Значение режима дня для развития ребенка раннего возраста
Лимова Юлия
Режим дня. Его значение в жизни ребенка раннего возраста
Часто мы, взрослые люди, даже не задумываемся, как пройдет наш завтрашний день. Мы знаем, что встанем утром в определенное время, позавтракаем, пойдем на работу (в школу, в институт, пообедаем в столовой, по пути домой зайдем в магазин и многое другое. У нас есть определенные привычки, обязанности, ответственность, понимание и анализ происходящих событий, достаточный уровень самоконтроля. Из всего вышеперечисленного складывается режим нашего дня.
Часто ли мы задумываемся о том, как спланировать свой день? Уделяем ли должное внимание такой важной стороне нашей жизни? Думаю, не многие взрослые люди могут утвердительно ответить на этот вопрос. Иногда мы забываем или не обращаем должного внимания своему распорядку дня. Тем более сложно в данном вопросе дело обстоит у детей.
В процессе коррекционной работы родители детей раннего возраста часто описывают трудности, с которыми они вынуждены ежедневно сталкиваться. В беседе с психологом мама (папа, другой воспитывающий взрослый)говорят: «мой ребенок меня не слушает на прогулке, не хочет уходить с улицы», «моя дочка не хочет укладываться спать, капризничает, демонстрирует истерику, любым способом требует своего», «ребенок манипулирует мной – я не знаю, что делать!»
Всегда приятно, когда родители готовы к конструктивному диалогу. Итак, когда готов вопрос со стороны родителей, начинается плодотворная коррекционная работа. Психолог совместно с мамой (папой и другими членами семьи) анализирует сложившуюся ситуацию и определяет способы ее решения.
Психолог может задавать следующие вопросы: «когда ваш ребенок капризничает на улице?», «для чего ваш ребенок старается добиться своего любым способом?», «что предшествует истерике вашего ребенка?» и т. д.
Родители дают различные ответы: «малыш капризничает, когда я забираю у него планшет», «ребенок не понимает, для чего требует своего», «ребенок демонстрирует картину истерики, потому что не знает, что будет после прогулки или обеда» и другие варианты.
С одной стороны, можно отметить и нарушения детско-родительского взаимодействия, и гиперопеку со стороны родителей, и манипулирование со стороны малыша. И это будет верно. А с другой стороны – ребенку для качественной жизни необходимы границы, рамки позволенного поведения, режим и распорядок, которые будут «обрамлять» все поведение малыша.
Режим дня ребенка – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, прогулки, игры, питания, соответствующего возрасту.
Соблюдение режима дня является важным условием для формирования здорового образа жизни ребенка, соблюдения его физического и психологического благополучия.
Малыша нужно приучать к режиму с первого года жизни, чтобы детский организм привыкал к определённому времени бодрствования, сна, приёма пищи, игры.
Важным условием правильного режима дня является привычка ребенка выполнять все свои «дела» с учетом времени.
Например, если подъем ребенка в 7.00, завтрак в 7.30, прогулка в 13.00, ночной сон составляет примерно 9 часов – следует придерживаться такого распорядка и сегодня, и завтра, и послезавтра…
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. В этом случае ребенку будет понятен ход событий дня, что способствует ощущению безопасности и успокоению его нервной системы. Такое поведение и станет профилактикой от непредсказуемых истерик ребенка, от эмоционального взрыва в случае непонимания происходящего. Понятный ребенку режим дня, следование правилам и распорядку обеспечат понимание происходящего вокруг. Малышу будет более понятно, что последует дальше, когда он пойдет гулять, когда прогулка закончится и т. д.
Правильно организованный режим дня способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию дисциплины и ответственности. Со временем ребенок станет более самостоятельным, будет более осмысленно отвечать на заботу родителей.
Главными координаторами в этом процессе выступают, конечно же, родители малыша. Только значимые близкие люди смогут прививать своему ребенку навыки повседневности, умело обрамляя их в правила и нормы. Впоследствии это будет называться поведением!
Обычно малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям не всегда удается придерживаться порядку. В такой ситуации важно помнить, что однажды установленный распорядок дня ребенкадолжен соблюдаться всегда: не зависимо от погоды, настроения близких, праздничных и выходных дней.
