г) Трудовое воспитание – здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
д) Эстетическое воспитание – чувство цвета, – когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции – конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Аппликация связана с развитием речи, так как пополняется словарный запас детей, развивается связная речь. Связана с рисованием, лепкой – закрепляются цвета, формы, развивается воображение.
Конструирование
Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Процесс создания построек тесно связан с игрой – дети сооружают постройки и играют с ними, перестраивая по ходу игры. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как это возможность для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Здесь дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения — целенаправленное рассматривание предметов, сравнение их, расчленение на части, нахождение в них общего и различий, умение делать обобщения. Дети познают свойства геометрических тел и пространственные отношения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями (куб, брусок, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.). Конструктивная деятельность это также средство нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Источник
Оксана Фоминых
Значение занятий рисованием, лепкой и аппликацией для всестороннего развития детей
Занятия рисованием, лепкой и аппликацией имеют значение для всестороннего развития детей, их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Через изобразительную деятельность дети активно выражают впечатления, полученные в процессе обучения и воспитания. В этом отношении изобразительная деятельность близка игре и рассказам детей. Одни стороны, явления окружающей жизни дети лучше передадут в творческих играх, другие в рассказах и, наконец, третьи – в рисунке, лепке, аппликации.
Если в играх и рассказах дети прежде всего передают действия, события, протекающие во времени, то в изобразительной деятельности – изображают предметы и живые существа, располагая их в пространстве (на листе бумаги, на столе) в известных отношениях друг к другу.
Форму предмета, его строение и относительную величину дети могут передать линией и цветом в рисунке и аппликации, в объемном виде через лепку.
Дети приобретают возможность заниматься рисованием, лепкой, аппликацией лишь при условии развития наблюдательности, мышления, памяти и воображения, развития эстетического чувства и обострения ощущений.
Необходимо также развитие двигательной сферы детей, овладение известным уровнем дифференцированных движений.
Публикации по теме:
Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества
Я музыкальный руководитель, педагог художественно – эстетического цикла хочу представить опыт своей работы по теме: «Интеграция как фактор.
Бисероплетение как средство всестороннего развития детей
Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.
Консультация для родителей «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка»
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического.
Консультация для родителей «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника»
Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к самовыражению через творчество. Не говоря уже о том, что.
Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»
Консультация для воспитателей “Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей” Обучение математике детей.
Методика проведения занятий лепкой в первой младшей группе
Методика проведения занятий лепкой в первой младшей группе. Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. Программа воспитания.
Пескография как средство всестороннего развития детей
Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем..
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей
Все занятия по избирательной деятельности, кроме самого выполнения установленных учебных задач на сегодняшний день можно назвать важной.
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с ЗПР
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.
Значение театрализованной деятельности для всестороннего развития дошкольников
Доброго времени суток! Хочу представить вашему вниманию мою первую статью для публикации в педагогическом сборнике. Детство – страна удивительная.
Источник
Слайд 1
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника Составила: Фоминых И.Л., педагог дополнительного образования МБОУ СШ № 12
Слайд 2
Виды изобразительной деятельности Рисование Лепка Аппликация Конструирование
Слайд 3
Изобразительная деятельность Нравственное воспитание Умственное воспитание Сенсорное воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Пример пересечения воспитательных направлений в процессе изобразительной деятельности
Слайд 4
Умственное воспитание. Задачи. Развитие наблюдательности. Расширение запаса знаний. Знакомство с материалами. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие речи.
Слайд 5
Сенсорное воспитание. Задачи. усвоение знаний о свойствах и качествах предметов, форме, цвете, величине, положении в пространстве
Слайд 6
Нравственное воспитание. Задачи. Потребность и умение доводить начатое до конца. Сосредоточенно и целенаправленно заниматься. Помогать товарищу. Преодолевать трудности. Внимание , упорство, выдержка и т.п. Воспитание нравственно-волевых качеств, таких как:
Слайд 7
Трудовое воспитание. Задачи. Формирование: Умения трудиться. Добиваться желаемого результата. Трудолюбия. Ручной умелости. Навыков самообслуживания.
Слайд 8
Эстетическое воспитание. Задачи. Развитие: Художественного вкуса. Чувство цвета. Чувство ритма. Чувство пропорции. Чувство формы.
Слайд 9
Развитие ребенка в рисовании Рисование – наилучший способ развить у ребенка мелкую моторику, внимание, фантазию, интеллект, восприятие цвета и цветопередачи, поможет сделать движение рук точнее.
Слайд 10
Развитие ребенка в лепке У ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать.
Слайд 11
Развитие ребенка в аппликации Аппликация дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции.
Слайд 12
Развитие ребенка в процессе конструирования На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей; приобретаются конструктивно-технические и обобщенные умения. Речь детей начинает обогащаться новыми терминами, понятиями. Формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Слайд 13
Роль изобразительной деятельности при подготовке детей к школе Формирование элементов учебной деятельности: умения слушать и выполнять указания педагога, понимать поставленную задачу. Умение анализировать задачу и выбирать необходимые для ее решения способы действия. Умение контролировать свои действия и при необходимости исправлять. Умение адекватно оценивать результат.
Слайд 14
Используемые ресурсы Под редакцией доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Для воспитателя детского сада», 1991. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/26/statya-znachenie-risovaniya-lepki-applikatsii-i https://helpiks.org/8-88717.html Др. ресурсы интернета
Источник
Значение аппликации
для всестороннего развития дошкольников.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.
Вы узнаете насколько велики потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу сред-него возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).
Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.
Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру – листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, орнаментов и т.д.
Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника:
Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание. Чувство цвета возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает при восприятии ритмичной стройность предмета, ритмичном расположении его частей. Чувство пропорции вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Занимаясь вместе с ребенком аппликацией, Вы поможете ему в освоении цветов и их оттенков, геометрических фигур, величин, пространственной ориентации и многого другого. И, конечно, изготовление предметов или композиций из бумаги, ткани, природных материалов, работа с ножницами и клеем доставит много радости детям.
Источник