Значение речи для всестороннего развития ребенка

Родительское собрание. «Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Ход мероприятия:

1. Предварительный этап.

– Анкетирование детей и родителей по данной теме.

– Приглашение родителей на собрание.

– Подготовка к выставке в группе по теме: «Русские народные сказки».

2. Организационный этап.

– Оформление выставки худ. литературы по теме семинара.

3. Вступительный этап.

(Родители рассаживаются полукругом).                                        Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чисто, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: – О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

4. Основной этап.

Воспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

– Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

– А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

– Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

– Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

ДОКЛАД

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.                                                                                Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

 Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Читайте также:  Рекомендации для родителей музыкальное развитие ребенка

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

– Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».

-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

– Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать) .

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

5) Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок)

6) Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

7) Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

8) Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

9) Добрый доктор говорит:

– Побеждаем мы бронхит,

Корь, простуду и ангину,

Дифтерит и скарлатину,

И конечно, с Бармалеем

Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Раздать родителям памятки.

Памятка для родителей

«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения

• Чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.

• Чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются восприятия слова.

• Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определённого жизненного стиля.

ПОМНИТЕ!

Таланты воспитываются книгами и поощрением.

Родители великих людей не навязывали детям книги – они окружали ими детей с детства.

5. Презентация любимых книг детей их родителями.

(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия. Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов)

Приложение

Беседа – опрос детей по теме

«Ознакомление с художественной литературой»

1.    Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

2.    Есть ли у тебя дома книги?  Кто тебе их читает?

3.    Какие книги ты любишь?

4.    Есть ли у тебя любимая книга?

5.    Кто твой любимый герой?

6.    Какие сказки вы знаете?

7.    Знаете ли вы писателей? Назовите их.

8.    Ты хотел бы научиться читать?

Приложение

Анкета для родителей

по теме «Ребенок и книга»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1.    Читаете ли вы ребёнку книги?  Если да, то как часто:

– ежедневно

– несколько раз в неделю

– редко, когда есть время

2. Вы читаете детям книги:

          – по просьбе ребенка

          – по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг  

Читайте также:  Значение интеграции в общем развитии ребенка

        (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

         – сказки

         – стихи

         – литературу о природе

         – энциклопедии, книги познавательного содержания

         – нет определённых предпочтений

   6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в

          детском саду?

   7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

   8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для  длительного чтения? Если

            да, то какие последние произведения вы прочитали?

   9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:

      – периодическую литературу (журналы, газеты)

      – познавательную литературу

      – художественную литературу

Источник

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Читайте также:  Значение общения в развитии ребенка родительское собрание

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник

Семинар-практикум по развитию речи

во второй младшей группе

Тема: «Значение речи во всестороннем развитии личности ребенка»

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

1 часть. «Совсем немного науки».

Речь-форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

–речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

–речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

–овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;

–развитие у детей коммуникативных способностей.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного  поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности-В ННОД, в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдения за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

2 часть (практическая)

Подобрать эпитеты к словам:

–снег (белый,пушистый,сыпучий,холодный…);

–человек (вежливый,замечательный,открытый…);

–ветер (сильный,ласковый,пронизывающий…);

–луна (яркая,растущая,удивительная…)

2. Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно заталкивать платочек в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял! ( с силой вытянуть платочек)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение видно сразу. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга».

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается»-дети тихо говорят «у-у-у…»;по сигналу: «сильная вьюга»-говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается»-говорят тише; по сигналу-«вьюга закончилась»-замолкают.

Речевая игра «Насос».

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…»

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Упражнение – совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Желтое …(солнце)

Пушистые…(котята)

Машина…какая? (большая)

Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.

Утка-утенок-утята

Кошка-котенок-котята

Собака-щенок-щенята

Звуковая культура речи.

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Упражнения для губ и щек (дети 3-4 лет)-совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные(а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц).

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  2. «Сытый хомячок»-надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  3. «Голодный хомячок»-втянуть щеки.
  4.  Рот закрыт.Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух  выходит с силой и шумом.

Упражнение для четкого звукопроизношения.

«Уп,уп,уп-мама варит суп» (звук П).

«Бы,бы,бы-идет дам из трубы» (звук Б).

«Бублик,баранку,батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку» (звук П-Б).

«Жа,жа,жа-есть иголки у ежа» (звук Ж)

«Жу,жу,жу-молоко дадим ежу» (звук Ж)

«Лежит ежик у елки,у ежа иголки» (звук Ж)

Рекомендации родителям.

1 Родители задают вопросы на уточнение.

2 Родители высказывают свое отношение к рекомендациям.

3 Педагог вручает памятки родителям.

Воспитатель : Кучина И. П.

Источник