Не стоит игнорировать данный совет, так как запаздывание приема пищи, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе ребенка: он становится вялым или возбужденным, начинает капризничать,плохо засыпает,теряет аппетит.
Также очень важно приучить ребенка ложиться спать и вставать в определенное время.
А в случае точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, кушать, гулять не вызывает у ребенка возражений.
В процессе беседы с родителями психолог обязательно сделает акцент на важных режимных моментах жизни маленького ребенка. Известно, что фундамент поведения ребенка, заложенный родителями еще в его раннем возрасте, будет основой для будущей качественной жизни всей семьи.
Все дети по-разному реагируют на изменения окружающей среды, в связи с этим родителям необходимо всякий раз создавать условия для более комфортной адаптации малыша. Например, для ситуации бодрствования предложите ребенку новые игрушки или интересную игру с привычными игрушками, активные игры, игры-соревнования. Для спокойных моментов дня, например, подготовки ко сну, можно порекомендовать родителям напевать песенки, колыбельные, сделать успокоительный расслабляющий массаж ребенку и т. д.
Показателем правильности режимаявляется соответствующее поведение малыша: он спокоен и активен, интересуется игрушками, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
Будьте здоровы!
Источник
Ольга Гаврилова
Особенности режима детей раннего возраста
Автор: Гаврилова О. П. – воспитатель 2-й квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ №47»г. Братска
Забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка одна из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем, повышенная ранимость организма – низкая его сопротивляемость заболеваниям, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Правильное чередование отдыха и смены деятельности – вот те главные составляющие режима, которые являются фундаментом успешного развития детей.
Под режимом понимается система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режим – основа формирования основных биоритмов в деятельности организма.
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.
Правильная организация режима способствует:
– нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;
– обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;
– предохраняет нервную систему от переутомления,вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время.
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:
1. Выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;
2. Сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов. Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.
При составлении режима дня важно учитывать особенности детей раннего возраста: восприимчивость к воспитанию и обучению, пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.Все процессы: еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Поэтому к основным режимным моментам относятся:
– время приема пищи (4- разовое)
– укладывание на дневной и ночной сон
– общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физ. упражнений.
Остальные компоненты режима дня динамические, т. е. они не должны быть строго установлены.
Когда соблюдается режим, он не в тягость ни малышу, ни родителям. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит у него хороший, он достаточное время гуляет, быстро засыпает при укладывании, правильно развивается и физически и психически, болеет реже и более легко.
Постоянно соблюдаемый режим предотвращает возникновение конфликтов между взрослыми и ребенком, дисциплинирует его, помогает формированию волевых качеств, почти полностью предупреждает возникновению детских неврозов.
Основные принципы организации режима в группах раннего возраста:
1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.
2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц,а именно:
– детский сад,
– семья,
– преемственность в работе всего персонала группы.
3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации;
4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!
5. Обеспечить правильное поведение взрослого.Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .
6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.
7. постепенного включения каждого ребенка в режимный процесс.
При организации режиманеобходимо соблюдать определенные правила:
1. Создание у детей положительного отношения к режимным моментам;
2. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
3. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;
4. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
5. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .
6. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
7. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.
8.Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.
9. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.
10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания
11.Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление:
– Предложение взрослого должно совпадать с органической потребностью ребенка;
– Нельзя принуждать ребенка, причинять ему боль, вызывать неприятные ощущения;
– Постепенно вводить все новое (пища, процесс) заранее давать установку на процесс
При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, время года.
Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня, массаж и гимнастика. Двигательная активность – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.
При организации оздоровительного режиманеобходимо стремиться:
1. Полного удовлетворения потребности в движении.
Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.
2. Достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений во время совместной деятельности и общении.
3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций.
Большую роль здесь играет установление теплых, ласковых отношений ребенка с воспитателем (близких к отношению ребенка с мамой).
В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.
Используемая литература:
Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей «Москва, Просвещение 1988г.
Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста» под редакцией, Москва, Просвещение 1974г.
Кроха» – пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г.- авторы: Г. Г. Григорьева и др.
Источник
Подготовила:
воспитатель МБДОУ №20 «Дельфин»
Амельчакова Л. А.
Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребёнка
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.
Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится’ будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Режим дня в семье
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Источник