Значение речи в социальном развитии ребенка

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.
Читайте также:  Психологические особенности развития ребенка раннего возраста

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник

                                                              Зуева Т.А.

                                               Воспитатель  МАДОУ ЦРР №17

Тема: «Социально-личностное развитие через речевое развитие»

Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным .

Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.

Развитие речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, для его социализации. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей успешной социализации дошкольника. Дефекты речи могут привести к неуверенности малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Развитие речи – процесс сложный, творческий, это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.

Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей в детском саду через:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

По инициативе взрослого учим детей вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей знакомых персонажей на картинках и их действия, отвечать на вопросы о себе, узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Учим детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях («Давай построим гараж для машин», «Давай покатаем машинки»), договариваться о ролях («Я буду мама. Я буду укладывать куколку спать. А сейчас я буду варить суп. Приходите обедать»)

  • Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.

Развитие связной речи.

Дети вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, договариваются о совместных действиях в игре, сообщают о своих впечатлениях и т.д.

Также дети осваивают умения принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Разложи героев сказки по-порядку») (слайд №6), сравнивать 2 предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Развитие грамматически правильной речи.

В течение года учили детей согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка – котенок, котята; учили осваивать структуру простого распространенного предложения, включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), вводить определения («Пойду гулять с новой куклой»), вводить обстоятельства («Кукла быстро оделась на прогулку»)

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка портфолио

Развитие звуковой культуры речи.

Учим детей правильно произносить гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; развиваем правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата, учим слышать в речи воспитателя звук (песенка ветра – у-у-у, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с, колокольчика – з-з-з и др.)

Учим детей использовать в речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, части и свойства. Учим понимать значение обобщающих слов.

  • Практическое овладение нормами речи.

 Т.е. освоение правил речевого этикета. Учим использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения.

Наша совместная деятельность с детьми начинается с утреннего приема, где мы устанавливаем эмоциональный контакт, обогащаем словарный запас, учим детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказываться о происшедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Во время приветствия, мы выражаем чувство радости от встречи друг с другом или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обмениваемся комплиментами. Комплимент поднимает настроение, и побуждает нас к дальнейшей деятельности.

Для формирования у ребенка положительного отношения к себе мы создаем такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью мы часто создаём такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. В группе размещаем фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.

Мы оформили альбомы, в которых собраны семейные фотографии, групповые снимки. В течение года выставляли рисунки, поделки каждого ребенка, показывали их родителям, сотрудникам, детям, хвалили в его присутствии. Отмечали дни рождения ребятишек всей группой, дарили подарки имениннику.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.                             Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий (Например: «Покажем мишке уголок природы», «Я и мои друзья», «Моя любимая сказка» и т.д.)

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие. («Поможем кукле: кукла упала и порвала платье», «Успокоим мишку», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.)

Организуя с ребятами ситуации поискового характера, необходимо следовать определенному алгоритму:

  • Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение? (Например: беседа «О чём грустит игрушка», «Что такое бактерии?»)
  • Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
  • Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
  • Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. (Например: «Научим Буратино различать деревья и кустарники»)
  • И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».                                                                    Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.                                                       Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

Читайте также:  Применение сказкотерапии в эмоциональное развитие ребенка

Для осуществления работы по социально-личностному развитию детей необходимо создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголок книги, театральный уголок, речевой уголок, дидактические игры, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

  • Работая год по данной теме, к концу года мы увидели достижения детей:    Дети стали с удовольствием вступать в общение со знакомыми взрослыми людьми; понимают обращенную к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые распространенные предложения. Проявляют инициативу в общении со взрослыми. Используют в общении общепринятые простые формы этикета.
  • Дети проявляют интерес к общению со сверстником: привлекают к совместной игре, включаются в игровое общение, проявляя речевую активность.
  • Совместно со взрослым охотно пересказывают знакомые сказки, по просьбе взрослого читают короткие стихи. По вопросам воспитателя составляют рассказ по картинке из 3-4 предложений.

Но ещё не все дети реагируют на обращение ко всем детям в группе и на обращенную речь только к нему. Есть дети, которые отвечают на вопросы отдельным словом, затрудняются в оформлении мысли в предложении. В речи многие слова заменяют жестами, используют автономную речь («язык нянь»). И над всем этим нам предстоит работать в этом году.

Источник

Дина Макарова
Развитие речи, как важный фактор в процессе социализации дошкольника

С первых дней своей жизни ребенок окружен вниманием других людей. Самый первый опыт общения человек приобретает задолго до того как научится говорить. С самого рождения малыш включен в социальное взаимодействие.

Человек от природы существо социальное, его прогресс развития зависит от биологических, психологических и прежде всего, от социальных законов. В процессе общения, социального взаимодействия с окружающими людьми ребенок получает и усваивает определенный социальный опыт.

Становление и развитие личности закладывается в раннем возрасте. В процессе взросления формирование личности ребенка совершенствуется под влиянием других людей, дошкольник приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей и несёт за своё поведение, поступки ответственность. Процесс становления личности называется социализацией. Основной целью процесса социализации является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, и усвоение.

Социализация дошкольника представляет собой процесс усвоения знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребенку активно учувствовать в жизни общества. Социализация дошкольника происходит под влиянием наследственности, той атмосферы, в которой он воспитывается, самопознания и саморазвития.

Существует такое понятие как позитивная социализация дошкольника. Позитивная социализация представляет собой умение дошкольника взаимодействовать с окружающими людьми.

Позитивная социализация дошкольникапреследует следующие цели:

во первых – освоение ребенком первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социального взаимодействия;

во вторых – развитие положительного отношения дошкольника к себе, к окружающим его людям;

в третьих – создание условий для формирования у ребёнка уверенности в своих возможностях и формирование у ребёнка чувства собственного достоинства;

в четвертых – формирование у детей важных социальных навыков, таких как освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, заводить новые знакомства.

Социализация дошкольника предусматривает социальное взаимодействие с окружающим его обществом. Взаимодействие, то есть общение происходит при помощи разговорной речи. Поэтому обучение дошкольников родному языку можно рассматривать как одну из важных педагогических задач дошкольных учреждений. Речь является средство общения и познания детей дошкольного возраста, а также важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Любая деятельность ребенка сопровождается речью. Речь является очень весомым фактором в развитии дошкольника, формирует взгляды и убеждения. Благодаря умению говорить ребенок получает возможность общения с окружающими людьми. родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Как правило, к пяти годам ребенок активно вступает в социальные взаимоотношения с окружающими людьми. Умение общаться с окружающими является необходимым условием личностного и социального развития ребенка. Если к этому возрасту ребенок плохо говорит, он способен осознать свой недостаток и становится молчаливым, застенчивым. Любые проблемы в развитие речи дошкольника неблагоприятно влияют на его деятельность и поведение, а значит и на процесс формировании личности.

Проблема формирования речи дошкольника приобретает все большее значение на данном этапе развития дошкольного образования.

Источник